138. В. И. Агошков. Переселение людей
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ
Царское правительство заботилось о том, чтобы переселить часть людей в «степи», в малоосвоенную Сибирь, но делало это, видимо, без соответствующей подготовки…
Рассмотрим, как описывает переселение «народа» наш земляк Н.С. Лесков в рассказе «Продукт природы»:
«Переселяли людей в степи тогда большими партиями. Сколько я помню в мои детские годы, в наших местах «сбивали народ», то есть совокупляли партии людей на вывод два раза, и в оба эти раза по деревням стоял стон, а на выводных людей жалко было смотреть, хотя между ними немало было и таких, которые не унывали, а говорили, будто им «всё равно — хуже не будет».
В сводных дворах шла распродажа овец, тёлок, сох, борон и саней, — причём между бабами сцены «навечной разлуки» были раздирающие. Один раз из нашего городишка было отправлено на подводах, кажется, около двухсот душ, и многие из выведенных мужиков вскоре же прибежали назад, и стали прятаться в пустых овинах и в коноплянниках.
Когда их ловили — они рассказывали, что «ушли от вши и от вредных вод». Их отсылали в стан и секли. Кроме отбегателей, многие в дороге заболевали: их некоторое время тащили на подводах, а потом «отставляли где попало; худые заморен-ые клячи в обозах падали, сбруя рвалась, колёса ломались, и вообще было много несчастья.
Второй раз вывод людей из наших мест был ещё неудачнее: между ними начался страшный «гнетучий понос», или «жиленье животами», — заболевших пришлось держать по дороге на квартирах и в землянках целую зиму. Половина людей перемерла, и убытки стали большие...»
Далее писатель говорит, что «самым любимым занятием у всех (переселенцев) было «искаться», потому что «вошь ела» народы «беспощадно». В сноске Н.С. Лесков добавляет, что «это же самое составляло главное занятие русских поселенцев, которых перевезли в 1892 году на океанском пароходе, из Одессы во Владивосток...»
А вот ещё: «...остановясь возле одной молодой женщины, кормившей грудью ребенка, с бесстыжею наглостью осветил её раскрытую грудь своим фонарём. По груди что-то серело, точно тюль, и эта тюль двигалась, смешиваясь у соска с каплями синего молока, от которого отпал ребенок».
В конце рассказа Лесков замечает, что «в собрании общества для вспомоществования нуждающимся переселенцам в Петербурге, 14 марта 1893 года, читали и говорили, что средств для помощи переселенцам мало, что их недостаёт «на самые вопиющие нужды» и что «крайнее скопление переселенцев развивает болезни», а вследствие того «они заражают бараки, в которых их помещают».
По этому поводу общество взывает к участи земств».
138. В.И.Агошков. Кромское Поочье (Орёл, 1997)
Сверено с оригиналом.
*
Свидетельство о публикации №211091501546