Из цикла некрологи

                «В ожидании…»

Пока смерть не предъявила нам свои страшные доказательства, мы будем говорить о нем только «есть». Время прошедшее здесь неуместно, против него протестует душа, разум и сердце. Такие как он, не умирают. Чуткие, трогательные, мужественные, но не по-западному, не по-бандеровски, о по-нашему, по-братски. Он всегда был одним из нас, и когда вел «Взгляд» и позже, когда оказался на райском острове посередине одного из океанов, предъявляя нам будущего «последнего героя».  Как режиссер, как актер, как символ поколения 90-х, хмурого, отважного и преданного, - Сергей Бодров  в каждом мгновении Сегодня и Завтра – с нами.

Гордое звание «символ поколения» он обрел неожиданно для себя. И оно ответило ему взаимностью, по-братски крепко  обняв его со всей силой гордой фатальности. Кстати, сам Сергей считает себя фаталистом, верит в справедливость, пропорциональность Добра и Зла. Быть «символом поколения» не то чтобы тяжко, но ответственно и хлопотно. Нужно Быть по-настоящему и первый кирпичик на пути к этому – профессия. Нельзя сказать, что Сергей не помышлял о кино, когда у тебя отец режиссер, об этом трудно не думать. Однако, отец сказал свое твердое слово: «кино – это страсть, а ты слишком спокоен для этого». Тогда сын погрузился в исторические пласты искусства на одном из факультетов МГУ и в последствии не жалел. Был «первым парнем на деревне» в насквозь женском коллективе, так что, по его словам, «приходилось соответствовать». Этот увлекательный процесс привел к «красному диплому» в 1994  году и защите кандидатской диссертации  в 1998-м. В коротких промежутках между учебой, именуемых каникулами, Сергей подрабатывал на одном из итальянских пляжей спасателем, позже, по окончании «альма матер», - школьным преподавателем и сотрудником на фабрике «Ударница».
Однако, уж если есть в человеке скрытые таланты, то дремать им негоже. Вот и оказался Сергей Бодров вскоре в дружном творческом коллективе парфеновской программы «Намедни», а позже - в знаменитом «Взгляде». Это была первая ступень к вершине. Но кино его не миновало. Первый его фильм, «Кавказский пленник», собрал практически все кинопризы России. Сергей стал самым ярким дебютантом 1996 года, а «Кавказский пленник» – номинантом «Оскара». Эта же международная участь постигла «Восток-Запад» Режиса Варнье, где Бодров во второй раз встретился на съемочной площадке  с Олегом Меньшиковым и впервые – с Сандрин Боннер и Катрин Денев.    
Он стал Братом для всех и каждого в 1998-м. Его Данила Багров обозначил резкий переход из коммунистической реальности в мир новой России, больной и взбалмашной.  Его полюбили той щедрой разухабистой любовью, что свойственна русским душам испокон веков. На экране он казался медлительным, застенчивым, но удивительно ладным пареньком, с органичной легкостью находившим общий язык с представителями самых разных национальностей. У него получалось это по-свойски, без натуг, словно он - человек мира, владеющий  эсперанто. Киллер с детской припухлостью на лице, парнишка с соседней улицы, а значит – свой.  Новый тип русского Робин Гуда, справедливого убийцы, которому «за державу обидно». Благодаря Даниле Багрову поколение 90-х иными глазами взглянуло на запылившийся патриотизм. Гордо провозгласив «Америке – кирдык!…», оно перевело бунтарство «братской» двулогии в разряд философского манифеста от кино. И Сергей Бодров стал не просто «лучшей мужской ролью» на всевозможных «никах» и «киношоках», но обернулся символом целого поколения, которое модно нынче именовать «Поколением Х».
  В промежутках между «Братьями» был «Стрингер» в паре с великолепным Ильиным, после – вышеупомянутый «Восток-Запад» и ««Quickie». Оба сняты на «других берегах», перспектива остаться на которых у Сергея была и не раз, но не захотел. Все шло к тому, что он должен был остаться здесь. Так оно и вышло. Здесь он стал нашим Братом, встретил свою Любовь, родил дочку, снял первый фильм как режиссер. Вслед за «Сестрами» он хотел снимать фильм про   Для этого поехал на любимый Кавказ…
Он и не скрывал особо, что всегда хотел быть режиссером, и не потому, что не считает себя актером, но затем, что видит в режиссуре что-то сродни архитектуре, которую всегда любил и понимал. Есть в кинематографе, умном и честном, монументальная нерушимая красота на века, независящая от освещения и перспективы. Он хотел и хочет стать Архитектором, только в кино. 
На пресс-конференции по поводу выхода в прокат балабановской «Войны», Сергей Бодров сказал, что скорее всего, это будет его последняя роль в кино, и что теперь он хочет вплотную заняться режиссурой. Но мы-то помним, что к каждой сыгранной им роли он относится как к поступку.  Считает опасностью  несовершенное и несказанное вовремя. И когда мы угадали, что за простоватой сосредоточенной внешностью тридцатиленего хмурого юнца скрывается вежливый молодой человек, интеллигентный, любящий, благородный, с тихим упорством борющийся со своими недостатками, - радости не было предело. Вот он – Герой Нашего Времени.  Мы восхищаемся, а он ругает себя за иннертность, бежит от зависимости в любом ее проявлении, искренно интересуется Человеком как сокровищницей качеств и смыслов. 
В детстве, записываясь в очередной спортивный кружок и бросая его через некоторое время, он думал, что ему не хватает характера, силы воли. Теперь же, по завершении каждого, действительно важного для него дела, он понимает, - просто жизнь берегла его силы, уводя в сторону от лишних вещей. Для будущего, для «братской» эпопеи, для «символа поколения», для жены и дочки, для нас с вами. Нам и его близким остается только надеяться, что она сбережет его и сейчас. Его самого и тех, кто ушел с ним в кавказские горы не воевать, а снимать кино. Самое страшное в сегодняшнем дне – неизвестность, но в каждом из нас есть вакцина против этого – Надежда. Мы сильны ею и терпеливы. Говорят, ожидание хуже смерти, но если оно ведет к возвращению  родного человека домой, мы готовы на это.

Сегодня, в горах Владикавказа, Твое имя,  Сережа, повторяется чаще, чем никогда. Это не панибратство, но ощущение родственной горячей нити, которая связала нас с Тобой. Эта нить – любовь, страх и ожидание Тебя.  Если Ты болен или ранен, собери свою волю в кулак и позови нас. Мы обязательно услышим и придем за Тобой…


Рецензии