Знание - сила

                Знание – сила.

     Жарким  летом 1980 года добирался  я из Инкермана ( предместье Севастополя ) в центральную часть города. Средством передвижения служил мне   городской рейсовый катер водоизмещением тонн около ста. В то время такие катера  ходили по Северной бухте, как троллейбусы по улицам и проспектам города
      Сейчас уже не помню, сколько тогда стоил билет, но, во всяком случае, не дороже, чем на троллейбусе. После недолгого ожидания на пристани пассажиры  один за другим по сходне попадали на борт катера и занимали места так, как кому нравилось. Я прошёл на открытую кормовую часть ,там можно было курить Напротив меня на банке ( по-сухопутному: скамейке ) сидел здоровенный капитан-лейтенант. Человек этот был атлетического телосложения, высок ростом, с волевым выражением  лица. Вообще-то он идеально подходил под категорию « карьерист «  - так на флоте с юмором называли офицеров по различным причинам задержавшимся в одном звании. У каплея  голова была седая, обветренное лицо выдавало возраст как минимум капитана 1 ранга, дальше и не загадываю.
       Шли мы по Северной бухте от пристани к пристани, неумолимо приближаясь к
Графской, расположенной на площади  Нахимова, в самом центре города. Я покурил. Сосед напротив сидел с каменным видом, с видимым достоинством. « Интересно, на чём же ты, братец, « погорел «  по службе? « - лезли мне в голову ненужные мысли. Вспомнил я в это время легендарного в нашей дивизии капитан-лейтенанта Щербака Арнольда Казимировича, который был под стать моему суровому визави. Та же фигура, тот же взгляд, седина, похожи они были как братья.
       Мне припомнился курьёзный случай. Сижу на скамейке на 12 лричале в ожидании плавсредства, чтобы перебраться через бухту  на Минную стенку. Народу немного. Погода отвратительная, дует резкий, порывистый ветер. По причалу, придерживая рукой фуражку, идёт начальник штаба дивизии капитан 2 ранга          
Касатонов Игорь Владимирович. Позади него в том же направлении движется Щербак. « Движется « потому, что явно навеселе. Реэким порывом ветра с него срывает фуражку и она катится по причалу, обгоняя Касатонова. Щербак с грацией раненного боевого слона бегом пускается догонять катящуюся по земле фуражку.  Обгоняет Касатонова, с трудом ,  опираясь одной рукой о землю, другой поднимает лежащую на краю лужи фуражку и отряхивает её.« Щербак! По какому случаю вы в служебное время привели себя в непотребное состояние? « - с угрозой в голосе спрашивает Касатонов. « У меня праздник « - отвечает тот. « Мне сегодня должны были присвоить звание капитана 1 ранга !«.  После такого ответа капитан 2 ранга Касатонов оставил Щербака в покое и пошёл по своим делам. Зная Касатонова я был изумлён тем, как он воспринял ответ, не оказав никаких мер воздействия на пьяного офицера. Он был умён и понял всю трагикомичность ситуации. Ведь, сложись служба Щербака по иному, их позиции могли быть противоположными. Очередная швартовка к пристани «Бухта Голландия» отвлекла меня от воспоминаний. На катер зашли пассажиры и мы легли на курс к «Графской пристани» .  К нам с каплеем подсели четыре курсанта из высшего военно-морского инженерного училища, расположенного в « Голландии « , а с ними ещё какой-то очкарик – интеллигент, прикрывавший газетой лысину. Он, очевидно продолжая начатый на причале разговор, спрашивает курсантов: « А какова глубина этой самой Марианской впадины? « ,  курсанты что-то невпопад отвечают. « А как переводится Гольфстрим?. Вы разве не знаете? « Течение из залива». « А течение Куросиво – тёплое или холодное?». Курсанты – в некотором замешательстве, тем более, что пассажиры начинают на них обращать внимание. Кому приятно показывать свою неподготовленность вроде бы в специальных вопросах.
      - Уважаемый – обратился с непроницаемым лицом к « очкарику «  капитан-
 лейтенант. Позвольте задать вам один вопрос, давно мучающий меня. В каком
российском городе был организован первый в стране профессиональный театр?
  Очкарик, смутившись с неохотой признался, что это ему неизвестно. Пассажиры, ранее прислушивавшиеся к разговору, начали с интересом поворачиваться в нашу сторну.
       - А вы, случайно, не знаете, кто изобрёл первый в мире трактор? –
с каменнным  лицом вопрошал капитан-лейтенант.
    И на этот вопрос у интеллигента вразумительного ответа не нашлось.. Среди пассажиров послышались смешки и реплики в поддержку каплея.
         - Ну, хорошо, - сказал тот. Может быть вы объясните, что собой представ-
ляют органические удобрения?
     Очкарик – интеллигент, как мне показалось, даже подпрыгнул, обрадовавшись вопросу.
         - Органические удобрения – запел он – это навоз, компосты. Он с упоением рассказывал, в чём и сколько содержится азота, фосфатов,калия, как и когда это надо вывозить на поля.
Катер подходил к пристани, нашей конечной остановке, а капитан-лейтенант под
дружный хохот пассажиров выговаривал своему оппоненту:
         - Не оправдали вы моих надежд, милейший! Я было собрался выяснить у вас интересующие меня вопросы, и что же получается? В искусстве вы не разбираетесь, в технике вы – полный профан. Только в говне вы превосходно ориентируетесь. Блестяще в нём разбираетесь. От всей души желаю вам преодолеть однобокость своего развития, расширить его. ЗНАНИЕ – СИЛА!




Рецензии
Замечательный рассказ! ЖИЗНЕННЫЙ!!! С уважением, Николай.

Николай Кирюшов   28.04.2020 16:53     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.