Литвa, Клайпедa, прошлый век

Я родился и вырос в Белорусском городке Гродно. Конечно, он навсегда останется в моем сердце, этот красивый, немного в западном стиле городок, где моими ногами "отшлифован" наверное каждый квадратный метр центра города, а до этого все каменные мостовые.

Но речь пойдет не об этом городке, а об относительно небольшом портовом городе в Литве, Клайпеде. Я прожил там 17 замечательных лет, там прошла моя молодость, там я встретил свою любовь, которую храню в своем сердце до сих пор.

Я приехал в Клайпеду в далеком 1977. Тогда мне было 22 и я уже был женат. К сожалению или к счастью, но тот брак распался. Но речь не об этом.

Мы приехали в Клайпеду на автобусе из Гродно. Я - юный лейтенант в парадной форме, молодой, подтянутый, желтый ремень и белые перчатки,а из наград на груди только комсомольский значок. Был конец августа, стояла хорошая теплая погода, светило солнце, город встретил нас просто прекрасно. Чистые красивые улицы, теплое, как мне тогда показалось, Балтийское море, прекрасные люди, которые пытались помочь молодой чете устроится где-то переночевать. После Казани (очень хороший город моей славной курсантской юности) - это был просто уголок Швейцарии, о существовании которой мы тогда даже не подозревали.

Ходили мы по гостиницам долго и ничего не нашли. Но все равно, думали, что найдем, или снимем жилье и будем служить в этом городе на благо нашей любимой родины. Однако нашим мечтам не суждено было сбыться на тот момент. На следующий день я должен был идти представлятся командиру дивизии, а мне даже негде было переодеться. Каким-то образом нам удалось устроится в гостиницу горкома партии на одну ночь. Да, идти мне надо было не на следующий день а через день. Так вот в гостинце нас поселили в один номер с молодым парнем,как оказалось, моряком, который был уже достатчно пьян и пытался улечься, а мы все спрашивали и спрашивали о городе и населявших его людя, о море. Как оказалось, там не залив, не взморье, как в Риге, а открытое море. Наконец мы уснули, а на следующий день я решил не тянуть, а пойти представиться командиру дивизии. По дороге я встретил лейтенанта, на год старше меня, который и огорчил меня тем, что сообщил о еще одном гарнизоне, который находится в 100 км от Клайпеды. В общем, накаркал лейтенант. Нас было четверо молодых лейтенантов, и только один остался служить в Клайпеде. После короткой беседы комдив сообщил, глядя на нас зверем
- Вас к личному составу подпускать не просто опасно, но смертельно!
И мы втроем были направлены в Тельшай, городок в 20 тысяч населения, который сами литовцы называли - болото.

Вышел я, а на глазах слезы. Надо же жене сказать о такой плюхе жизненной. В общем, чуть не расплакался, но поехал. Рассказ о период в Тельшае еще впереди, но в 1983 я был назначен с повышением помошником нач. политотдела по комсомольской работе в Клайпеду. Моей радости не было предела. Тем более, что я тут же получил квартиру, правда однокомнатную, в которой жил лейтенант, который уехал вместо меня секретарем комитета комсомола в Тельшай. В общем, жизнь светила всеми красками.

В первый день Леха Кириченко (покойный) решил ознакомить меня с местными достопримечательностями. В городе проживали 200 тыс. населения, 34% русских. На это население в городе было шесть ресторанов и четыре пивных бара (которые мне предстояло обойти).

Кто был в других городах мира, мог заметить, что дома в Клайпеде отличались от других городов. Все они, особенно в новой части города были построены из красного кирпича. Из-за этого казалось, что город сияет красками и все время улыбается. Большой, расширяющийся в новой части города сразу после городского рынка, проспект Тайкос (мира), - это просто новейшее сооружение при двухполосном движении в каждую сторону. Город тянется вдоль балтийского моря на киломатров 25. И получается примерно так, что одна улица непосредственно вдоль моря,ведет в торговый, морской порты и судоремонтные заводы. Вторая - в центра города проспект Мира, параллельно первой, а третья выше второй (левее) и тоже параллельно первой. Огромные многоэтажные дома в новой части города, а в старой, совершенно узенькие улочки с домами немецкого стиля, все ухоженные, покрашенные, подметены так, что ни одной пылинки.

Особенно хороша всегда была (надеюсь и сейчас) театральная площадь. Говорят, что с балкона местного театра когда-то в 30-х годах прошлого столетия выступал Гитлер, а через канал в Клайпеду заходили немецкие подводные лодки. Сам я этого не видел, а очевидцев наверное уже нет в живых, либо убежали от наступающей Красной Армии и Советской власти. Площадь очень чисто подметена, здания всегда отремонтированы, выглядят, как игрушечки. Там были дома, построенные еще до войны в прусском стиле, оплетенные бревнами, как бы квадраты бревен опоясывали дом. Кирпичик к кирпичику, бревнышко к бревнышку со вкусом, которому позавидовал бы любой хороший архитектор. Там в дни рыбака всегда продавали отличное литовское пиво. О дне рыбака чуть ниже. В старом городе тогда улицы были вымощены брусчаткой, камешек к камешку, ничего лишнего, ничего не торчало, все просто отшлифовано годами. Мы очень любили гулять там. Начиная от канала, который как бы ограничивал старый город с одной стороны, стояло несколько кофеюшен, небольшой подвальчик, где можно было выпить стаканчик глинтвейна. К сожалению ни в Белоруссии , ни в России я таких подвальчиков не видел. Мы с друзьями по молодости лет в выходные любили собраться на площади Ленина в погожий денек и начиная с кафе напротив переговорного пункта, идти и делать по 100 грам водочки с легкой закусочкой, пока не доходили до ресторана "Жуведра", кажется так он назывался, возле выхода из старого города. Там мы уже останавливались на вечер. Был в старом городе еще один ресторан, стоял он как бы в глубине и ничем не выдаваался, не открывал себя вот так сразу. Но внурти... внутри он был сделан в стиле старого судна с сетями, на втором этаже стояли биллиардные столы. В общем, при хорошем раскладе туда можно было попасть, но я попадал обычно с партактивом города (секретарями ГК Комсомола). Дальше шла Куршская коса. Но от нее нас отделял пролив, то есть кусок Балтийского моря.
Рассказ явно затянулся, но два следующих я напишу о дне Рыбака и о Куршской косе и населяющих ее людях.


Рецензии
Олег! Добрый день. Интересно прочитал у Вас о Клайпеде, Тельшае. По делам службы мне приходилось там неоднократно бывать. С Тельшаем связана очень интересная история с лейтенантом ВМФ СССР(а впоследствие, полковником американской разведки) Плешкисом. Удалось ли Вам что-то узнать нового о моем деде Кадесникове Николае. С уважением. Александр.

Александр Анфилатов   27.04.2016 19:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.