Экзит-полл

Экзит-полл – один из методов социологического исследования выборов,  заключающийся в проведении опроса избирателей на выходе с избирательного участка после голосования с целью предсказать его результаты  (отсюда название метода: англ. exit – выход, poll – опрос). Обычно организаторы ЭП опрашивают выходящих из избирательных участков (на условиях анонимности), за кого (кандидата или партию) они проголосовали. Опрос избирателей чаще всего проводится сплошным методом (опрашиваются все избиратели, голосующие на данном участке), или же, что случается реже, опрос проводится выборочный (каждого пятого, каждого десятого). Однако сами участки, на которых проводится ЭП, выбираются либо случайным образом, либо с учетом предыдущих голосований как «самые типичные».  В день выборов данные ЭП обычно широко освещаются ТВ и прессой при репортажах о порядке и процедуре голосования. В ряде случаев для организации опросов ЭП используется всемирная сеть. При помощи онлайн-технологий многие избиратели, не выходя из дома, могут голосовать анонимно и создавать «интерактивный» рейтинг для любой политической или социальной деятельности. Впервые этот метод появился в США, когда журналист Уоррен Митофски придумал опросы избирателей на выходе во время выборов губернатора Кентукки. Э.-п. выполняет информационную (предварительное ознакомление общественности с результатами выборов) и контрольную (минимизация возможности намеренного искажения результатов выборов) функции.
Исходя из предположения, что большинство отвечают правдиво, данные опросов ЭП используют для проверки официально публикуемых данных голосования. Э.-п. имеет несколько основных целей. Одна из них - параллельный контроль за результатами выборов, в тех случаях, когда общественность имеет основания не доверять работе избирательных комиссий, а сами выборы носят скандально-сенсационный характер. Типичный пример – президентские выборы на Украине в 2004 г., когда каждая из соперничающих команд проводила свои ЭП, дававшие разные результаты. В условиях глубокого раскола общественного мнения, массового недоверия к работе избирательных комиссий, результаты ЭП послужили обоснованием для аннулирования результатов второго тура выборов.  С другой стороны, ЭП могут быть политически ангажированными и преследовать цели манипулирования общественным мнением. Например, с помощью ЭП победа «неугодного» кандидата может быть поставлена под сомнение.
Определенным научным достоинством метода ЭП является минимизация временного отрезка между электоральным волеизъявлением гражданина и моментом проведения опроса. Это в ряде случаев позволяет максимально точно выявить мотивы, которыми избиратели руководствуются при голосовании.   Кроме того, в опросах ЭП фиксируются ряд «объективных» характеристик, таких как пол, возраст, образование опрошенных, которые не фиксируются в избирательных бюллетенях. Точность результатов опросов ЭП. во многом зависит от гомогенности генеральной совокупности опрашиваемых, в случае высокой «пестроты» мнений, характерной для расколотого по территориальному или социальному принципу общества, точность прогноза с помощью опросов ЭП снижается.

Практика проведения опросов ЭП в последнее десятилетие стала общераспространенной в России, эти опросы проводят ведущие социологические центры России, как правило, добиваясь высокоточных прогнозов. Так согласно данным ЭП, проведенного ВЦИОМ в день выборов Государственной думы РФ в 2007 г., за «Единую Россию» проголосовало  60,8% избирателей (официальные результаты – 64,3%), за КПРФ – 11,9% (11,6%), за ЛДПР – 8,5% (8,1%), за «Справедливую Россию» - 8,3% (7,7%). Всего было опрошено 289 тыс. человек, 22% из которых отказались отвечать на вопросы социологов. По данным ЭП, проведенного Фондом «Общественное мнение» на тех же выборах, за «Единую Россию проголосовали 62,3% избирателей, за КПРФ – 11,8%, за ЛДПР – 8,4%, за «СР» - 8,3%. При этом было опрошено 80 тыс. человек.  На президентских выборах 2008 г., согласно данным ЭП, проведенного ВЦИОМ, Д. Медведев победил с результатом 70,1% голосов (официальный результат – 70,3%).
Совсем иное происходило на президентских выборах  на Украине в 2004 г. Как отмечает социолог Н. Панина, «особенность действия под названием " ЭП. в Украине 2004 года" заключалась в том, что заведомо подвергалась сомнению достоверность результатов выборов, которые будут оглашены Центризбиркомом, а результаты ЭП предполагалось рассматривать в качестве "единственно достоверного источника информации о результатах волеизъявления украинского народа". При этом проведением ЭП занимались пять  организаций, данные которых радикально разошлись между собой.
Литература:
1. «Википедия», статья «экзит-полл». http://ru.wikipedia.org/;
2. Наталия Панина. Экзит-полл в Украине 2004 года: социология или политика? ФОМ-клуб, 20.06.2005. 
3. Пресс выпуск ВЦИОМ от 2 декабря 2007 г.
4. Пресс-выпуск ВЦИОМ от 2 марта 2008 г.


Рецензии