Антипроповедь

Есть лишь один грех, друзья мои, и имя ему - Глупость.
И нет в мире греха страшнее.
И нет в мире греха иного.

И не вымолить прощения за грех сей.
Ибо глухи боги к молитвам глупцов,
Умному же человеку молитва без надобности.

И не искупить благими делами греха сего.
Ибо не найдет глупец дела, достойного искупления,
А что умные подскажут ему - то не его заслуга.

Истинно, истинно говорю вам - не опасайтесь так разбойника
И душегубца не опасайтесь, и вора, и мошенника базарного,
Как опасайтесь глупца. Ибо не ведает он, что творит.

Не тот глупец, кто не знает. Ибо можно сказать ему.
Не тот глупец, кто не умеет. Ибо можно научить его.
И не тот глупец, кто не умудрен. Ибо наживет он мудрости, если пожелает.

Тот же, кто не знает, но уверен, что знает,
И тот, кто не умеет, но уверен, что умеет,
И особо тот, кто в жизни дальше носа своего не видал,
              но мудростью своею мнимою горд безмерно -
                ВОТ истинный глупец.

А еще тот, который видеть очевидного не желает, хоть вовсе не показывай
И тот, кто глух к науке любой, хоть вовсе не учи,
И тот, кто дураком зовет всякого не согласного с ним -
                ВОТ истинный глупец.

Узнать глупца можно по признакам сим.
         Но не в этом глупости самая суть, а в ином.
Которые думать не способны - те и есть глупцы, одержимые глупостью.
По слабости ума, либо от зашоренности глаз возникает она.

И коли слаб человек умом, то глуп он и через это грешен.
Не взять ума нигде, кроме собственной головы,
И если нет в ней ума, то и взять его негде.

Истинно, истинно говорю вам - не касайтесь слабых умом,
Ибо грязь они и смрад они и мразь они мерзкая,
Ибо насквозь один грех они, как есть, и ничего более.

Но есть и иная причина глупости человеческой.
У иных и ум в голове есть, а мыслить все одно не способны.
Ибо ОТУЧИЛИ их мыслить. Уверенность непоколебимую дали им.

Который уверен непоколебимо, будет ли мыслить он?
Не будет, ибо сомнение нужно для того;
Но не сомневается он ни в чем.

Думаем мы, чтобы сомнения разрешить.
Но будет ли думать тот, в ком сомнения нет никакого?
Не будет, ибо нечего ему разрешать.

Истинно, истинно говорю вам - сомневающиеся суть мыслящие.
Потерявшие же сомнение их, теряют и разум их.
Глупость вселяется в них. И вовек не изгнать ее.

Ибо глух ко всему потерявший сомнение,
              ведь уверен он в собственной правоте.
Непоколебимо уверен он, и от того не о чем ему думать.
Глупцом становится человек такой. Хоть сам и не подозревает того.

И когда не может найти подтвержденья словам своим,
                говорит он, что верит он.
И другим говорит: "верьте мне, ибо прав я, и вера моя тому подтверждение".
И страшней он сто крат, чем любой глупец иной,
              ибо мало того, что сам глупец, но и других в глупцов обращает.

Отринул сомнения он, и верой зовет глупость свою,
И черпает веру свою из нее же самой. И глух ко всему, кроме веры своей.
Умер в нем разум, если и был когда. Пуста голова его.

Истинно, истинно говорю вам - бойтесь глупца всякого,
Но сто крат бойтесь того, кто говорит вам: "верь мне".
Ибо иные могут вредить вам, но лишь этот веры поборник
             ввергнуть может и вас за собой во глупость его.

Который хочет научить, - учит, но веры не требует;
И который хочет показать, - говорит "смотри", но не говорит "поверь".
Понимания хочет он от вас и умения, и без надобности ему вера ваша.

Сомнениям вашим рад он всегда, ибо сомневающийся есть мыслящий,
А тому, кто мыслит, и наука, и умение даются легко. Голова его - залог тому.
А потому тот, кто истинно учит, сомнениям вашим рад.

Иное дело - веры поборник. "Верь мне" - требует он от вас.
Сомнения же объявляет он делом греховным,
              ибо там, где сомнения есть, веры не бывает.
И не сможет он ничего доказать усомнившемуся,
              ибо нет у него ничего, кроме глупости его.

Сама жизнь восстает против глупости, ибо рождаемся мы на свет с сомнениями.
Сомнения рождает в нас мир, и к сомнениям же сама природа толкает.
Нет предела познанию. Безграничен мир наш.
                И поводов для сомнения в нем в достатке всегда.

И глуп и слеп отринувший от себя сомнения, ибо саму жизнь отринул он.
Мертв он. Ибо мертвы отринувшие жизнь.
Ходит по миру он и воздухом дышит, и думает, что живет.
                На деле же мертв он.

И имя смерти его - Глупость. Через глупость свою мертв он.
Не воскресить его молитвой, ибо глухи боги к молитвам глупцов,
Умному же молитва без надобности.

И все дела его лишь смертью пронизаны насквозь,
                ибо отринул он от себя саму жизнь,
И не найти ему в глупости его дела, достойного жизни,
А если и подскажут ему, то не услышит он.

Истинно, истинно говорю вам, есть лишь один грех, и имя ему - Глупость.
И остальные грехи, какие найдете, - все от нее лишь.
Бойтесь же глупости, и сто крат бойтесь тех,
          кто ввергнуть в нее хочет вас, ничего не придумав иного.

Будь же вовеки проклят глупец, отринувший жизнь от себя,
И глупость свою, верой именуемую, превыше жизни, любви и света поставивший.
И да не будет ему места за столом вашим, ночлега в доме вашем,
                глотка воды от кувшина вашего.

Cомнение изберите, разум изберите, жизнь изберите.
                Веры, глупости и смерти не выбирайте.
Отриньне глупость от себя и не позвольте глупцам забрать жизнь вашу.
Ибо тот, кто теряет жизнь - тот теряет всё, ничего взамен не приобретя.

DIXI.

(январь 2003 -- 22 ноября 2006 -- 14 сентября 2011)


Рецензии
прочитал как сам текст, так и все рецензии.
Интересно...
Во-первых, интересно то, что человек, восстающий против веры, сам верит в то, что открытая им истина про глупость непогрешима. Ага )
Во-вторых... На счёт сомнений. Всегда ли они полезны? Есть категория людей "вечно сомневающихся2 и оттого ни фига больше не делающих. Чтобы что-то начать делать (писать, строить, руководить - хоть что) надо иметь некую веру. В то, что это кому-нибудь нужно, хотя бы самому себе. В то, что ты сможешь это сделать. Либо даже в то. что ты сумеешь преодолеть сомнения и пройти ещё один шаг.
Понимаю, что Вы, скорее всего, писали о слепой вере - тут да... "те, кто веруют слепо, пути не найдут". Слепая вера - нежелание искать, размышлять и мыслить самому.
В-третьих - кто из нас, хотя бы отчасти, не является глупцом? Наверно только истинный глупец)). Когда я был изрядно помоложе, мне часто говорили о том. что я "умный"... я почти сам в это поверил. Но что толку барану в том, что овцы назовут его умным? Умный баран остаётся бараном. И уж всяко не стать ему мудрым, хотя что есть мудрость - тоже не совсем ясно. Так вот, теперь я могу про себя сказать, что "чем больше я знаю - тем меньше понимаю".

Однако... текст Ваш хорош, и как всякий хороший текст, содержащий идею, заставляет с чем-то согласиться, с чем-то поспорить, о чём-то задуматься.

Что-то слишком длинная рецензия у меня получилась). Прошу за это прощения.

С уважением.
=Привратник=

Дмитрий Привратник   19.11.2016 20:01     Заявить о нарушении
Вера не может быть "не-слепой", иначе она была бы знанием. Собственно говоря, всё, точка. Я, разумеется, отвергаю веру как явление, поскольку она всегда, заведомо слепа, и всегда, во все времена использовалась лишь с одной целью -- подчинить одного человека другому.

А глупцами не являются очень многие из нас. Среди тех, кто сомневается -- практически все.

По-моему, зайдя сюда, вы ошиблись дверью, не?

Алекс Лесоведов   01.01.2017 23:29   Заявить о нарушении
Возможно, Алекс, кто его ведает?

Ответьте мне ещё лишь на один вопрос - знаете ли Вы хоть одного человека, который бы АБСОЛЮТНО НИ ВО ЧТО не верил?
Я - нет.

Кто-то верит в Бога, кто-то в то, что оного нет.
Кто-то верить в познания, в научные факты, в деньги, в друзей, в семью... список может быть продлён до бесконечности.

Вероятно мы с Вами разный смысл вкладываем в понятие "вера". Как говорили древние философы перед диспутом : "Давайте договоримся о смысле понятий".

Но... стоит ли это нам с Вами делать сейчас?

С уважением.
=Привратник=

Дмитрий Привратник   02.01.2017 00:39   Заявить о нарушении
Я знаю такого человека, который абсолютно ни во что не верит. Это я сам. И всем того же желаю.

Нет, всё-таки вы ошиблись дверью, точно говорю.

Алекс Лесоведов   12.02.2017 22:18   Заявить о нарушении
Слова, написанные Вами на своей страничке: "Если кто-то попал в мой список избранных, можете быть уверены, что этот автор стоит потраченного на него времени", уже свидетельствуют о том, что сомнений в своём вкусе вы не испытываете.

Далее... Вы ни капли не сомневаетесь в том, что ни во что не верите. И даже желаете этого всем остальным!

В-третьих, вы считаете не подлежащими обсуждению те идеи, кои высказываете.

Если сие не есть вера в собственную непогрешимость, то что это? Жаль, что вы сего не замечаете.

Вероятно я ошибся, зайдя к Вам. Но, раз зашёл и даже написал Вам рецензию, значит сие было надобно.

Однако, прошу меня простить, Алекс, но Вы мне больше не интересны.

Желаю всех благ.

За сим разрешите откланяться.
=Привратник=

Дмитрий Привратник   12.02.2017 23:18   Заявить о нарушении
Я очень рад, что стал, наконец, вам не интересен. Что до меня, то ни вы. ни вам подобные персонажи мне не интересны с самого начала. Любые попытки оправдать веру преступны, а преступник должен сидеть в тюрьме.

Алекс Лесоведов   05.03.2017 00:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.