Записки на полях забытой войны - II

Революционные перевороты 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война 1917 – 1923 гг. принесли России не только беспрецедентный в истории геноцид, голод, разруху, исход лучших представителей русского маслящих и военных кругов, но и забвение о целых периодах её истории, ярких личностях, событиях. В СССР взрывали не только храмы, но и сносили памятники об отдельных неугодных большевикам периодах и событиях русской истории. Одним из таких преданных забвению событий является история участия русского государства в Первой мировой войне, прозванной в русском народе Великой, и Второй Отечественной. В 1914 г. для защиты России, как и в 1812 г. поднялся весь русский народ, об этом говорит хотя бы число явившихся на сборные военные пункты около 96% от общего числа призываемых. Патриотический подъём был таким небывалым, что даже революционные партии, кроме партии большевиков, согласились прекратить всякую борьбу против власти пока идёт война. Отличился в годы Первой мировой войны и собственный Его Императорского Величества Конвой. Первой на фронт в декабре 1915 г. прибыла 1-я лейб-гвардии Кубанская Казачья сотня есаула Жукова. Она отличилась в целом ряде сражений и получила 147 Георгиевских крестов и 19 георгиевских медалей[1]. Однако, Первая мировая война, так и остаётся одной из самых забытых и славных войн России…
В 1929 г. русский военный врач К.Н. Финне писал в предисловии к своей работе «Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского»: «Революция принесла своим пробуждением гражданскую войну, террор и массовую эмиграцию. Помимо того, что миллионы русских стали жертвами кровожадного и ненасытного Молоха, Россия потеряла бесчисленные культурные сокровища, включая многочисленные исторические материалы, которые еще ожидают своего изучения специалистами. Документы, относящиеся к войне 1914–1918 гг. будет трудно — в некоторых случаях невозможно — восстановить, поэтому те, кто был очевидцем тех событий и пережил это трудное время, должны проследить за тем, чтобы сохранившиеся материалы были собраны, изучены и сохранены для будущего. Это следует сделать, пока очевидцы и свидетели того времени все еще живы. Кроме того, все еще есть возможность исправить ошибки и обнаруженные неточности. Воспоминания отдельных людей, как правило, субъективны и отражают характер их авторов, но и официальные документы также могут содержать ошибки. Как только эти материалы будут откорректированы и собраны воедино, он приобретут ценность для тех, кому придется восстанавливать историческую справедливость по отношению к вопросам, касающимся Российской жизни в довоенное и послевоенное время»[2]. Слова эти звучат как никогда актуально и в наше время, в 2014 г. исполнится 100 лет со дня начала Великой войны. Нужно ли говорить что в 2014 г. российское общество будет на волне эйфории Сочинской олимпиады. Между тем как в России, так и на Кубани нету не одного крупного памятника который бы рассказывал о подвигах Русской Императорской Армии и Флота совершённых в годы Великой войны. В массовом сознании, Первая мировая при всех её масштабах, подвигах русской армии, флота, казачества, практически забыта. С точки зрения большевиков Первая мировая была войной – «империалистической», «захватнической», «несправедливой». Между тем, Россия воевала вступившись за Сербию. У тогдашней России не было никаких желаний желать для себя новых приращений территорий или колоний, в отличие от Германии или Англии. Можно вспомнить слова председателя совета министров Российской Империи П.А. Столыпина: «Дайте государству 20 лет внутреннего и внешнего мира, и вы не узнаете нынешней России». Об оборонительной тактике России в будущей войне говорит и то, что на западной границе России активно строились оборонительные сооружения, а наступательных вооружений производилось не так  много. Таким образом, можно лишь развести руками от утверждения о якобы «империалистическом характере войны» для России. В народе эту войну прозывали не иначе как Великой и Второй Отечественной.
 Не ясными остаются двойные стандарты как прошлых так и нынешних коммунистов. Например, лидер КПРФ Г.А. Зюганов в одном из своих выступлений на исторической телепередаче выразился про Первую мировую: «Россия тогда продула первую империалистическую». Между тем к участию СССР во Второй мировой войне используется термин «Великая победа». Но ведь если разобраться, то и политику СССР в 1939 – 1945 гг. можно назвать не иначе как «империализмом». Позицией к вопросу об участии России в Великой войне как нынешних, так и прошлых руководителей коммунистической партии и объясняется то забвение и «забытость» войны в годы правления коммунистического режима. Многие офицеры, герои Первой мировой войны в годы Гражданской войны сражались против большевизма, поэтому по идеологическим причинам рассказать об их подвиге конечно же не могли. Но и в наше время, любая попытка рассказать и увековечить память о героях - солдатах и офицерах Русской Императорской Армии  и Флота встречается некоторой частью общества в штыки. Вспомнить например недавний выход в свет кинофильма и телесериала «Адмиралъ», где первые три серии посвящены событиям Первой мировой войны и участью в ней адмирала А.В. Колчака. Создатели фильма сделали смелую попытку и освятили события Первой мировой войны и боевые действия на морях как Балтийском так и Чёрном, но критика не оценила этот смелый шаг. И тут же стали цепляться ко всему, даже к тому, как матрос держит икону во время молитвы на миноносце «Сибирский стрелокъ». Конечно же фильм «Адмиралъ» не претендует на полный историзм, но зачем втаптывать в грязь героические события которые итак мало известны широкой публике? Вспомнить хотя бы героическую гибель в Августовских лесах 20 – го русского корпуса в феврале 1915 г. В ходе немецкого наступления 7 – 8 февраля 1915 г. 20 - му корпусу удалось приковать к себе значительные немецкие силы и прикрыть отход основной части русских войск. Воины 20-го корпуса десять дней бились в лесах. Они приковали к себе силы, которые немцы намечали для развития наступления, и своим стойким сопротивлением сорвали его. Потеряв надежду на выручку извне, 20-й корпус попытался вырваться из кольца и выйти к Гродно. Остатки корпуса, расстреляв все патроны и снаряды, 15 февраля 1915 г. бросились в последнюю отчаянную атаку буквально с голыми руками. Волна русских солдат сбив пехоту противника, докатилась до огневых позиций немецких батарей, стрелявших сначала беглым огнем, гранатой на удар и, наконец, картечью. Бойцы 20-го корпуса падали чуть ли не у колес вражеских орудий.
Корпус нашел гибель в Августовских лесах. Германский генерал, руководивший боем, обратился к кучке израненных и контуженных русских офицеров, затащенных в плен: «Все возможное в человеческих руках, Вы, господа, сделали: ведь, несмотря на то, что вы были окружены (руками он показал полный охват), Вы все-таки ринулись в атаку, навстречу смерти. Преклоняюсь, господа русские, перед вашим мужеством». И отдал честь.
Известный тогда немецкий военный корреспондент Р. Брандт писал 2 марта 1915 года в «Шлезише Фолькцайтунг»: «Честь 20-го корпуса была спасена, и цена этого спасения — 7000 убитых, которые пали в атаке в один день битвы на пространстве 2-х километров, найдя здесь геройскую смерть! Попытка прорваться была полнейшее безумие, но святое безумие – геройство, которое показало русского воина в полном его свете, которого мы знаем со времен Скобелева, времен штурма Плевны, битв на Кавказе и штурма Варшавы! Русский солдат умеет сражаться очень хорошо, он переносит всякие лишения и способен быть стойким, даже если неминуема при этом и верная смерть!»[3]. Только этот подвиг, должен быть на слуху у каждого русского человека в одном ряду с подвигом крейсера «Варягъ». Или вспомнить героическую оборону крепости Осовец, которая по своему эпизму и размаху превосходит легендарную оборону Брестской крепости. И традиция клеветать на подвиги русского оружия не нова. В своё время, в начале 70 – х гг. прошлого века, много шуму наделала работа историка Н.Н. Яковлева «1 августа 1914», где автор впервые излагал участие России в Великой войне не как цепочку «бездарных поражений царизма», как это было ранее, а во многом отдавая дань памяти офицерам, солдатам, казакам, матросам Русской Императорской Армии и Флота.
Мифы о Великой войне, такие как мифы о постоянных поражениях, о раздетой, разутой и безоружной армии, должны были с точки зрения идеологов большевизма доказать «отжитость царского режима» и показать закономерностью революционные события 1917 г. как и Гражданскую войну 1917 – 1923 гг. У советских идеологов и историков была и другая задача, оправдать страшные потери СССР во Второй мировой войне, а так же поражения и просчёты июня 1941 г. когда только пленными Красная армия потеряла до 3 миллионов человек, не малая часть из которых затем будет сражаться в составе вермахта против СССР. Так например неудача в Восточной Пруссии, и гибель 2 - й русской армии генерала А.М. Самсонова была оправдана стремлением спасти Францию от поражения, поражение которой через 2-3 месяца отозвалось бы и на Восточном фронте, переброской с Западного освободившихся германских частей. Французский маршал Ф.Фош писал по этому поводу: «Большие войны, особенно те, которые затрагивают несколько союзных государств, и большие сражения, разыгрывающиеся во время таких войн, нельзя рассматривать только с точки зрения каждой из участвующих в них групп сил… Мы не можем забывать о наших союзниках на Восточном фронте, о русской армии, которая своим активным вмешательством отвлекла на себя, значительную часть сил противника и тем позволила нам одержать победу на Марне» и его же слова сказанные позднее: «Если Франция и не была стерта с карты Европы, то в первую очередь благодаря мужеству Русских солдат»[4]. Неудачи в Восточной Пруссии никак не могут заслонить собой блестящую победу Русской Армии  в Галиции 1914 г. Тогда русская армия освободила от австрияков древний русский город Львов, нанесла австро-венгерской армии такие поражения, от которых она уже не оправится до конца войны. Русская армия одерживала победы и во все последующие годы войны и не только на Восточном, но и на Кавказском, и на Персидском фронтах. И если союзники, англичане и французы никак не могли справится с турками в благоприятных для них фронтах на полуострове Галлиполи, Месопотамии, Палестине, то русская Кавказская армия под началом последнего кавалера ордена Святого Георгия 2 – й степени генерала от инфантерии Н.Н. Юденича громила турок в тяжелейших условиях горной зимы и высокогорья. Так было в сражении у Саракамыша в конце 1914 г. и во время взятии укрепленного Эрзерумского укреплённого района в самом начале 1916 г. Был у России и третий фронт Великой войны, наверное, самый забытый, это Персидский фронт. Где небольшой экспедиционный корпус генерала Н.Н. Баратова вёл успешные боевые действия против турок и враждебных персидских и курдских племён. И именно кубанские казачьи части, первыми соединились с английскими союзниками в Ираке, пройдя сквозь горы  и пустыни. Совершил этот подвиг хорунжий Василий Данилович Гамалий родом из кубанской станицы Переяславской. В его отряде было всего  4 обер-офицеров, 107 казаков при 125 лошадях. Двигались Уманцы по незнакомой местности среди враждебных персидских и иракских племён. Сквозь высокие горы и безводную пустыню с малыми запасами воды и провианта. Выступив в поход 27 апреля 1916 г. из Персии, казаки уже 6 мая достигли расположения британской армии в Ираке. Весть об этом беспримерном рейде облетела весь мир. 12 мая 1916 г. из штаба Кавказской армии на имя генерала Н.Н. Баратова поступила телеграмма с поздравлениями и приказами Государя Императора и Великого Князя Николая Николаевича: «Молодецкий поход доблестной Уманской сотни в глубь неприятельской страны и блестящее выполнение его поставленной задачи меня глубоко порадовало. Жалую Сотнику Гамалию орден Св. Георгия 4-й ст. Николай». «Его Императорское Высочество награждает всех господ младших офицеров сотни орденом Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом. Всех казаков доблестной сотни Августейший Главнокомандующий награждает Георгиевскими крестами, тех, кто имеет уже Георгиевские кресты, соответственно высшими степенями этого креста»[5]. Первую сотню Уманского полка прозвали в корпусе «Георгиевской сотней». Если говорить об участии Кубани и кубанского казачества то цифры таковы: в годы Великой войны в действующей армии находилось 2264 офицера и 111.868 строевых и не строевых кубанских казаков, из них было награждено 117 офицеров и 30.161 казаков, потери составили 3964 убитыми, 20.886 ранеными и 2269 пропавшими без вести.[6] Достойно проявили себя на фронтах Великой войны и такие достойные кубанские офицеры как А.Г. Шкуро, В.Г. Науменко, В.Л. Покровский, В.М. Ткачёв, Н.Г. Бабиев, С.Г. Улагай, М.К. Соломахин, В.Э. Зборовский, Н.А. Букретов. Все эти офицеры были удостоены высоких наград, в том числе некоторые награждены Георгиевскими крестами и золотым наградным оружием с надписью «За храбрость». В.Э. Зборовский кроме этого был так же и любимым конвойным офицером Царской Семьи… Но в кубанской столице нет не одного монумента, памятника, памятной таблички, названия улицы которая бы рассказывала и напомнила кубанцам о подвигах их предков… Если даже атаман кубанского казачьего войска Н.А. Долуда заявил что к 100 летию со дня начала Первой мировой войны кубанское казачество проведёт лишь несколько викторин посвящённых этому событию, как тогда чтить память о кубанских казаках? И что увидит или услышит об этом событии простой российский обыватель? А ведь даже наши мало благодарные союзники по Первой мировой войне, и те чтут героизм русских воинов павших на полях Великой войны. Например, 4 сентября 2010 г. во французской Шампани был поставлен памятник солдатам русского экспедиционного корпуса, защищавшим  форт Помпель. Сохранение памяти о Первой мировой войне за рубежом это большая заслуга русской эмиграции, но и она была бы невозможна, если бы не то восхищение которые испытывают иностранцы вспоминая подвиги русской армии.
 Такой выдающий политик как сэр У. Черчилль писал об участии России в Первой мировой войне: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань была уже в виду. Она уже перетерпела бурю, когда все обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена. Долгие отступления окончились; снарядный голод побежден; вооружение притекало широким потоком; более сильная, более многочисленная, лучше снабженная армия сторожила огромный фронт; тыловые сборные пункты были переполнены людьми, Алексеев руководил армией, и Колчак — флотом. Кроме того, никаких трудных действий больше не требовалось: оставаться на посту; тяжелым грузом давить на широко растянувшиеся германские линии; удерживать, не проявляя особой активности, слабеющие силы противника на своем фронте; иными слова-ми — держаться; вот все, что стояло между Россией и плодами общей победы.
...В марте Царь был на престоле; Российская Империя и русская армия держались, фронт был обеспечен и победа бесспорна. Держа победу уже в руках, она пала на землю, заживо, как древле Ирод, пожираемая червями»[7]. Слова эти сказаны, демократическим лидером, который не испытывал любви к самодержавной России.
 Российской Империи не суждено было выйти из войны победительницей, русские полки не прошли парадным маршем по Будапешту, Вене, Константинополю, Берлину. Но её не было и в списках проигравших. Российская Империя сгорела в пламене революционных потрясений и смут. Вспоминая подвиги наших предков в той Великой войне, мы вспоминаем и старую Россию, правдивое описание истории которой остаётся в широких массах искажённым и неверным и в наше время. Русское и российское возрождение невозможно без сохранения и приумножения памяти о подвигах русских офицеров, солдат, казаков, матросов свершённых в годы Первой мировой войны. Нельзя забывать отдельные периоды истории только потому, что они не угодны той или иной политической системе. Мудрая пословица гласит «Тот, кто кинет камень в прошлое, получит пушечный выстрел из будущего». Если русский человек, любого ранга и звания хочет уважать свою историю, корни, подвиги своих предков, нужно сделать всё от нас зависящее чтобы в 2014 г. достойно почтить память одного миллиона русских офицеров, солдат, казаков, матросов сложивших головы свои за Веру, Царя и Отечество в годы Великой войны. В заключении хотелось бы привести слова дореволюционного публициста М.О. Меньшикова написанные им о Цусимском подвиге русских моряков, но актуальных и про забвение исторической памяти о героях Первой мировой войны: «Ничего нет постыднее неблагодарности Отечества, и ничто так не возрождает мужества, как пример героев. Неудача войны при нашем естественном могуществе не есть для России смертный приговор. Есть нечто худшее всяких поражений - это упадок духа, когда исчезает даже память о своем прежнем величии. Нельзя собрать костей героев со дна Великого океана, чтобы заключить их в общую братскую могилу, но можно и следует построить храм, где были бы благоговейно погребены имена их, куда приходили бы оплакивать их осиротевшие жены и дети и где Россия могла бы, поминая их, преклонить колени. Где-нибудь на берегу Невы, среди эллингов, в центре вооружения флота, против Морского корпуса, грустный храм над водой напоминал бы многое и вдохновлял бы на многое. Нельзя жить, отрываясь от корней прошлого, а корни у нас целы. Даже в дни величайшего из ужасов нашей истории были явлены свидетельства того бесстрашия, при котором нация не умирает»[8].

Примечания:
1. “Императорский конвой и участие в нем казаков Кубани” Д. Сень // http://cossackweb.narod.ru/kazaki/r_konv04.htm // на 28 августа 2011 г.
2. Финне К.Н. Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского М., Мн., 2005. С. 3-4.
3. Яковлев Н.Н. 1 августа 1914. М., 2002. С. 117.
4. Яковлев Н.Н. Указ. соч. С.  87-88.
5. Павел Стрелянов (Калабухов) Иракский рейд казачьей сотни // // на 28 августа 2011 г.
6. Ратушняк В.Н. История Кубани в датах, событиях, фактах. Кр., 2003. С. 138.
7. Белая гвардия - публицистика  История России Черчилль о России // http://www.ruguard.ru/article/a-52.html // на 28 августа 2011 г.
8. Христолюбивое воинство. Православная традиция Русской Армии. М., 2006. С. 139.


Рецензии