16. Ехать так ехать-сказал попугай...

               

                Стоят двое и оживлённо беседуют.  Подходит третий.
                « Вы меня извините, я не знаю, о чём вы говорите.
                Но ехать надо»
               
                Старый, всем известный, анекдот.


В Харькове я прожил 65 лет, в Казахстане во время войны- 3 года. В 2002 год  с женой и дочкой,повинуясь стадному чувству, страху перед завтрашним днем и желанию " повидать мир", приехали  в Германию. Отъезду предшествовали нелегкое расставание с любимым городом, любимыми местами в нём, любимыми с детства зданиями, а также многочисленные прощальные застолья с сослуживцами и друзьями, которые порою напоминали поминки.

Отношение властей и народа к выезжающим из страны в конце 20-го века изменилось. Вопли типа « Страна вас бесплатно учила, всячески заботилась, а вы неблагодарные… » и т.д., прекратились.
Начальству разных уровней было не до эмигрантов, у них были дела поважнее: они очень активно участвовали в процессе передела собственности, скупали акции, организовывали дочерние и прочие конторы, в общем « крутились» на собственное и своей семьи благо. «Настоящие» коммунисты, хотя и бывшие, хранящие свои партбилеты в несгораемых сейфах рядом с бутылкой коньяка, были, как им и положено, и в этих вопросах впереди. Они грабили обессилившую страну и при этом с пафосом заявляли о том, что им очень « обидно за державу».
Что касается бывших « простых советских людей», то многие из них по-хорошему завидовали тем, кто имел возможность уехать.

 Другие завидовали по-черному и говорили при этом « Вот эти евреи! И тут они устроились. Выдумали какой-то Холокост! ». Большинству вечно озабоченного личными проблемами населения всё было «без разницы».
Местом проживания в Германии назначили нам Мекленбург-Переднюю Померанию. Поначалу расстроились, т.к. друзья жили южнее, а наша земля находилась на северо-западе бывшей ГДР.

 Стал изучать карту Германии и обнаружил, что Мекленбург находится недалеко от Гамбурга. А к Гамбургу у меня был повышенный интерес с детства, т.к. я обладал большой серебряной монетой, на которой были изображены герб этого города и надпись " FREIE UND HANSESTADT HAMBURG " и она, монета, будоражила моё воображение. Далее я ознакомился с видами Мекленбурга и пришел к выводу, что они напоминают ландшафты на некоторых картинах самого почитаемого мною художника - Питера Брейгеля. Затем я вспомнил, что в Гамбурге прошли молодые годы Г. Гейне. А, как известно, на берегах Днепра и Рейна все евреи любят Гейне. И я в том числе.Думал ли я, что когда-нибудь увижу Лореляй? Увидел, но только, к сожалению, мраморную. На старости лет, я решил, что она не очень положительная личность. Сколько пловцов сгубила златокудрая певунья и подобные ей блондинки! Раньше у меня было другое мнение...


 Вообще- то выходцы из СССР клянутся, кто искренне, кто не очень, в вечной любви к Пушкину. И это компрометирует Александра  Сергеевича в глазах российских  мизантропов, окопавшихся в Интернете и усиленно ищущих еврейские корни у русского гения. Искренне желаю им успехов в этих изысканиях.

 Монета, Брейгель, Гейне вполне примирили меня с будущим ПМЖ. Я рад, что оказался в этих чудесных краях, я благодарен приютившей меня стране за то, что она обеспечивает моей семье достойную и спокойную жизнь. Всё вроде бы хорошо, но горькое чувство утраченной родины не покидает меня. И ещё несколько удручает, что я не могу быть полезным ни родине, ни стране, в которой сейчас живу.

Германия упорно и настойчиво борется с экстремизмом, рецидивами нацизма в умах людей и экономическими потрясениями. Но зигзаги истории непредсказуемы и ни одна страна в мире не может быть  уверенной в благополучном завтрашнем дне.
Человечество движется в будущую неизвестность по окружённой морем зла узкой дамбе, намытой цивилизацией. С одной стороны дамбы- ужасы естественных и рукотворных  катаклизмов в природе,эпидемий, с другой – нетерпимость, ненависть, возникающие в ущербном сознании индивидов и как чума, распространяющиеся  по миру. Увы, дамбу частенько прорывает.


 В 1843 году Гейне неудержимо потянуло на родину  и осенью он из Парижа выехал в Гамбург. Перечитайте поэму " Германия. Зимняя сказка"!               
.               
                То было мрачной порой  ноября      
                Хмурилось небо сурово.
                Дул ветер. Холодным, дождливым  днём
                Вступал я в Германию снова.

Причём тут Гейне? Да вовсе не причём. Просто у нас всё было иначе.
Он ехал с запада на восток. Мы с востока на запад.
Он ехал на родину. Мы - на чужбину.
Жену он оставил в Париже. Мы ехали всей семьёй, в т.ч. с кошкой.
Он ехал осенью, в дождливую погоду. Мы весной; стояли чудесные дни.
Он ехал каретой. Мы микроавтобусом.
И лишь одно совпадение - таможенный досмотр.


So. Итак. 22 апреля, как раз в годовщину дня рождения В. И. Ленина, ранним утречком двинулись мы в путь из бывшей страны развитого социализма в страну развитого капитализма. До последнего момента не верилось, что мы навсегда покидаем родной город; состояние было шоковое. Несколько соседей провожало нас. Грузчики быстро справились со своей работой.

 Последней в микроавтобус села жена; в руках у неё была спецкорзинка с кошкой Соней. Соня забилась в угол и вплоть до прибытия в пункт назначения не издала ни единого звука, не выпила ни капли воды, не съела ни кусочка любимого корма. Была она очень красивой, характер имела гордый и независимый - даже для кошек. Если она хотела расслабиться, то садилась возле жены или на жену и смотрела телепередачи, мурлыча  приятным голосом. В своей молодости Соня прославилась тем, что прыгнула, или выпала с девятого этажа и попала на козырёк подъезда, на котором находилась цветочная клумба, заключённая в автомобильную покрышку. Наша парашютистка приземлилась в самом центре клумбы и пролежала там пару часов, пока мы её не обнаружили с помощью бинокля. Ветеринар не нашёл у неё ни одного повреждения! Прожила она долгую и беззаботную жизнь, радуя нас своей красотой и изяществом.

  Поехали. Полтава, Киев, Житомирщина ( мамина родина), прелестные городки и города Западной Украины. Наконец, таможня в Ягодине; тысячи машин скопились на границе и, кажется, эту границу  никогда не переедим. Но наши водители были людьми опытными и часа через два мы оказались  в Польше. Дорога запомнилась своими обочинами, на которых почти вплотную друг к другу расположились магазины и открытые площадки, торговавшие стройматериалами, и корчмами, в которых вкусно и дёшево кормили. В Познани познакомились с недавно введённой европейской валютой. В апреле 2002 года доллар был процентов на двадцать дороже евро.

 Утром третьего дня через Франкфурт на Одере въехали в Германию и немного «поблукав» оказались в переселенческом пункте Носторф-Хорст, где нас с любопытством встречали выходцы из африканских и ближневосточных стран. Они без особого энтузиазма подметали и без того чистую территорию лагеря, но с явным удовольствием  помогли нам разгрузиться. Груза было много, в основном ящики с книгами. Прошли известные всем эмигрантам немногочисленные процедуры и нам
предложили выбрать место проживания: Росток, Шверин или Висмар. Выбрали Шверин, главный город федеральной  земли - сработала совковая уверенность в том, что в столице прожить легче, чем в провинции.

Переночевали в комфортных условиях, утром за нами приехал автобус с водителем- женщиной, что для нас было довольно непривычно. Покинули территорию лагеря с определёнными трудностями. Дело в том, что основное население лагеря, в том числе наши вчерашние добровольные помощники, упиваясь демократией, решили устроить демонстрацию протеста, против  не помню чего. Наш водитель с помощью охраны мастерски прорвалась к задним воротам и благополучно довезла нас до прекрасного города Шверина.
В предыдущих заметках я описал некоторые свои сны. Вот свежайший сон, который приснился прошлой ночью и имеет отношение к теме.
Настал последний рабочий день в институте, в котором я проработал 44 года. Перебираю личные вещи, скопившиеся за эти долгие годы. Фотографии, почетные грамоты. Коробки не израсходованных чешских карандашей « KOH-I-NOOR» типа F, на протяжении десятилетий бывших предметом зависти моих коллег. Телефонные и записные книжки. Сувениры, амулеты - память о сослуживцах. Никогда не существовавшая керамическая голова свиньи с прорезью - копилка и другая ерунда. Закинул это всё, кроме свиньи, в пакет, рассовал по карманам и почему-то бегом выскочил на улицу. Но тут мои богатства начали выпадать из карманов и назад не лезут. Кошмар! Стал у какой-то витрины, пытаюсь навести порядок, но всё падает из рук. Рядом стоят двое мужчин и миловидная женщина. Видать, свои люди- инженеры. С некоторой опаской они отодвинулись от меня и я решил объяснить им своё поведение. Они меня внимательно и сочувственно выслушали. Начали успокаивать, помогли уложиться.
 А миловидная женщина погладила меня по плечу, посоветовала поскорее добраться до дома, выпить горячего чая и лечь спать. Обещала, что утром мне станет веселее.
И я проснулся.
               
         
               


             


Рецензии
Спасибо, что познакомили с темой переселения. Так было всегда, так будет и дальше, пока человечество не научится жить мирно, не делать переворотов, революций. Но когда это будет?

Валентина Забайкальская   30.03.2021 04:12     Заявить о нарушении
Я думаю, что никогда ! С уважением,

Юрий Бровер   30.03.2021 11:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.