Путешествие по Швейцарии с гидом Региной

1. Женева. Регион Лаво

          Двухэтажный туристический автобус быстро едет по шоссе вдоль Женевского озера. Я сижу на верхнем этаже и слушаю стремительную речь гида – русской женщины, которая, как кажется, соревнуется в скорости с автобусом. «Посмотрите направо!..» «Посмотрите налево!..» - Я вращаю головой направо и налево, но не успеваю увидеть объекты, на которые указывает гид.
           -    Друзья мои! Мы покидаем кантон Женева и въезжаем на территорию кантона Во, – это обращение к нам, туристам, как к друзьям, создаёт безоблачное настроение и ощущение теплоты. Но иногда гид вдруг охлаждает нас неожиданным восклицанием «Господа!..» или удивляет несколько странноватым «Мальчики и девочки!..», особенно если принять во внимание, что ни одного ребёнка среди нас нет.
          Я уже привыкла к Регине (так зовут нашего гида), к её чёткой, правильной, неумолкающей речи и к её резковатым переходам от доброжелательности к холодной отстранённости и назидательности. С нею мы с утра проехались и пробежались по Женеве, и почему-то город не произвёл на меня ожидаемого впечатления. Он мне показался довольно скучным и не очень ухоженным. А одна из основных достопримечательностей  Музей искусства и истории – очень красивое здание, построенное в 1910 году по проекту женевского архитектора Марка Камолетти – вообще требует капитального ремонта! Главный же собор города – собор Святого Петра, состоящий из частей, выстроенных в разных архитектурных стилях, мне не показался красивым. Ну, как можно было готическую башню выкрасить в зелёный цвет, а к зданию в романско-готическом стиле пристроить неоклассический портик с греко-римскими колоннами!?
          Скучноватым оказался и вид Женевского озера с окаймляющим его однообразно ровным рядом домов и с виднеющимися слишком далеко грядами гор. Правда, в момент нашего появления на набережной знаменитый фонтан был отключён, и когда он, наконец, забил, пейзаж оживился и приобрёл композиционную законченность. Между прочим, на протяжении истории название озера неоднократно менялось. В настоящее время употребляется и название Леман, которое возникло ещё во времена римского господства.(Фото:  http://foto.mail.ru/mail/inga4719/721 )
          Но вот наш автобус проскочил Лозанну, в которой у нас была кратковременная остановка, дабы мы могли прогуляться по набережной (фото:  http://foto.mail.ru/mail/inga4719/792/ ), и теперь слева от дороги появились невысокие холмы с удивительно ровными рядами низких виноградных кустов.
          Слушаю объяснение Регины:
           -   Мы едем по региону Лаво, входящему в состав кантона Во. В 2007 году Лаво был включён в число объектов мирового наследия ЮНЕСКО. Дело в том, что уникальные свойства климата здешних мест, сочетание количества солнечных дней с влажностью и другими факторами позволяют выращивать виноград с несравненным вкусом. Особенно славится сорт шасла. Ряды виноградников тянутся на 30 километров. А первое упоминание о винной культуре местных поселений относится к девятому веку.

2. Туристы

           Регина долго ещё рассказывает нам об отменном качестве швейцарских вин и о трудоёмкости выращивания виноградников на террасах, проявляя самое глубокое знание темы и убеждённость, что нам всем  тоже необходимо всё это знать. Наконец, тема исчерпана, но гид не хочет молчать. Она честно и профессионально отрабатывает свою заработную плату.
           -      Давайте поговорим теперь о Набокове, поскольку он здесь  жил,  -  предлагает она. Все молчаливо соглашаются.
          Ну, а я на время отключаюсь от голоса гида и начинаю рассматривать едущих со мною людей. С некоторыми из них я уже познакомилась. Ближе всех ко мне сидит хрупкая интеллигентная женщина с рассеянным и довольно печальным выражением лица. Из случайного разговора с ней я узнала, что она должна бы была путешествовать в обществе своей сестры, но сестру задержали в аэропорту, так как та по ошибке взяла с собою старый загранпаспорт вместо нового, недавно оформленного. И теперь моя спутница переживала и беспокоилась, сможет ли её сестра догнать группу, если прилетит через сутки, будучи одна в незнакомой стране и не умея говорить ни на одном иностранном языке.
          Несколько дальше расположилась группа из трёх человек, c которыми я познакомилась при курьёзных обстоятельствах в отеле Женевы. Я долго стояла около двери в свой номер,   безуспешно пытаясь её открыть. Много раз бывая за границей, я  встречалась с разными видами запирающих устройств. Часто дверь открывалась с помощью пластиковой карты, которую надо было приложить к какому-нибудь месту замка или засунуть в специальную щель. Но на этот раз моя дверь имела самый обыкновенный замок старой конструкции, а в руках у меня был обычный ключ. Я вставляла его в замочную скважину, поворачивала против часовой стрелки – дверь не открывалась, поворачивала по часовой стрелке – результат тот же.
          У соседней двери  с такой же проблемой мучилась пожилая остроносая дама. Вскоре она позвала на помощь своих друзей – супружескую пару. И за дело взялся крупный грузный добродушный мужчина лет пятидесяти по имени Андрюша, как его называли обе женщины. Результат нулевой.
          И тут меня осенило. Внутренний голос вдруг произнёс: «Язычок!  Отжать язычок!» Повернув ключ до упора, я приложила к нему все свои силы, и дверь волшебным образом открылась. Своим соседям я сообщила, что надо делать. Но Андрюша продолжал безрезультатно мучиться с замком. Тогда я подошла и открыла их дверь тоже. Как же после этого смотрел на меня Андрюша! Во время экскурсий  иногда я натыкалась на его упорный задумчивый взгляд, устремлённый на меня. Видимо, моя ведущая роль в деле открывания дверей сильно его задела.
          Остальные туристы пока не были мне знакомы и сливались в единую массу с похожими между собою лицами.

3. Веве

          -   Друзья мои! Сейчас у нас будет остановка в Веве! – слышу я голос гида. – Мы прогуляемся по набережной к памятнику Чарли Чаплину, который долго жил и умер в этих краях. Следует отметить, что никто,  кроме родственников, не знает, где находится его могила. После его первого захоронения случилось чудовищное событие: бандиты похитили останки великого артиста и потребовали выкуп за их возвращение. Бандиты были быстро найдены.
          Регина выводит нашу группу на берег Женевского озера. Его облик здесь значительно отличается от того, что я  видела  в Женеве. За гладью воды поднимаются островерхие горы, которые на французской стороне приблизились к воде. По озеру скользит множество белых лебедей. Птицы эти здесь не такие крупные,  какими я  когда-то любовалась в Лондоне, но всё равно прекрасные. Держатся они близко к берегу, украшая собою пейзаж. Громадные камни живописно окаймляют берег. Вдоль набережной устроены узкие изогнутые газончики с цветущими маками, левкоями, маргаритками.
          По пути к Чарли Чаплину мы проходим ещё два памятника: великому румынскому поэту  Михаилу Эминеску (1850-1889) и Н.В.Гоголю, который жил здесь в 1836 году и работал над «Мёртвыми душами». Оба памятника выполнены в одном стиле: на чёрном каменном параллелепипеде вырезаны портрет,  некоторые атрибуты деятельности и надпись.
          Совсем иначе выглядит памятник Чарли Чаплину. В центре роскошного цветника из красных и жёлтых роз стоит чёрная скульптура,  изображающая артиста таким, каким мы привыкли его видеть в фильмах: в котелке,  мешковатых брюках и с тросточкой. Не удивительно,   что всем хочется иметь на память фотографию с его изображением. Но главное,   каждому хочется сфотографироваться рядом с великим артистом. Нет предела человеческому тщеславию! Поэтому все наши туристы выстроились в длинную очередь, чтобы сделать фото с собой,   и мне пришлось довольно долго ожидать,  чтобы сфотографировать Чарли Чаплина в одиночестве ( фото:  http://foto.mail.ru/mail/inga4719/803/ ).

4. Монтрё

          Теперь наш путь лежит в Монтрё – неофициальную столицу швейцарской Ривьеры. Въезжаем в город, расположенный на холмистой местности. Автобус взбирается вверх по извилистой дороге,  лавирует в нешироких улицах,  по сторонам которых мы видим роскошные особняки,  окружённые цветами,  пальмами и другими субтропическими растениями,  причём всё это произрастает здесь на открытом воздухе и не в кадках.
          Указывая на один из особняков,  Регина сообщает,  что это первоклассная клиника по пластическим операциям,  в которой работают лучшие в мире врачи. Она приглашает нас в случае необходимости посетить эту клинику. Мы узнаём также,  что она имеет швейцарское гражданство и в этой клинике у неё постоянное место работы, а туризм даёт ей дополнительный заработок.
          В этот день по программе нам предлагалось ещё посетить Термальный Центр. Но майское швейцарское солнце оказалось таким горячим,  и впечатлений накопилось уже так много, что я предпочла отказаться от приёма тёплой ванны и ограничиться холодным душем,  отдыхом и ужином в своём номере,  где я,  между прочим,  нашла помимо обычных полотенец ещё и белоснежный махровый банный халат.
          Утром разыскивая в отеле ресторан,  чтобы позавтракать,  я наткнулась в коридоре на Андрюшу с несколько припухшими глазами. Он сообщил мне горделиво,   что ему не надо вспоминать дорогу в ресторан, так как он её хорошо знает. Ему явно хотелось намекнуть,  где он провёл вечер со своими дамами.
          Покончив с завтраком и выйдя из ресторана на свежий воздух,  я, к своему изумлению, оказалась в сказочном мире: я стояла,  окружённая благоухающими цветами на берегу прекрасного озера,  за которым поднималась гора со снежной вершиной, пронзающей слой розовых в лучах утреннего солнца облаков. Гладкая поверхность воды, отражая чистое небо,  светилась всеми оттенками голубого и синего цветов. На дорожке я увидела двух женщин,  в одной из которых узнала свою вчерашнюю соседку по автобусу. Вторая женщина походила на неё лицом,  но была постарше и полнее. Обе они были поглощены видеосъёмкой.
          -     Доброе утро! Вижу, с вашей сестрой всё благополучно? – обратилась я к своей знакомой.
          -   О! Мы обе счастливы! – живо откликнулась она. – Представьте себе,  как повезло моей сестре! В самолёте рядом с ней оказалась молодая женщина,  летевшая с малышом к мужу-бизнесмену. И вот эти русские люди, когда-то жившие в Новосибирске, а теперь имеющие дом в Монтрё, были так любезны, что предложили сестре свою помощь и довезли её прямо до отеля! Ну,  а сейчас мы торопимся всё здесь запечатлеть, ведь автобус отъезжает через час.
          Я тоже порадовалась благополучному завершению неприятного происшествия. (Фото: http://foto.mail.ru/mail/inga4719/908/ ).

5. Швейцарская деревня

          После Монтрё автобус повёз нас в сторону от Женевского озера. Регина настойчиво зазывала желающих посетить шоколадную фабрику концерна Нестле и даже обещала накормить всех шоколадом и орехами. Тем же,  кто не хотел осматривать фабрику,  предлагалось погулять по швейцарской деревне. Мы с сёстрами выбрали последнее.
          Деревня была расположена в небольшой ложбине среди покрытых зеленью холмов. Аккуратные оштукатуренные домики имели до трёх этажей. Ещё со времён средневековья швейцарцы умели украшать стены своих домов фресками,  и здесь мы встретились с проявлением этого умения. По стене одного из домов взбиралась изгибающаяся и ветвящаяся лиана,  покрытая редкими жёлто-коричневыми осенними листьями. Роспись была выполнена лаконично и аккуратно.
          Удивляло обилие разных фигурок размером до полуметра,  сделанных то ли из глины,  то ли из пластмассы и раскрашенных. Они изображали животных и гномов и стояли на подоконниках среди цветов,  у входных дверей,  в огороде на грядках. Может быть, всё это предназначалось для детей? Детей мы увидели позже на обширном поле,  покрытом густой травой. Там большая группа детишек предшкольного возраста занималась физкультурой с воспитателями.
          В одном из дворов я заметила большой старый агрегат непонятного назначения. Всё вокруг было так вычищено и ухожено,  что этот механизм с его ржавчиной казался своеобразным украшением.
          На краю деревни на крутом склоне горы рос лес,   но войти в него было невозможно – сплошные заросли. Лес состоял из деревьев лиственных пород,   берёз не было.
          Однако больше всего мне в этой деревне понравилось то,  что нельзя взять с собой, сфотографировать или даже полностью описать словами – это чистый, свежий,  горный, упоительный воздух. Так бы осталась здесь и дышала, дышала…

6. Берн

          Но автобус мчит нас уже по направлению к столице страны Берну, и вот уже примчал, и вот уже мы стоим на высоком берегу реки Ааре (приток Рейна) над так называемым «Медвежьим рвом», а перед нами широкая панорама города  с арочным мостом, c взбирающимися вверх рядами домов под черепичными крышами, причём некоторые из этих домов поднимаются прямо из воды, с устремлёнными к небу башнями церквей. «Медвежий ров» - это вольер для медведей, которых очень любят жители Берна, поскольку этот зверь является символом города (слово «Берн» означает «медведь»). Изображение медведя часто встречается в столице, но более всего мне запомнились развешенные на некоторых улицах рядом с национальными знамёнами такого же размера флаги с фигурой этого зверя во всё полотнище.
          По мосту мы попадаем на одну из центральных улиц и устремляемся за своим гидом к центру города. Регина – крепкая спортивная женщина лет сорока; многим из группы тяжело за ней поспевать, ведь на ходу хочется ещё и вести съёмку. Замыкает наше шествие Андрюша, идёт совсем с трудом, возможно, сказывается вечер в ресторане. Его жена, моложавая неулыбчивая блондинка, кажется чем-то недовольной и часто хмурится. Иногда Регина останавливается,  чтобы подождать отставших и сообщить нам новые сведения:
          -  Друзья мои! Обратите внимание на эти галереи, по которым мы идём и которые защищают нас от солнца! Их протяжённость составляет несколько километров. Причиной их возникновения явилось желание собственников домов увеличить свою площадь. Они выдвигали в сторону улицы вторые и последующие этажи и опирали их на колонны. При этом ширина улицы оставалась прежней. Построены эти колоннады и аркады были в пятнадцатом веке. Несколько позже, в шестнадцатом веке, строились те знаменитые фонтаны,  которые вы видите посреди улицы.
          В самом деле, по ходу нашего движения регулярно встречаются питьевые фонтаны. Их нижняя часть выполнена в виде каменной чаши с четырьмя текущими в неё струями воды. В центре чаши возвышается колонна, украшенная фигурой какого-нибудь мифического персонажа: Пожирателя детей, богини Правосудия, Знаменосца и других. И колонна,  и фигура раскрашены разными красками, поэтому вид их вызывает воспоминания о карнавальных шествиях и ярмарках. Из какого же материала сделана верхняя часть фонтанов – для меня осталось загадкой. (Фото: http://foto.mail.ru/mail/inga4719/933/ ).
          Следует сказать, что в Швейцарии повсеместно очень вкусная вода. Ещё будучи в женевском отеле, я вскипятила воду из-под крана для вечернего чая, но она оказалась настолько вкусной, что мне не захотелось портить её заваркой. Так я и пила вместо чая просто горячую воду.

7. Интерлакен

          К вечеру мы прибываем в курортный городок с красивым названием Интерлакен, что в переводе означает «между озёр». Эти озёра образует уже знакомая нам по Берну река Ааре, называются они Тунское и Бриенцское. При приближении к Интерлакену мы долго едем вдоль живописного узкого и длинного Тунского озера. Но в самом городе никаких озёр не оказалось, только река, которая здесь намного уже, чем в Берне, так как Интерлакен расположен выше по её течению.
          Автобус остановился около обширного зелёного поля. Важной задачей Регины было сводить всех в магазин по продаже часов. Кое-кто задержался в этом магазине, оформляя покупки. Остальные имели возможность любоваться, как на поле приземлялись парапланы, на каждом из которых было по два человека – инструктор и пассажир, то есть желающий полетать турист. Причём среди таких смельчаков я видела только смуглых людей с востока. Начинался полёт на одной из вершин гор, куда можно было подняться на фуникулёре.
          В Интерлакене мы провели две ночи. Очень симпатичный тихий городок, окружённый горами со снежными вершинами. Из окна отеля на фоне гор  была видна церковь, на которой часы отбивали время, и их звук вызывал чувство покоя и умиротворения.
         Особенно яркое впечатление оставила поездка на гору Юнгфрау ( в переводе «молодая женщина») на высоту свыше четырёх километров над уровнем моря.
          Мы едем на поезде, похожем на наши электрички,  только с более узкими  и короткими вагонами. Чтобы поезд держался на крутых склонах,  используется зубчатая передача,  для чего посреди железнодорожного полотна проложен третий, зубчатый, рельс. За окнами проплывают восхитительные виды, имеющие все известные нам по телепрограммам признаки швейцарского пейзажа: леса и альпийские луга,  стада упитанных пятнистых коров, бурлящие горные реки, своеобразные жёлтые и коричневые, светлые и тёмные сельские дома. В чём же состоит их своеобразие? Приглядываюсь к их облику и делаю для себя открытие: конёк, который обычно идёт параллельно длинной стороне дома,  здесь часто повёрнут на девяносто градусов. Поэтому двускатная крыша, имея небольшой угол наклона, кажется распластанной. Этот приём, очевидно, позволяет увеличить высоту помещений на верхнем этаже, не прибегая к устройству ломаной крыши.
          Вместе со мною в купе едут сёстры и наша гид. Регина рассказывает, что в здешних лесах можно собирать грибы и голубику, для чего люди поднимаются вверх на поезде,  а потом пешком спускаются по склону горы. Нам всем давно хочется задать Регине один вопрос, и кажется, удобный момент наступил.
          -     Регина, как вы оказались в Швейцарии? – спросила старшая сестра.
          -   Я приехала сюда с мужем,  -  охотно ответила она и продолжала: – Очень давно. Я была совсем молодой. Мой муж – физик, профессор. Приехал сюда работать. Между прочим, он принимал участие в создании коллайдера. Но три года назад Валера умер от сердечного приступа, играя в футбол.
          -    Мой муж тоже был физиком и тоже умер, правда, несколько ранее, чем ваш. Он работал в одном из физических институтов, часто бывал в Дубне, – сообщила старшая сестра и стала называть фамилии людей, с которыми работал её муж.
           Оказалось, что Регине эти люди известны. Обе женщины были хорошо осведомлены о делах своих мужей и с удовольствием предавались общим воспоминаниям. Неисповедимы пути господни!
          -  Сама я закончила факультет психологии в МГУ, - продолжила свой рассказ Регина. – А здесь в клинике работаю детским психологом. – («Так вот откуда это обращение “Мальчики и девочки!”» - подумала я.) – В туризме же я вот уже восемнадцать лет. Надо зарабатывать копеечку, пока здоровье позволяет. Деньги нужны на содержание дома. У меня дочь и трёхлетний внук. Надо им помогать.
           Тем временем виды за окнами поезда изменились. Слева возникла почти вертикальная каменная стена с обледенелыми и заснеженными уступами. Справа простиралась глубокая зелёная долина,  окружённая белыми пиками гор. Поезд приближался к конечному пункту.
           По совету Регины мы стали надевать предусмотрительно взятые с собой тёплые вещи. Регина же,  к моему удивлению,  наоборот,  сняла с себя лишнее и осталась в лёгкой маечке с обнажёнными спиной и плечами.
          -     Пока вы будете гулять по Ледовому дворцу,  я позагораю в одном укромном местечке! – пояснила она.
          Ледовый дворец – это система коридоров и залов,  пробитых в тридцатиметровой толще льда. Признаюсь, что идти по скользкому и холодному ледяному коридору – занятие не из приятных. Но усилия наши были вознаграждены прекрасными панорамами, которые открывались,  когда мы выходили из сумеречных коридоров на открытое пространство. Светило солнце,  снег был ослепительно белый, очертания гор удивительно чёткие. Небо меняло свой цвет от нежно-голубого на горизонте до интенсивного ультрамаринового над головой. Кремовые облака курчавились только над отдалёнными вершинами гор.  Все туристы с удовольствием спешили прогуляться по настоящему альпийскому леднику.
           Приятным завершением экскурсии явился предусмотренный программой вкусный обед в ресторане, примыкающем к Ледовому дворцу. И поели,  и обогрелись.

8. Люцерн

          По дороге в Цюрих автобус делает четырёхчасовую остановку в Люцерне. Город этот иногда называют сердцем Швейцарии. Он раскинулся при впадении реки Ройс в Фирвальдштетское озеро. Из всех достопримечательностей,  какие нам удалось увидеть здесь за довольно короткий промежуток времени,  запомнились восхитительные панорамные виды с красивыми зданиями и обилием воды,  а также интересные фрески на домах старого города.
          Содержание фресок различно. Иногда это витиеватый орнамент, окружающий окна, иногда лица и фигуры людей, порою и то, и другое. На одном из фасадов изображено генеалогическое древо,  на другом – множество людей, восседающих за длинным столом, на третьем – лейтмотивом изображения служит змея. Обычно темы росписей связаны с судьбой и деятельностью хозяев домов.   Так, одна из фресок представляет зрителям семью из трёх человек, сидящих на балконе. Удивляет отличная сохранность всех росписей.
           Дорога из Люцерна в Цюрих пролегает по зелёной холмистой немного однообразной местности. Регина продолжает нас просвещать,   изобретая всё новые темы для разговора. Она уже рассказала о пенсионной системе в Швейцарии, о всеобщей воинской обязанности, о службе в армии, об условиях покупки недвижимости.
           -  Поговорим теперь о получении швейцарского гражданства, -  c энтузиазмом продолжает она. – Приобретение собственности в Швейцарии  ещё не даёт вам права на получение гражданства. Чтобы получить его, необходимо прожить в этой стране 10 -12 лет. Я знаю случай, когда молодая русская супружеская пара, граждане Швейцарии, отправила  своего маленького сына учиться в школе в Америке. И вот когда пришло время получать паспорт, выяснилось, что их сын не имеет права на гражданство Швейцарии в связи с тем, что не жил в этой стране. Вот, что случается, когда люди не знают законов страны своего проживания, – закончила свой рассказ Регина.

9. Цюрих

          В первые минуты пребывания в Цюрихе, он казался похожим на Люцерн, поскольку он тоже расположен при впадении реки в озеро, только река – Лиммат, а озеро – Цюрихское. Но скоро стало ясно, что город этот по сравнению с Люцерном очень большой. Мы могли в этом убедиться, так как отель наш находился в десяти минутах езды на электропоезде от Центрального вокзала, а из выходящего в сторону от центра окна своего номера на двенадцатом этаже мы видели, что район вокруг был застроен до самого горизонта, причём много было промышленных объектов.
          Нам очень повезло во время обзорной экскурсии по городу. Вход в церковь Фраумонстер оказался открыт, что бывает не всегда, и мы  могли увидеть знаменитые витражи Марка Шагала. Церковь эта была построена в 12-14 веках. Будучи протестантской, она лишена роскоши. Пять витражей Шагала были установлены в 1970 году в окнах нефа и в хорах.
          Я не являюсь поклонницей масляной живописи Шагала, но его витражи мне понравились не только чистотой цвета, но и глубокой продуманностью содержания и композиции изображений. Рисунки выполнены в присущей художнику авангардной лаконичной манере. Рассказывается библейская история. Витражи имеют названия: Окно Пророка, Окно Закона, Окно Иакова, Окно Сиона, Окно Иисуса. Рассматривать рисунки в вертикальных узких окнах следует по спирали. Можно различить огненную колесницу пророка Илии ( «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные,… и понесся Илия в вихре на небо» - 4-я Книга Царств), скрижали Моисея ( то есть две каменные  доски, на которых согласно библейской легенде об исходе евреев из Египта были написаны  десять «заповедей» бога Ягве), зелёное сияние Иакова. Интересно, что при конструировании витражей был использован особый приём: толщина стекла менялась в зависимости от того, какой оттенок или какую интенсивность данного цвета желательно было получить. В результате витражи при любом освещении имеют яркий, праздничный вид.
          В Цюрихе нам предстояло прожить двое суток, причём по программе была только одна экскурсия утром в первый день пребывания – в средневековый город Штайн-ам-Райн ( в переводе – камень на Рейне), расположенный к северо-востоку от Цюриха на границе с Германией.
Остальным временем мы могли распоряжаться по своему усмотрению.
          Штайн-ам-Райн оказался совсем маленьким городком, состоящим из главной улицы длиною 500 метров и отходящих от неё коротких переулков. Здесь проживает немногим более четырёх тысяч человек. Мы увидели очень нарядный,  сверкающий свежими красками и украшенный цветами город. Можно было подумать, что только вчера закончились его строительство и отделка специально к приёму туристов. Тем не менее, многие дома в городе уже существовали в 14-16 веках.
          Часть зданий имеют деревянные фахверки, которые играют не только конструктивную, но и декоративную роль: некоторые элементы фахверка для придания большей выразительности рисунку на фасаде сделаны гнутыми или с волнистыми краями. Но особое великолепие зданиям придают фрески, а также красивые балконы-эркеры. Дома похожи на драгоценные шкатулки, а весь город – на сказочное диво. Наиболее интересные здания имеют имена: «У ворона», «У белого орла», «У каменного винограда», «У красного быка», «Передняя корона» и другие.
          Сюжеты фресок, которые стали появляться с начала 16-го века, разнообразны. Они варьируются от декоративных и охотничьих до античных и библейских. Так, на доме «У солнца» фреска рассказывает о встрече Александра Македонского с Диогеном, а на доме «У пеликана» изображена легенда о пеликане, клюющем себя в грудь, чтобы накормить кровью своих детей.
          Очень красиво выглядят фасады, сочетающие в себе участки стен, покрытые росписью, с фахверковыми конструкциями. (Фото:  http://foto.mail.ru/mail/inga4719/852/ ).
          На обратном пути в Цюрих Регина выдала нам листы бумаги с рядом вопросов, касающихся нашей оценки её деятельности, и просила их заполнить. Это ей было нужно для отчёта о своей работе. Не долго думая, я по всем пунктам поставила высший балл. Сёстры поступили так же.
          Приближалось время расставания с нашим гидом. Она старательно рекламировала экскурсию в княжество Лихтенштейн с дегустацией вин -  зарабатывала копеечку, по её собственному выражению. Но у многих туристов были свои планы, как провести время в Цюрихе.
          Мне хотелось посетить Музей изобразительных искусств и частную галерею Бюрле, известную коллекцией картин французских художников  19 и 20 столетий. Сёстры решили составить мне компанию.
          Музей изобразительных искусств, или Кунстхаус, обладает большим собранием картин художников, творивших в разных странах и представляющих разные направления в живописи. Мы были приятно удивлены, обнаружив здесь много работ импрессионистов (Моне, Ван Гог, Дега и др.), пуантилистов (Сёра, Синьяк и др.), постимпрессионистов (Боннар, Генри Руссо и др.). Было очень интересно неожиданно видеть перед собой полотна, подписанные великими именами: Петер Пауль Рубенс, Паоло Веронезе, Джованни Баттиста Тьеполо, Ганс Мемлинг, Гюстав Курбе, Франческо Гварди, Якоб Рейсдаль, Дали, Пикассо  и многие другие.
          Удивляло, что в залах почти никого не было. При входе в музей мы выяснили, что фотографирование и видеосъёмка не запрещены, и старались как можно больше картин запечатлеть своими камерами. Это вызвало подозрения охранников. Мы снимали, а они не спускали с нас глаз. Наконец, они поинтересовались, для чего мы занимаемся съёмкой. Узнав, что мы не связаны с телевидением и не собираемся использовать свои материалы в коммерческих целях, а снимаем исключительно для себя на память, они успокоились.
          В галерее Бюрле, к сожалению, побывать не удалось, так как она была закрыта для обновления. Но зато, разыскивая её, мы познакомились с тихим районом Цюриха, застроенным богатыми особняками. Любопытно, что между ними был оставлен участок настоящего леса: уходящие кронами в небо старые деревья, некошеная трава, живописная манящая тропа. Сюда мы попали в последний день нашего пребывания в Швейцарии. Погода испортилась, шёл дождь, и температура воздуха резко снизилась. Тем не менее, вокруг всё равно было красиво и завлекательно.
          И вот мы сидим в фойе нашего отеля в ожидании автобуса в аэропорт. Нас шестеро: я с сёстрами и Андрюша со своими дамами. Остальные туристы улетят другими рейсами. Завязывается разговор. Я спрашиваю, ездил ли кто-нибудь в Лихтенштейн. Реакция на мой вопрос оказалась совершенно неожиданной. Андрюша с супругой с большим возмущением, перебивая друг друга, стали рассказывать, какая это была скверная поездка.
          -   Три часа в дороге, и в результате мы увидели только одну улицу! Представляете, такая жара, солнце печёт, а там нет ни одного дерева, чтобы можно было бы спрятаться в тени, - говорила жена.
          -   А в ресторане, куда нас привела Регина, такие высокие цены, что каждый из нас решил взять на обед только по одному блюду, - переживал муж.
          -  Нет, не повезло нам с гидом! Как она с нами разговаривает? – повысила голос жена.- Да какое право она имеет так к нам обращаться? Что это за фамильярность!
          -     Видимо, как психолог, она считает, что так можно создать приятную атмосферу в группе, - попыталась я разрядить обстановку.
          -     Да какой она психолог! – сердился муж. – Психологи такие не бывают!
          Мне совсем не хотелось вступать в бесполезную полемику, поэтому я предпочла далее молчать и любезно улыбаться, а супруги продолжали выплёскивать накопившееся раздражение.
          -    А почему она не предупредила нас, что в Термальный центр надо было взять халаты? – возмущалась жена.( «Так вот зачем в моём номере в Монтрё был халат!»- вспомнила я.) – Я ей об этом сказала! И в конце концов, она всё-таки извинилась, - в её голосе звучали нотки мстительного удовлетворения. – Но нам-то что её извинение?
         Теперь мне стало понятно, из-за чего эта особа всё время была такой хмурой: она умудрилась поругаться с гидом в самом начале нашего путешествия и вступила, так сказать, на тропу войны.
          -   А почему она не сообщила нам, что в отеле Монтрё был бассейн? – вопрошал муж. – Может быть, мы предпочли бы купаться в бассейне, а не ехать в Термальный центр.
         « Ну, о бассейне при желании можно было бы  узнать и самим. Информация об отеле не является тайной», - подумала я. Супруга  же Андрюши продолжала:
          -    Я просила её помочь мне выбрать вино домой. Так, что она ответила? « Это не ко мне,- говорит. – Я не пью алкогольные напитки. Обращайтесь к вашему мужу!» Причём здесь мой муж?! Ну, ничего! Ей очень нужны эти листочки с нашими ответами. Мы ей там понаписали! Мы высказали всё, что о ней думаем! – Угрожающие огоньки горели в глазах рассерженной женщины. – Она нас долго не забудет!
          Разговор был прерван приездом нашего автобуса.
          Этим людям, конечно, будет, что вспомнить по возвращении домой. Но их воспоминания, думаю, будут сильно отличаться от моих. Я покидала Швейцарию с чувством желания и надежды когда-нибудь вернуться сюда опять и продолжить прекрасное путешествие.

         
 
         
         
               
         


Рецензии
Спасибо за рассказ. Очень увлекательный и познавательный. Захотелось Швейцарию увидеть теперь.

Залимхан Абдулаев   09.03.2017 22:22     Заявить о нарушении
Спасибо за приятную рецензию!

Инна Гавриченкова   12.03.2017 18:21   Заявить о нарушении