Хлопковая портупея

-Ты слишком громко зеваешь, некрасиво.
-Хочу показаться оригинальным –сказал Марат
-Один раз я увидел, как зевает Шкарупа на НВП,
 и чуть не лопнул от смеха
и подсознательно стал ему подражать.
Как говорится, дурной пример заразителен.





Колонна желтых «Икарусов» остановилась на сельской улице.  Школьники высыпали из автобусов, с раскладушками, со всем скарбом. Стояло осеннее утро в кишлаке, куда прислали подростков для выполнения работ по сбору хлопкового урожая 1986 года. 
Преподаватели пытались организовать как-то продвижение к баракам, но бесполезно. Мужская половина 9-х и 10-х классов ринулись первыми занимать места в одном симпатичном доме. Войдя внутрь, на них пахнуло сосновым ароматом леса: пол длинного зала дома был недавно выложен новыми белыми досками.
- Кто пёрнет, тому темная! – громко сказал высокий десятиклассник Набиев Тимур, сбрасывая сумку на пол,  и  все  с вещами начали разбредаться по большому залу.
Вдруг в дверях появилась Рыжая, директор  школы, с незапамятных времен ее так прозвали за   цвет волос.
-Ребята, этот барак для девочек -  сказала она своим зычным голосом.
Ребята взвыли от разочарования и поплелись за директором, которая  привела их в хлев, откуда недавно переселили скот.
-Вот, располагайтесь - сказала она и пошла дальше давать ценные указания.
В хлеву еще пахло навозом.
-Ну все, теперь можете пердеть – сказал тот же Тимур и его поддержали дружным смехом. Тут ребята начали располагаться, десятиклассники быстренько заняли места в одном конце хлева,  девятиклассники – в другом, вернее 9Б.  А  9А, в основном были тихие «мирные жители», стояли и терпеливо  ждали, когда пройдет ажиотаж с заниманием  мест и останется свободное место в хлеву. Между 9а и 9б постоянно были трения, бешники не любили ашников потому наверное, что они были на букву «б», а буква «б» по алфавиту шла за буквой «а», и бешники  пытались как-то восполнить этот изъян путем демонстрации своей силы. Только двоих из 9а  бешники боялись и уважали – был были Костя Арсеньев и Андрей Кесарь.
Костя Арсеньев – высокий статный юноша, был авторитетом не только 9б, но и всех десятых классов. Свой авторитет он завоевал путем бесконечных рукопашных схваток, без которых была невозможна нормальная жизнь в 43 школе в то время. Он презирал слабость и трусость,  и   соответственно относился к своему 9а классу, который не мог за себя постоять. У одних совсем не было злости, и им противно было драться, другие боялись, у третьих было утеряно чувство собственного достоинства. Но Косте  это было чуждо и поэтому он дружил с бешниками, а  своих одноклассников гонял, как пастух гоняет баранов на высокогорном пастбище джайлоо.
Кесарь Андрей – сильный коренастый кореец, также не жаловал трусость и неумение за себя постоять, но в отличии от Арсеньева, был более открытый и приветливый. Он любил и понимал юмор, очень заразительно смеялся, обнажив при этом свои белоснежные зубы.
Школьники наконец-то задымили. Да здравствует свободная жизнь! Включили кассетник, из него полилась ритмичная музыка, запел Салтыков из группы Форум.
Марат тоже достал пачку ВТ, запасенную еще в Ташкенте и закурил. Ему  удалось забить место  ближе к выходу из барака. Марат Абдуллаев учился в 9а и относился к «мирным жителям», он вообще никогда не был на хлопке и приехал сюда получить новые впечатления, подышать свежим воздухом и узнать что такое хлопок. «Хлопок» - это в народе называют сбор хлопка, наподобие «картошки» в России. В советские времена в республиках Средней Азии в период сбора урожая хлопка в колхозах и совхозах не хватало собственных сил, чтобы собирать сырец, в то время как много мужчин из колхозов сидело на городских базарах и рынках и продавало свою сельскохозяйственную продукцию. Правительство распорядилось подключать городскую рабочую силу – это студенты, работники госучреждений, школьники. Сбор  был механизированный, имелась хлопкоуборочная техника. Но основная сложность была в том, что после того, как машины пройдут, на поле оставалось часть урожая – обрывки ваты висели на кустах, лежали на земле и их кому-то нужно было собирать вручную. Из-за этого и тревожили города,  и период сбора длился с октября по декабрь, а в брежневские времена и до Нового года.
К вечеру после линейки,  всех погнали на поле, так сказать, «ознакомительная прогулка». Для сбора хлопка всем выдали фартуки. Фартук надевается на шею и подвязывается на поясе, в нем есть большой карман, куда собирается хлопок. Тебе дается грядка, вдоль которой ты идешь и срываешь оставшиеся коробочки хлопка на кустах. На линейке Рыжая всех предупредила, чтобы ни в коем случае не курили:
-Ведь малейшая искра, и все поле пылает!! - зычным голосом наставляла она.
Странно, но уже в первый вечер все попрятались по грядкам курить и даже пытались поджигать хлопок, висевший на кустах, но поле никак не хотело пылать, видимо вдохновения у него не было или хлопок был достаточно влажный.

*     *     *

Отдохнув за ночь, утром школьники стали собираться на поле. Кто-то заматывал портянки, кто-то уже надел керзовки и выходил из барака с фартуком через плечо. Марат никак не мог привыкнуть к портянкам и пользовался шерстяными носками,  хотя отец перед поездкой учил его, как заматывать портянки. Зато портянкой в этот день они прозвали своего одноклассника – Рому Санакулова, которого еще в школе один армяшка прозвал «Носки», когда шмоная Рому на предмет денег, неожиданно нашел мелочь у него в носках. Это нелепое прозвище Носки-портянки закрепилось за ним именно в этот день.  Компания ашников собирала хлопок и Фуат Хосилов первым разбил барьер нелепости и назвал Рому  Носками, и потом весь 9а  затвердили – Носки, Носки, а Дима Мартов ходил вокруг с пустым фартуком и среди этого потока трикотажа периодически вставлял – Портянка, Портянка.
Хлопок сдавали в большой фургон, который стоял на краю поля. Школьники, собравшие хлопок, подходили с наполненными фартуками к фургону и проверяющий узбек-колхозник взвешивал фартук и говорил "титыре" или сколько там было в фартуке, записывая результат в тетрадку. Потом подавал этот тюк  другому колхознику  в кузове фургона, тот вытряхивал фартук в кузов и возвращал его собирающему, кидая уже пустую тряпку на землю. Иногда вместе с хлопком из тюка вытряхивался камень, тогда результат аннулировался проверяющим, несмотря на возмущение школьника. Мол, хотел обмануть, расплачивайся. Идея с камнем была не так удачна, гораздо эффективней были другие методы: чего только не делали школьники, чтобы завысить  свои показатели - и мочили хлопок в арыке,  и писали прямо в тюк с хлопком,  чтоб хоть как-то утяжелить тюк, и засыпали равномерно хлопок песком, чтобы было не так заметно.
Марат тоже  собирал, как все, но никак не пытался завысить свои показатели, зная, что это не пройдет. Он решил получать удовольствие от работы. У Марата было двойственное чувство. С одной стороны – прекрасная ясная осенняя погода, свежий воздух, тишина вокруг, хоть стихи пиши или рисуй картину; с другой стороны – внешнее давление социума. Сначала со стороны учителей – надо собирать норматив – в день не меньше 50 кг хлопка! И с каждым днем все настойчивей и настойчивей. А вместе с требованиями учителей пошли требования более сильных школьников над слабыми. Сначала учителя выбирают самых сильных парней, обычно комсоргов,  следить за сбором урожая, потом эти сильные стали выливать всю агрессию на козлах отпущения. Костю Арсеньева выбрали следить за сбором 9А, как комсорга. Все это воротило Марата от всей души, он не знал как спрятаться от всего этого. На его глазах, пока Марат собирал хлопок,  Арсеньев с Кесарем унижали от нечего делать Микульского, давая ему пинки и отрабатывали боксерские удары в корпус. «Господи, за что они его так, ну Микульский, понятно, дурак. Но нельзя же за это унижать челолвека и делать из него грушу. Комсорг называется».
-Эй, Абдуллаев, чо не собираешь! – прикрикнул Арсеньев на Марата. Марат очнулся от своих мыслей и порция ненависти к Арсеньеву ушла внутрь подкорки. 
И все же Марат уважал Арсеньева и завидовал ему. Он не мог смириться с высокомерным отношением Арсеньева к окружающим, хотя спустя много лет Марат поймет, что все это высокомерие было и в нем самом, только в другой, зажатой форме – психологи называют это «резонированием». Марат завидовал Арсеньеву, почему он такой сильный, почему он такой смелый, почему он такой умный и, наконец, почему он спокойно за день собирает 80 кг хлопка, а он, Абдуллаев не может собрать и сорока!
Это вызывало в Марате бессильную злобу которая обращалась большей частью против него  самого, превращаясь в слезы   утешения и головокружением от выкуренной сигареты. На хлопке тогда начали курить почти вся компания ашников, разве что только анашу не курили. Траву курили некоторые и нелегально.
Один десятиклассник попался – Миша Абсель. Это был крупный добродушный еврей, он привез на хлопок немного травы и решил оттянуться, но поскольку травы бы на всех не хватило, Миша решил тайно уединиться. Местом уединения он выбрал водонапорную башню, одиноко возвышающуюся над барачным двором. И поздно вечером, когда Марат выходил из дверей барака, он услышал крики –«Ой, мама, ой, не надо, не надо!». Перед взором Марата предстала такая картина: группа десятиклассников раскачивали водонапорную башню, а на самом верху сидел бедный Миша Абсель и звал на помощь. Он уже давно забыл, что залез туда чтобы спокойно накуриться, единственным желанием теперь его было не упасть с башни, но желающие курнуть десятиклассники продолжали это дело. Абселя спасла Рыжая, выбежавшая из женского барака на его крики. Она увидела всю эту картину и громко проскандировала:
-Так, вам што, силы девать некуда, в поле недостаточно поработали? А то ломаете государственное имущество! Идите в барак!
На следующий день всех погнали работать на новое поле. На старом уже все, что можно, подобрали.

*    *    *

Солнце ярко освещало барачный двор. Школьники, сверкая плошками,  ходили по двору, кто-то садился за стол, а кто-то шел за порцией обеда.
-Иди, набери мне кружку чая - попросил десятиклассник Марата.
Марат замялся: «Он старше тебя,  надо послушаться» -послышался внутренний голос его родителей, породивших эту фразу. И Марат охотно пошел и набрал воду для уставшего десятиклассника.
Это увидел сидящий за столом Искандер Двурогий из параллельного 9Б и подумал: «Во, Абдуллаев лохуется, его и можно будет поднапрячь!» Он был хоть и узбеком, но ярым поклонником Александра Македонского. Изучив жизнеописание великого полководца, старался подражать ему во всем, разве что только не носил с собой меч и шлем с перьями, да и наверняка, был нормальной сексуальной ориентации. Доев остатки пищи, он подошел к  Марату и тряся плошкой, сказал:
-На, помой, а то у меня руки все исцарапаны о хлопковые кусты, очень болят!
Поскольку у Марата было хроническое чувство вины, он никак не мог отказать Искандеру Двурогому, его с детства приучали никому не отказывать. Было такое ощущение, что Марат не чувствует под собой почвы, заходя в накуренный барак. Как только он прилег на раскладушку, заходит Рыжая и громко говорит: «Ну, накурили, хоть топор вешай!»
-Да нет мы не курили! – начал опровергать Костя  Арсеньев, несмотря на то, что все вокруг в дыму. Арсеньев почему-то всегда так делал, хотя была видна вся нелепость каких-либо оправданий.
Марат представил, что надо же до такой степени  накурить пространство, чтобы Рыжая зашла в барак, с топором в руке, прошла пару метров от двери,  подняла руку и повесила топор в воздухе, а он висел бы себе и напоминал школьникам, что курить нехорошо, а то «как бы чего не случилось…».
Тут Марат увидел, как в другом конце барака собралась толпа. Толпа время от времени сотрясалась от хохота. Он подошел поближе и увидел Диму Мартова, он тоже стоял там и слушал краем уха. На раскладушке лежал магнитофон и из него бормотал голос:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Кобыле так с утра заправил,
               Что дворник вытащить не мог.

Его пример другим наука,
Коль есть меж ног такая штука,
Не тычь ее кобыле в зад
Как дядя - сам не будешь рад.


Было смешно. Это был переделанный Евгений Онегин в похабном исполнении. 

Таков, увы, закон природы.
Потом свернется лыком  х..й,
И, как над ним ты ни колдуй,
Он никогда уже не встанет,

 Школьники были счастливы. Ну наконец-то, сломлены барьеры запретов на мат в русской поэзии, которую вдалбливали в головы советским школьникам. Как узнал Марат позднее, это стихотворение было сочинено во второй половине ХХ века неизвестным автором, а текст читал Алексей Плуцер-Сарно, языковед, впоследствии составивший  «Словарь русского мата». Это сейчас ненормативную лексику можно услышать по телевизору, а тогда о таком даже и не думали.
Итак, «Евгений Онегин» постепенно становился хитом среди школьников. Отдельные строчки цитировали, когда шли работать на поле:


Он в первый день без рассуждений
В кусты крестьянку поволок.

Или во время послеобеденного отдыха, лежа на раскладушке, кто-нибудь выкрикивал:


Татьяна рано утром встала
П…    об  лавку почесала.



А самым любимым местом у  ребят было четверостишье, ставшее гимном всего хлопка: 

З…пой красной солнце встало
Бычки дымились по углам
Онегин встал, раскрыл е …ло
И вмазал водки 200 грамм

И  все это сопровождается торжественной музыкой под колокольный звон.
Один раз, когда в барак зашел военрук Полкан, кто-то процитировал:

И  не куда-нибудь, а в глаз
Нацелил  дуло,  п…раз.

Раздался хохот. Военрук Полкан – это была отдельная легенда 43 школы. Сам, фронтовик, он очень серьезно относился к своему предмету, чем вызывал усмешки учащихся. Полкан всегда ходил в военной форме подполковника. Он очень серьезно показывал, как маршировать, но это выглядело комично,  потом, очень серьезно говоря команду «газы», надевал на голову противогаз –  ученики при этом лежали под партами, видя, как противогаз мгновенно натягивается на лысую голову Полкана, будто она была обильно смазана маслом.
-Все, ребята, давайте укладываться, завтра у нас тяжелый день-сказал Полкан, проходя к своей раскладушке.
Когда все улеглись, выключили свет. Через пять минут из магнитофона послышалось знакомое бормотание «Евгения Онегина». Проиграв  пару секунд, оно умолкло. Раздались смешки. Полкан  пока не реагировал. Осмелевшие ребята  добавили  громкость и продолжительность записи.
Таков, увы, закон природы.
Потом свернется лыком  х..й,
И, как над ним ты ни колдуй,
Он никогда уже не встанет,

Половина барака уже смеялась.
-Так, ребята, кому неймется, тот будет спать на улице - Полкан начинал терять терпение, ему  не было никакого дела до записи «Евгения  Онегина», он хотел спать, а смех ребят ему мешал.
Ребята затихли. Но атмосфера юмора не хотела уходить, все были возбуждены и казалось, ожидали какой-то развязки.  Прошло какое-то время, и вдруг из магнитофона заиграла торжественная музыка под колокольный звон

З…пой красной солнце встало
Бычки дымились по углам
Онегин встал, раскрыл еб…ло
И вмазал водки 200 грамм

И тут веселье захлестнуло всех. Раздосадованный Полкан потерял терпение, и крикнул:
-Эй, вы там! Давайте свой магнитофон, на педсовет всех вызову, а завтра десятые классы будут работать до захода солнца.
-Молчи, зал….па! – Шкарупа быстренько  выкрикнул и спрятался в спальник.
Взрыв хохота потряс барак. А потом – тишина и послышалась какая-то возня,  раскладушка скрипнула, было слышно, как Полкан сел и кряхтя  начал зашнуровывать ботинки, закончив, он встал, в темноте был виден его силуэт и что-то металлическое блеснуло в его руках. Полкан подошел к тому месту, откуда послышался голос и со всего размаху швырнул это металлическое о стену. Это оказалась железная миска, она со звоном отскочила и упала на пол, Полкан молча развернулся и пошел на свое место. Шкарупа лежал ни жив, ни мертв – вовремя он схоронился. Стояла тишина, у всех пропало желание шутить. Тут Марат вспомнил, что когда он учился в первом классе, видел, как Полкан, заходя в туалет,  швыряет стоящие на подоконнике у туалета портфели и дипломаты старшеклассников  на пол, пока те спокойно стояли и курили в туалете. Таким образом,  он выражал протест против курения и заботился о здоровье молодого поколения. «Не можешь – научим, не хочешь – заставим!»
*    *    *

В  один из вечеров собралась компания девятиклассников на барачном дворе, среди них были Фуат Хосилов, Света Белкова, Лена Василенко и еще несколько девочек из 9б. Школьники сидели на столах, свесив ноги. Фуат рассказывал девочкам разные забавные истории, и те время от времени ржали.
-Знаете,  есть такая запись «Евгений Онегин» у десятых классов, там так прикольно. – тут он процитировал девочкам несколько строк. Девчонки засмеялись.
-Да  уж, мы наслышаны – сказала Света Белкова. – Пацаны из десятых классов ходят по полю и декламируют, а мы думали, откуда это. Сайра это не слышала.
-Да,  она бы выпала в осадок.- сказала Лена Василенко.
Сайра – это была учительница по литературе, она была очень легко ранима и обидчива, а особенно, если шутили с великими писателями. Когда она сердилась, у нее губы опускались как у рыбы. Кто-то даже говорил, что один раз в журнал перед уроком литературы подсунули оранжевую этикетку от банки «Сайра в масле», неизвестно, правда было это или нет, но можно представить, насколько опустились при этом губы у Сайры, наверное аж до самых грудей.
Ребята продолжали болтать, когда подошел Костя Арсеньев.
-Костя, садись. – Фуат уважительно подвинулся. – Мы тут про «Евгения Онегина» рассказываем. Костя сел и тут Фуат спросил:
-Костя, а как по-английски будет «стоячие носки»?
-«Standing socks.» - сказал Костя, он хорошо знал английский
-О, «Standing socks», теперь у Ромы новая кличка!  Костя, прикинь, мы вчера Санакулову кличку придумали – Носки - Портянки.
Костя снисходительно усмехнулся.
И  тут  Белкова встрепенулась:
-Ой, а представляете, а мы вчера довели Ангелину Борисовну. -  Мы пришили ей спальник к раскладушке и она потом его отдирала вместе с раскладушкой.
-Она задолбала нас будить, -добавила Василенко, - подходит к близлежащему и вытряхивает его из спальника, откуда в ней столько силы, вроде худенькая такая.
Фуат вспомнил:
-У нее один раз Агас спрашивает «Ангелина Борисовна, вы армянка? – Нет – А что у вас ноги волосатые?»
Все засмеялись. Агас наверное надеялся найти собрата по национальности, чтобы тот не ставил ему плохих оценок по физике, да не попал.
Неожиданно дверь барака открывается и оттуда выходит Кесарь Андрей, ведя за руку Марата Абдуллаева с гитарой.
-Народ! Смотрите, прикол!- сказал Андрей и присев, приготовился слушать.
Абдуллаев сел на корточки и заиграл на гитаре мелодию узбекских радионовостей «Говорит Ташкент». Проиграв национальную мелодию, он голосом диктора провещал фразу:
-Тошкентдан гапрамиз, хозир «Евгений Онегин» шеърни айтиб беради.- русский   перевод которой был примерно таков:
Говорит Ташкент, сейчас прозвучит стихотворение «Евгений Онегин».
Марат ударил по аккордам и торжественно начал декламировать:

З…пой красной солнце встало
Бычки дымились по углам.

Все расхохотались, Света Белкова чуть не упала со стола. Тут выскочил Арсеньев, он один не смеялся и не мог позволить, чтоб какой-то  убогий Марат Абдуллаев мог играть на гитаре и тешить народ.
-Ты, идиот, не так надо! – сказал он.
Марат развернулся взял гитару и ушел. Внутри него все вскипело. «Надо же, ублюдок, весь спектакль обломал, но я это ему еще запомню». На душе была обида и горечь.


*     *     *

На утренней линейке всем промывали мозги, что надо усердно собирать хлопок. Рыжая приводила в пример передовиков школы. Им оказался ученик из 9б – Дарушкин Саша, он накануне собрал 85 килограммов.
-Вот, на кого надо равняться – говорила Рыжая.
Марату тоже захотелось собрать побольше. После завтрака Арсеньев подошел к своим одноклассникам - «мирным жителям»   и сказал :
- Сегодня соберете 60 килограммов,  не то вечером будем разговаривать.
Дело в том, что накануне всех комсоргов собрали преподаватели и устроили им взбучку. Учителя возмущались, почему такие плохие показатели по сбору, почему мало сознательности  и поручили комсоргов провести воспитательные беседы с парнями из своих классов, не предполагая, во что выльются такие «беседы». Похоже,  учителя не знали, что все это превратится в банальное принуждение и  мордобой. Было такое ощущение, что  как будто они жили в другом, мультипликационном мире советского плаката, где все люди улыбаются,  понимают друг друга и смотрят в одну сторону – светлое будущее.  Просто учителя были  из поколения 50-х, когда еще верили в построение коммунизма и верили, что воспитательные беседы могут направить народ на путь истинный.
Марату хотелось ударить Арсеньева, но он помнил, что добраться до его физиономии невозможно, слишком искусно дрался Костя, да и страхи мешали. Поэтому Марат проглотил, но при этом  целый день лелеял мысли, как ударить своего обидчика. А вчера вдобавок один десятиклассник – Тухтаев Ильхом решил устроить дедовщину девятиклассникам, что произвело впечатление на Марата. Тухтаев выбрал из 9а тех, кто для него физиономией не вышел - Рому Санакулова и Корсакова Гошу. Он велел им отжаться, ребята послушно выполнили приказание. Марат втайне негодовал, он первый раз в жизни видел это. А тут еще и Арсеньев со своим принуждением.
Несмотря на злость, Марат решил все же поработать достойно, собрать норму не столько для показателей, сколько для себя и плевать он хотел на Арсеньева. Марату Абдуллаеву было интересно испытать свои способности, насколько хорошо он может работать, чтоб наконец доказать всем и себе, что он не последний человек в этом мире. Придя на поле, он с энтузиазмом принялся обходить грядки, срывая коробочки и через десять-двадцать метров складывая в кучки хлопка на дне борозды. Так было удобнее работать - потом сразу несколько кучек собрать в фартук, а не таскать полный фартук на поясе. Этот прием имел и недостаток - пока ты увлеченно собираешь хлопок, кто-то может утащить твою кучку. У Марата до обеда уже  несколько раз стянули  хлопок, но по доброте своей Марат не мог потребовать его обратно, ему не хотелось мелочиться. Мелочь мелочью, а в результате, видя, как хлопка прибавляется мало,  к середине дня вместе с потерянным хлопком у него постепенно улетучилось все вдохновение на работу - не для кого было стараться.  Так день подходил к вечеру, а Марат собрал только 30 кг.

 
*     *     *

После ужина Марат решил прилечь отдохнуть, его замотала  гонка за результатом, все эти угрозы Арсеньева. Он уже приготовился к разбору полетов и мечтал о поводе, чтоб ударить своего обидчика. Он прилег на раскладушку и тут открывается дверь  -  в барак заходит Тухтаев в своем роскошном казахском чапане с походкой зоновского смотрящего.
-Все в сборе? – спросил он, оглядев половину барака девятиклассников. Он подозвал Корсакова с Ромой и решил продолжить «экзекуцию». Тухтаев был возбужден от выпитого чифира и спешил на ком нибудь сорвать свои эмоции. Ребята начали отжиматься, но Тухтаеву этого оказалось мало. Он подошел к   одному десятикласснику Погодину, скромному юноше и сделал ему серию ударов - Погодин скатился с раскладушки на землю, закрыв руками свою грудь – щуплый с детства,  он  был не в состоянии  дать сдачи Тухтаеву. 
-Все, хорош, Ильхом! – Тимур Набиев одернул его и Тухтаев потерял интерес к Погодину.
Из толпы наконец появляется Арсеньев и направляется к Марату.
-Встань!- он подзывает Марата. У Марата все внутри напряглось.
-Я тебе сегодня сколько сказал собрать? – Арсеньев ударил Марата по лицу, в глазах Марата посыпались искры. Тут ненависть и обида, сидевшие в Марате, вырвались из него, превратившись в узкий клин в виде удара, который Марат обрушил на Арсеньева. Арсеньев зашатался , потирая щеку, но сохранил равновесие - Марат отправил его почти в нокаут.
-Ответку ему, ответку! - закричали десятиклассники Марату. Вдруг фигуру Арсеньева закрывают тела бэшников, Тербин подлетел,  пнул Марата ногой, Искандер Двурогий добавил удар по лицу- Марат ничего не понял. Оказывается они вступились за своего друга, ведь Абдуллаев представлял серьезную угрозу для здоровья Кости.
-Ты что, Костя же под кайфом, его нельзя трогать – сказал кто-то из десятиклассников и у Марата вновь поднялось чувство вины, затмившее  первый порыв благородной ярости, и откуда-то сверху на Марата посыпался град ударов. Это Костя очнулся от своего анабиоза и решил наверстать упущенное. Он бил Марата и бил. Марат схватился руками за голову, ему было очень больно.
Марат не помнит, как оказался на раскладушке, вокруг него столпились ребята, один осматривал его лицо, другой что-то объяснял, как вести себя по-мужски, лежачего не бить и прочее, прочее.    Арсеньев убежал на улицу,  Марата трясло, ему не было дела ни до кого и ни до чего,  он не понимал, правильно ли поступил или нет. Теперь он, испытав на себе безумное неистовство своего товарища, всерьез стал опасаться за свою жизнь, что ночью Костя придет и придушит его.
Тут Марат увидел, как Арсеньев зашел в барак.
- А вообще ты молодец, молодец! – Костя подошел и похлопал его по плечу.
-Ты меня ночью не убьешь? – Марат все еще был шоке.
-Да нет, не бойся. Пошли, покурим, поговорим. – Костя пригласительным жестом указал на дверь. 
Марат встал и ребята прошли за барак. Было ужасно холодно. Марата еще немного потрясывало, но он уловил совершенно новое отношение, которое появилось у Кости к нему. Арсеньев достал пачку «Космоса» и протянул Марату сигарету. Ребята закурили.
Костя что-то говорил, говорил, предлагал взобраться на водонапорную башню или бросить дымовушку в женский барак...  Но Марат не слушал его, он внезапно почувствовал, что ненависть к Арсеньеву начала потихоньку уходить,  как что-то ненужное, стекать с костей  в землю, а обида в виде дыма, облаком растворилась вокруг.   Марат с наслаждением созерцал легкость, которая вдруг появилась внутри,  как - будто хлопковая портупея, которая сдавливала его туловище, расстегнувшись, слетела на землю. А за место нее начала появляться симпатия к этому человеку – незнакомое чувство, которое, как оказалось, всегда присутствовало у Марата, скрытое страхами и социальными запретами. Он понял, что совершенно не знает его – это был человек с неуемной энергией озорства и веселья, которое заражает тебя всего. И Марату захотелось идти с Костей хоть на край света, только чтобы разделить с ним это веселье, которого ему так не хватало, и стать таким же озорным,  чтобы взбунтоваться против всех устоев нашей советской системы…

*     *     *

Марат очнулся от своих мыслей. Он смотрел на свое отражение в зеркале, на свою футболку,  сорокалетний живот, внушительные плечи  и  хлопковые воспоминания оказались рассыпавшиеся где-то сзади под напором энергии, исходящей из глаз Марата. Он смотрел себе в глаза и наслаждался светом земной жизни, разливающейся вокруг. Свежий воздух, синее небо, птицы, зеленая трава, освещенная солнцем – все побуждало к действию, чтобы совершить путешествие. Путешествие, во время которого солнце всегда идет рядом с тобой вместе с горными вершинами, которые еще предстояло преодолеть. И звук горной речки,  воды которой продолжают Великий Круговорот, зовет тебя,  и ты идешь вверх по течению, ощущая в воздухе каждое мгновение земного бытия.

13.09.2011г.


Рецензии