Религиозность современных россиян

Декабрь, 2005


Отношение к религии и к Церкви как институту в сознании россиян остается достаточно противоречивым. С одной стороны, подавляющее большинство россиян связывает себя с той или иной религиозной конфессией, в первую очередь, с православием. В апреле 2005 года 72% опрошенных россиян назвали себя приверженцами православной веры, 7% отнесли себя к числу мусульман, по одному проценту – к католикам, протестантам, буддистам или представителям иных вероисповеданий. 4% охарактеризовали себя как «колеблющихся между верой и безверием», и только 13% назвали себя неверующими людьми. Стремительный рост числа тех, кто называет себя православными за последние 15-20 лет позволяет говорить о своего рода «православном ренессансе». Действительно, в последние десятилетия советской власти число тех, кто называл себя верующими, не превышало 10-11%. То есть налицо рост религиозности общества в 6-7 раз. Причем, если в советский период основная часть верующих состояла из лиц преклонного возраста, преимущественно женщин, а также преимущественно жителей малых городов и сел, то сегодня, напротив, доля православных по убеждениям и вере граждан в больших городах даже выше, чем в малых городах и селах, а доля верующих в средних возрастных группах (30-50 лет) даже несколько выше, чем в старших. Это означает, что произошло не просто расширение традиционной группы верующих, а к православию в той или иной его форме пришли совершенно новые социальные группы. Ядром современного православия становится формирующийся городской средний класс.
Коренное изменение социальной базы верующих, однако, не мог не сказаться на том содержании, которые вкладывают в веру и религию новые общественные слои. Как показывает следующая таблица, потребность в общении с Богом, удовлетворения своих экзистенциальных потребностей, не находится не только на первом месте, но и не на втором. Главная функция современной Церкви, которая наиболее востребована гражданами России – это не столько религиозная, а потребность в национально-культурной идентичности. Для 52% религия – это, в первую очередь, национальная традиция, вера предков. Почти вдвое меньше тех (24%), кто видит в религии, в первую очередь, следование моральным и нравственным нормам, то есть нравственную составляющую, и только 17% тех, кто ищет в Церкви собственно Бога, стремится к личному спасению и непосредственному общению с Творцом. Поэтому для большинства россиян, собственно церковная жизнь, соблюдение всех церковных обрядов, участие в жизни церковной общины не самое главное, это скорее удел меньшинства (около 11%). Как показывают некоторые специальные исследования, посвященные проблемам современной религиозности в России, большая часть людей, называющих себя верующими,  в обычной жизни, за пределами Церкви, руководствуются в точности теми же мотивациями, что и неверующие, декларируемая религиозность практически никак не сказывается ни на моральных установках, ни на трудовых и гражданских мотивациях.

Лично для Вас религия, в первую очередь, это…
соблюдение всех религиозных обрядов, участие в церковной жизни 11
Национальная традиция, вера предков 52
личное спасение, общение с Богом 17
часть мировой культуры и истории 19
следование моральным и нравственным нормам 24
я безразличен к вопросам религии 11
Затруднились ответить 2

Сказанное определяет и к весьма двойственному пониманию роли Церкви, в первую очередь, РПЦ, в жизни современной России. С одной стороны, общество хотело бы более активного участия Церкви в таких сферах жизни как забота о прихожанах, их нравственно-духовном состоянии (35,4%), уход за больными, поддержание родственников больных в медицинских учреждениях (32,6%), поддержание морального климата  и воспитания в местах заключения (28,5%). С другой стороны, общество с опаской относится к перспективам клерикализации политики и повседневной жизни,  в частности к практике проповедования религиозных ценностей в средствах массовой информации (14,9%). Нет однозначного отношения и к широко обсуждаемой идее преподавания в школах религиозной (в основном православной) культуры и истории религии (23,2% поддерживают это предложение). 46,2% россиян против 39,0% в апреле 2005 года были готовы поддержать требования Русской православной церкви о возвращении в ее собственность всех зданий и земель, отнятых у нее в советские времена.
Религиозное сознание большей части россиян, даже относящих себя к верующим православным, достаточно эклектично. Вера в Бога, зачастую скорее декларируемая, уживается с верой в приметы (17,7% в октябре 2005 года), в сверхъестественные силы (14,7%), в судьбу (35,0%). Около 8% россиян верят в гороскопы, около 6% - в колдовство, 4,6% в НЛО, инопланетян. Зато в загробную жизнь («тот свет»), необходимый элемент христианской веры, верят всего только 6,9%. «Воздаяние за грехи» при жизни, в которое верят 38,3% - это, соответственно, воздаяние еще в этой жизни, а не посмертный Страшный суд, в который практически никто из нынешних «православных» не верит, и даже навряд ли и слышал о таковом. Нынешнее религиозное сознание обращено явно к «этой» стороне жизни, где вера в Бога и приметы – это скорее способ уберечь себя от прижизненных неприятностей, чем опасения посмертного возмездия. Иконка и православный крестик стали своего рода амулетами. И «Бог», в которого якобы верят 57,6% опрошенных россиян, готовый карать ослушников или вознаграждать праведников еще при жизни – во многом воспроизводит черты древнего божества (скажем Зевса-громовержца или древнеславянского Бога-Сварога), а отнюдь не Христа.  Если идея всесильного карающего божества еще понятна современному массовому религиозному сознанию, то идея Христа с его заповедью любви к ближнему, кажется слишком сложной и противоречащей повседневному жизненному опыту рядового православного россиянина. Переживаемый россиянами «православный ренессанс» - явно неоднозначное явление, имеющее корни не только и не столько в собственно православной традиции, сколько в реанимации гораздо более древнего пласта народных верований и суеверий, успешно переваренных современной массовой культурой. Как и постреволюционная ломка первой половины ХХ века, перемены конца того же века привели к очередному витку архаизации и примитивизации массового религиозного сознания, своего рода «религиозному китчу» (религии для массового пользования, наряду с кока-колой и концертами Филиппа Киркорова).

ВО ЧТО ИЛИ В КОГО ВЫ ВЕРИТЕ? Ноябрь 2004 Октябрь 2005
В Бога 51,7 57,6
В приметы 20,8 17,7
В некую сверхъестественную силу 12,1 14,7
В НЛО, инопланетян 5,8 4,6
В загробную жизнь 7,4 6,9
В гороскопы 8,7 7,8
В колдовство, магию 7,0 5,5
В переселение душ 4,2 3,4
В судьбу 40,0 35,0
В прижизненное воздаяние за грехи 38,0 38,3
В посмертное воздаяние за грехи (страшный суд) 1,1 0,9
Во что-то еще 5,2 5,9
Не верят ни в какие сверхъестественные силы и явления 15,4 14,3

Не случайно, нынешняя Россия стала достаточно благодатным местом для разного рода псведорелигиозных спекуляций. В сентябре 2005 года некий Григорий Грабовой пообещал за относительно скромную мзду воскресить погибших год назад детей в Беслане. На его посулы «купились» многие участники той страшной трагедии. 60,4% опрошенных россиян полагают, что обещаний Грабового – это преступная спекуляция на человеческом горе, а 1,7% готовы были вполне серьезно отнестись к намерениям экстрасенса, считая их искренним проявлением сострадания к несчастным матерям. 8,1% опрошенных считали, что воскресение умерших – дело в принципе возможное. Так 2,2% выразили свою полную уверенность в возможности воскресения умерших, и еще 5,9% вполне допускали, что это возможно, хотя твердо были не уверены.
Важным событием, коснувшимся, правда, не только православных россиян, была смерть Папы Римского Иоанна Павла Второго (Кароля Войтылы), человека, обладавшего огромной популярностью, в том числе и в России. На вопрос, чем вызвано столь большое внимание к смерти и похоронам Папы, 28% опрошенных отметили исключительные человеческие качества покойного, 25% - влияние СМИ, и еще 21% - политическую роль Папы, который в 80-е годы стал  знаменем борьбы с коммунизмом во всем католическом мире. Лишь 12% связали общественный ажиотаж вокруг похорон Папы с растущим интересом в мире к католичеству.
Как известно, отношения между Москвой и Ватиканом при  жизни Иоанна Павла Второго были далеки от идеала. РПЦ длительное время выступала против планируемого визита Папы в Россию, связывая свое нежелание его принимать с захватом католиками православных храмов на Западной Украине. Тем не менее, 35% опрошенных россиян считали, что следующий Папа должен в любом случае посетить с визитом Россию, а 32% - что такой визит возможен лишь при согласии руководства РПЦ и удовлетворения предъявляемых с его стороны требований. Большинство россиян (58%) выступают за нормальные отношения между РПЦ и Ватиканом, но призывают не забывать об имеющихся разногласиях. 22% настроены на максимальное сближение двух ведущих христианских Церквей, только 8% согласны с излюбленным национал-консерваторами тезисом об духовной и идейной чуждости католичества русскому православию и о невозможности в этой связи устанавливать какие-бы то ни было нормальных отношения.


Рецензии