Исповедь в исподнем, или Путь в преисподнюю

          Узнаёте? На снимке - Его Величество Жан-Жак Руссо *).
          Я, конечно, не Руссо (исповедоваться - дело нелегкое) и не Жан-Жак (и не пью такой коньяк). Коньяком с названием "Жан-Жак" некой одесской фирмы однажды отравился. Небось, подделка попалась. Стали холодеть волосы. Поплыли круги в глазах. Еле отошел. По мне - лучшие коньяки армянские (не считая французских) и выдержанные крымские.
          Но дело не в этом. Мне захотелось как-то похныкать и пожаловаться. Было раньше такое, а сейчас просто вспомнилось. Октябрь и ноябрь самые трудные месяцы для меня. В этот период впадаю в спячку. Кофе не помогает. Наоборот, действует как снотворное. Помню, мы с Юркой Кузнецовым ушли на месяц в заводской профилакторий. Где была жена, не помню. Но помню, что где-то её не было. Наши жёны – пушки заряжёны. Как говорила одна девушка, избравшая себе в блогах псевдоним "Полная дура", легче уступить, чем сопротивляться. Но это так, к слову. Это я к тому, что Юрка - в спортзал, а я – в кровать. Ну не мог со сном бороться. И вообще сам с собой бороться не люблю. Делаю, что хочется, и всё.
          Не хочу смотреть телевизор, не хочу читать детективов. Хочу спать. В пол-шестого вечера хочу спать. Борюсь со сном, но это бесполезно. Когда уснешь в такую рань, неизбежно проснешься в два часа ночи. Вот и сейчас: проснулся, вокруг – ни души. Даже пьяные за окнами не вопят. Только подружка "клава" под руками. Я стучу по ней, и мне становится веселей.
          Был такой народоволец по фамилии Морозов. Студент. Делал бомбы и стрелял в царя. За это его посадили в Петропавловскую крепость в камеру-одиночку. В пожизненное заключение. Тогда было модно покушаться на царей. Это как-то не этично, с моей точки зрения. Но тогда многие по молодости грешили таким способом. Вера Засулич  например, бросила бомбу в градоначальника. Ей повезло: нашелся красноречивый адвокат, который произнес настолько проникновенную речь на суде присяжных, что девушку отпустили. Я читал эту речь. Были же люди! Эту речь нужно бы выучить наизусть, такая она трогательная. Сейчас нет таких адвокатов. Иначе половина тюрем были бы пустыми.
          Так вот, Морозова посадили. А он был молоденький, не больше двадцати. Или двадцати пяти. Солнце всходит и заходит. А в тюрьме сидеть темно. Дни и ночи часовые стерегут её окно. Царский режим был гуманный. Это ж не то, что Архипелаг Гулаг. Лес рубить не заставляли. Дворяне все-таки. Узникам разрешали читать книги. И Морозов стал грызть гранит. Гранит Наук.
          Вспомним цитату брата Карла.  Старший ленинский брат Маркс (как говаривал во время оно товарищ Маяковский В. В.), Карл Маркс как-то обронил такую мысль: "В науке нет широкой столбовой дороги. И только тот достигнет ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам". Морозов отсидел в Петропавловской крепости (в одиночной камере!) двадцать пять лет. Из камеры его вызволила великая пролетарская революция. Не культурная, а Октябрьская. Культурной еще предстояло быть впереди. Миллионы людей сели за парты. Горе-историкам и горе-политикам следовало бы знать, что Великую пролетарско-крестьянскую революцию сделали мужики, которые не умели ни читать, ни писать. А августовскую контрреволюцию 1991 года сделали их потомки, ставшие "сильно хорошо грамотными", как говорят на моей родине. Керували ими высшие партийные бонзы типа Горбачева-Ельцина. Им государственных дач и домов с колоннами было мало, им хотелось иметь в частной собственности заводы, фабрики, золотые прииски и нефтяные месторождения. Им хотелось иметь Чукотку вместе с чукчами в частной собственности....
          Но мы отвлеклись. Кто мог бы себе такое представить? Морозов после 25-летней отсидки в одиночной камере защитил диссертацию. Его даже избрали почетным членом Российско-советской Академии наук. И в пятьдесят лет он начал новую жизнь. Чего только он после этого не выделывал! Лазил по горам, летал на дирижабле, и многое чего ещё.

* * *
          М-да... А мне тоскливо. Но я настучал вышеозначенную ахинею, так сказать, и полегчало. Что написано пером, не вырубишь топором. Сейчас отправлю ее в информационную бездну и погляжу "Обозреватель". "А вы, надменные потомки…" Не хотите – не читайте. Я никого не заставляю. Я с клавиатурой развлекался от тоски. Поел, попил, – не полегчало. А поклацал – слегка повеселел. Если бы я был чеченцем, наверняка подался бы в моджахеды. Потому что без стоящего дела, без хорошей компании можно свихнуться. Задумайтесь об этом, господа парламентарии, сенаторы и депутаты. Эх, "Криворожсталь"… Мне бы ваши проблемы! Я не желаю заниматься политикой. Меня от нее тошнит. Одни жулики и проходимцы. Входили в Верховную Раду в рваных ботинках, а выходили на пенсию в "Мерседесах"...
          У меня нет склонности к купле-продаже. Раньше это называлось спекуляцией. Сейчас – бизнес. Деньги не пахнут. И потому Березовский, Абрамович и Ходорковский – уважаемые люди. Но, видать, Ходорковскому денег было мало. И папа Путин его за это наказал. А бизнесменом нужно родиться. Но мне Бог этого не дал… Мне генетически противопоказано покупать и перепродавать. Мне кажется, что нечестно это... Всё, я кончил…

* * *
Ошибки молодости спешной
Приходят болью иногда
Потом, когда пройдут года,
И ты в печали безутешной
Стоишь подолгу у окна,
Где только жёлтая Луна
Глядит своим безумным взглядом
И нет её, любимой, рядом.
А, может быть, и ей не спится?
Быть может чувствует она,
Что уходящая весна,
Увы, уже не повторится
И тридцать дней, счастливых дней,
Подобных юности моей
Пройдут, как талая вода,
И не останется следа.

* * *
Так ты не спишь? Ты будешь помнить лето?
Чтоб помнить, надо вспоминать.
Когда-нибудь ты постараешься узнать,
Что сталось с тем, с ним? Нет ответа...
И я оставлю груз несбывшихся надежд.
С презрением взгляну на всех невежд,
С готовым на любой вопрос суждением
И ни о чем не вспомню с сожалением.
Лишь только иногда, среди ночей
Молчание нарушит крик беззвучный
Моей любви. И снова скучный
Мир серых дней и серых мелочей
Да желтая луна и позднее окно
И сожаленье только лишь одно -
О том, что между нами ляжет Вечность,
Что ты в свою уходишь Бесконечность...

* * *
          Парадоксально, но факт: мои заметки стали нравиться плагиаторам. Они их копируют и публикуют под своим именем. Это, конечно, с одной стороны неприятно коробит, а с другой - значит оценили по достоинству. И отдельным вороватым особям (клептоманам) захотелось украсть и приписать себе. Даже среди докторов и доцентов они (клептоманы) попадаются. Среди людей еще с первобытных времен укоренился особый слой экземпляров, склонных к воровству. Украсть то, что чужое, но плохо лежит, дня них - геройство и наслаждение...
          Плагиаторам (в частности - публикующим мои заметки под своими никами), сообщаю, что первоначально данная заметка с аналогичным названием была мною опубликована 22 октября 2005 года в Бигмире. Изредка буду перепроверять теперь свои заметки по Гуглу и советую авторам делать то же самое.

* * *
          Конечно, я должен принести извинения моим читателям. Вышенаписанный текст был выстучан мною десять лет тому назад. Там содержатся ошибочные строчки о народовольце Николае Александровиче Морозове (1854-1946). Я их записал по памяти,  как рассказывал нам о нём на одном из уроков в 37-й одесской школе учитель истории. И было это ещё даже до запуска первого искусственного спутника Земли. В то еще суровое советское время за лишние разговоры людей строго наказывали, да и в исторических знаниях были большие пробелы. Сегодня каждый читатель имеет возможность самостоятельно познакомиться с биографией интереснейшего человека, проживавшего сначала в 19 веке, а затем почти столько же в 20-м. Он был членом российской подпольной организации "Народная воля". Вот его жизнеописание - смотрите Википедию по словам Морозов Николай Александрович, а гиперссылка в Прозе Ру не отображается

* * *
          А напоследок вам скажу, что говорил великий Жан-Жак Руссо. Его изречения:

1 Кто осторожнее в своих обещаниях, тот точнее в их исполнении.
2 Оскорбления - это обычные доводы тех, кто неправ.
3 Человек учится говорить два года, затем учится всю жизнь молчать.
4 Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому.
5 Прямодушие украшает все сопровождаемые им чувства.
6 Видеть несправедливость и молчать - это значит самому участвовать в ней.
7 Вам не удастся создать мудрецов, если вы в детях будете убивать шалунов.
8 Жить - это не значит дышать. Это значит действовать.
9 Умный человек удаляется за минуту до того, когда он был бы лишним.
10 Всякая злость происходит от бессилия.
11 В убогом теле хиреет разум.
12 Не говори, сколько прожил, говори, для чего жил.
13 Ты ищешь причину зла? Она только в тебе самом.
14 Фальшивых людей опаснее иметь друзьями, чем врагами.
15 Терпение горько, но его плод сладок.
16 Кто не умеет переносить страдания, тот обречён на многие страдания.
17 Дураки не бывают застенчивы, хотя застенчивость принимает все виды глупости.
18 Жена, которая властвует над мужем, становится его тираном.
19 Разум указывает нам цель, а страсти уводят от неё.
20 ... и многое другое...
. . . . . . . Он, Жан-Жак Руссо, конечно, умница, и сказал о жизни гораздо больше. Поэтому следовать за мыслью этого великого человека - наука очень полезная.

          Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) - франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Виднейший представитель сентиментализма. Его называют предтечей Великой французской революции. Почему - этому должен быть посвящён отдельный большой рассказ. О романе Руссо "Исповедь" когда-то было много разговоров, а сейчас... Что сейчас? Всё иное.

Всё пустое, всё обман.

- - - - - - - - - - - - - -
*) Руссо, Жан-Жак. "Исповедь". Читать онлайн
https://avidreaders.ru/read-book/ispoved2.html?p=3


Рецензии
Спасибо за Жан-Жака Руссо и за мысли вслух. А мы, что б не ошибиться с коньяком перешли на виски Джек Дэниэлс (медовый) - вкусный, зараза, и пьётся легко. Ещё любим глинтвейн, который жена мастерски готовит... У меня же в загашнике 86 кавказских тостов... Мы научим Вас пить по Чеховски... Антон Павлович говорил: "Как это здорово в сильный мороз заскочить в сени. И всё только для того, чтобы выпить стопарик водки, а затем, не закусывая и не раздеваясь, тут же выпить второй".

Это Вам не убожество русской фантазии: "Между первой и второй - перерывчик небольшой", - это классика интеллигентного человека, знающего русскую литературу...

С уважением, жму кисть, полковник Чечель.

Полковник Чечель   29.11.2021 21:29     Заявить о нарушении
Ой, как славно, товарищ Полковник! Благодарю вас за такой великолепный отклик на сей мой опус. Даже Антон Павловича Чахова вспомнили, да буде благословенно его имя в веках! И вы меня просто сразили наповал: 86 тостов. Это ж как нужно мыслить о жизни, чтобы их накопить для освящения соотвествующего мероприятия. Тост (от англ. toast) это краткая, но ёмкая по смыслу пара фраз перед собравшимися, предшествующая поднесению к губам рюмки русской водочки, предназначенной для освящения и удачи задуманного действа или просто для поднятия духа. Это у вас видимо просто сюжет "Кавказской пленницы" умыкнули. Здравы будьте, товарищ Полковник!

Вадим Бережной   22.06.2022 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.