Радист номер один

Питер, Купчино, дома застройки 70-х годов прошлого века, зеленые дворики, тишина. И вдруг: на стене одной из типовых пятиэтажек на уровне второго этажа – серьезная антенна, да не какая-нибудь «тарелка», а что-то наподобие оборудования из фильмов про шпионов. Еще одна антенна есть на крыше, но ее не видно с земли. Что такое, откуда? Все просто: в этом доме живет радиолюбитель с восьмидесятилетним (это не опечатка) стажем, в прошлом – начальник службы связи Балтийского морского пароходства, Олег Степанович Ключарев. Олегу Степановичу в этом году исполнилось 96 лет. «Морской Профсоюзный Телеграф» побывал в гостях у ветерана и убедился, что он так же, как и десять, двадцать, сорок, пятьдесят лет назад, в эфире.
Одна из двух комнат скромной квартиры Олега Степановича полностью посвящена радиолюбительству. На столе – два трансивера, наушники, компьютер, ноутбук, часы, выставленные по Гринвичу. На стенах – карта мира, фотографии, дипломы и открытки с позывными, присланные такими же радиолюбителями со всех концов земли. Пока Олег Степанович рассказывает свою историю, из радиопередатчика периодически звучат чьи-то позывные. А история его долгая…
ПОХОРОНЫ ЛЕНИНА
Олег Степанович Ключарев родился в Стрельне под тогдашним Петроградом в 1915 году. После революции и гражданской войны отец Олега Степановича служил в одном из Наркоматов, и семья переезжала туда, куда направляли на работу ее главу – Петроград, Москва, Подмосковье. Память у ветерана-радиолюбителя отличная, и он хорошо помнит события тех лет: и голод, и разруху. А одно из ярких воспоминаний детства – похороны Ленина.
О. С. Ключарев: «На самих похоронах Ленина я не был. Но я хорошо помню этот день. Мне было 9 лет. В 1924 году мы жили под Москвой, станция Апрелевка – мой отец был назначен директором одного из детских домов. И вот как-то днем до нас стал доноситься артиллерийские залпы. Мы, дети, испугались, а отец говорит – это хоронят товарища Ленина. Мой отец, надо сказать, беспартийный человек, выпускник духовной академии, глубоко уважал Ленина. В ту зиму он меня специально возил в Москву, в мавзолей. Помню, было очень холодно, первый мавзолей был деревянный, и очередь стояла во всю Красную площадь. Ленин лежал как живой».
ПЕРВЫЙ ЭФИР
Но в Подмосковье семья Ключаревых надолго не задержалась. У матери было слабое здоровье, она постоянно болела, и отец Олега Степановича стал просить перевода в какое-нибудь место с более мягким климатом. Так, в конце 20-х годов семья переехала в Тбилиси. Там Олег Степанович окончил школу, и там «заболел» радиолюбительством.
О.С. Ключарев: «Хотя я фактически окончил школу, аттестат мне не выдавали – я не знал грузинского языка. А это значило, что я не мог никуда дальше идти учиться. Отец на работе стал снова просить перевода, обратно в РСФСР, мол, ребенок останется неучем, а его грузинские коллеги сказали: «Кацо, в чем проблема? У нас при Министерстве финансов есть институт – пусть приходит, учится». И вот в этом институте из целой группы были только двое русских – я и еще одна девушка. Она-то мне и сказала, что открываются курсы радиолюбителей, куда приглашаются все желающие. Мы с ней туда пошли, и все: я, как говорится, обалдел: громадные генераторные лампы в человеческий рост, карточки, разговоры… Короче говоря, все, кроме радио, меня перестало интересовать. Дома я сказал, что в институт больше не пойду – буду заниматься в радиолаборатории. Вот, я вам сейчас покажу документ. Видите? Это в 1931 году еще в Тифлисе мне выдали разрешение «на прием». А уже в 1933 году, когда мы переехали в Ленинград, я получил разрешение на пользование установленной дома радиостанцией, другими словами, на работу в эфире».
В КРУГОСВЕТКУ НА БУКСИРЕ
В «море» Олег Степанович пришел уже в зрелом возрасте. Закончив в 1937 году  Морской техникум (бывшее Петровское морское училище на Васильевском острове), он попал в институт Арктики и Антарктики, был на зимовке на Чукотке. После возвращения в Ленинград был зачислен в экипаж ледокольного парохода «Дежнев», но в выйти в рейс не получилось – началась война. Олег Степанович был мобилизован в Севастополь, участвовал в обороне и освобождении города. После демобилизации вернулся в Ленинград. Пошел искать работу.
О.С. Ключарев: «Кругом голодуха. Хожу, ищу, куда бы устроиться. Случайно встретил своих бывших сокурсников по техникуму, а они мне говорят: «Иди в пароходство: там Борька Китаевич сидит, он тебя устроит». А мы с Борисом вместе учились тоже. Прихожу, приношу все свои дипломы и документы, а я весь такой положительный был, орденоносец – и меня берут. Правда, на береговую работу. И вот я два года работаю на принимающей радиостанции пароходства, а зарплаты тогда были, сами понимаете, какие. Продуктов нет, хорошо, если из друзей кто-то что-то подкинет. И я уже взмолился: отправьте меня в море, хоть что-то заработаю… И вот меня стали «привлекать»: направили сначала на пассажирское судно «Сестрорецк», потом «Совгавань» после пожара перегонял из Одессы. А раз даже попал почти в «кругосветку» - перегоняли т/х «Сибирь» из Ленинграда на Дальний Восток».
История этого перегона, действительно, замечательная. Потому что получился не перегон, а самый настоящий угон. Дело в том, что после Победы 1945 г. т/х «Сибирь» достался СССР в качестве трофейного судна, и был передан в БМП. Пароходство его отремонтировало на верфях в Варнемюнде, и тут объявился бывший владелец парохода – им оказался гражданин Швеции. Конечно, он потребовал его обратно, и, конечно, нашим отдавать судно совсем не хотелось, поэтому было принято решение перегнать «Сибирь» на Дальний Восток. А чтобы бывший хозяин не смог остановить судно в каком-нибудь несоветском порту, идти было приказано без заходов в порты.
О.С. Ключарев: «Мы вели «Сибирь» на буксире. Нам приказали идти не через Суэц, а вокруг Африки. Единственный порт, на рейде которого ночью мы грузились углем, был Дакар – «Сибирь» работала на угле, и мы запускали двигатели в штормовую погоду, чтобы она могла «подрабатывать». Вот мы обогнули мыс Доброй Надежды и пошли «ревущими сороковыми». А это – не дай Бог там плавать. У нас несколько раз трос буксирный рвался, а волна длиной до трехсот метров, и высотой – будь здоров. Попробуй потом опять состыковаться! В общем, очень сложный был рейс, условия тяжелейшие. Но самое интересное даже не в этом. Когда мы привели судно, нам это засчитали как большой каботаж. А это значит, что никакой инвалюты взамен суточных экипаж не получил. Народ сильно возмущался, даже писали в разные правительственные и партийные инстанции, не говоря уже о Министерстве, но те стояли на своем: каботаж, и все! Иностранных портов захода не было же… Зато потом все штурмана, побывавшие в этом четырехмесячном рейсе, стали капитанами».
САМАЯ ВАЖНАЯ ТЕЛЕГРАММА
В жизни Олега Степановича было много интересного: арктические и антарктические зимовки, работа в регистре судоходства и за границей – Венгрия, Китай, Финляндия, и служба связи Балтийского морского пароходства, которую он возглавлял в 60-х годах. Сколько радиограмм он принял и отправил – не сосчитать. И всегда хранил тайну переписки. Но одну из них он нам все-таки раскрыл, когда мы его спросили, какую самую важную телеграмму ему пришлось передавать.
О.С. Ключарев: «Вы знаете, это совершенно не служебная была телеграмма, а личная. Это случилось еще в первую мою зимовку на Чукотке. Когда мы шли на судне в Певек, вместе с нашей экспедицией к месту работы ехал новый секретарь райкома – молодой парень, только что женившийся. И вот, мы приходим в Певек, а его красавица-жена говорит: «Я на берег не сойду и с тобой не останусь – я полюбила второго помощника». Что тут было! Секретарь рвал и метал, а она ни в какую, так и уехала обратно со своим штурманом. А потом стала просить развода, потому что без согласия мужа тогда не разводили. И этот брошенный муж был очень зол и развода категорически не давал. А вся переписка через меня была, и я, можно сказать, видел, как люди страдают. Время шло, у них уже ребенок родился… И вот этот секретарь райкома постепенно стал смягчаться, смягчаться и, наконец, пришел ко мне и говорит: «Отбей, что я согласен». Я был так рад, наверное, даже больше его бывшей жены!»
U1AU
Олег Степанович – человек, действительно, уникальный. И можно только позавидовать его отношению к жизни. В свои 96 – он уверенно работает на компьютере, пользуется «Скайпом», и находится на связи со всем миром. А иногда даже участвует в соревнованиях среди радиолюбителей. Во время мартовской катастрофы в Японии он держал «qso» с японскими коллегами, а те регулярно выходили в эфир, мол, мы ничего, держимся. Только вот ключом Олег Степанович больше не работает: говорит, тяжело, рука уже не та. Текст радиограммы он заранее готовит на компьютере, который с помощью специальной программы преобразует его в радиосигнал. Так что товарищи моряки, если кто из вас увлекается радио, и вдруг услышит в эфире позывной U1AU, знайте, это – Олег Степанович Ключарев, радист номер один нашего времени.


Рецензии
Очень понравилась интерпретация биографии О.С.Ключарёва! Здорово написано, живым и понятным языком... Сразу же вспомнился 1973 год, осень, госэкзамен по РС. Я с дружком по практике Серёгой в жуткой опале у нового препода РС Ситкевича Г.Л из-за опоздания с плавпрактики (застряли на Кубе) и изучения ПРС по оригиналу, а не по его их пониманию... Всеми правдами и неправдами дождался возможности ответить на вопросы билета своему преподавателю (замечательному) Борису Ефимовичу Китаевичу! Должен был уже благополучно уходить после ответа,но к моему несчастью был замечен Генрихом Леонидовичем и получил несколько дополнительных вопросов раздосадованного препода (ведь я чуть не усклизнул)... Вопросы были в основном общеполитического направления (мне до сих пор неудобно воспроизвести мои ответы на них-буквально можно сказать - меня понесло...). Олег Степанович, который до этого старательно пытался спорить с Г.Л.С. по интрпретации ПРС, просто сполз со стула на пол от моих ответов... Мне было ооочень стыдно. Приятеля ГЛС следом за мной просто выгнал из аудитории. Всё закончилось слава богу благополучно, но Олег Степанович запомнился!

Лмушник   24.12.2014 00:36     Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию и теплую оценку нашей публикации.
Прочитала ваши воспоминания – и сразу нахлынули свои…
Живо представила трех китов, на которых в ту пору держалось ЛМУ: Ситкевич - Китаевич – Кудревич. Еще блистательный Игорь Петрович Широких, тоненький учебник которого был в радиорубке у каждого судового радиста.
А Олег Степанович Ключарев – это особый разговор. Он долгое время возглавлял Службу связи БМП, был строгим, но справедливым руководителем.
Олег Степанович в свои 99 лет находится в доброй памяти и не бросает работу в эфире.
29 мая 2015 года он собирается отметить свой 100-летний Юбилей!!!
Редакция МПТ желает ему еще долгих благополучных лет!
Выпускница ЛМУ 1977 года, Радиооператор Радиоцентра БМП 1970-80гг Наталия Ш.

Морской Профсоюзный Телеграф   24.12.2014 12:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.