Последние уроки Теодора Адорно

К публикации книги лекций Теодора Адорно «Введение в социологию».
Издательство «Праксис» выпустило в свет очередной том социологической классики – цикл лекций Теодора Адорно «Введение в социологию». Эта книга входит в серию "Образ общества", которая издается при поддержке Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).  Как пишет в связи с выпуском серии Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, «эти образы подчас оживают, и живут дальше собственной жизнью, уже не столько помогая людям понять, в каком же обществе они живут, сколько увлекая их своей объяснительной силой, логикой, красотой». Благодаря «Праксису» и его спонсорам происходит, возможно, несколько запоздалое знакомство российского читателя с трудами европейских основоположников современной социологии, чьими усилиями и была в первой половине и середине ХХ века заложены основы нашей специальности.
Нельзя сказать, что имя Теодора Адорно совсем не было известно в России, и еще раньше в СССР. Несмотря на жесткую критику тоталитаризма, в том числе и советского образца, Адорно принадлежал к числу наиболее ярких левых интеллектуалов Европы своего времени, к тому же был радикальным антифашистом. Ссылки на работы Адорно, переводы отдельных его статей и фрагментов книг были доступны заинтересованным читателям в СССР, а самое его известное изобретение – т.н. «шкала Адорно» - тест на авторитарность личности – была широко известно и применяема.  Мое поколение, связавшее свою жизнь с социологией во второй половине 70-х, пыталось, просиживая длинные зимние вечера в читальном зале ИНИОНа, по этим крупицам восстановить панораму европейской теоретической социологии, благо собственных исследовательских проектов в те времена было не слишком много, а, значит, оставалось время углубляться в долгие и даже казавшиеся бесконечными теоретические и методологические споры. Нельзя сказать, что работы Адорно, равно как П. Сорокина, Т. Парсонса, Ф. Знанецкого, их предшественников – М. Вебера, Г. Зиммеля – давали готовые ответы на интересовавшие нас вопросы. В первую очередь, привлекала широта постановки проблем, делавшая каждого из «великих» не просто социологом в привычном смысле слова, но и столпами европейской цивилизации. К личности Т. Адорно последнее было применимо, пожалуй, в наибольшей степени. Поражала его многосторонность, профессиональное знание музыки, живописи, литературы, близкое знакомство и сотрудничество с Арнольдом Шенбергом и Томасом Манном. В последовавшие десятилетия мы все реже обращались к наследию классиков – слишком много времени и сил стала отнимать обычная профессиональная текучка, бесконечные опросы, отчеты, не оставалось ни сил, ни времени «сверять часы» с трудами основоположников.
«Введение в социологию» - последний труд классика, остававшийся неизданным и непереведенным в России. В последнее десятилетие были изданы переводы самых интересных, главных работ Адорно – «Негативная диалектика (2003) и «Социология музыки» (1999). И вот пришел черед и его последней работы, даже собственно и не книги как таковой, а расшифровки записи его лекций, прочитанных в Венском университете в 1968 г., за год до скоропостижной смерти Мэтра. Как всякое «смешение жанра», это издание имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, магнитофонная лента донесла до нас живую речь Адорно, его реплики, контекст времени – во многом переломного для Европы года,  во многом остановившего набиравшее ход полевение европейской общественной мысли, а также импровизационный ход мысли лектора. С другой стороны, при переводе живой речи на бумагу неизбежны и издержки, возникает определенное многословие, многочисленные повторы, в целом более низкая концентрация мысли, чем в письменном тексте, что, конечно, затрудняет чтение и понимание сказанного лектором. И все же книга стоит того, чтобы ее внимательно прочитать и поразмышлять над ее содержанием. Тем более, что проблемы, поднимаемые в лекциях Адорно, остаются более чем актуальными и для нашего времени, и для нашей сегодняшней науки. Своего рода «уроки Адорно», выученные и невыученные нами.
Так взгляд через призму венского классика на большую часть выполняемых нами исследований и публикаций заставляет усомниться, а социологией ли мы занимаемся вообще? Огромное количество исследований, проводимых в наши дни по сугубо частным, прикладным проблемам, в большинстве своем не соответствуют критериям Т. Адорно о том, что есть социология. Как он пишет, «задача социологии – придерживаться самых главных, сущностных определений общества  и его институтов», и неоднократно возвращается к этой мысли на протяжении всего курса. Кстати, сам Адорно, равно как и его великие современники, включая Питирима Сорокина, никогда не злоупотребляли социологической эмпирикой, в том числе опросами общественного мнения, сегодня в глазах многих ставшими равнотождественными самой социологии.  Задача социологии – объяснять, а не описывать явления и процессы на языке анкетных вопросов. Приходится признать, что нам сегодня крайне не хватает «теорий среднего уровня», описывающих не конкретные факты и не общеметодологические вопросы, а объясняющие и прогнозирующие ход стремительных социальных и политических перемен в России и мире. По Т. Адорно, предметом социологии должна выступать скорее некая трудноуловимая сущность, которую нельзя сводить ни к сумме отдельных индивидов и описывающих их фактов, ни, напротив, к обществу как целостному организму, в котором индивиды занимают подчиненное, второстепенное место (как трактовал общество Г. Спенсер и его последователи).
Весьма скептически относился Адорно к проблеме формализации социальной реальности. Те годы, когда создавался и читался курс лекций, сопровождались в Европе увлечением формальным анализом социологической информации, до России это поветрие дошло спустя десятилетие. Это увлечение сопровождалось теорией, согласно которой необходимо исключить субъективизм в исследовании и анализе, не злоупотреблять исследовательскими гипотезами, которые только усиливают этот субъективизм. С этой точкой зрения горячо спорит Адорно, утверждая, что без исходного «понимания» социальной реальности, добытой скорее интуицией и качественными наблюдениями, нет и не может быть самой социологической теории. Жизнь во многом доказала правоту Мэтра, показав, что избыточная формализация приводит к смешению значимых, сущностных характеристик социума,  и случайных, банальных, сама по себе не способна проводить селекцию информации, выискивая в ней нетривиальные, важные для понимания общественных процессов закономерности. Не без сарказма говорит Адорно о «действительности второго сорта», которая как раз чаще всего и попадает в поле зрения социологов, даже таких крупных как Э. Дюркгейм.
Адорно в своих лекциях выступает если и не апологетом К. Маркса, то, по крайней мере, неомарксистом, далеким от идеи «сбросить Маркса с парохода современности». Для него Маркс остается не столько политэкономом, сколько выдающимся социологом, который сумел через классовый анализ выявить наиболее емкие, сущностные черты современного Марксу капитализма. В этом, кстати, Т. Адорно вступает в полемику с П. Сорокиным, отказавшемся в своем анализе от классовых характеристик в пользу более дробного и непрерывного «социального стратифицирования». Т. Адорно постоянно оперирует и такими понятиями как «производственные отношения», в целом вышедшие из употребления в современной науке.  В этом вопросе будущее развитие социологической мысли оказалось скорее не за Т. Адорно, а за его американским оппонентом. Адорно остался, наверное, последним марксистом (конечно, далеким от ортодоксальности) из плеяды великих социологов ХХ века.
Очень важны мысли Адорно о роли бессознательного в социальном поведении людей. В этом отношении он остается одним из наиболее близких последователей З. Фрейда, правда, постоянно полемизируя с К.-Г. Юнгом. Если говорить о содержательных, а не о методологических изысканиях Адорно, то наиболее важной в его творчестве остается идея утраты и распада «коллективного бессознательного» в процессе перехода человечества к массовому потребительскому обществу, замены бессознательного – мифов, архетипов, догм – на разного рода рефлексы, эксплуатирующие скорее биосоциальную, чем собственно социальную природу человека. Т. Адорно как и его сверстники, включая П. Сорокина, А. Тойнби и многих других,  был навсегда травмирован Третьим рейхом, феноменом тоталитарного человека, с которого сброшены все культурные наслоения, и он становится абсолютно манипулируемым. Поэтому как человек высочайшей культурной традиции, Адорно боялся прихода «массового человека», видя в нем идеальный объект для манипуляции со стороны властей и разного рода политических сил. По его словам, процесс тотальной рационализации социума, видимый на поверхности происходящих явлений, на более глубинном уровне сопровождается ростом иррациональной составляющей, которая приводит к формам поведения, отражающих скорее бессознательную реакция на внешние раздражители, в особенности это касается политической рекламы и маркетинга.  Происходит утрата того, что Фрейд, а следом за ним и Т. Адорно называют «Сверх-Я», сложные и таинственные психические механизмы, заставляющие людей жертвовать собой, творить – ради целей, выходящих за пределы индивидуального жизненного опыта. В наши дня политические технологии стали едва ли не главным содержанием политики, заменяя собой собственно содержание политического процесса. «Массовый человек» победил, однако его победа может обернуться огромным проигрышем человечества. Т. Адорно это предвидел и справедливо опасался.
В то же время сам феномен роли «коллективного бессознательного» в современном обществе остается совершенно неизученным, социологам за прошедшие с кончины Т. Адорно сорок лет так и не удалось даже создать необходимый понятийный и инструментальный аппарат для решения этой проблемы. В этом отношении исключительную ценность представляют мысли Адорно о значении той информации о современном мире, который несет нам «чистое искусство», в первую очередь, музыка, позволяющая как бы заглянуть в недра общества, очищенного от наслоений «парадных» ценностей и шаблонных утверждений, не мотивирующих людей на социальное действие. А очевидный в наши дни кризис классического искусства, в особенности музыкального, все с большим трудом генерирующего актуальные общечеловеческие ценности, может стать предвестием грозного кризиса, затрагивающего саму человеческую природу, в первую очередь, социокультурную природу.
Можно еще много говорить и писать о том, что актуально в последней  работе Т. Адорно, а что – уже, пожалуй, нет. Что в лекциях Т. Адорно следует читать внимательно, с карандашом в руках, а что можно пробежать по диагонали. Но, даже споря с классиком, отмечая какие-то его заблуждения, не устаешь удивляться масштабности этой фигуры, по трудам и жизни которого можно изучать всю европейскую культуру середины ХХ века. Спасибо переводчикам и издателям этой замечательной книги.
Леонтий Бызов


 



 


Рецензии
Леонтий Б. взахлеб расхваливает Адорно. Поражает некратичное отношение столичных обществоведов (даже лучших) к тому, что нам подбрасывали в виде «критической теории» и пр. Адорно – тот еще «социолог». Его «авторитарная личности», «негативная диалектика» и прочие «лекции» - это удобные дубины для сокрушения наших голов. Как видим, в данном случае это и происходит.

Виктор Клёнов   31.10.2014 15:18     Заявить о нарушении
Адорно - социолог середины ХХ века, и поэтому антитоталитарный пафос его работ конечно не без влияния событий этой эпохи, когда всем, и Питирму Сорокину, тоже казалось, что ночь тоталитаризма - это не просто эпизод, а наступившее будущее человечества.

Леонтий Бызов   27.12.2014 01:24   Заявить о нарушении