В начале было слово

                « В начале было слово …»
               
                Ржавеет золото и истлевает сталь,
                Крошится мрамор, к смерти все готово.
                Всего сильнее на земле печаль,
                И долговечней царственное слово.
                Анна Ахматова

               
    …Молчать когда вокруг звучат рыданья
     И когда так жадно рвется их унять,-
    Под грозой борьбы и перед лицом страданья…
    …-Я не хочу, я не могу молчать.

    Таким эпиграфом из Семена Надсона предварил автор, подписавшийся Н.С-ов, свою заметку «Путь к погибели», опубликованную в газете «Енисей» 16 апреля 1895 года.
    «14-летняя девочка приговорена к четырехдневному аресту за нанесенное ею кому-то словесное оскорбление. Плакала она потому, что сознавала все ужасные последствия своего наказания, которое было страшно не четырехдневным наказанием, а тем, что ей придется просидеть эти четыре дня и четыре ночи в том клоповнике, который существует при части, среди воров, пьяниц и распутных женщин, где ей придется перенести те нравственные муки, которые приводят к погибели, как духовной, так и физической. Положение ее было поистине ужасное, рыдания ее тронули даже сердца привычных ко многому полицейских чинов».
    Далее автор рассуждает, что за такие проступки надо отправлять на наказание в отдельное специальное место, а еще лучше ограничиться, особенно по отношению к малолетним преступникам, денежным штрафом; что нельзя карать лишением свободы за грубые слова, которые могли вырваться, возможно, вследствие грубого обращения с девочкой.
    «Кто может поручиться за то,- вопрошает Н.С-ов,- что, быть может, эти четыре дня и четыре ночи не откроют несчастной путь на торную дорогу распутства и преступления?..»
    Дореволюционный Красноярск, 1896 год. Рубеж эпох. По Енисею стали ходить пароходы, начала работу первая телеграфная станция, была основана женская гимназия, открыта первая частная типография, создана на средства горожан общественная библиотека; в городе появились велосипеды. Но еще не прибыл первый поезд на железнодорожную станцию «Красноярск», пока не начали проектировать водопровод, и пройдет 10 лет, прежде чем появятся на дорогах первые автомобили…
    Год за годом в тихую размеренную жизнь провинциального города вторгается научно-технический прогресс, ускоряется ритм жизни. Современный горожанин торопится утром на работу, проклиная бесконечные дорожные пробки; как то организует свой досуг: идет в кинотеатр или ночной клуб, плавает в бассейне или расслабляется с бутылкой пива у любимого телевизора. Дети часами сидят за компьютерными играми, скачивают рефераты из Интернета, обмениваются дисками с нашумевшими фильмами. Усталые родители лишний раз не вмешиваются в жизнь подрастающего поколения. Мир становится насквозь материальным. Подросток, без всякого стеснения ругающийся матом, в современном мире такая же данность, как последняя модель сотового телефона. Кому сегодня придет в голову арестовать на несколько суток 14-летнего школьника, употребившего в разговоре ненормативную лексику, а уж на грубые слова мы просто не обращаем внимания, привыкаем к такой речи.  А ведь это тоже путь к погибели.
    Вечерами, а иногда и днем после школы в подъезде, где я живу, собираются ребята 14-16 лет, курят, пьют пиво, оставляют за собой горы мусора; поджигают многочисленные рекламные издания в почтовых ящиках; разрисовывают стены названиями любимых музыкальных групп, тут же признаются друг другу в любви. Каждый день бабушки-пенсионерки ругают их, и далеко не всегда только цензурными словами. Подростки огрызаются, злятся, но назавтра снова приходят на уже загаженное место, потому что идти им больше НЕКУДА!  И это – печальная правда нашей жизни!
    Взрослые озабочены зарабатыванием денег, которых постоянно не хватает. Вымотанные, они уже не способны на духовное саморазвитие и развитие своего ребенка. Когда хочется на полчаса прилечь после работы, веселая безалаберная компания сына или дочери становится лишней. Подросток в силу своего возраста еще не находящий себя в иерархии семейных ценностей, ощущает себя совсем чужим для родителей, бабушек и дедушек; все больше отдаляется от них, идет туда, где, как ему кажется, его понимают, успокаивают: «Смотри, ты не одинок, мы все здесь такие». Появляется протестное поведение с попыткой самоутвердиться в обществе, доказать себе и окружающим свою принадлежность к взрослому миру, который далеко не всегда оказывается добрым и ласковым.
    Недавно читали с сыном один из последних романов Владислава Крапивина «Бабушкин внук и его братья». Шестиклассник Алик, главный герой произведения, узнает о том, что у его приятеля погиб старший брат. Ушел в армию, а обратно его привезли в закрытом цинковом гробу. По официальной версии он подорвался на мине. Алик придумывает очень точное слово для нашей действительности – ОЗМ, а когда случайно употребляет это слово в разговоре со своим старшим товарищем студентом Демидом, тот удивляется и интересуется, где же Алик слышал такое слово.
    «-Я… не слышал. Оно само… Ну, оно придумалось мне однажды. Это значит «Озверелый мир».
    - Да…  Федя Полянцев (еще один герой романа – М.И.) расшифровывал это научнее: «Области затухающей мысли», но в общем смысл тот же: когда затухают мысли, остаются инстинкты и нарастает зверство…»
    Когда в конце размеренного 19 века с его неторопливым ритмом жизни Н. С-ов защищал осужденную девочку, мог ли он предположить, что всего через столетие грубость и мат станут нормой общественной жизни. Тогда еще было сильно религиозное самосознание. Стихи, заметки, статьи в газету «Енисей» писали православные авторы, творчество которых пронизано духом веры. Издатель Емельян Федорович Кудрявцев был человеком глубоко верующим.
    Именно православие – фундамент великой русской культуры и великой русской литературы. Все, кто писал, помнили о том, что «в начале было слово. И слово было у Бога».
    Когда были жестоко подорваны и попраны основы русской культуры, в обществе начался духовный кризис, продолжающийся до сих пор.
    Ведь не случайно в самые трудные минуты своей жизни даже человек, провозглашавший себя атеистом, обращается к Богу, к молитвенному СЛОВУ.
    Вспомним восемнадцатилетних ребят из книги В.Астафьева «Прокляты и убиты». Вчерашние советские школьники, а сегодня солдаты, они вырезают из жестянки консервных банок крестики и надевают их на себя.
    В 1942 году написала А.Ахматова стихотворение «Мужество». И сегодня, в пору тотального осквернения русской речи оно звучит особенно актуально:
    Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова,
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово.
    Свободным и чистым тебя пронесем
    И внукам дадим и от плена спасем.
                Навеки!
    По мнению Арс.Тарковского, сила народного духа, сконцентрированная в языке, помогла русским выстоять в нелегкой битве. Война шла за право нации быть нацией, сохранить свою независимость, культуру , язык!
    Как это актуально сегодня, когда выпускники школ сдают Единый Государственный экзамен по литературе и истории. Не нужно больше учиться рассуждать, правильно выстраивать свою речь, отстаивать свою точку зрения. Достаточно выбрать вариант ответа, нужную букву, и мало кто вспоминает о том, что «в начале было слово».
    «Человечество не найдет выхода из переживаемого им духовного кризиса, - писал русский философ Ив.Ильин,- если оно не обновит, не очистит и не углубит и после не возродит своего религиозного акта и опыта. Чтобы вести достойную жизнь, полную духовного смысла и творчества, человек должен воспринимать излучения Божии, узнавать их, радоваться им, искать их и пребывать в них; и потому он должен научиться всему этому, т.е. приобрести необходимый для этого духовный акт…».
    Такие разные пути ведут к погибели в конце 19 и начале 21 веков. Мы не знаем, что стало с той девочкой, но мы видим современных подростков и можем при определенных усилиях с нашей, взрослой, стороны повлиять на их будущее. А закончить статью можно так, как заканчивает ее автор сто с лишним лет тому назад: «Ставя на вид этот вопиющий факт, мы молим людей, имеющих сердце, прийти на помощь «малым сим», которых сам Христос любил. Его великие слова»Придите ко мне все нуждающиеся и обремененные. Я успокою вас»  должны быть заветом для всех».
    Так заканчивает свою заметку автор в конце 19 века. В начале 21 века эти слова не утратили своей актуальности.


Рецензии
Маша, здравствуйте! Как же я согласна со всем, что вы написали! Я давно считаю, что за маты нужно штрафовать родителей. Если дома ругаются, значит ребёнок чаще всего повторяет поведение своих близких. Я уже не помню говорила или нет, но когда я спросила у второклассников поднять руки тем, у кого родители не матерятся при них, то руки подняли мой сын и ещё одна девочка. Так кто виноват? И ещё им действительно некуда идти порой. Школа не является местом общения, а зря.
Всего Вам доброго!
Тоня

Антонина Романова -Осипович   29.07.2012 21:46     Заявить о нарушении
День добрый, Антонина!
Рада Вам! Живем на даче, интернет не всегда качественно работает, захожу на прозу не часто, отвечаю порой с опозданием, читаю тоже мало, уж простите, пожалуйста:)
Страшно что-то за современную школу. Нехорошие вещи там порой происходят, увы...
С теплом,
Маша

Ионина Мария   30.07.2012 05:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.