31 Волчица в логове

31. Волчица в логове

В жизни Степаниды ничего интересного не происходило. Любовь осталась где-то в молодости, презрение и ненависть- чуть позже, когда она усиленно пыталась наладить семейную жизнь и всякий раз упиралась в сопротивление мужчины- причиной были почти всегда алкоголизм и пьянство. Новые страсти в ней не кипели, мировых революций не было. Она часто вспоминала слова Ефима Ильича, сказанные по поводу «синдрома поэзии»:

Стихи не пишутся- случаются,
Сказал известнейший поэт,
Но ничего не получается,
Когда ни дум, ни страсти нет…

У неё не было ни дум. Ни страсти. Она уже хотела забросить это дело, но тут увидела сон про волчицу. И ей захотелось написать. И она попробовала:

Волчица в логове лежала,
Волчат голодных ублажала.
И вот насытились, устали,
От брюха матери отстали,
И пузом кверху, хвостик сверху
Заснули детским крепким сном.

Волчица встала осторожно
И, морду высунув тревожно,
Вдохнула запах ночи.
Прохладой веял старый лес,
Смотрела вниз луна с небес,
И пахло зайцами.

Они, вобрав в себя всю дрожь земли,
Ютились где-то под кустами
И, лапками себя обняв.
Уснуть пытались.

Волчица в логово вернулась,
Потом так хитро улыбнулась,
Волчат потрогала - храпят.
Как тихо, если дети спят!

Лежит волчица и зевает,
И запах леса ощущает,
И видит бледную луну
И звёзды в небе.

Ефиму Ильичу стихотворение понравилось. И он не упустил случая рассказать Степаниде, что современные поэты мало обращаются к классическим размерам и силлабо-тонической системе стихосложения. Они ориентируются на ритм, создаваемый ударением. Ефим Ильич спросил у жены, хорошо ли она вяжет, хотя видел неоднократно её салфетки и подушки, шарфы и свитера. Он сравнил поэта с вязальщицей шали, которая придумывает узор и повторяет его многократно в рисунке вязки. «Вот смотри, Стеша,- обратился он к стиху, только что сочиненному супругой,- сколько ударений у тебя в первой строчке?» « Три». « А во второй. В третьей?» « «Тоже по три». «А в пятой и в шестой??» «Четыре». «Вот тебе и начало узора- 3 3 3 3 4 4 Давай проследим ударение по всему стиху—3 3 3 4 4 2 4 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 2. Ты видишь, что ритм задают строчки с тремя ударениями, а разукрашиваю их четыре и два ударения. Причем, двуударные строчки- конечные, лаконичные, резкие---и пахло зайцами, уснуть пытались, и звёзды в небе….При желании, ты как поэт и автор можешь четыре ударения обратить в три ,но для этого надо правильно читать. И Ефим Ильич заново прочитал вслух стихотворение Степаниды, сократив четыре ударения до трех. « ты можешь рассмотреть текст по горизонтали, что мы и сделали сейчас, установив количество ударений. Ты можешь рассмотреть текст и по вертикали, установив количество строчек в строфе—6 6 4 4 4. И, наконец, ты можешь манипулировать словами, лексикой. Но главные твои герои- волчица, волчата, зайцы- остаются.

 И напоследок Фима предложил Степаниде стихотворение на английском языке русскоязычного автора, где уж точно не было рифмы, а текст держался на акценте, на ударении.

One day somewhere 2
With somebody We’ll meet 2

With you or not with you 2
It doesn’t matter 2

We’ ll meet and say 2
How do you do? 2
Is everything OK? 2
I’m fine, and YOU? 2

And each of us 2
Will go BY 2
By own way, 2
Good bye, good bye! 2
Супруги решили закончить уроки поэтики и подождать тот самый случай, когда эмоции и чувствования заставят обратиться к перу и бумаге.



 


Рецензии
Как необходима была Степаниде -творцу лекция о стихотворном размере!

Татьяна Алейникова   12.09.2011 18:49     Заявить о нарушении
Когда-то мои коллеги, посетившие мою лекцию для афганских студентов, поставили мне диагноз- КИТ В ВАННЕ)))))

Галина Чеснокова   12.09.2011 18:37   Заявить о нарушении
Галя, прелесть!!!

Татьяна Алейникова   12.09.2011 18:49   Заявить о нарушении