Языковой фашизм в Казахстане

Осторожно: национализм!
Н. Назарбаев: "Любого, кто будет поднимать вопрос превосходства одной нации над другой, любого, кто будет раскачивать национальную лодку, высказывать националистические лозунги – я буду считать своим личным врагом!"

Но за 2 недели Казахстан буквально сотрясали заявления, связанные с ограничением применения русского языка. Сначала Министерство культуры предложило проект изменений законодательства (по сути – Конституции РК), в котором запрещалось рассматривать обращения граждан в государственные органы, если они не написаны на казахском языке. Также провозглашалась дерусификаторская политика переименований и т.п. Если бы такие предложения осуществились, то это означало  бы отмену пункта 2 статьи 7 Конституции РК:
1. В Республике Казахстан государственным является казахский язык.
2. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Согласно Постановлению Конституционного Совета РК от 8 мая 1997 года № 10/2: «Данная конституционная норма понимается однозначно, что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств».

3. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана.

Тогда бы  подлежали увольнению все госслужащие, не владеющие государственным языком. Конституционное право граждан на защиту интересов, прав и т.п. ограничивалось бы знанием/незнанием казахского языка.
Подумаем, кому это было бы выгодно?
Посмотрим на подборку отзывов в Интернете: «Глас народа – глас Божий»! Орфография авторов сохраняется. Все высказывания, нарушающие межнациональное согласие, автором не одобряются и приводятся для осуждения общественностью.
Поделился своим мнением в Интернете казах, не владеющий в достаточной степени государственным языком (орфография автора сохранена): «В прошлом году надо было заполнить какую то бумажку в Карасайском р-не в Налоговом Комитете. Молодой начальник отдела свысока так сказал что надо заполнять на казахском. А у меня там какая то закавыка была, ну просто по образцу не получалось. Я к девочкам казашкам за помощью они не знают. Отправили к какому то знатоку бюрократу. Он в прострации. Опять к тому начальнику. У него спеси поубавилось. Казах а нифига не бельмесын. Идите тогда к главному начальнику. Ну я пошел. А там приёмная. Секретарша молодая девочка тоже казашка. Куда говорит? Я мол так и так. Она мне а зачем к начальнику? Да пишите по русски.
…И всё!!!!!!!!! Там среди этих молоденьких чиновников в Карасайском р-не не было ни одного русского .Все казахи. Причём не городские .И никто не знал темы. Никто!»
В газете «Свобода слова» публикуется аналогичный сюжет. Некое учреждение требует заполнять бумаги только на казахском языке. Но в зале сидят «левые» девушки-переводчицы, которые за заполнение 1 страницы бланка берут плату в 800 тенге. За час- доход 10-15 тыс. тенге. Кассовых аппаратов нет. КОМУ ВЫГОДНО?

О министре культуры Кул-Мухаммеде.
 «Мухтар Абрарулы Кул-Мухаммед (каз. Мўхтар Абрарўлы Ќўл-Мўхаммед, 12 декабря 1960, Чугучак, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай) — казахстанский политический деятель, министр культуры Республики Казахстан, доктор юридических наук.
В 1992 году открыл малое предприятие «Атамура», впоследствии преобразованное в корпорацию, которую возглавлял до 1999 году. Издательство “Атамура” сегодня возглавляет  Рахимгали Абрарович КУЛ-МУХАММЕДОМ (родной брат министра культуры Мухтара КУЛ-МУХАММЕДА. Это издательство получило огромный госзаказ на издание учебников для школ Казахстана.  Если учесть цену вопроса (один учебник стоит от 300 до 800 тенге (60-160 рублей)при тираже в несколько десятков тысяч экземпляров, и в эту сумму входит авторский гонорар и маржа издательства), то она исчисляется не одним миллионом тенге. Но какого качества учебники предлагает столь профессиональное издательство? И какой госзаказ получит издательство, если казахский язык перевести на латиницу! Но…
 Депутат сената парламента Казахстана Куаныш Султанов настаивает на экспертизе школьных учебников, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.

 «Во время пленарного заседания палаты 5 мая депутат Султанов обратился с соответствующим запросом на имя премьер-министра.

"Особенно учебники начальных классов, учебники истории, литературы, познания окружающей среды для среднего и старших классов. Написаны очень бездарно, в них не вникают дети, содержание не стимулирует и не заинтересовывает школьников", - заявил Куаныш Султанов.

Он привел пример: "Возьмем учебник английского языка для 6 класса. Рассмотрим. Этот учебник издан издательством "Атамура", в учебнике очень много примеров, присущих России: это имена людей, географические названия. Получается, это переписанные с российских учебников. Или специально взяты такие примеры? И самое страшное, что в разделе "Болашак" дана карта Европы, Азии и Африки, там и в помине нет Казахстана. Казахстан вошел в состав России! А министерство издало большим тиражом и даже во втором издании этот учебник. Это что такое? Из какого века мы взяли эту карту? Или у работников министерства образования очень низкая квалификация, очень низкое знание; или они специально делают, чтобы воспитать подрастающее поколение без родины, без флага?" - вопрошал Куаныш Султанов.

Сенатор просит изучить школьные программы и учебники и установить контроль над их авторами.
"Я считаю, что это безотлагательное государственное обязательство", - завершил свой запрос депутат.
Подробнее: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/186862/»
«Учебники не просто ужасные, а исключительно отвратительные. Такое впечатление что писал вообще неграмотный человек. География =- это не беда, что творится с учебниками по физике и математике .Вот это что то. на одной странице могут быть до 5-10 ошибок, как видно никто их не подвергал редакторской правки. А недавно нашел хохму в учебнике по геометрии за 7 класс. Там был параграф полностью передран из учебника по аналитической геометрии для вузов и как всегда даже это было с ошибками. Пока учебники будут находится под теплым крылышком Ата муры будет такая мура
Подробнее: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/186862/»

На защиту министерства культуры выступили 138 человек, преимущественно – писатели и поэты. Предоставляем читателям самим определить, насколько известны им эти заслуженные, почетные, лауреаты престижных премий и т.п. подписанты.
Обращение начинается красноречиво: «Лишь палка способна обучить медведя молитве»  Народная мудрость

Далее  авторы письма подчеркнули, что поддерживают законопроект Минкульта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной языковой политики», куда была введена норма «Об обязательном обращении к государственным органам на государственном языке».
«Анализируя все вышеизложенные проблемы мы, представители интелегенции (предположим, что ошибки были допущены не авторами письма, а авторами сайта, на котором было размещено это письмо – как-то некрасиво: интелЕгенция, да с одним Л), политических и общественных организаций Казахстана, первоначально ставим Правительству Казахстана следующие требования:
    1. Внесение нормы  «О поэтапном использовании исключительно государственного языка в государственных органах и ведении делопроизводства на казахском языке с 2012 года» в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной языковой политики»;
    2. Исключение второго пункта 7 статьи Конституции РК относящегося к  русскому языку;
    3. Рассмотрение в осенней сессии Парламента и принятие до 2012 года законопроекта о Государственном языке, который разрабатывается с участием некоторых политических и общественных организаций Казахстана;
    4. Признание провокационных статей иностранных и отечественных средств массовой информации нанесением ущерба внутренним делам Казахстана! Государственные высшие органы власти (Правительство) должны прекратить финансирование таких изданий. Необходимо принять меры, обеспечивающие безопасность Национального информационного пространства Казахстана;
    М.ШАХАНОВ, председатель общественного движения «Т?уелсіздікті ?ор?ау» и республиканского общественного движения «Мемлекеттiк тiл», народный писатель Казахстана, Народный поэт Кыргызстана; А.НУРПЕИСОВ, народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии СССР; А. АШИМОВ, народный артист СССР и Казахстана, лауреат Государственной премии РК; Т.КАКИШЕВ, доктор филологических наук, профессор, заслуженный научный деятель Республики Казахстан;  Ш.МУРТАЗА,народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии РК; С.КИРАБАЕВ, академик, доктор филологических наук; Т.АУБАКИРОВ, герой Советского союза, «Халы? ?а?арманы», первый летчик-космонавт Республики Казахстан; Б.ТУЛЕГЕНОВА, Герой Труда, народный артист СССР; М.АЛИМБАЕВ, народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии РК; Д.ИСАБЕКОВ, писатель, лауреат Государственной премии РК; Р.С?РСЕНБАЙ, общественный деятель, главный редактор газеты «Жас Алаш»; Е.ХАСАНГАЛИЕВ, народный артист Казахстана, лауреат Государственной премии РК; К.ЖУМАДИЛОВ, народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии РК; Т.АБДИКУЛЫ, писатель, лауреат Государственной премии РК; Г.КАБЫШУЛЫ, писатель, лауреат международной литературной премии «Алаш», почетный журналист Казахстана; Т.МЕДЕТБЕК, писатель, лауреат Государственной премии РК; Б.АБИЛЕВ, сопредседатель ОСДП «Азат»; Г.АЛДАМЖАРОВ, политик;С.МАМБЕТАЛИН, председатель партии Зеленых «Руханият»; А.ПЕРУАШЕВ, председатель ДПК «А? жол»; А.АЙТАЛЫ, председатель Коллегии совета ДПК «А? жол»;Н.НУСИПЖАНОВ, народный артист Республики Казахстан; лауреат Государственной премии РК; М.КУЛКЕН, писатель, президент издательства «?лке»;  К.САРСЕКЕЕВ,главный редактор газеты «?аза?»; К.ИСА, главный директор газеты «Жас ?аза? ?ні», поэт, лауреат международной литературной премии «Алаш», Культурный деятель РК, член Президиума ДПК «А? жол»; С.КУТТЫКАДАМ, общественный деятель; Е.АЙГАЛИУЛЫ, главный редактор газеты «?аза?стан-Заман»; М.ТОКАШБАЕВ, главный редактор газеты «Президент ж?не халы?», Культурный деятель РК; Е.БАПИ, главный читатель газеты «Тасжар?ан»; С.МУХТАРБЕК, главный редактор газеты «?аза?стан»;А.САРЫМ, политолог; Д.КУАТ, главный редактор информационного портала «Абай.kz»; А. СОЛДАТБАЙ, шеф-редактор интернет-газеты «Masa.kz»; О.АБДИХАЛЫК, шеф-редактор информационного портала «Абай.kz»; Ш.КУРАКБАЙ, редактор казахской редакции газеты «Правда Казахстана»; Ж.КАЛЫБАЙ, главный редактор журнала «Ж?лдыздар отбасы»; К.КУРМАНАЛИ, директор дирекции фестиваля песни имени Ш.Калдаякова, главный редактор журнала «Ш?мшi»; А.ОСМАН, председательница объединения «Мемлекеттік тілге ??рмет»; К.ХАН, вице-президент «КОРЕЙ досты? орталы?ы»; Х.ГАБЖАЛИЛОВ, президент историко-исследовательского центра «Алаш»;М.ТАЙЖАН, президент фонда имени Болатхана Тайжан, кандидат экономических наук; Д.БАБАМУРАТОВ, лидер республиканского молодежного движения «Болаша?»;С.БАТЫРШАУЛЫ, кандидат экономических наук, председатель республиканского движения «Мемлекеттiк тiл» в Астане; М.БОТЕЕВ, преседатель общественного фонда «Аллажар-?олдау»; С.СМАТАЕВ, писатель, лауреат международной литературной премии «Алаш»; М.МЫРЗАХМЕТОВ, доктор филологических наук, профессор, директор историко-исследовательского центра «Бауыржантану», лауреат Государственной премии РК; С.ГАББАСОВ, писатель, доктор медицинских и педагогических наук, отличник здравоохранения СССР; С.ЕЛУБАЙ, писатель, вице-президент ПЕН-Клуба; А.АЛИМ, поэт, лауреат премии имени М. Макатева; О.АЙТБАЕВ, председатель международного общества «?аза? тілі», академик Национальной академии наук; Д.КОШИМ, председатель объединения «?лт та?дыры»; К.БИЛАЛ, писатель, Культурный деятель РК;И.САПАРБАЙ, поэт, лауреат премии «Тарлан-Платина»; член ЦК партии «А? жол»; И.ИСАЕВ, поэт, член ЦК партии «А? жол»; С.ТУРГЫНБЕКОВ, поэт, член ЦК партии «А? жол»; Э.ТУРЕХАНОВ, председатель общества «?аза? тiлi» в городе Алматы; Ж.АКИМ, политолог, кандидат биологических наук; Б.ЕРГАЛИЕВА, председательница международного историко-правового центра Казахстана «Демократия ж?не ???ы?»; А.КАЛАМБАЕВ, отличник народного просвещения СССР, почетный гражданин Сарыагашского района; Т.АЙТПАЙУЛЫ, писатель, главный редактор детского журнала «Жыл он екі ай»; М.АСПАНДИЯРОВА, член Президиума ОСДП «Азат»;К.ГАБДОЛЛА, главный редактор газеты «Ж?мада?ы ж?здесу», председатель организационной группы регистрируемого общественного движения «?аза? елі»; А.ГАЛИ,политолог, доктор исторических наук; Б.САДУУЛЫ, председатель общественного объединения «Желто?сан а?и?аты»; М.АБАГАН, председатель общественного фонда «Кенесары хан»; Т.ИРГЕБАЕВ, председатель фонда имени ?абанбай батыра; К.КАПТАГАЙ, председатель движение «Халы? дабылы»; Б.МЕРГЕНБАЕВ, председатель общественного фонда «Аманат»; С.СЕЙИТМАН, поэт, лауреат 1-ой степени Международного фестиваля «Шабыт»; Ш.АБДИКАРИМОВ, поэт, председатель Кызылординского городского телеканала «?о?ам ТВ»; Р.АЙЫПУЛЫ, исполнительный директор республиканского общественного объединения «Жебеу»; С.САПАРГАЛИ,председатель союза «Ж?мысшылар мен ж?мыссыздар»; Е.РАКЫШЕВ, директор киностудии «Жас ?лан»; Ж.КЕНЕБАЙ, руководитель дискуссионного клуба «Таным»;О.АКЖИГИТ, редактор отдела газеты «Жас ?аза? ?ні»; Д.ЕЛДЕСОВ, редактор отдела газеты «Жас ?аза? ?ні»; Г.КЫСТАУБАЕВ, патриот нации; Ж.АШУУЛЫ,председатель сообщества жертв политических репрессий Казахстана; Ж.МАМАЙ, руководитель клуба «Рух пен Тiл»; И.ИМАНБАЙ, независимый журналист; Б.БОТЕЕВ,председатель общественного объединения «Алаш ?ні»; К.АБЕН, автор и режиссер-постановщик фильма «Аллажар»; И.БАЙЖАНОВ, председатель организационного комитета Шымкент ?алалы? НДД «Т?уелсiздiктi ?ор?ау» в городе Шымкент; О.КЕНЖЕБЕК, журналист, политический обозреватель; А.КОШЕРБАЙ, публицист, член движения «За свободный интернет»; С.КЕНЖЕБАЕВ, доктор филологических наук, профессор; М.АХМЕТОВА, пенсионер, бывший заместитель председателя Совета Министров КазССР;Н.КАНАФИЯ, кандидат филологических наук; М.КУЛАШБЕКУЛЫ, пенсионер, публицист; Н.ОШАНБЕКОВ, общественный деятель; Ж.ДАУЛЕТ, композитор, Культурный деятель РК; Б.АБИШ, писатель, лауреат премии имени Г.Мусрепова; Б.АЛКОЖА, поэт, лауреат премии имени Т.Айбергенова; Е.КЕНЕХАН, поэт, лауреат премии имени Т.Айбергенова; О.КАСЫМ, поэт, призер республиканских поэтических конкурсов; К.АШАНУЛЫ, индивидуальный предприниматель; Е.МУКАНГАЛИЕВ, пенсионер, биограф;М.ИЛЯСОВА, певица, заслуженный артист РК; Б.САМЕДИНОВА, заслуженный артист Республики Казахстан; А.АБДИРАИМОВ, директор театра «Шаншар»;З.КОПБОСЫНУЛЫ, певец, композитор; К.БОЛМАНОВ, председатель Союза продюсеров и исполнителей «Демеу»; К.СУЛТАН, певец, член группы «Серілер»;Ж.АБЗЕЛБЕККЫЗЫ, группа «Са?ым»...
 
     Открытое  письмо подписало 138 человек. Сбор подписей продолжается. Знаки вопроса вместо специфических букв казахского алфавита объясняются проблемами совместимости шрифтов. Так представлено в Интернете.
Итак, писатели и поэты, певцы и композиторы, а не рабочие, врачи, инженеры, металлурги и нефтяники, шахтеры и хлеборобы требуют изменить Конституцию РК, чтобы те, кто не владеет государственным языком, стали изгоями в родной стране. А кто не владеет? Попросите написать то же заявление в суд, полицию или прокуратуру выпускника школы, который 11 лет учил казахский язык! Что получится?
А что мы знаем про некоторых подписантов? Многие относят себя к национал-патриотам. Начнем.
1. «Мое сердце тюрколога и казахского национал-социалиста ликует при чтении этих строк!» Арон Атабек, арестант (Арон Едигеев) Газета «Свобода слова», № 26 (120), 2007. Арон Едигеев (Атабек) считает себя основоположником национал-патриотического движения Казахстана. КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ДВИЖЕНИЯ И ВДОХНОВИТЕЛЬ КАЗАХСКИХ НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТОВ.
2. Советник президента Казахстана Азимбай Гали указывал на необходимость ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЦИОНАЛИЗМА (Мегаполис, №2, 17.01.2001).
3. Депутат парламента Амангельды Айталы предложил внести изменения в ряд законов, предусматривающие  дискриминацию за незнание казахского языка (экзамен для ДЕПУТАТОВ и т.п.).
4. Ораторы «круглого стола», посвященного проблемам закрепления в стране казахского и русского языков, заявляли: «Казахский язык исчезнет, а вместе с ним и нация, если не ЗАПРЕТИТЬ функционирование русского языка в сфере государственного управления!» «Надо страну очистить от всех, кто не знает и не хочет знать казахский язык. От шала (не совсем – каз.) – казахов – тоже». /ЛАД,№ 9 (124), 2004 г./
5. У. Кайсаров, не сдавший экзамен на знание казахского языка , претендуя на пост президента РК: «В частности, хозяева на этой земле, в первую очередь, казахи. Все нации должны объединяться вокруг казахской нации. Все нации должны иметь свой интерес через интерес казахского народа. Все нации должны получать свои выгоды, свои привилегии через выгоды и привилегии, которые будет получать и делиться с ними казахский народ.»
Он же  инициировал пункт в законе «О выборах» о необходимости сдачи экзамена по государственному языку для всех кандидатов в парламентарии (Новый Вестник. Еженедельная газета. Электронная версия. Караганда. Казахстан - http://www.nv.kz )
6. Мухтар Шаханов, который с трибуны XVI съезда комсомола Казахстана в марте 1987 года возмущенно рассказывал следующее: "Образовался новый тип молодых людей, которых я называю условно людьми без корней. Мне пришлось беседовать с участниками декабрьских событий. И те, с кем я говорил, обнаружили примитивное знание родного языка, родной литературы, обычаев, истории и культуры. И вот они-то, подстрекаемые карьеристами и властолюбцами, взяли на себя смелость говорить от имени народа!"
«Шаханов на презентации концепции нацполитики сначала отказывался отвечать на вопросы на русском и одергивал соратников. "Жок, жок!" ("Нет, нет!") - обрывал он все попытки говорить на русском. Но потом смирился и даже сам заговорил на негосударственном языке.»
Шаханов: Мы еще раз повторяем наше кредо: “Никто не обязывает представителей других национальностей изучать казахский язык. Их обязанность с должным уважением относиться к государственному языку. Только в этом случае будет восприниматься истинное уважение к народу и родине. Только тогда во много крат возрастет уважение и доверие наших народов друг другу. Я считаю, что некоторой малой части государственных служащих и особенно тем, кто находится по долгу службы в непосредственной близости с большинством населения, а именно: в сфере торговли, коммуникации, городского транспорта, медицины, учреждений культуры не составит никакой трудности выучить 50-60 слов обиходного общения. Я еще раз позволю себе повториться, что мы всегда относимся с пониманием и терпением к вопросу изучения языка государственными служащими, и ни в коей мере не будем допускать в этом деле притеснения гражданской совести и человеческого достоинства”.
Алматы, 29 сентября 2008 г.
Только как с помощью 50-60 слов обращаться в госорганы? Или : писатель не считатель?

« Если Булат Абилов согласился отвечать на вопросы на русском языке, то новый союзник оппозиции, лидер национал-патриотов поэт Мухтар Шаханов делать это категорически отказался. Более того, разразился гневной тирадой в адрес корреспондента "Deutsche Welle":

- В борьбе за чистоту нашего языка мешают в первую очередь те, кто не является настоящим казахом – наполовину середина. Как мешают те, кто не вообще не знает государственного языка!» («ДВ»)

7. Известна непреклонная позиция «Бути»: в 1994 году Булат Абилов подписался под требованием исключить графу национальность из паспортов, не делиться по национальному признаку, а считаться казахстанцами. А в 2009 году Булат Абилов подписался под требованием ввести графу национальность в паспорта, делиться по национальному признаку, а не считаться казахстанцами.

8. На одной из пресс-конференций председатель Общенациональной социал-демократической партии Казахстана (ОСДП) Жармахан Туякбай признается, что (цитата): "…всегда был националистом, просто не было случая об этом открыто заявить".
9. По поводу заявления оппозиционного политика Козлова о желании баллотироваться на пост Президента РК: « Я могу говорить от имени всех казахов и «желтоксановцев», потому что я — дочь своего народа! — заявила Гульбахрам Жунис в ответ на вопрос, имеет ли она полномочия говорить за весь казахский народ. — Президентом Казахстана может быть только казах и никто более. И я не считаю, что закидывание сырыми яйцами — это хулиганство, это дипломатический протест! Привлечение нас к ответственности необоснованно!»
 
« Президент России В.В.Путин, выступая в Бухенвальде , твердо осудил национализм и фашизм.»
«Национализм – один из идеологических инструментов терроризма.»
«Сама была свидетелем, того , что к одному из дома подъехала машина, встала у ворот, хозяеева дома попросили убрать машину, как один из мужчин казахской национальности, ударил мужчину, залез к нему на машину и начал прыгать по капоту! Это НОРМАЛЬНО? А потом еще добавил: СКОРО ВАШЕГО НАЗАРБАЕВА НЕ СТАНЕТ , И ВЫ РУССКИЕ ПОБЕЖИТЕ ОТ СЮДА С НАШЕЙ СТРАНЫ!»

««Казахстан – для казахов», «казахи – государствообразующая нация» - вам эти призывы ничего не напоминают? История показывает, что национализм становится самой благоприятной почвой для возникновения радикальных, экстремистских политических движений. Национализм вытаскивается политическими деятелями в те моменты истории, когда необходимо раскачать политическую ситуацию и захватить власть. Максимальной целью всплеска национализма может являться и полная смена политического курса и общественно-политического строя. В 30-х годах прошлого века на реваншистских настроениях после поражения в Первой мировой войне, на лозунгах создания рая на земле для одной нации возник германский национал-социализм. Угроза фашистского порабощения нависла над всем миром. И только героический подвиг многонационального советского народа, спаянного в единую братскую семью, остановил это порабощение. Это был прежде всего духовный подвиг. Наша Победа показала, что страна, живущая по принципу братства, общности, коллективизма, взаимоуважения и взаимопомощи - непобедима. А идея превосходства одной нации, даже подкрёпленная супертанками, суперсамолётами и супербомбами – обречена на провал, несёт горе, страдания и смерть не только другим народам, но и тому народу, который захотел стать супернародом, избранным народом.

Национализм же обращён только в прошлое. Его идеология проста, примитивна до крайности. Национализм обычно начинается с вопросов: «Кто первый сказал «А»?», «Кто первый пришёл на эту землю?», «Кто когда-то (сто, триста, тысячу лет назад) обидел кого-то?» Фашисты ещё измеряли размер черепа и пропорции лица, исследовали родословную, чтобы определить истинных арийцев. Национализм ещё очень удобен для манипулирования общественным сознанием. Он отвлекает людей от насущных общественно-политических проблем, отводит внимание от «корня зла». И дает очень простой ответ на вопрос «Кто виноват?» Конечно же, по версии националистов, виноват не правящий режим, не политический строй, а виновата живущая рядом нация. Стоит только принизить эту нацию или совсем её уничтожить – и все проблемы решатся. Так, на националистическом угаре, на стравливании народов и держится режим. Старый, изобретенный еще древними римлянами способ «Разделяй и властвуй».»
« В Алматы уволить декана факультета журналистики потребовали сегодня студенты одного из крупнейших вузов страны - Казахского национального университета. Молодежь недовольна тем уровнем владения казахским языком, который демонстрирует руководитель. Призыв уволить декана вызвал громкие овации в аудитории, где собралось примерно 90 студентов казахоязычного отделения факультета. Однако же русскоязычные учащиеся этого же факультета, узнав о требовании, поспешили выразить свое несогласие. По их мнению, должность стоит занимать тому, кто полностью отдает себя работе, и это не должно зависеть от уровня знаний языка.

В конце концов, казахоязычное отделение решило, что русское отделение на факультете журналистики «ни к чему». Они требовали отставки декана, сократить учебный день, а также распустить русскоязычное отделение.
• 3 Октябрь, 2009 в 23:07 «

 «05.11.2010
Президентом Казахстана может быть только этнический казах и никто более. Такое заявление сделали сторонники тех, кто использовал сырые яйца в качестве «дипломатического протеста» против выдвижения кандидатом в президенты лидера партии «Алга» Владимира Козлова.
Правда, кандидатура Жасарала Куанышалина, как раз казаха и тоже «желтоксановца», изъявившего в эту среду желание баллотироваться на пост главы государства, «яйцеметателей» тоже не устраивает.»
 
«Сказала за всех!
На свою, уже вторую по счету, пресс-конференцию они вышли под лозунгом «Каждой нации своего вождя». Они — это председатель движения «Желтоксан-86 — Тауелсiздiк Кырандары» Гульбахрам Жунис в компании с Нурлыбеком Куанбаевым и Галымом Оспановым.»


«Власти Казахстана отрицательно отреагировали на письмо, призывающее лишить русский язык официального статуса. Так, советник президента Казахстана по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев назвал подобное предложение незаконным и антиконституционным. А попытка изменить статус русского языка, по его мнению, может привести к межнациональной розни, что недопустимо. Против внесения изменений в конституцию высказался и председатель парламента Казахстана Урал Мухамеджанов. После этого некоторые из «подписантов» заявили о своей непричастности к акции, которую средства массовой информации назвали националистической, сообщает портал TengriNews.kz.
Несколько человек, чьи имена указывались в числе 138 подписавших письмо, заявили о несогласии с ним. Токтар Аубакиров, лётчик-космонавт СССР и первый этнический казах, отправившийся в космос, сказал, что даже не знает, о каком письме идёт речь, так как находится в Москве, сообщает Русская служба Би-би-си.  Прославленная оперная певица Бибигуль Тулегенова заявила, что была в Турции, когда ей позвонили и попросили поддержать обращение. Она согласилась, не видя текста. Однако, прочитав письмо, Тулегенова признала, что не согласна с «крайними мерами», содержащимися в письме.
Как сообщала  информационная служба фонда «Русский мир», авторы письма, которое подписали 138 человек – представители интеллигенции, политики, учёные, – потребовали изменить текст конституции, убрать пункт, который гласит, что «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык».
Иван Крылов, редактор информационной службы фонда «Русский мир»»
• «Фея 2011-09-07 13:44
Правильно сказал депутат Нехорошев,что нужно детские сады вначале переводить на казахский язык,чтобы потом постепенно переводить все: и школу, и учреждения, и магазины. Это нужно было делать еще 20 лет назад.Тогда бы уже сейчас общество было готово перейти на государственный язык. А то моя дочь за 15 лет обучения в школе и институте освоила два европейских языка- английский и немецкий.А язык родной страны не знает! Памяти ,ума не хватает? Нет! Не хватает методик и заинтересованности самих гос структур в том,чтобы народ,молодое поколение хотело знать язык. Внучка уже пошла в первый класс,садик закончила,но и в садике никакой абсолютно подготовки не было! Ни по русски,ни по казахски! Единственно что делали дети в садике -кушали, спали и играли! Занятий вообще не было,никаких! Кроме того,что готовились к утренникам: учили стихи,танцевали,пели песни. И это государственный садик! Вот откуда идут корни.А этим необдуманным решением можно очень много "дров наломать"! Абсолютно согласна с Косановым Жасуланом Асылхановичем. Достойный аксакал! Спасибо!

Подробнее: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/196349/
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Tengrinews.kz»
• «Елена Федоровна, пенсионерка-педагог 2011-08-15 21:02
В казахстане родились мои родители, затем я, моя дочь, мой внук, который перешел в 4 класс. Вижу по его учебникам каз.яз. и по "методике" (именно в кавычках) преподавания, что до 11 класса он так и будет знать язык на уровне мектеп и терезе (кстати, по каз.яз. у него пятерка (как и по всем остальным предметам). Долбим до ночи стихи и только стихи - без подстрочного перевода, с незнакомыми словами! Зачем??? Я всегда была против отъезда, сердилась, когда об этом заговаривали дочь с зятем. Но теперь я вижу, что мы с этим делом уже запоздали. И хотя бы теперь надо поторопиться, потому что для русскоязычных детей здесь будущего однозначно нет. И по большому счету вовсе не в языке дело: в Прибалтике в свое время тоже все началось с языка, а чем закончилось - все знают.»

Подробнее: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/194630/
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Tengrinews.kz
• «starche 2011-08-15 23:26
... Ну преподавание просто потрясающее ...
Малой учился в школе , с преподавателем казахского раз десять пробовал общаться , узнать что да как , ну учат они какие-то то ли стишки , то ли песенки , а перевода не-а , спрашиваю у преподавателя , а что не переводят , ответ , а зачем мы просто слова заучиваем , а что они означают - не главное ... ВО как .
Короче кончил он 9 классов - ни по-русски , ни по-казахски , ни по-английски ....
Ведь количество часов на изучение русского языка сократили , английский язык так сяк - поверхностно , количество часов тоже ведь урезали , ну с казахским - судите сами .»

Подробнее: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/194630/
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Tengrinews.kz
«Я не против казахского языка. Я учу его, я понимаю важность его развития, но и вы поймите, что русским сложно не просто выучить язык., Обычный бытовой знают многие. Но как деловой - очень сложно. Мне переводили деловой текст 2 моих хороших знакомых казаха, говорящих на родном языке и работа у них связана с родным языком. Но при переводе получилось 2 разных текста и они переругались между собой, доказывая кто из них прав в переводе. Я на них смотрела, слушала и думала: " ... а как же нам, русским, быть, как учить язык, если не все казахи приходят к единому переводу. Вот в этом для нас сложность в изучении языка. И если сейчас все перевести на государственный - то такая путаница начнется в документах, что все возьмутся за головы. Поэтому. нужно еще время и казахам и русским и др. нациям, живущим в этой прекрасной стране и с прекрасным народом.»

Подробнее: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/194630/
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Tengrinews.kz

• «Гражданин РК 2011-09-07 13:20
За 20 лет можно было выучить казахский язык? а кто его преподавал нормально? сколько было часов в школе у тех кто учился 20 лет назад? сколько часов было в универах? Если для изучения англ. языка есть куча методик и литературы, самоучители и прочее, что есть для изучения казахского языка? Есть репетиторы, которые хорошо берут за свои уроки, а что если денег не хватает на такие уроки? Казахский язык развивается хорошими темпами, сознательные люди отдают своих детей в казахские садики, все и так знают, что это гос. язык и его надо учить, но что делается для этого? только законы принимаются, что надо. Где центры для изучения казахского языка, почему бы не сделать бесплатные курсы, там же например, в дворовых клубах, что делается для того чтобы население учило казахский язык? Только и говорят, вы должны, вы должны и так все это знают. Я хочу его учить, скажите где в Караганде есть бесплатные центры по изучению казахского языка, ребенок у меня и так ходит в казахский садик. Извините за репетитора отдавать 1000тг за час просто нет денег. И все говорят вот в СССР заставили и все, в СССР было все бесплатно, а сейчас хочешь учить, да такое изучение выливается в неплохую копеечку. И еще говорите не знаешь язык не надо брать на работу, ну давайте всех хирургов, врачей всех хороших спецов по увольняем, а что они же казахский не знают, и заменим их молодыми не опытными, но говорящими врачами, ну кто пойдет к такому хирургу. Я за изучение казахского языка, но изучение надо делать более доступным для всего населения и абсолютно не вижу ничего плохого для развития Казахстана в том, что в нем будут жить люди говорящие на 2х-3х языках»

Подробнее: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/194630/
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Tengrinews.kz
• «Проехал на днях пол Турции. И везде вывески, объявления, реклама на 3-х языках, турецком, русском и английском. Заявление у меня приняли на русском без проблем. И они почему-то не считают себя ущемлёнными и обиженными. А у нас все подписанты получившие образование на русском и благодаря этому вышедшие в люди, теперь обижены. Их притесняли видите ли.Смешно было бы...»
[цитировать]
«#39, Гость_skiboo, 6 сентября 2011 15:48
В первом классе у нас каз. язык преподавал один мужчина, к сожалению за давностью лет я не помню его ФИО, он великолепно вёл занятия, мне было интересно учить каз. яз. Это был мой любимый урок. Но к сожалению он ушел в журналистику, на его место приходили другие учителя, но учили они как попало. В результате до 11 класса мы проходили казахский алфавит. Каждую четверть менялись казаховеды, уроки велись через одно место, больше ни одного профессионального учителя казахского языка я невидел, в универе к стате такая-же ботва была.»

• «skiboo, да я тоже вспоминаю уроки казахского с содроганием - вопиющее отсутствие профессионализма. позиционирование учителем себя как некой апай, которую не нужно лишний раз беспокоить вопросами и докучать ей, а процессобучения всегда сводился к какому то переписыванию жаттыгу и ережелер. я сейчас их отлично помню, все эти септик, но ГОВОРИТЬ меня не научили. а в универе на уроках каз-яза Роза апай нас учила во сколько лет надо замуж выходить.»

«#39, Гость_skiboo, У меня тоже в уневере весело было первые 2 курса вела зрелая женщина казашка тоже не помню как звать так она сразу сказала зачет 1000 теньге а экзамен 5000 и можите не ходить!!! 3-4 курс вела молодая турчанка та обычно рассказывал как там у нее дела с парнем как она ходила к гадалке и прочую чушь расценки у нее были такие же!!!!
Вот сегодня 6 сентября пришел мой сын из школы и говорит: "Казяз самый балдежный урок- никто ничего не делает!" Да, господа, вот таково отношение наше к родному языку. Я обеими руками ЗА оба языка без приоритетов, но такими вот абсолютно недалекими выступлениями невозможно поднять то, что поднимается годами тяжелым интеллетктуальным трудом, а не такими "балдежными" телодвижениями. Эти господа думают,что законодательно проведя какую-то норму без реальной опоры они добьются желаемого! Где переводы Гегеля, Канта, современных проблем физики, химии, математики на казахский язык?!!! Да никому ничего не надо!!!»
«Пример из жизни, мой сын пошел в этом году в первый класс, для него это большое радостное событие которого он ждал весь год. В первый день принес домой учебники, сидим вместе читаем-рассматриваем. Учебники математики, русского языка-алфавит, картинки, кружочки, закорючки-обучение начинается с самых азов. Учебник казахского языка за 1-й класс, с первых же страниц все задания на казахском языке и довольно сложные рассчитанные явно не на первоклашек. Никакого казахского алфавита, правил произношения, структуры подачи материала. Детки еще толком читать даже на русском не умеют а их уже с первых дней так нагружают и требуют что они уже в первом классе должны читать и разговаривать на казахском. Откровенная халтура, по которой невозможно что-то выучить при всем желании. Почему за 20 лет вся эта "общественность" и все эти "известные" песатели не сподобились написать нормальные пособия, учебники для тех кто действительно хочет выучить казахский язык? Что они лично сделали для его развития и популяризации? Организовали какие-то курсы, веб-сайты для изучающих, перевели на казахский язык всемирно известную литературу? Почему они видят развитие казахского языка только через запреты, приказы и обязаловку? Помоему это письмо и эти требования как раз и показывают полную несостоятельность подписантов как казахской интеллигенции к которой они себя безосновательно причисляют.»
• «Такого письма вообще не должно быть.Нельзя навязывать язык кому либо.Хотя, я согласен с тем ,что казахский язык является государственным лишь на словах.На деле же все государственные дела ведутся на русском. У нас в Казахстане на ж.д. транспорте документация ведется на двух языках.Все инструкции так же на обоих языках.Тексты с русским языком всегда замусолены,а с казахским девственно чистые,их просто никто не читает.Я как то спросил у одного русского машиниста (зашел разговор на эту тему)почему он не изучает казахский язык.Мне этот язык даром не нужен,таков был ответ.Я помню,когда служил в армии в России,там было много ребят из южных республик.Так там незнание русского языка приравнивалось к слабоумию.Одно слово-чурка.И я знаю ,что этот стереотип еще долго будет доминировать . С другой стороны, я в последнее время часто замечаю молодых людей славянской внешности,отлично говорящих на казахском языке.Значит процесс пошел.Считаю,что со временем все встанет на свои места и не надо торопить события.»
«Чем больше заставляют учить и давят, тем больше сопротивляешься и не хочешь учить каз.яз. Насильно мил не будешь! Идет внутренне сопротивление и нежелание делать что-либо из под палки. Тем более, когда унижают тебя и твой этнос. Как и многие отписавшиеся вспоминаю уроки каз.яз в школе. Никакой заинтересованности учителем в обучении. У нас учитель каз.яз была классным руководителям. Вместо уроков весь 11 класс обсуждались вопросы на русском языке касательно успеваемости, сдачи денег в фонд класса и т.д. На экзамене она нас всех прикрыла и все его сдали.»
• «В 90-х гг. я отдала своих двоих детей в казахский сад, так вот: Сын умудрился там получить перелом носа и ПОЛНОСТЬЮ ПРИДТИ в школу неподготовленным, т.е. не умел не читать не писать, потому что эти две клуши воспитательницы сидели не поднимая свою ж... и трехали между собой только языками. В итоге, я забрала младшую дочку и отдала в выпускную группу в русский сад, чему была безмерно рада. Дочка там научилась и читать и писать и стихи рассказывать, танцевать, лепить, рисовать и т.д. А три года назад, я своего внука отдала в казахский д/с на Зенкова, так как думала что время прошло и есть хоть какие то сдвиги. Так он по-казахски и не заговорил, зато воспитатели каждый раз отца встречали:"Максата, твоя папа пришла". И в итоге, родители его отдали в российскую гимназию. Старшего внука, также под давлением заставила перевести в казахскую школу "Дарын", деньги платили немаленькие, в классе 8 человек, но он за один год так отстал по предметам, что уже второй год ему дополнительно репититоров нанимаем. Знаю что не только в моей семье такая обстановка. Многие мои друзья отдавали своих детей из патриотизма своих детей в казахские сады и школы и у всех та же история.»
• «Здравствуйте! Да конечно не испугаешь казахов отъездом в Россию, они без нас проживут прекрасно! У меня не получается выучить казахский язык помогите, хочу конечно выучить! На работу не смогла устроиться требуется казахский язык. Я родилась здесь не хочу УЕЗЖАТЬ! Чувствую себя очень плохо мне страшно. Помогите выучить я думаете только сегодня об этом прошу? Беру учебники по казахскому языку начальная школа бедные дети там ничего непонятно! Сделайте курсы бесплатные помогите нам!»
• «Да, я тоже не стала среднюю дочку отдавать в казахскую группу, где всего 12 детей было, потому как воспитателю совершенно ничего не надо было. Она тупо сидела и жевала жвачку, надувала пузыри.а в соседней комнате за столами сидели дети в полной тишине. Хоть бы по листочку бумаги перед ними положили бы, по карандашику.... Пошла смотреть в русскую группу - 45 человек. Большинство казахи. НО! Воспитатель(казашка - замечательная просто девушка) вслух на память читает Мойдодыра и принимает детишек, а дети в это время готовятся к завтраку. Кто-то руки моет, кто-то играет с игрушками, кто-то помогает нянечке накрывать на столы. Через год после поступления в садик, у нас в группе был ремонт, и дети временно ходили в казахскую группу. Дочь моя и ее несколько друзей взвыли просто.. На вопрос чем они занимаются в течении дня она мне постоянно отвечала:"Ничем, просто сидим в комнате. Кто за столами, кто на коврах. Игрушки нам брать не разрешают, потому, что мы их сломать можем."»
«Когда читаешь Ваши комментарии начинаешь четко понимать насколько мы бесправны перед власть придержащими. приведу простой и очень свежий пример: директора Актюбинской областной библиотеки начальник областного управления культуры сняла с занимаемой должности только за то, что она не казашка и не знает при этом в должной степени казахский язык. А мы все молчим потому что боимся потерять место, боимся гонений за поддержку специалиста. Человека убрали не учитывая качество работы, не учитывая достижения, даже было наплевать на грамоту министра культуры. главное - не казашка. Так что не знаю поможет ли поднявшийся резонанс по поводу языка, но результаты "шахановщины" налицо.»
• «Я метиска.Мама-казашка, отец-русский.Я не причисляю себя ни к одной из наций.Мне вообще нет никакой разницы. Всегда была за политику Н.А, Даже когда меня уволили с работы из-за славянской внешности. Государственный язык,как вы уже догадались-знаю.Но именно внешность не понравилась начальнице. И вот что я думаю, народ, все равно на каком ты языке говоришь, как ты выглядишь, нельзя устраивать межнациональные распри из-за двух сотен человек, живите как жили, дружите, плодитесь, говорите на удобном вам языке, и ,в конце концов, будьте патриотами своей родины а не фанатиками.»
• «Не так давно довелось говорить с актюбинским коллегой казахской национальности.
- У вас в Кустанае хорошо, - было сказано мне, - славян много, светлый такой город. А у нас - бородачи окопались, страшно. Хочется дёрнуть в Кустанай...
Выживут славян - не казахам всё достанется, нет. Придут вахаббиты. Они не просто стреляют, им власти хочется. А за ними другие силы стоят, которые дождутся, когда здесь распри будут, бомбы, теракты. Сегодня это так реально - примеров сколько угодно, к тому же Казахстан - без ядерного оружия. Славян Россия возьмёт к себе, хотя нам там лучше не будет. У кого денег нет, будет хуже, у кого есть, тот не пропадёт. Пусть Россия не может обеспечить комфорт, как Германия своим немцам. Но боеголовками напичкана. Пропадать, так с музыкой. А Казахстан - мирное, прекрасное государство. Жаль, если кому-то удастся раскромсать эти великие степи, прекрасные горы, этих замечательных дружелюбных людей. Вы этого хотите, подписанты? Вам что, места мало? Бледнолицые ваш хлеб едят? Уборка идёт, посмотрите, кто хлеб вырастил.
Но не в нас, славянах, дело. Этот демарш против Назарбаева. Зачем им умный, взвешенный лидер, самый великий государственный муж на сегодняшнем историческом этапе в мире. Обама что ли лучше? Не смешите! Путин есть, да. Но у него не столько заслуг. Без преувеличения, хаосу на постсоветском пространстве не дал разразиться Назарбаев. Нурсултан Абишевич, мы Вас любим. Предлагаю всем участникам этой дискуссии выразить слова уважения и благодарности Назарбаеву. Мы обязаны это сделать. Наш долг. Славяне! голосуйте первыми!
«Было бы смешно, если бы не было так грустно Сложно рассуждать там где еще могут понять вопрос на латинице или кириллице. Стране надо так как это удобно для ее развития. Язык всегда выражает суть жизни народа,самое сложное - вопросы работы с техникой,инструкции,медикаменты,ине так в прошлом году врач на русском написала назначение на укол,мед сестра на казахском не поняла и на всю процедуру ушло час пока определились в составе , рядом я задыхалась от приступа удушья...»
«Сначала нужно научить тех, кто будет учить детей. Мы в садике только песни поем, не понимая ни слова и даже не разделяя поток звуков на слова, - это называется занятиями по казахскому языку. За то же время те же дети, занимаясь всего по сорок минут в неделю, твердо запомнили порядка сотни слов плюс стишки-песенки (с пониманием того, о чем поется, и различением отдельных слов) и освоили умение вести простой диалог. Так что дело исключительно в педагоге. Так что, по-видимому, ключевая позиция на сегодняшний день - отсутствие грамотной методики преподавания. Если человек мыслит на русском языке, значит казахский нужно преподавать не как родной, а как иностранный - с соответствующим подходом к построению занятий.»

Подробнее: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/196362#72242
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Tengrinews.kz
«Что такое мононациональное государство – хорошо видно на примере Киргизии. После массового отъезда русских национальный вопрос там решился сам собой. Но к чему это привело? Страна разодрана родоплеменными, клановыми противоречиями, фактически расколота на Север и Юг. И конца и края выяснению отношений - чей род или клан выше – не видно. Ещё немного времени, и если события будут развиваться в том же направлении, не исключен вариант, что Киргизия вообще перейдёт под внешнее управление какой-нибудь администрации ООН с вводом миротворческих сил. Что, наверное, хорошо вписывается в сценарий, разрабатываемый в Белом Доме. Ура – националистические настроения в Казахстане разгорелись в конце прошлого года. Поводом к ним стали два события – опубликование проекта Доктрины национального единства и подписание соглашений между Казахстаном, Россией и Беларусью о создании Таможенного Союза. Но это повод. Истинная же подоплёка вполне очевидна: через раздувание национализма попытаться если уж не захватить власть, то, хотя бы, значительно её ослабить. Об этом говорит тот факт, что к так называемым национал-патриотам сразу же активно примкнула буржуазно-демократическая оппозиция, прежде всего в лице ОСДП «Азат». Понимая, что силы у них слабоваты, особенно в регионах, азатовцы решили сделать ставку на национализм, пытаясь найти поддержку прежде всего в лице переселенцев из аулов и сёл, который сейчас насчитывается по несколько десятков тысяч в каждом крупном казахстанском городе. Фактически бесправные, находящиеся на нижних ступеньках и материальной, и социальной лестницы, работающие на самых непрестижных и малооплачиваемых работах, а в большинстве – и вовсе безработные, эти люди действительно представляют собой «горючую смесь», особенно молодёжь. Ведь эта молодёжь выросла уже после развала СССР, практически ничего светлого и доброго в своей жизни не видела. И не получила достойного образования.

О серьезности ситуации говорит тот факт, что в День независимости 17 декабря прошлого года националистам удалось собрать несанкционированный митинг в Алматы. На него собралось около 2 тысяч человек, причем, преимущественно это были не алмаатинцы, а приезжие из южных регионов. Такие события просто так не случаются. Никто из организаторов этого митинга властями не наказан. Хотя. Стоило комсомольцам запустить в небо над Астаной воздушный шар с портретом Че Гевары, как нас тут же скрутили полицейские и отвезли в участок. А здесь – довольно многочисленный митинг – и почти никакой реакции. О чем это говорит? О том. что у националистов, наверное, есть покровители на самом верху. И в своем стремлении заполучить верховную власть они не останавливаются даже перед использованием взрывоопасного национализма. «

Еще раз подчеркнем, что орфография авторов сохранена. Отметим, что есть и ряд высказываний о том, что в Казахстане должен быть только казахский язык, а кому не нравится: «Чемодан- вокзал- Россия!»
Встречаются и предложения ОБЪЕДИНЯТЬСЯ против «языкового фашизма», бойкотировать выступления артистов-националистов, а также предлагают подписантам отказаться от дипломов, квартир, государственных наград, полученных в советское время . 
Приводится и такое мнение, что письмо «138 националистов- это попытка замолчать 3-месячную забастовку нефтяников  Каспия, почти на 100% - казахов, внести раскол в борьбу казахстанцев за право на достойную жизнь.»
«138 подписантов и Минкульт не подозревают о : «Страсбург, 1.II.1995


Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств разработана в Совете Европы
Специальным комитетом по защите национальных меньшинств (CAHMIN) под эгидой Комитета министров
Совета Европы 10 ноября 1994 года и была открыта для подписания государств-членов Совета Европы
1 февраля 1995 года. Комитет министров может также предложить государствам, не являющимся членами Совета Европы, присоединиться к этой конвенции.

Страсбург, 1.II.1995



Государства - члены Совета Европы и другие государства, подписавшие настоящую рамочную Конвенцию,

считая, что целью Совета Европы является достижение более тесного союза между его членами во имя защиты и развития идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием,

считая, что одним из средств достижения этой цели является поддержание и дальнейшее осуществление прав человека и основных свобод,

желая развивать и претворять в жизнь положения Декларации глав государств и правительств государств – членов Совета Европы, принятой в Вене 9 октября 1993 года,

исполненные решимости защищать на своих соответствующих территориях существование национальных меньшинств,

считая, что потрясения, имевшие место в европейской истории, продемонстрировали, что защита национальных меньшинств необходима для стабильности, демократической безопасности и мира на европейском континенте,

считая, что плюралистическое и подлинно демократическое общество должно не только уважать этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, но и создавать соответствующие условия, позволяющие выражать, сохранять и развивать эту самобытность,

считая, что создание обстановки терпимости и диалога необходимо для того, чтобы культурное разнообразие было источником и фактором обогащения, а не раскола каждого общества,

считая, что развитие терпимой и процветающей Европы зависит не только от сотрудничества между государствами, но и основывается на трансграничном сотрудничестве между местными и региональными властями при соблюдении конституционной и территориальной целостности каждого государства,

принимая во внимание Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней,

принимая во внимание обязательства по защите национальных меньшинств, содержащиеся в конвенциях и декларациях Организации Объединенных Наций и в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности в Копенгагенском документе от 9 июня 1990 года,

исполненные решимости определить принципы, которые надлежит соблюдать, и обязательства, которые вытекают из них, с тем чтобы обеспечить в государствах-членах и в других государствах, которые могут стать участниками настоящего документа, эффективную защиту национальных меньшинств и прав и свобод лиц, принадлежащих к ним, при соблюдении верховенства права и уважении территориальной целостности и государственного суверенитета,

исполненные решимости проводить в жизнь принципы, закрепленные в настоящей рамочной Конвенции, на основе национального законодательства и соответствующей государственной политики,

согласились о нижеследующем:

РАЗДЕЛ I

Статья 1

Защита национальных меньшинств и прав и свобод лиц, принадлежащих к этим меньшинствам, является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и в качестве таковой является областью международного сотрудничества.



….



РАЗДЕЛ II

Статья 4

1. Стороны обязуются гарантировать любым лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом и на равную защиту закона. В связи с этим любая дискриминация, основанная на принадлежности к национальному меньшинству, запрещается.

2. Стороны обязуются принимать в необходимых случаях надлежащие меры, с тем чтобы поощрять во всех областях экономической, социальной, политической и культурной жизни полное и действительное равенство между лицами, принадлежащими к национальному меньшинству, и лицами, принадлежащими к основной группе населения. В связи с этим Стороны должным образом учитывают особое положение лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Статья 5

1. Стороны обязуются содействовать созданию условий, необходимых для обеспечения лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, возможности поддерживать и развивать свою культуру, а также сохранять основные элементы их самобытности, а именно: религию, язык, традиции и культурное наследие.

2. Без ущерба для мер, предпринимаемых в развитие своей общей интеграционной политики, Стороны воздерживаются от любых политических и практических действий, имеющих целью ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, вопреки их воле защищают этих лиц от любых действий, направленных на такую ассимиляцию.



Статья 6

1. Стороны поощряют дух терпимости и диалог между культурами, а также принимают эффективные меры по содействию взаимному уважению, взаимопониманию и сотрудничеству между всеми лицами, проживающими на их территории, независимо от их этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности, особенно в области образования, культуры и средств информации.

2. Стороны обязуются принимать все надлежащие меры для защиты лиц, которые могли бы стать жертвами угроз или актов дискриминации, враждебности или насилия по причине их этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности.




Статья 9

1. Стороны обязуются признавать, что право на свободу выражения мнения любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, включает свободу придерживаться какого-либо мнения и свободу получать и обмениваться информацией или идеями на языке меньшинства без вмешательства со стороны публичной власти и независимо от границ. В рамках своих правовых систем Стороны обеспечивают, чтобы лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, не подвергались дискриминации в отношении доступа к средствам информации.

2. Пункт не препятствует Сторонам вводить без какой-либо дискриминации и на основе объективных критериев лицензирование для предприятий радиовещания, телевизионного вещания или кинематографа.

3. Стороны не препятствуют созданию и использованию печатных средств информации лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам. В рамках правовой основы радиовещания и телевизионного вещания они обеспечивают, насколько это возможно и с учетом положений пункта, лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, возможность создания и использования собственных средств информации.

4. В рамках своих правовых систем Стороны принимают надлежащие меры для облегчения доступа лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, к средствам информации в целях поощрения терпимости и обеспечения культурного плюрализма.



Статья 10

1. Стороны обязуются признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству, право свободно и беспрепятственно пользоваться языком своего меньшинства устно и письменно в частной жизни и в общественных местах.

2. В регионах со значительным или традиционным присутствием лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, если эти лица просят об этом и такие просьбы отвечают реальным потребностям, Стороны будут стремиться обеспечить, насколько это возможно, условия, позволяющие использовать язык меньшинства в отношениях между этими лицами и административными властями.

3. Стороны обязуются гарантировать право любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, получить в кратчайший срок на языке, который оно понимает, информацию о причинах его ареста, характере и причине любого выдвинутого против него обвинения, а также вести защиту на этом языке, получая для этого при необходимости бесплатную помощь переводчика.



Статья 11

1. Стороны обязуются признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству, право пользоваться своей фамилией, именем и отчеством на языке этого меньшинства, а также право на их официальное признание в соответствии с требованиями, закрепленными их правовыми системами.

2. Стороны обязуются признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству, право размещать в общественных местах вывески, надписи и другую информацию частного характера на языке своего меньшинства.

3. В районах традиционного проживания значительного числа лиц, принадлежащих к национальному меньшинству, Стороны в рамках своих правовых систем, включая в случае необходимости соглашения с другими государствами, обеспечивают с учетом конкретных условий установку указателей традиционных местных названий, названий улиц и другой топографической информации для населения и на языке меньшинства, если в такой информации имеется достаточная потребность.



Статья 12

1. Стороны в случае необходимости принимают меры в области образования и научных исследований с целью улучшения знаний культуры, истории, языка и религии как своих национальных меньшинств, так и основной группы населения.

2. В этом контексте Стороны, в частности, создают надлежащие условия для подготовки преподавателей, обеспечения школьными учебниками и облегчения контактов между учащимися и преподавателями из различных общин.

3. Стороны обязуются обеспечивать равные возможности доступа к образованию на всех уровнях для лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.




Статья 14

1. Стороны обязуются признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству, право изучать язык своего меньшинства.

2. В регионах со значительным или традиционным присутствием лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, Стороны, насколько это возможно и в рамках своих образовательных систем, в случае достаточной потребности в этом стремятся обеспечить, что лица, принадлежащие к этим меньшинствам, имели надлежащие возможности изучать язык своего меньшинства или получать образование на этом языке.

3. Положения пункта настоящей статьи проводятся в жизнь без ущерба для обучения официальному языку или преподавания на этом языке.



Статья 15

Стороны обязуются создавать необходимые условия для эффективного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в культурной, общественной и экономической жизни, а также в ведении государственных дел, особенно тех, которые затрагивают их.



Статья 16

Стороны воздерживаются от принятия таких мер, которые, изменяя структурный состав населения в каком-либо регионе проживания лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, имеют целью ущемление прав и свобод, вытекающих из принципов, изложенных в настоящей рамочной Конвенции.








РАЗДЕЛ V

Статья 27

Настоящая рамочная Конвенция открыта для подписания государствами - членами Совета Европы.
До даты вступления Конвенции в силу она также открыта для подписания любым другим государством, которому Комитет министров предложил сделать это. Она подлежит ратификации, принятию или одобрению. Документы о ратификации, принятии или одобрении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.»


Поэтому можно сделать вывод, что АНТИРУССКИМ ФАШИСТСКИМ  силам удалось расколоть Казахстан.
План Аллена Даллеса и директива 20/1   "Цели США в войне против России" от 10 08 1948 г., принятая Советом национальной безопасности США:
«Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство… Национализм и вражда народов, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу- все это расцветет махровым цветом…  И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать то, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества…»
Проект Минкульта предусматривал сохранение не более 20 % неказахских названий. Аналогично: « В 1938 году нарком внутренних дел Н. Ежов обратился в ЦК ВКП (б) и Президиум Верховного Совета СССР с предложением переименовать Москву в СТАЛИНОДАР.»
Мухтар Тайжан (газета «Сс» № 28 (323) от 18 08 2011 – активно поддерживающая «казахского национал-социалиста» Арона Едигеева - Атабека) : « «Националист – гордое слово!»
А. Гитлер: «В 15 лет я стал националистом…»
"Расовые законы <...>, провозглашенные по инициативе Адольфа Гитлера 15 сентября 1935 года на съезде Национал-социалистической партии в Нюрнберге и единогласно принятые сессией рейхстага, <...> выступали тоже за то, чтобы в политику, частную и общественную жизнь не допускались представители "негосударствообразующего народа".
• Арон Едигеев-Атабек: «Невероятную заманчивость этой Перспективы способен оценить только человек Востока! Великие императорские династии! Шаньюи! Каганы! Ханы! «Я, Тенгрием рожденный и в Тенгрии существующий, тюркский мудрый каган…! Вечный Камень воздвиг! И написал!.. Слава эта – Истина!» (Памятник Куль-Тегина», VIII век, перевод мой – А.А.).Мое сердце тюрколога и казахского национал-социалиста – ликует при чтении этих строк!»
И.В. Сталин: «Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию.» (14 марта 1946 года, ответы на вопросы корр. «Правды»)
Евангелие от Матфея, 12-25: «…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».
И молчит гарант конституции, президент Казахстана и лидер нации (по закону «О Лидере нации») Н. Назарбаев.Иногда молчание страшнее угроз...


Рецензии
Весьма актуальная сегодня публикация...

Андрей Бухаров   06.01.2022 09:09     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.