2. 8. Ген музыкальности. Штрих восьмой

Прав был Сергей Есенин, написавший в свое время, что «…большое видится на расстояньи». Только по прошествии многих лет начинаю осмысленно понимать некоторые особенности характера папы и широкий мир его увлечений. Удивительным был он человеком, наделенным большим художественным вкусом. Одним из его пристрастий была музыка. Стоило услышать звуки знакомой арии из оперы или оперетты, как он сразу замирал и весь превращался в слух. Постепенно начал папа приобретать пластинки с записями любимых певцов, составляя собственную фонотеку. Сохранилась она и по сей день. В зависимости от настроения и душевных потребностей включал их и слушал, слушал… В такие моменты переносился он далеко за пределы своего дома. У папы был приятный тенор. Вероятно, поэтому его любимыми партиями были арии Ленского из «Евгения Онегина» и Германна из «Пиковой дамы». Думаю, что посмотрел он почти весь репертуар Большого театра. И сейчас как семейную реликвию храню программку оперы С. Прокофьева «Война и мир» в постановке Б.А.Покровского, которую папа слушал в 1960 году. Бывая в иных городах, неизменно старался попасть он в театры. К сожалению, далеко не всегда понимала я папины устремления, поэтому не расспрашивала его о тяготении к музыке. А недопонимание мое было связано с тем, что в те годы не читала я еще одноименных произведений Пушкина и Толстого, не была знакома с серьезным творчеством Чайковского. Теперь приходится констатировать лишь факты. Поздно начинаем мы задумываться об упущенных возможностях.

Перешагнув почти столетие, заглянем в год 1870. Именно в это время папин дедушка получил Свидетельство об окончании Духовного училища. Из девяти изучаемых предметов лишь по «церковному простому и нотному пению», его знания и умения были оценены как отличные. Тяжелой, полной лишений была его жизнь. С тринадцати лет остался Владимир Павлович полным сиротой. Получается, что был мой прадед в ладу с музыкой. По воспоминаниям внуков, в его доме в большой зале стоял рояль. На нем играли его доченьки – Симочка и Катенька. Обе учились в епархиальном женском училище Нижнего Новгорода. Обучение игре на музыкальных инструментах не входило в число обязательных предметов. Уроки давались за дополнительную плату. Не жалел прадед средств для обучения своих детей.

Очередная пульсирующая точка связана с Клировой ведомостью родного дяди моего прадеда, иерея Андрея Александровича. Сохранилась в ней гордо звучащая запись, занесенная его рукой: «певчество улучшается: между прочим, набраны певцы еще на левый клирос». Было ему тогда 68 лет. Служил он в то время первый год на новом месте. Понятно, что церковным хором руководил сам о. Андрей. Следовательно, обладал необходимыми для этого сложного дела музыкальными способностями и испытывал  душевную потребность в звучании церковной музыки. Многие ли способны в преклонном возрасте на такой шаг? Сомневаюсь.

Изучая архивные документы, была несказанно удивлена, что в былые времена обучало духовенство своих сыновей «пению и чтению» непосредственно дома. Пение же стояло на первом месте как одно из главных умений, необходимых для церковных клириков.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что в нашем роду на протяжении многих поколений присутствовал «ген музыкальности». Со всей силой проявился он у Сергея Александровича, старшего брата о. Андрея для которого церковная музыка стала делом жизни. Еще будучи учеником последних лет обучения в семинарии пел он в архиерейском хоре. В возрасте же двадцати двух лет, сразу по выходу из оной, стал он диаконом и, одновременно, регентом в Архангельском соборе Нижнего Новгорода.

Как известно, регент – это руководитель и дирижер церковного хора. Данная профессия требует от человека совмещения таких качеств как музыкальный слух, знание церковного устава и умение руководить коллективом. Захотелось узнать, что собой представляет церковное пение. По этому поводу в Православной энциклопедии записано, что существует два его вида – з н а м е н н о е   и  п а р т е с н о е. При Знаменном, иначе крюковом пении, в основу положено одногласное хоровое исполнение композиции. Его также называют православным каноническим пением в силу древности и распространенности в Православии со времен Византийской империи. В основе Партесного пения лежит многоголосное хоровое исполнение композиции, смешанное -  мужское и женское одновременно. Однородные хоры звучат монолитнее и слаженнее, чем смешанные. Ведь церковное пение изначально монастырское, а монастырь – явление «однополое». И конечно, более традиционным в нашей церкви является мужской хор.
 
Очевидно, был Сергей Александрович весьма музыкально одаренным человеком, если сразу стал служить в одном из главных храмов Нижнего Новгорода. Отрадно, что сохранил он свою родовую фамилию. Ранее обладателей хороших голосов переименовывали в Соловьевых, Скворцовых или давали иные *певческие* фамилии. Не было за его спиной богатых и знатных родственников, способствующих продвижению Сергея по службе. Всего добивался сам, благодаря природным способностям и труду. Прослужил он всю жизнь на одном месте, постепенно поднимаясь по лестнице духовной иерархии. По крайней мере,  в 1847 году записан он уже священником, отцом Сергием.

Не знал папа о музыкальных способностях своих предков. Не ведала об этом и я до тех пор, пока не начала заниматься изучением своей родословной. Теперь убеждена - любому проявлению характера, тем более способностям есть непременное начало в длинной череде предков. Жду, когда *заговорит* ген музыкальности в следующих поколениях, наших внуках и правнуках. 


Рецензии
Уважаемая Галина! Продолжаю восхищаться Вашими разысканиями. А по поводу музыкальности могу сказать. Всё моё детство прошло в квартирах родителей, порой коммунальных, но обязательно с пианино. Отчим великолепно играл и пел. Мама не по разу в неделю ходила на спектакли в Кировский театр. Это было очень распространено. Культура на фоне достаточно бедной жизни была видна невооружённым взглядом. Сейчас, увы не то. Спасибо!!!

Игорь Тычинин   18.12.2020 17:02     Заявить о нарушении
Игорь, благодарю за прочтение и Ваши рассуждения!

Галина Магницкая   19.12.2020 08:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.