Рейтинги предвыборные

Рейтинги предвыборные – количественный показатель, характеризующий поддержку и (или) известность кандидата, политической партии среди избирателей. Использование термина «Р» в политологическом контексте пришло из шахмат и стало широко распространенным во второй половине 80-х годов.
Измерение Р кандидата является необходимой процедурой при проведении избирательной кампании. Основным методом измерения Р кандидата обычно является массовый опрос, хотя в ряде случаев Р рассчитываются на основании экспертного опроса (например, Р 100 ведущих политиков России, ежемесячно публикуемые в «Независимой газете» и журнале «Политический класс»).
Широкое хождение имеют Р: - электоральные, доверия, а также Р информированности. Однако конкретное содержания Р  зависит от смысла, который в него вкладывали авторы исследования и от конкретных формулировок поставленного вопроса. Так под электоральным Р обычно понимается доля избирателей, готовая проголосовать за данного  кандидата или политическую партию. Однако величина Р существенно зависит от того, задавался вопрос в открытой или закрытой форме. В первом случае, это число назвавших кандидата «Х» при ответе на вопрос: «Кого бы Вы хотели видеть президентом России? – Назовите одну фамилию». Во втором случае, это число назвавших того же кандидата «Х»  при ответе на вопрос: «Перед Вами список возможных кандидатов на должность президента России. За кого из них Вы бы предпочли проголосовать? –  Выберите один вариант ответа». Обычно Р кандидата, полученный с помощью открытого вопроса (без подсказки) ниже, чем с помощью закрытого (с подсказкой), но бывают и исключения (например, когда наиболее популярный кандидат по тем или иным причинам не присутствует в списке подсказок). На конкретную величину Р  существенно влияет и список кандидатов, указанных в закрытом (с подсказкой) вопросе. Например, накануне начала президентской избирательной кампании 2008 г., когда еще не определился единый кандидат от «партии власти» в лице Д. Медведева, социологи вставляли в рейтинговые опросы одновременно нескольких вероятных кандидатов от «партии власти» (Д. Медведева, С. Иванова, В. Зубкова, С. Шойгу, Б. Грызлова и др., а иногда и самого В. Путина). Конкуренция этих кандидатов на едином электоральном пространстве вела к размыванию их Р, когда же определился единый кандидат, его Р сразу вырос больше чем в два раза. Некоторые социологические организации, публикуя Р кандидатов, берут за базу всю совокупность опрошенных, другие – лишь ту их часть, которая смогла сделать конкретный выбор, что нередко также ведет к «разнобою» Р в различных СМИ. Все это означает, что публикуя Р  кандидатов, социологи обязаны дать точную информацию об использованной методике, включая конкретные формулировки вопросов. При прочих равных условиях, больше информации несут те Р, которые составлены на основе вопросов, наиболее точно моделирующих сам процесс выборов.
Кроме электоральных Р, обычно используются Р доверия (доля населения, доверяющая тому или иному кандидату, политику или партии на неальтернативной основе), а также Р информированности (доля населения, располагающая информацией о том или ином кандидате, политике, партии). В ряде случаев в расчет Р включаются и оценочные суждения (например, степень влияния политика на принятие решений, позитивный или негативный характер этого влияния). В 90-е годы, в условиях острой политической борьбы, некоторые политологи (Г. Сатаров, А. Собянин) рассчитывали Р депутатов Верховного Совета РФ, а потом и ГД РФ на основе анализа их голосований, причем высокий Р отражал «прогрессивность» депутата, а низкий – его «консерватизм».
Все указанные виды Р позволяют в комплексе получить и проанализировать достоверную информацию о реальных шансах того или иного кандидата. В ряде случаев целесообразно измерять антирейтинг – т.е. долю избирателей, которые ни при каких обстоятельствах не готовы поддержать кандидата.
 Обычно замер Р производится в рамках предвыборной диагностики (как на стадии стартового исследования,  так и на стадии повторного исследования), а также в еженедельном режиме в течение последнего месяца до выборов. Как показывает опыт последних избирательных кампаний, Р политиков и партий федерального уровня носят весьма устойчивый характер и обладают большим запасом инерции. Это связано с невысоким уровнем политической ротации, невысоким уровнем заинтересованности избирателей, ориентирующихся скорее на штампы массового сознания, чем на анализ программ и предвыборных платформ. Более динамичными являются рейтинги кандидатов и политических партий на региональных и местных выборах.
.Ведущие социологические центры (ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр) в мониторинговом режиме отслеживают динамику Р ведущих политиков и политических партий, в том числе и в промежутках между избирательными кампаниями, задавая прожективные вопросы типа: «За какую политическую партию Вы бы проголосовали, если бы выборы в Государственную думу РФ состоялись в ближайшее воскресенье?»

ЛИТЕРАТУРА

1. «Путеводитель по выборам», ВЦИОМ, монография. 2007 г.
2. «Независимая газета». Ежемесячная рубрика «100 ведущих политиков России». 1994-2009 гг.
3. ВЦИОМ. Электоральные рейтинги политиков. Пресс-выпуски 2007-09 гг.
4. Фонд «Общественное мнение». Рейтинги политиков и партий. Сайт ФОМ, 2007-09 гг.
5. Левада-центр. Исследования. Политика. Партийные рейтинги. Сайт Левада-центра, 2007-09 гг.
6. Десятка лидеров. «Политический журнал» представляет рейтинги политических партий и партийных руководителей. «Политический журнал», 2007-09 гг.


Рецензии