Эстетика и труд

     Статистикой установлено, что почти четверть своей сознательной жизни каждый трудоспособный человек проводит на работе. А если провести детальный анализ трудовой деятельности работающего, то получаются интересные данные – почти ежедневно (за исключением отпускного времени) человек приходит на своё производство, входит в свой рабочий кабинет, цех и т.д. в этих условиях работает, творит, созидает, решает массу проблем, осваивает новые производственные мощности, новаторствует, рационализирует, исполняет задания, в конечном итоге – выполняет план, учит детей, лечит людей и т.д., и т.. Кроме того, социологами совместно с физиологами, врачами замечено, что на производительность труда влияет огромное количество различных факторов и на первом месте среди них стоит (как ни странно это звучало несколько лет назад) настроение исполнителя, рабочего, служащего, работника сельского хозяйства.
     Недаром говорят: "На работу как на праздник!" А разве может быть праздничным, т.е. способствующим выполнению ежедневным заданиям, настроение в тех учреждениях и на тех предприятиях, где рабочее место "не радует глаз"?  Ведь порой от первого взгляда рождается любовь к будущей профессии, предстоящей работе. Конечно же, надо учитывать специфику производства. Это несомненно! Но и не надо забывать о том, что интеллект людей с каждым днём всё выше и выше.
     Как же решать эту проблему – назовём её "проблемой первого взгляда". Ведь в это понятие входит и вопрос кадров, и вопрос закрепления их на местах, и вопрос текучести кадров, и вопрос интенсивности и повышения производительности труда, и… Этих вопросов очень много, их всех не перечислишь. Но какой бы мы вопрос не поднимали и не рассматривали – за каждым из них стоит живой человек со своим мировоззрением, со своим "Я". Стало быть, решать общую проблему необходимо от частного, от ЧЕЛОВЕКА.
     Итак, восприятие начинается со зрения, со взгляда. Одно время на заводах и фабриках занимались странным делом: люди скупали во всех магазинах зелёную краску и красили всё, что можно было покрасить: стены, оконные проёмы, станки, верстаки и т.п. Покрасив всё это и полюбовавшись своей работой, они приходили в необычный восторг и без обиняков называли свои заводы "прообразами заводов будущего". Окрашивание цеха люди занялись неспроста: серо-бурые стены, серые станки, грязно-серые или чёрные полы – одна скука серая. Долго на это не обращали внимания, окрашивали цеха в цвета немаркие, "экономичные", но постепенно обнаружилось, что никакая это не экономия, а сплошное расточительство. Расточительность электроэнергии, материалов и труда (плохо видно – много брака), а главное расточительство здоровья – люди же глаза портят!
     Было также замечено, что на двух соседних родственных предприятиях по-разному стоял вопрос кадров. На одном из них остро стоял вопрос текучести кадров, на другом – не было от них "отбоя". При глубоком изучении этого вопроса было обнаружено, что основная масса рабочих, принятая на работу на втором предприятии, до этого работала на первом.   Тщательный анализ этого перехода дал неожиданный (для того времени) результат. В 80 процентах рабочие указывали на лучшие условия второго предприятия, хотя оба предприятия были построены по одному и тому же типовому проекту. Когда же комиссия, ознакомившись с технологией этих производств (разницы не было обнаружено), посетила рабочие места, то она отметила, что на втором предприятии помещения были светлые, стены окрашены в приятные, "нестандартные" цвета, иными словами – "радовали глаз".
     Таким образом, был сделан соответствующий вывод о внешнем интерьере производственных площадей, их привлекательности, и дана рекомендация разработки цветовой гаммы производства.
     В разработку этой проблемы были подключены физиологи, врачи, психологи. И вот последовали первые результаты. Чёрный и серый цвета – долой! Пожирают свет, маскируют грязь, нагоняют тоску. Фиолетовый темноват и мрачен. Синий, как известно, "представляет в печальном свете". Голубой – иное дело. Приятный цвет и прохладный. Будет скрадывать жару там, где температура слишком высока. На этот счёт тоже имелись свидетельства. Рассказывали об одной заводской столовой, соседствовавшей с горячим цехом. Рабочие изнывали от жары в ней. Покрасили столовую в голубой цвет – стало прохладно. Вот что такое психологические ассоциации! Жёлтый? Неплох. Ни холоден, ни горяч, свет отражает хорошо, для глаз и души приятен. С красным же надо быть поосторожней, он как сигнал об опасности.
     Кроме того, стало известно, что если потолок низковат, его можно "поднять" холодным цветом, если высок – "понизить" тёплым. Следует также помнить и об оттенках цвета, особенно – на рабочем месте, в так называемой "рабочей зоне". Например, для обработки голубоватых холодных металлов, стали или алюминия хорош будет желтоватый экран, для меди и латуни – серо-синий, для красного пластика – белый.
     Весьма полезный опыт дало комбинирование цветов. Так можно окрасить стены одного кабинета не в один цвет, а с учётом освещённости их. В рабочем кабинете возможна окраска оконных проёмов в более тёмный цвет (ведь окна – это же освещение, и тёмные проёмы будут "осветлены" естественным дневным светом), противоположная окнам стена должна быть светлой, а боковые стены – потемнее, так как за счёт отражённого света освещённость кабинета будет равномерной. Однако к этому окрашиванию нужно подходить строго (!) индивидуально и по возможности узнав требования работающих в этом помещении.
Из всего сказанного о цвете можно сделать следующий вывод: "проблема первого взгляда" (как мы условились называть её) – это проблема технической эстетики, или – вернее – ЭСТЕТИКА ТРУДА.
     Продолжим экскурс в историю и проблемы эстетики труда.
     Лет двадцать назад среди энтузиастов технической эстетики было популярно имя чешского физиолога Петра Тучны. Доктор Тучны объявил, что люди не умеют пользоваться ни лопатой, ни пилой, ни рубанком, ни ножницами. У инструментов рукоятки неправильные, вредные для рук! Тучны исследовал напряжение мышц, сам поработал землекопом, проверяя свои идеи на собственных мозолях, затем предложил конструкторам переделать рукоятки по его образцам. Образцы были необычны. Ручка лопаты, например, была сделана в виде трёхгранной призмы. Призма эта будто бы не натирает мозолей, не сдавливает сосудов, ладонь и все мышцы устают от неё меньше, чем от круглой палки.
     Не меньшую сенсацию произвёл в те же годы шведский врач-гигиенист Акерблом, который изучил все на свете стулья, табуретки, скамейки и кресла, а затем заявил во всеуслышание, что "пять тысяч лет мы сидим неправильно". Он вычертил оптимальную линию стула, вошедшую в справочники под названием – линия Акерблома. По его мысли, мы должны опираться на согнутую под определённым углом спинку не лопатками, а поясницей, и сидеть на слегка приподнятых спереди сидениях. Руки должны покоиться на подлокотниках, а ноги упираться в подножки. Всё это так, но как быть с разным ростом, с разной комплекцией, с разными привычками? Над этим сейчас работает Проектно-конструкторский и технологический институт мебели, который был создан в начале 70-х годов.
     Но как бы там ни было, в каком бы соотношении не были находки и просчёты, результат очевиден – возникла идея "очеловечивания" машины. А для перестройки машины требуется человек, который воспринимает конструкцию как единую форму и который умеет такие формы создавать, подходя к ним с позиций не только функциональных, но и эстетических. Этот человек – дизайнер. И в наше время от дизайна зависит привлекательность той или иной профессии. Сразу же оговоримся, что дизайнер – это тоже человек, тоже индивидуум со своим мировоззрением. А человеку (как известно) свойственно ошибаться. И чтобы избежать всевозможные ошибки, в области дизайна работают целые содружества специалистов.
Диапазон работы дизайнеров необычайно велик. Их проникновение заметно во всех областях трудовой деятельности человека. От внешнего восприятия до высокой производительности труда – путь не близок, но и не так далёк. Поэтому так остро стоит вопрос технической эстетики в нынешнем производстве.
     Нельзя не отметить ещё одну проблему современного труда. Это шумовой эффект работающих механизмов.
     Шум – враг всякой работы, в особенности той, которая требует сосредоточенности. "Тихо – идёт операция!" – загорается надпись в больничном коридоре. Тихо! Иначе хирург сделает неверное движение. От резкого шума бросает в отчаянии перо конструктор – померкла едва забрезжившая идея. Шум – и безнадёжно испорчена деталь драгоценного прибора. Шум – и оператор нажал не ту кнопку. Американские специалисты подсчитали: количество ошибок у операторов при шуме в 100 децибел (так шумит блюминг) по сравнению с 70 децибелами вырастает в 2 раза. Децибелы уносят миллиарды рублей, долларов, франков и т.п.
     Защита от шума? Это – затычки Физико-химического института имени Карпова. Кусочки этого материала избавляет от производственного шума и в то же время не заглушает человеческого голоса. Это – звукопоглощающие материалы для отделки зданий.
И ещё рапу слов о музыке. Музыка, как и цвет, тоже может быть "научно обоснованной". Леопольд Стоковский в книге "Музыка для всех" пишет: "Несомненно, влияние музыки является одновременно и психологическим и физиологическим… Каждая клетка, быть может, сумеет активизировать эти вибрации клеток, усиливать их жизненность".
     Да, музыка с быстрым и отчётливым ритмом ускоряет пульс и дыхание, выравнивает их, захватывает каждую клеточку организма и настраивает нас на бодрый лад. Ритм может выпрямить "кривую утомления", помочь человеку втянуться в работу, прогнать сонливость или погасить излишнее возбуждение. Благотворное влияние музыки известно всем. Однако и здесь есть своё "НО". Наряду с тем, что музыкальные паузы в перерывах на производстве снимает различного рода стрессовые ситуации, надо помнить, что:
   во-первых, музыка многогранна и многопланова;
   во-вторых, одна и та же музыка может оказать на двух человек совершенно противоположное влияние: одного успокоить до сна, второго возбудить до предела;
   в-третьих, надо принимать во внимание и специфику производства: один сидит в кабинете, второй собирает часы, а третий – сборщик автомобилей (вот ему-то не до музыки!).
     Сейчас говорят о написание специальной музыки для каждого отдельного рода производства, и чаще упоминают о цветомузыке, для которой, естественно, необходимы определённые условия (отдельные оборудованные помещения с удобными креслами). Статистики уже подсчитали, что такой "цветомузыкальный" эксперимент дает весьма положительные результаты: вдвое экономится время на отдых, в связи с чем производительность труда возрастает. Об этом стоит подумать и, я считаю, ради роста эффективности и качества труда нужно организовать помещения, специально оборудованные для "цветомузыкального" отдыха.
     И в завершении надо отметить ещё одну немаловажную составную технической эстетики – это оптимальная научная организация труда. Она – главное лекарство от конвейерной монотонности и машинообразия.

          Подготовил В.К.Цыкалов (1984 год)


Рецензии