Духовно-нравственный потенциал уроков словесности

                О границах понятия
     Первое,  что  необходимо  сделать,  приступая  к рассмотрению  вопроса о духовно-нравственном потенциале   уроков  словесности  – уроков   русского  языка и  литературы, –    установить  точное  значение  понятия. Несмотря на  широкую трактовку понятия  «духовно-нравственное воспитание» в  Законе  «Об  образовании»,  в  данной  статье    рассматривается  исключительно  один аспект проблемы.  Духовно-нравственный  - значит    относящийся к  религии,  к  церкви. То есть речь пойдёт  не  о том,  как с помощью уроков русского языка  и    литературы  способствовать  вообще воспитанию нравственности  и  внедрению базовых национальных   ценностей, определяемых Законом,  а  только  лишь о  духовно-нравственном воспитании  школьников  в традициях отечественной православной культуры.

                Когда-то… 
     И  старшее поколение,  и  молодые  люди  легко  вспомнят  слова из песни Виктора Цоя, ставшие   в  какой-то степени  девизом    целой  эпохи: «Перемен! Перемен  требуют  наши  сердца! Мы  хотим перемен!» Эти  перемены  шквалом обрушились на    всю страну,  на  каждого  её гражданина, на  образование в  целом и на каждого  школьника в отдельности. 
         Я  помню вечер  атеистической  пропаганды( 70-е гг.  прошлого века),  в  котором  мне,  школьнице, пришлось  участвовать, помогая  учительнице химии   проводить  демонстрацию «разоблачения»  «опиума для народа».  Нехитрые  химические реакции  должны  были собравшимся в районном  клубе    людям показать,  как осветляются  серебряные монеты и  кресты…  О  душе  тогда на  вечере  не говорили. Не   существовала тогда в Советском  Союзе эта, по словам Марины Цветаевой, «пресловутая ересь,  вздорная, именуемая душа». И о  самой Цветаевой  школьникам не говорили,  и    крестить  ребёнка  можно  было  только  тайком:  «опиум для  народа»(нынче-то  и не все поймут  эти  расхожие слова)  прямо на корню истребляли.
       Но в 1991 году,  в результате  перемен в стране, я пришла к вере,  крестилась и  навсегда связала  свою  жизнь с  Православием.
 
                «Отче наш» и «Очи наши»
     Сказку Андерсена «Снежная  королева»   с пятиклассниками я изучала сначала в том  варианте, который  пропускали   в издательство взрослые, оберегавшие  детей от  «опиума для народа». Не было   в переводе  сказки на  русский язык ни  псалмов, которые читали  Кай и Герда,  ни  молитвы «Отче наш»,  с помощью которой  Герда победила воинство Снежной  королевы.  Но потом  я  сделала  для  себя открытие:     Андерсен был  христианином,  верил в бессмертие души   и  в  своей сказке  показал  детям   силу  Господней  молитвы.  Рассказала об  этом детям.  Однако  в тетрадке пятиклассника  в  изложении по сказке  «Снежная королева»   встретила  предложение о том, что  Герда читала молитву «Очи наши». Хотя накануне в классе эпизод разобрали,  текст молитвы я  детям прочитала.  В ответ  на вопрос, есть  ли в классе крещёные,  увидела   лес  рук. Некрещёными оказалось   всего несколько детей.    Зато когда  спросила, знают ли дети  сам текст молитвы, которую читала Герда, чтобы  победить воинство  Снежной королевы, лес рук  сразу исчез. «Отче наш»  из крещёных детей не знал никто!   К следующему уроку  два человека  по своей инициативе с родителями  выучили   молитву.   Увы, только два!  Ведь  родители этих детей   после крещения, которое, к сожалению, зачастую нынче играет  только роль  модного ритуала,  сами  забывают  о необходимости получения  духовных  знаний…  И   милый, добрый мальчик с удивительно   любопытными глазами в своей тетрадке написал: «Очи наши». 
       Но я  теперь  точно знаю, что   главное  на уроках литературы  –  те знания, которые нужны не уму, а душе… Она ведь, как написано на могиле  великого датского  сказочника,   –  бессмертна.  А  дети  и есть «очи наши»:  всё видят, всё понимают и   ложь  фарисейскую  чувствуют…

               Почему именно уроки словесности?
       Да, наше время –  это  действительно время повсеместного  обращения  к Православию. Роль  Русской Православной Церкви  возрастает с каждым годом. Поэт Н.В.Колычев  говорит: «Церковь и вера  -  вот единственно устоявшая духовная основа нашей Родины, ещё способной на этом фундаменте воздвигнуть монолитный Народ для противостояния злым  силам, довлеющим  над Россией». И сегодня  учебники  литературы и  русского  языка  стали использовать  нравственно-духовный  потенциал   православной веры.   Кажется, мы  осознали   наконец   мудрость  старой  народной пословицы: «Без  Бога ни до порога».  Наконец, но    до конца ли? Страшно, что  может  это  обращение к Православию     превратиться   в  очередные  фарисейские   заявления,  очередную  кампанию.
      Далеко не во всех школах   введены  «Основы православной культуры»,  хотя ведь  именно этот предмет   и мог  бы   ликвидировать дефицит  необходимых  детям знаний и  стать мощным  фундаментом  духовно-нравственного  воспитания  подрастающего поколения.  Но  в  таком  случае, при отсутствии  «Основ православной культуры»,  уроки  родного языка и  литературы  становятся   местом  для   разговора  о  Боге, о нравственности,   о  душе,   жизни и смерти, бессмертии  и  совести.         
     Именно в   русском  языке и в  русской  классической литературе  нашла отражение духовная сущность  русского народа, и мы не можем  не воспользоваться   тем  богатейшим материалом, который  даёт  наша словесность  для настоящего, а не на словах,   духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

               «Сокровища небесные» или «сокровища земные»?
     Ещё  в конце  девяностых годов  в руки  мне  попала  книга  М.М.Дунаева  «Православие и  русская  литература». Эта  книга и  подсказала  то направление преподавания   языка и литературы,   которому  я остаюсь верна на протяжении  многих лет.  Монография М.М.Дунаева  пробудила  живой интерес   к  духовной жизни поэтов и писателей,   убедила,  что нельзя  при изучении  биографии  классиков обходить вопросы веры и безверия.
      Два типа  культуры, по определению М.М.Дунаева,  существуют в  человеческом обществе: 1)сотериологический ( от слова «спасение»: духовное выше земного);
2) эвдемонический  (от слова «счастье»: земное выше духовного).
То  есть вопрос для  человека  по существу поставлен так: «Сокровища небесные»  или    «сокровища земные»? Что  станет  в  жизни главным?  А что выбирали    в своей  жизни русские поэты и писатели?
       Последовательно обращаясь к  биографиям и творчеству  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Ф.И.Тютчева, А.П.Чехова и других поэтов и писателей,  учитель литературы непременно  увидит вместе с учениками,  что   все поэты и писатели давали своему народу  уроки  духовности и нравственности.

                А.С.Пушкин и Православие
         Кто-то  улыбнётся,  вспомнив  разнообразные  факты  биографии Пушкина, дескать, интересный пример  для «духовности» и «нравственности».  Но Путь к Богу,  к вере   у  каждого свой.    И  духовная  биография   великого Поэта как раз и представляет   путь  от  лицейского  стихотворения «Безверие», от  шалостей  в  духе  дворянской молодёжи к  произведениям последних  лет  жизни,  среди которых  и  «Отцы-пустынники», и «Капитанская  дочка» с кодексом  чести и  достоинства, основанном  на христианских  заповедях. « Его мятущаяся, его многогранная душа, как в зеркале, отразила  всю полноту русской души, и самый жизненный путь его, исполненный то нравственных падений, то высочайших взлётов духа, - так ярко  отображает исторический путь нашей Родины, которой одинаково близки и глубокие пропасти, и высочайшие вершины духа» -  так писал о Пушкине в  1937 году  Нестор (Анисимов), Архиепископ Камчатский  и Сеульский.(  В книге   «Пушкин и его время», М., 1997). Народ принял Пушкина   со всеми  его  падениями и  взлётами и полюбил  как своего великого национального Поэта.
В одном из  ученических  сочинений  я прочитала  размышление о  том, почему   русский  народ раз и навсегда  назвал Пушкина  своим Поэтом: «Чтобы слиться с народом, надо разделять его верования. Общая вера – одна из причин проникновения в души людей». Точнее и не сказать.
        Те,  кто заинтересовался вопросом, могут найти материал в авторской статье «Этапы духовной биографии А.С.Пушкина», опубликованной на сайте Проза-ру.

                Уроки духовности
        Отправной  точкой  духовных поисков на уроках литературы становятся  слова Н.В.Гоголя: «Выше того  не  выдумать,  что  уже есть в Евангелие». Через  уроки  литературы, которые  и  становятся   у православного словесника  уроками  духовности,  проходят поиски  ответа на вопрос: «Что искали в Библии  поэты и писатели России на разных этапах истории?»
      Предлагаемый список   уроков-вопросов отражает  возможные варианты духовных бесед с   учащимися   –  в  зависимости от наличия в  рабочей программе  того или  иного произведения:
1.  Можно ли быть счастливым человеком без   веры? (А.С.Пушкин: от
    «Безверия»  к «Отцам-пустынникам»)
2. Нужно ли родительское  благословение и венчание  для  вступающих в  брак?  (А.С.Пушкин, « Метель», «Капитанская  дочка»).
3. Был ли проповедником Н.В.Гоголь? («Выбранные места из переписки с друзьями»)
4.  Как стать счастливым, несмотря на обстоятельства жизни… (И.С.Тургенев, «Живые мощи»)
5.  В чём заключаются причины духовного кризиса  человека? (Ф.И.Тютчев,
     «Наш век» и др.)
6.  Можно ли исправить Иудушку? (М.Е.Салтыков-Щедрин, «Господа
    Головлёвы»)
7.  Можно ли «воскресить Лазаря»? (Ф.М.Достоевский, «Преступление и
     наказание»)
8.  Как  проявляется всепобеждающая сила молитвы? (Л.Н.Толстой, «Война
    и мир»)
9.  Что такое вечность? (А.П.Чехов, «Студент»)
10.  В чём смысл жизни? (А.М.Горький, «Ма-аленькая!..»)
11.   Какую Россию «потерял» XX век? (И.С.Шмелёв, «Лето Господне»)
12. Есть ли различие в  отношении к вере  Марины Цветаевой и Анны Ахматовой?
13. Как в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» отразились христианские
      заповеди?
14. Как в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор» отразился образ
      России-праведницы, России-мученицы?
15. Какую Россию возрождает XXI век? (Духовная поэзия Севера)
16. Можно ли считать православной  поэзию Николая Рубцова?
       Автор даёт  указания на уроки-беседы  из  собственной практики, понимая, 
что   список  далеко не  исчерпывает  возможные   темы. Список   может и должен  быть  дополнен   учителями-словесниками,  желающими  дать  детям   духовно-нравственный ориентир в жизни.
          Результаты размышлений над  данными вопросами отражаются  в сочинениях и устных выступлениях  учащихся. В  более подготовленных  классах, при  наличии  живого интереса  учащихся и   доверительных отношений с педагогом,  возможно проведение  диспутов, где используются знания произведений  классической  литературы:
    «Вера и счастье человека»,
   «Вера и герои зла в русской литературе»,
   «Пессимизм и оптимизм:  два мировоззрения»,
   «Может ли исчезнуть время и пространство?»,
   «XХ  век: гибель или возрождение России?»,
   «Что спасёт Россию?»,
   «Могут ли спасти мир христианские заповеди?» и т.д.
              Мы живём в очень сложное время.  Вопросы  духовности и нравственности, казалось бы,  отодвинуты  сейчас обществом   на  второй  план,  приоритеты отдаются  вопросам  материальным, приобретению « земных  сокровищ». Но при этом   все   осознают, что  без  «сокровищ небесных» все  попытки навести  порядок в политической и экономической  сфере  обречены на провал. Сложность    ситуации в духовно-нравственной  сфере жизни общества  объясняется  ещё и тем, что при значительном росте количества людей, объявляющих себя верующими, при  расширении сети  воскресных школ   глубина   и сила   православного образа жизни, православных убеждений ещё недостаточна. Иногда  приход к Православной вере провозглашается чисто декларативно,  люди принимают таинство   крещения  и  этим ограничивают своё вхождение в  Церковь Христову.  Священники отмечают, что  количество  крещёных  растёт, а  храмы  пустуют. Происходит, к сожалению, процесс, когда «фарисейство» становится  нередким явлением,   нормой. Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых  людей и заставляет педагогов современной школы искать пути и средства  духовно-нравственного  воспитания. Изучение  на уроках литературы  духовного опыта поэтов и писателей России,   – одно из  важнейших  таких  средств. Путь к Православию А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя,  Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова и других  видных представителей  русской классики, христианские мотивы в произведениях   русской литературы  представляют   интерес для школьников и имеют   прекрасные возможности для   воспитательной работы в рамках уроков литературы.

                Жития святых в духовно-нравственном воспитании школьников
       Ещё  одним  аспектом  духовно-нравственного воспитания  школьников нужно считать  обращение на уроках  русского языка и литературы  к житиям святых. 
        Житие – жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и о  духовной жизни человека, в которой  непременно  есть явные  проявления  божественных  чудес.   Житийная литература – это особый жанр. Описание жизни святого,  его путь к святости может стать для школьников  первым и самым надёжным  шагом  на пути к Православию.  Адаптированные  для учащихся тексты,   современные  изложения житий  – тот  живой материал, через которые открываются детские души, через которые входит в эти души  Свет Истины, Свет Православия.  Жития  создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия, а также  всех  святых, выросших на национальной почве,  показывают тот  высокий уровень   духовности, который является  идеалом  в Православии.

                Св. равноапостольные братья Кирилл и Мефодий –
                создатели славянской письменности.
     Русская пословица гласит: «Сперва аз да буки, а потом другие науки». Аз да буки и составляют азбуку  - основу всякой грамотности,  фундамент, на котором  выстраивается образование.  Учитель-словесник имеет возможность  постоянно обращаться к  «азам», к  азбуке, а также  может и должен  использовать  материалы жития создателей  славянской письменности – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, память  которых чтит  весь  славянский мир. Особо почитаемы эти святые  на Кольском  полуострове, где по инициативе Мурманской писательской организации  в 1986 году и  была возрождена традиция праздника – Дня славянской письменности.
      Что необходимо  сказать учащимся  при обращении к жизни великих Первоучителей?
     Отметить, что  славянское единство – это пример  не только этнического, исторического, культурного, но и духовного единства.  Обратить внимание на  то, что азбука  Кирилла и Мефодия  стала  фундаментом, на котором выросло здание славянской культуры.  Подчеркнуть высокий духовно-нравственный потенциал  святых  братьев, их неизменное горение, служение людям. Современные школьники должны знать, что азбука, на которой основано всё  «книжное учение», создавалась  людьми святыми, праведными, которые каждым своим поступком   восславляли   Бога,  воплотили в своей жизни идеал христианской любви к людям. Достаточно  вспомнить тот факт, что святые братья,  побывав в Хазарском каганате со своей миссией, отказались от предложенных им богатых даров,   дабы  с ними отпустили на родину пленников-христиан.  А по возвращении  в Царьград, где их приняли со многою честью и радостью и хотели возвести в святительский сан, братья удалились в монастырь. Ни слава, ни богатство, ни  почести не нужны были тем, кто  посвятил свою жизнь  распространению  христианского учения, кто посвятил свою жизнь Богу.
       Западные архиереи и  иереи  негодовали, что славянское  богослужение обрело свой язык, свои   книги. В 867 году на Флорентийском соборе в Венеции Кирилл Философ отстоял право славян говорить с Богом на родном языке. Аргументы  славянского первоучителя были неоспоримы:  ведь Господь пришёл спасти все народы, право славословить Бога на своём речении имеет каждый народ. Такое  осмысление деятельности  двух равноапостольных  братьев  приведёт к укреплению чувства  толерантности, уважения к культуре  других народов.
          В  житии  святого Кирилла сказано,  что он составил  стихотворное  изложение основных событий Нового Завета – азбучное акростишие «Аз есмь всему миру Свет». Эта стихотворная азбука долгое время  была на Руси пособием при обучении детей грамоте. Позже  она  была опубликована в «Букваре» первопечатника Ивана Фёдорова.  Несомненно,  что при изучении   алфавита школьников  можно познакомить  с  этим акростишием,  в  котором  заложены нравственные  заповеди   христианства:
Аз есмь всему  миру Свет.
Бог есмь прежде всех век.
Вижу всю тайну  человеческую.
Глаголю же  вам Сыном Человеческим:
Добро есть верующим в имя Мое.
Есть гнев мой на грешники.
Жизнь есть всему миру.
Зло  законопреступником и т.д.

             Первые русские святые – князья Борис и Глеб
          Благодатный  материал  для  духовно-нравственного воспитания на уроках    русского языка можно найти, обратившись к  жизнеописанию  первых русских святых.  Период феодальных  усобиц (  11  столетие)   был отмечен  прославлением   князей Бориса и Глеба, сыновей Владимира Святославича. Они  были  убиты по приказу их брата Святополка, захватившего  киевский престол. Борис и Глеб не  только не поднялись против брата, но  даже  добровольно пошли навстречу гибели,  мужественно и кротко приняв  смерть.
      На канонизации Бориса и Глеба  настаивал прежде всего Ярослав  Мудрый. Он  представил  убитых братьев образцом  верности  младших   князей  старшим. Эта идея слилась  с христианскими  идеалами смирения, кротости,  любви   к ближнему, готовности ради спасения души пойти на безвинную  страдальческую смерть. В 1071  году  князья Борис и  Глеб  были  причислены к лику святых как  мученики и  страстотерпцы -  те,  кто «претерпев  страсти» (  страдания), не изменил христианским  убеждениям. Главное, что нужно сказать  детям:  первыми  русскими святыми  стали  те, кто  уподобился  Христу  своей    кротостью,  своим смирением  и    безропотным подчинением  Божьей  воле.  Жизнь может сложиться по-разному,  однако  вера  в мудрость Божьего  промысла  будет всегда помогать детям  в  следовании путём  Добра.
      Для  уроков  русского  языка можно  брать  отрывки  из  жития  братьев,    адаптируя    текст,  в  то  же  время стараясь   так построить работу,  чтобы содержание текста не  заслонялось   чисто  языковыми  вопросами( пример  использования на уроке русского языка адаптированного  текста  можно найти в  авторской статье «Жития  святых на уроках в школе»,  размещённой на сайте Проза-ру) .
      Конечно, надо  учесть,  что многие  школьники далеки  от  Православия,  и современная  жизнь  показывает необходимость решительного противостояния  злу, каким  является  терроризм и  экстремизм,  вплоть  до   уничтожения  вооружённым  путём  этого  зла.  Поэтому  учитель  должен  быть готов  к  тому,  что  не  все дети  примут   понимание святости,  как  кротости и смирения, но развернувшаяся  дискуссия  уже  заставит      учащихся  размышлять над  вопросами  о смысле жизни,  о  христианской  святости, о русском праведничестве.  В памяти  у детей сохранятся образы   двух   братьев  и понимание,  что   быть  святым – это   значит  быть    кротким  и смиренным,   предотвращать   кровопролития  в    государстве  ценой  собственной  жизни.
    Школьникам  младшего и  среднего  звена  может  быть  предложена работа  с отрывками из  художественной литературы:  на православных сайтах  размещена  книга  «Жития  святых для  детей»  Роберта (Романа) Балакшина.   Отрывки из книги   побуждают детей  читать  всю  книгу,  главное  - разбудить мысль и  чувство  ребёнка,  сосредоточить его  внимание на  самых  ярких моментах жития. 
        В  работе над  такими  текстами  чисто  научно-образовательные  цели   соединяются  с   воспитательными.  Ставится задача:  пробудить  интерес  к житийной литературе,   показать,  что у  каждого  героя   житийного жанра  есть  своя   неповторимая  черта,  свой  «подвиг». Каждое   «житие»  даёт  урок   жизни  и нравственности. Святые Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) положили начало чину страстотерпцев, до них неизвестному в Православной Церкви. Они последовали подвигу Христа, не  бежали от неминуемой  смерти, а    добровольно  пошли на  смертные страдания.

               Св. вел. блгв. кн.  Александр Невский
        Казалось бы,  приоритет в изучении жизни Александра Невского должен быть признан за уроками  истории. Конечно,  изучая историю Отечества, историю Невской битвы и Ледового побоища,  учащиеся обязательно обратятся к  личности Александра Невского. Однако на  уроках  русского языка и литературы  тоже можно найти  место и время поговорить с учащимися о  великом святом  земли Русской – благоверном  князе Александре Невском.
       Возьмём календарно-тематическое планирование  уроков русского языка, начиная  c пятого класса  и завершая одиннадцатым, выпускным. Обучение  разным видам изложения,  сочинения на различные  гражданские, военно-патриотические темы,  составление характеристик, описаний  и т. д. можно спланировать, используя материалы  жизни  великого русского полководца и  святого благоверного  князя Александра Невского. Популярность  этого благочестивого имени в Русской земле всегда была велика,   в 2009   году Александр Невский по  социологическому опросу признан   «человеком года». Это значит, что  жизнь новгородского князя, умершего много веков назад, продолжает представлять интерес для русских людей.
     Князь  Александр  Невский ( 1220 – 1263 )   в  ХIII столетии   был самой  известной  фигурой  на  Руси.  Осмысление  его  «жития»,  его  подвига  во  имя    единства  своего  Отечества  представляет важное  звено  в  духовно-нравственном  воспитании  школьников.  Недостатка в литературе по данному вопросу нет,   учитель-словесник располагает обширной информацией,  важно  только  уметь представить детям  эту  информацию  так,  чтобы  главные,  ключевые моменты  жития святого  получили именно осмысление в  духе образца, примера для подражания, выявили главные  черты  человека,  своё  земное  житие построившего в  угоду не  славолюбию,  а  боголюбию, 
       Учитывая,  что на  уроках  русского   языка  огромное внимание  уделяется  информационной переработке  текста в виде сжатого изложения,  использование  с  благоговением    текстов,  адаптированных  для  восприятия,  будет  способствовать не  только  развитию  речевых навыков, необходимых для  изложения, но  и военно-патриотическому,    и   нравственно-духовному  воспитанию.
Учащиеся  на отдельных  эпизодах   жития  Александра Невского, рассмотренных  более подробно,  убеждаются в    том,  что   высот  духа достигают  те  люди, которые  живут  не для себя, а   во славу  Божию,  с  упованием на  Бога.
       По  моему мнению,  следует  более подробно остановиться на  таких  фрагментах  из  древнерусской  «Повести о житии и храбрости благоверного и великого  князя Александра», которые  показывают   чудесное вмешательство   Божьего промысла не  только  в  судьбу самого  князя, но и в  судьбу   нашего Отечества. Молитвы  князя  в  церкви святой Софии накануне   Невской  битвы, его знаменитые слова:  «Не  в  силе  Бог, но  в правде», чудесное покровительство первых русских  святых Бориса и Глеба,    удивительное   принятие     мёртвым  князем  грамоты   из  рук митрополита…  Таких   чудесных  эпизодов  много  в  житии  Александра Невского,  они будут интересны детям.
 
           Преподобный Сергий Радонежский
          Примером великого духовно-нравственного  подвига для  любого  православного  человека всегда  будет  служить  и  житие  Преподобного   Сергия Радонежского.  Повесть Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий  Радонежский»  изучается в  8   классе, когда   школьники  уже   знают  многие  события  русской истории.     «Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила  собой почти  столетие. Входя  в него скромным  мальчиком Варфоломеем,  он  ушёл  одной  из  величайших  слав России», – пишет о    Преподобном  Сергии    Б.К.Зайцев.  Сергий Радонежский – не просто  святой  угодник,  это особый святой,  которому  была суждена «безмолвная канонизация в народного  святого».
    Перед школьниками  раскрывается  житие русского святого,   человека,  внесшего огромный вклад в  становление Русского государства ( основание Троице-Сергиевой Лавры и  распространение монастырей как оплотов  веры и   силы государства,  благословение   князя Дмитрия Донского на   Куликовскую  битву).  При  этом  любой  учащийся навсегда запомнит «Видение отроку Варфоломею»,  как пришла  чудодейственная помощь мальчику,  страдающему от  неудач  в  усвоении  грамоты,  пришла помощь от самого Господа за  смирение  и  усердие отрока.
     « В тяжёлые  времена  крови, насилия, свирепости, предательств, подлости – неземной облик  Сергия  утоляет и поддерживает. Не оставив  по себе писаний, Сергий  будто бы ничему  не учит. Но  он  учит именно всем обликом  своим: одним он  утешение и освежение, другим – немой укор. Безмолвно Сергий учит  самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду,  благоговению и вере».

            Ступеньки  к истинной вере
         Особо следует  выделить  среди житийной литературы те    произведения, которые рассказывают  о русских святых,  покровительствующих семье.
        С   тех пор, как  в  наших  школах  повсеместно стало  внедряться  празднование Дня  влюблённых,  Дня  святого  Валентина,  необходимо  напоминать детям  о  том,  что в  России незаслуженно  забыты  святые,  покровительствующие семье.
       Кажется иногда,  что  католический святой Валентин,  тайно венчающий  влюблённых (без  согласия  родителей), может принести  нашей молодёжи больше вреда,  чем  пользы.   А    между  тем,  русские святые Пётр и Феврония  Муромские, блаженная  Ксения Петербургская,   Царская Семья  Николая и Александры Романовых  -  вот пример  для  подражания молодёжи.  8 июля - День памяти  святых Петра и Февронии,
покровителей  семьи и брака, День  семьи, любви и   верности, об  этом  обязательно нужно напомнить   учащимся на  уроках, взяв, например,  для  работы  над   комплексным анализом  текста отрывки  из  жития  святых.
      В рамках  включения  в уроки  национально-регионального  компонента учителя-словесники могут     обращаться  к книгам     о  местночтимых  святых,  о святых  новомучениках,  чтобы  на  примерах  их  жизни  учить детей   вере,  покаянию, трудолюбию,  мужественности,  терпению, простоте,  преданности  своему  Отечеству.
     И  как не вспомнить, что   основой  семейного чтения (  а значит  и воспитания  тоже!) на Руси всегда  была  житийная литература. Эта литература может помочь и в школьных  условиях,  «Четьи-Минеи»,  так  любимые в древности русским народом,   могут и сегодня  показывать,  как жить по  Закону Божьему, в любви  к    Богу и  людям.
     Церковный календарь  представляет собой  непрерывный праздник,  каждый  день   чтят память      какого-либо  святого. Радость о каком-либо святом   может стать  для       человека,  вступающего в  жизнь,  той  ступенькой  лестницы, по которой  он  взойдёт  к истинной вере.
    Не  в  каждой  школе возможно изучение   нравственного  богословия, но с  изучением житийной  литературы  решается вполне реальная задача:  детям во  всей полноте прививается нравственность,  духовность.  В результате обращения  к житиям святых  будут   усвоены   такие христианские  ценности,  как Семья, Верность, Любовь  к Богу  и    ближнему.
    Дети  не любят голых  и  нудных нравоучений и назиданий, а  в житиях   эти  назидания  гармонично  вытекают  из  описания    подвигов   святого.  Каждый  школьник  непременно   захочет  узнать историю  «своего» святого, а  значит  через    историю жизни своего     покровителя  сможет  увидеть и  свой духовный путь,   сможет найти  утешение  в жизни, раскрыть смысл   духовной  жизни,  законов  нравственности.

           Псалмопевческий цикл М.В.Ломоносова
      Огромный духовно-нравственный потенциал заложен  в  Псалтыри,   которая  издавна  была   на Руси не  только  богослужебной  книгой,  но и книгой  для  обучения  детей грамоте. Рифмованная  Псалтырь Симеона Полоцкого  была одной из книг, которые  М.В. Ломоносов назвал «вратами своей  учёности». Можно ли на уроках русского языка познакомить  детей с  псалмами царя Давида, органично вплетя  их в    сюжет урока? Оказывается,  это  вовсе не сложно сделать, учитывая,  что    сам  М.В.Ломоносов оставил нам    стихотворные  переложения некоторых, наиболее близких ему  псалмов.
    Псалтырь, книга библейских псалмов, в  течение  многих  веков являлась одной из любимых читателями очень широкого круга книг.  Это   сборник  лирики  превосходной поэзии, рисующей тоску человека высокого духа, окружённого дурными  людьми, негодующего на неправду,  торжествующую в мире,  но  стремящегося к Богу, к  высотам небесным.  Как все  люди,  обучавшиеся по Псалтыри грамоте, Ломоносов досконально знал псалмы.  «Псалтырь  рифмотворная» Симеона Полоцкого дала толчок  Ломоносову к овладению основами  стихосложения,  показала ему  возможность   проникнуть в  душу   псаломских   текстов с помощью  стихосложения.
    Победный  гимн мужеству добродетельных  людей,   гневная отповедь порочным –  вот строки  псалмов,  которые перелагает в  стихи  поэт.  Ломоносов, конечно,  далеко не точно передаёт  священный  текст,  добавляя свои мотивы, отходя   иногда от
канонического  содержания. Однако  для первого знакомства   учащихся с псалмами  стихотворные переложения Ломоносова  будут  как нельзя  кстати.
         В «Оды духовные»,  первую часть сборника 1751 года,  вошли  следующие «приложения» псалмов: 1, 14, 26, 34, 70, 143, 145. Если учесть, что Ломоносов отбирал  псалмы для перевода, и обратить  внимание на характер  ломоносовских отступлений от  оригинала, то  станет очевидной  тщательная продуманность  отбора и расположения материала. Иными словами,  как указывает Е.Н.Лебедев,  «это нечто вроде «пролога на небесах» к  земной миссии поэта, просветительской и гражданской». «В  известном смысле «Оды духовные» -  это пушкинский «Пророк», развёрнутый на пространстве в  более чем в  700 строк». [ 31]
       Отбор псалмов представляет собой сюжетную линию,  которая определяется развитием,  точнее, совершенствованием представлений лирического героя Ломоносова о мире и истине, наполняющей смыслом и  этот мир, и  жизнь самого героя.
         Подробный анализ духовных од  и    переложений  псалмов   можно найти в  авторской  статье «Духовная поэзия М.В.Ломоносова – путь познания  Бога,  мира  и  души»,   опубликованной на сайте Проза-ру.  Разработаны автором  и  дидактические  материалы для  уроков  русского языка,  в  которых  на  основе комплексного анализа  текста псалмов возможно  обращение  и к  духовно-нравственным вопросам. Перекинуть мостик  от стихотворных переложений  к самим  псалмам   –  это  уже  дело времени, опыта и  заинтересованности самого педагога. Две минуты на уроке,   упоминание о заповедях  христианской  нравственности могут заронить   в  детские  души  те   маленькие  зёрнышки,  которые потом  дадут,  возможно,  и всходы.
    В  стихотворных  переложениях псалмов  открывается  Ломоносову, на мой взгляд,  и возможность   глубже  проникнуть в  сущность   молитвы.  В  зрелые годы Ломоносов, открыто вступающий в  борьбу с врагами науки и просвещения, черпает в  псалмах мотивы  борьбы и  радости победы.
      Псалмопевческий цикл Ломоносова     можно считать  самой  яркой  частью  его поэзии:  и наиболее  доступной  нынешним  школьникам по простоте  слога,  и   наиболее необходимой  с  точки  зрения   духовно-нравственного  воспитания,  ибо  современные  школьники, несмотря  на  их  кажущуюся  самоуверенность, имеют очень  хрупкую   душевную  организацию и  нуждаются в  духовно-нравственной опоре – в  защите Божьей.
    Борьба  добра и зла,   праведников и грешников,  света и тьмы,  знания и незнания представлена в  духовной поэзии М.В.Ломоносова настолько ярко и  талантливо,  что  нельзя оставлять на уроках   словесности  без  внимания  эту  часть его  поэтического наследия.
 
              Воспитываем  стихотворной строкой…
     Ни один  урок  русского  языка нельзя представить   без поэтического слова. Независимо от  темы  урока, всегда найдётся  место  для  стихотворных строк,  для одной  хотя  бы  стихотворной  строки. Если  учитель   относится равнодушно к  содержанию диктуемых им  или разбираемых на доске  предложений,  то  дети получат просто  знания. Если    учитель    будет  подбирать  дидактический материал,  используя, например, духовную   поэзию,  то     учащиеся, кроме знаний,  получат  ещё и представление  о Красоте, Добре и  Правде.  Наши  учебники     всё  больше наполняются  материалом духовным,  но  если   в материале урока  в  учебнике   о нравственности,  о  духовности ничего  не  найдено,  то  прекрасно  могут  учителя  выручить   церковные календари, в  которых обычно  представлена  духовная  поэзия  самого  высочайшего класса: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, И.А.Бунин, Н.М.Рубцов. Из современных поэтов    хочется  особенно  выделить   двух  Николаев: Николая Колычева и Николая Зиновьева. 
Вот образец  только одного небольшого  текста  стихотворения «Молитва» Николая Зиновьева… Разве  только о   бессоюзной и союзной связи между предложениями  да  о  правилах правописания  можно говорить с учащимися,  опираясь на  данный  текст, состоящий  из  одного предложения?
Как  ни темна, как ни трудна
Жизнь россиян, как ни  убога,
К Творцу есть просьба  лишь одна,
Лишь  об  одном прошу  я Бога:
Не  дай  такого, Боже мой,
Чтоб наша Русь,  ругаясь матом,
Пошла по миру не с  сумой,
А с  самым  лучшим автоматом…

             О православных праздниках и  традициях России
      Отдельно  хотелось  бы  сказать о том,  что   православный учитель, входя в класс,  обязательно найдёт минутку    сказать  ребятам о православных  праздниках, которые ныне в  семьях   отмечаются повсеместно. Ребята участвуют в  семейных приготовлениях к  Пасхе,  Рождеству, на Крещение многие   родители  берут своих  отроков и отроковиц на   реку – искупаться в  крещенской воде,  -   православные праздники  и  традиции  возвращаются в русские  семьи.  А если  ребята не слышат об  этих    праздниках в  семье,  то  пусть они  услышат об  этом на  уроке   русского языка и  литературы  -  абсолютно  без ущерба  для  содержания  урока,  ибо   много ли  времени  нужно,  чтобы  в Благовещение прочитать на уроке стихотворение А.С.Пушкина?
В  чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При  светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога  мне роптать,
Когда  хоть  одному творенью
Я мог свободу даровать! ( 1823)
    А книга И.С.Шмелёва «Лето Господне»  становится  настольной  книгой словесника, если  учитель    проводит   в  системе  работу по ознакомлению  ребят  с  православными праздниками  и  традициями  России.  Вот на уроке на  столе учителя   натюрморт:  веточка ели,    крашеное  яйцо,  птичка,   берёзовая  веточка,   вода,  яблоко. Спросите ребят: «С какими православными праздниками связаны  эти  атрибуты?» Я проверяла: рассказывают, знают. А  если  что-то забыл один -  другой вспомнит, а  первый   заинтересованно  выслушает.  Много ли  времени  нужно учителю,  чтобы в  детский  разговор  вставить  несколько  слов  о  братской  любви к  людям и  милосердии,  о    христианских добродетелях? Два слова на одном уроке,   предложение на  другом,    стихи – на  третьем. А  вода  камень  точит,  нет  более  благодатной  почвы,  чем  детская  душа, в  которую посеять  можно  всё:  и  добро,  и  зло… Но если  Добро  будет   посеяно, то     не останется пустоты  для  Зла…

          О главном  методическом пособии…
       У  каждого  словесника есть  свои приёмы  и    свои «изюминки» для  урока, есть  и свои  любимые книги,   своя  методическая  литература. . Многие  годы  моей  любимой книгой  при подготовке к  урокам  является книга М.М.Дунаева  «Православие и русская литература»- по ней я  сверяю  свои представления  о  поэтах и писателях,  о которых речь идёт на  уроке  литературы. Кроме  множества других    полезных    учителю-словеснику книг  эта занимает  особое место, потому  что  она  даёт основу   понимания  самого процесса преподавания  литературы.
Что именно  надо сказать,  разбирая по косточкам,  то есть анализируя, произведения?
Вот что пишет М.М.Дунаев: «Новая  русская литература (вслед за древнерусской) задачу свою  и смысл существования видела в возжигании и поддерживании  духовного огня в сердцах  человеческих. Вот откуда идёт и признание совести мерилом всех жизненных  ценностей. Своё творчество  русские писатели сознавали  как служение пророческое…»
           В  подтверждение своих мыслей   М.М.Дунаев   приводит    цитату   из  трудов русского православного философа Н.А.Бердяева: «… В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и мотивы были сильнее, чем в какой-либо  литературе мира. (…) Вся наша литература Х1Х века ранена христианской темой, вся она ищет спасения,  вся она ищет избавления от зла,  страдания, ужаса  жизни для  человеческой  личности, народа, человечества, мира. (…) соединение  муки о Боге с мукой о человеке  делает русскую литературу христианской,  даже  тогда, когда в сознании своём русские писатели отступали от  христианской веры» ( М.М.Дунаев, Православие и русская литература,  т. 1-2, с.7)  Главная  тема всей  русской литературы  определяется   М.М. Дунаевым как «противоборство двух раздирающих душу и сердце наши стремлений – к сокровищам небесным и сокровищам  земным» (с. 12) Именно  так и   нужно построить духовно-нравственное  воспитание  школьников  с  точки   зрения  Православия: не к     материальной  успешности   школьников  призывать, а  к  высокой нравственности. Хотя  призыв  этот в нынешнее время  и   очень непопулярен в нашем  обществе,  но    подумайте:    жить в  обществе  одних  успешных эгоистов не  желают   даже сами  эти эгоисты. А то ведь   кто поможет, когда  им  будет  худо?

                Подводим итоги…
      Итак,  сделаем некоторые выводы:
; задачи духовно-нравственного воспитания  учащихся  необходимо осуществлять через уроки русского  языка  и  литературы, через изучение духовного опыта поэтов и писателей: от Пушкина до  современных поэтов и писателей,  ибо русская  литература прямо  связана с  духовной традицией;
; особое значение приобретают христианские мотивы в произведениях тех поэтов и писателей, которые сознательно ориентированы на Православие (А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, Ф.И.Тютчев, Н.В.Гоголь и др.);
; даже далёкие от  Православия писатели в силу своего таланта объективно отражать душу народа  создали такие произведения, в которых духовные истины стали  основой размышлений о жизни (А.М.Горький, М.А.Шолохов, В.В.Маяковский и др.);
; поэты и писатели России обращались к Библии в поисках идеального духовного образа, но находили не только этот идеальный образ – находили Бога и ответы на «вечные вопросы» бытия;
; огромный  духовно-нравственный потенциал  содержат в  себе  жития   святых и  тексты  стихотворных переложений псалмов,  сделанные  М.В.Ломоносовым  и его последователями; 
; использование   на  уроках духовной поэзии,   информации о православных праздниках  также  будет способствовать духовно-нравственному  воспитанию школьников.
      Из  россыпи  блистательных  поэтических строк Николая Гумилёва   извлекаю строки,  которыми  хочется завершить   свои размышления:
Есть Бог, есть мир,  они  живут вовек,
А  жизнь  людей -  мгновенна и убога.
Но всё в себя  вмещает   человек,
Который любит мир и  верит в Бога…(Н.Гумилёв)


               


Рецензии
Вера в Бога, тем не менее, не
спасла Николая Гумилёва от расстрела...

Анатолий Бешенцев   18.09.2011 21:03     Заявить о нарушении
Где-нибудь есть данные об атеистах, избежавших смерти?

Валентина Яроцкая   18.09.2011 19:03   Заявить о нарушении
Смерть-то бывает есттественная, а у Гумилёва -
насильственная...

Анатолий Бешенцев   18.09.2011 21:01   Заявить о нарушении
Что-то Вы меня не поняли... Разве атеистов не расстреливали? И самое главное: в конце жизни ожидает человека смерть - в любом обличии... Получается, атеисты при жизни сидят в камере смертников, только приговор отсрочен на неопределённое время. Верующий человек знает о бессмертии души... Впрочем, здесь нет предмета для спора. Статья не о том...

Валентина Яроцкая   18.09.2011 21:12   Заявить о нарушении