Неблагодарная-10

Жестоко страдая от раздирающей душу ревности, Муми¬нат в тот  же день решила дождаться  Марину в учительской. Она   знала, что муж после коллегии  министерства в школе не появится и пойдет домой.
-Марина Алексеевна, задержитесь, пожалуйста, - властно и  с трудом скрывая свою внезапно появившуюся  ненависть, сказала она.
- Слушаю вас, Муминат Ильясовна, - спокойно ответила Марина.
- Правильно делаешь, что  слушаешь. Только внимательно  слушай и вникай во все, что я скажу, - Муминат,  неожиданно  перейдя на «ты»,   отчеканила каждое  следующее  слово  как приказ. - Ты должна в ближайшее  время  убраться из нашей школы, и  чем раньше - тем лучше. А, самое главное,  сделай это безо всяких объяснений с Гамидом,  не надо ему знать   о нашем с тобой разговоре. Скажи, что  хочешь уйти из школы, причину приду¬май сама.
Муминат  сделала небольшую  паузу  и добавила, - кстати, я могу тебя устроить на работу  в интернат, только,  не в нашем городе. Тебе так  даже  лучше  будет - и за воспитателя, и за учителя  работать  станешь. И жить со своей дочкой    там тоже можно будет.  Ты ведь, как мне сказали, бездомная мать-одиночка.
-Спасибо  вам большое за заботу обо мне, -   с достоин¬ством ответила Марина. – Но мне  в этой школе тоже неплохо, тем более  я не понимаю, почему  должна уйти? И почему вы со мной так разговариваете?
- Потому что учительница в школе должна детей учить и все свои силы отдавать этой благородной работе, а не заводить шашни  с немолодым уже и к тому же семейным директором школы. 
- Это неправда, Муминат Ильясовна, у меня с   вашим мужем никогда ничего не было! А из школы я пока уйти не могу, так как вскоре   решится мой жилищный вопрос. Подошла моя очередь. И вообще, какое вы  имеете право оскорблять меня?!
Муминат сделала все, чтобы разрушить мечты Марины в одночасье. Уже через несколько дней  ее  вызвали в гороно, где  один из замов, оставшись с ней один на один для конфи¬денциального разговора, стал говорить о том, что  добиваться квартиры  через  начальника - любовника некрасиво. Сказал, что очень уважает Гамида Магомедовича и не хочет, чтобы он из-за нее  пострадал и лишился  работы и что в школе не место таким, как она, легкомысленным  особам, здесь должны работать  морально устойчивые и порядочные люди.
- Кстати, с квартирой вам  придется пока повременить. В одной из школ  района есть учитель, который  работает гораздо дольше вас. Он и  получит кварти¬ру. А вы всерьез поразмыслите   о  себе и своем поведении.  И не думайте, что оно   никого не касается. Для учителя особенно–  это не только его личное дело.
От неожиданности такого разговора   Марина    не нашла, что ответить чиновнику, и  наутро, после того, как проплакала всю ночь, написала заявление об уходе.
-В чем дело, Марина? - спрашивал ее ни о чем не подозревающий директор. - Если вы из-за  неполученного  жилья так расстроились, так ведь это поправимо, я жду возвращения министра.  Решим мы  ваш вопрос,  и вы обязательно получите    квартиру...
- Нет, я  просто хочу устроиться в школу по¬ближе к дому. Мне за дочерью   присматривать  надо, - на ходу придумывая причины и, при этом,   понимая, что Гамид Магомедович  не в курсе интриг своей жены, ответила  ему Марина.
Ольга  позже других  узнала о случившемся с подругой – она родила ребенка и целиком была поглощена заботой о маленьком сыне.  Марина решила  не  волновать  подругу, так как она близко к сердцу принимала все ее проблемы: расстроится, не дай Бог  еще молоко пропадет.    Но недолго пришлось Марине  скрывать все от Ольги. Коллеги,  пришедшие  поздравить ее с новорожденным, обо всем рассказали  и Ольга  рассердилась не на шутку. Она просила  Марину рассказать обо всем   Омару,  ее свекру,  чтобы через них  узнал о случившемся  не подозревающий о деяниях своей  жены Гамид Магомедович.  Но Марина  твердо решила – в эту школу  она больше не вернется.   Надеясь, что, работая в школе  в том же районе горо¬да, она сможет восстановиться в очереди на жилье и получить его.  Но, увидев явную  недоброжелательность со стороны коллег, возникшую из-за сплетен  на   предыдущем месте работы, и  услышав от директора школы заявление, что жилищный вопрос она здесь решить не сможет,  Марина через некоторое время, заняв у Ольги и  Омара деньги для первого взноса, вступила в жилищный кооператив.
Не  брезгуя никакой подвернувшейся работой, она  занималась и  репетиторством,  и по ночам  даже  стиркой  чужого белья.  При этом успевала работать в две смены в школе. Только институт  ей временно пришлось оставить, на  учебу  не было  сил и времени. Но денег все равно катастрофически   не хватало.   Молодая женщина   экономила каждую копейку, но  это  касалось только ее самой - любое же Светкино желание или каприз выполнялись беспрекос¬ловно и немедленно. Дочь  росла, и по-прежнему, как и в раннем детстве, считала себя центром Вселенной.
- Откуда у тебя только силы берутся? — удивляясь и жалея подругу,  спрашивала ее  Ольга.- Сколько ты можешь работать?! Надорвешься же,  несчастная!
- Оля,  у меня теперь  такой  огромный  долг, а вдруг что со мной случится?  Как тогда  моя Светка  жить бу¬дет и где, если даже крыши над головой у нее нет? - объясняла свое рвение  зарабатывать  любой ценой Марина.
Работая на износ  и   экономя  на себе, она  вскоре  полнос¬тью выплатила деньги за кооператив. Первой мебелью, ввезенной в новую квартиру,  стало  пианино - давняя мечта ее Светланки. Марина купила  желанный для дочери   инструмент в рассрочку. Долг за пианино казался несерьезным,  по сравнению с выплаченной за квартиру суммой.
Марина восстановилась в институте, до конца учебы оставался всего год,  но уже через два месяца ей снова  пришлось оставить не только учебу в вузе, но и работу в школе уже навсегда.
Неожиданно заболела Света - врачей беспокоили шумы в   сердце и результаты анализов почек. Уйдя из шко¬лы, Марина   бра¬лась за любую работу, лишь бы это   не отлучало ее от дома и больной дочери.  Она опять занялась репетиторством на дому,  делала с учениками уроки, подтягивала их по разным предметам, а по ночам   стирала чужое белье, да  в таких количествах, что иногда тихо плакала от усталости и ломо¬ты в спине.
- Ну чего  ты так убиваешься? – с болью глядя на осунувшуюся от переживаний  и непосильной работы  Марину, успокаивала ее Ольга. – Все дети болеют. И твоя приболела, зачем же трагедию  из этого делать? А врачи вообще любят сгущать краски.  И  моему Махачу  тоже всякую всячину приписали,  а потом оказалось, что ничего  такого у мальчика нет.  Здоровая твоя Светка, поверь моему слову.  Посмотри на нее: прыгает   как коза, румянец во всю щеку. Ты лучше на себя посмотри, доходяга.  Не  надрывайся так,  пожалей себя, долгов у тебя уже нет, на жизнь вам со Светкой хватит, и мы с Омаром тебе немного поможем. Не хочу, чтобы ты  как лошадь ломовая работала. Если сляжешь, тогда уж точно  Светка твоя пропадет.
-Так - то оно так, Оленька, но Светику врачи частные нужны, витамины, фрукты всякие, санаторий.  Больного ребенка  так хочется лишний раз побаловать.
Ольга махнула рукой.  Марина была неутомима в заботах  о дочери. То  накопила деньги на санаторий  для матери и ребенка и отвезла свою ненаглядную на Черное море, то,  вдруг решив, что ее Светке  будет  полезнее  жить на свежем воздухе, опять влезла в долги  и купила небольшую заброшенную  дачку за городом.  Уже через полгода  соседи по даче не узнали  заброшенный  ранее участок, который теперь стал ухоженным и плодоносящим садом. Приглашенный Мариной мастер - универсал  из числа соседей по даче за небольшую плату привел в порядок  двери, окна и полы в комнате. А Марина, привыкшая  к любому труду, тщательно побелила и покрасила старые потолки, стены, окна, двери. А еще украсила свой домик   комнатными цветами, рукодельными занавесками и всякими мелочами, от которых в старом  дачном домике   стало уютно и хорошо.
Марина  и сама не могла налюбоваться на результаты своих усилий, не могла поверить в то, что ее теперь  ухоженный домик и есть тот самый сарай, в котором бывшие хозяева хранили лопаты  и грабли.
Марина копала, сеяла и полола не только на  своем участке, но и у соседей, которые с благодарностью оплачивали ее нелегкий труд, завышая по-своему усмотрению  назначенную  ею слишком скромную цену. Кроме того, она и здесь, в дачном поселке, скоро стала универсальной помощницей для многих – стирала, убирала и готовила по заказу. Брала заказы на компоты, варенья и соленья. Ее работой  заказчики были довольны, и с каждым днем потребителей  ее  разнообразных услуг  становилось все больше.
Однажды соседи познакомили ее с Виктором. Ему   понадобилась помощь в хозяйстве, и ближайшие  соседи  единодушно  посоветовали  одинокому холостяку  обратиться к Марине, которая умела все и по дому, и  на земле.
Виктор был очень интересным человеком.   Бывший  летчик, он теперь уже не летал по состоянию здоровья. Глядя на него, внешне здорового, сильного  еще молодого мужчину, трудно было поверить в то, что у Виктора могут быть проблемы со здоровьем. Но,  как известно,  критерии  здоровья для летчиков  особенные,   и с этой неоспоримой истиной  ему пришлось смириться.  Хотя смириться с этим Виктор до конца  так и не смог и, перестав летать, почувствовал такую апатию ко всему, что начал выпивать, впал в глубокую депрессию. Все было бы  поправимо, но  родные не захотели его  понять и  поддержать в трудную минуту. Не помогли  справиться  со свалившейся на   него неожиданно  проблемой. Ушла жена, а потом отдалилась   и почти перестала общаться с ним  и единственная дочь. Отошли от него и некоторые друзья, но в самый тяжелый для него момент один из бывших сослуживцев - Рашид,  узнав о проблемах Виктора,  специально приехал в  Брянск, чтобы забрать  друга  к себе  в Дагестан.
-Поехали, брат, пока ко мне в гости, а потом посмотрим. Понравится у нас - обменяем твою квартиру, на работу устроишься в аэроклуб или еще куда, я во всем помогу, буду рядом, - уверенно говорил Рашид, даже и  не подозревая, как  своими простыми  на первый взгляд  словами  возвращает друга к жизни.
Так Рашид  привез Виктора в Махачкалу, стал опекать  его  на новом месте, а  позднее   настоял и на покупке  дачи.
Самыми ближними  соседями Виктора по даче оказалась молодая женщина Марина  и ее дочь - подросток.  Соседка помогла ему обустроиться, прибраться в   доме,  потом  уже и  помогала во всех остальных делах по хозяйству. Виктор настолько щедро оплачивал ее работу, что ей порой становилось не по себе.
- За помощь на участке я денег  у вас не возьму, - сказала Марина при очередном  расчете. – Вы и без того мне все время переплачиваете. А я ведь  только показала вам кое-что, а так  сами все делаете - за что мне деньги у вас брать?
- Нет,  Мариночка, вы многое  для меня делаете.  Без вас я бы не справился, - сказал  ей тогда Виктор. - У меня  ведь никогда  своей  дачи не было. Да и вообще, как теперь  оказалось, я  ничего делать не умею. Летать только и  умел, а  теперь это мое умение никому не нужно. Я и  дачу купил по настоянию Рашида. Он   говорит, что мне физический труд нужен, чтобы дурь из головы выбить и тоску по небу. И на Земле очень даже неплохо,  говорит, убедишься в этом сам.  А я на земле жить, оказывается, не умею. И  без вас, Марина, пропала бы совсем  моя дача. Нехозяйственный я мужчина.
Постепенно они подружились. Виктор  почти каждый  вечер заходил к соседям с конфетами,  фруктами,  деликатесами  из города, и они втроем пили чай  в дачной беседке. Светка через некоторое время  начинала скучать  в их обществе  и убегала в комнату смотреть телевизор. А они, случайно оказавшиеся рядом  два одиночества,  делились  самым  сокровенным,  рассказывали друг другу о виражах  своих судеб.
-Потерял я, Мариночка, свою профессию, и вместе с ней, кажется, и  себя потерял, - горько  признавался ей Виктор в том, в чем  не каждому бы признался.   А  она, всей душой понимая  и жалея одинокого человека, находила для него  простые, но нужные в этот момент слова утешения.
-Так ведь и я,  Витя, все потеряла. И работу потеряла любимую, думала – с ума сойду без школы, без своих учеников. И ничего, все прошло. Достоевский, кажется,  сказал: «Ко всему-то подлец - человек привыкает», вот  и я  привыкла.  И сколько вокруг таких «подлецов»  ходит,  которым пришлось  привыкнуть  ко всякому.  Не  так все в жизни просто, как хотелось бы. У каждого свой выбор.  И  у тебя,  Виктор, все образуется. Нельзя  так Бога гневить, вокруг столько  больных,  немощных, бездомных, столько войн  и насилия. А люди все равно  ведь  держатся, не падают духом, живут. Вот  и  мы должны.
Воодушевленный ее поддержкой, Виктор устроился на работу в авиаклуб, хотя это же предложение  Рашида  всего год назад покоробило  его – первоклассного летчика.  Рашид   не узнавал своего друга - Виктор изменился внешне, помолодел, стал подтянутым и жизнерадостным. В  его глазах опять появились надежда и интерес к жизни.   Рашид  больше не видел друга  небритым, неухоженным. А в один из приездов в город Виктор смущенно попросил его  сходить вместе с ним в магазин:
- Я совсем обносился, Рашид.  Хочу себе  приличный спортивный костюм купить,  брюки, пару рубашек, обувь, одеколон,  одним  словом, кое-что для жизни  нормальной. А то ведь  как бомж хожу, людей пугаю.
-Ах  вот в чем дело, - улыбнулся Рашид,   приехав  после их  шопинга   к другу и увидев  его с Мариной  за вечерним чаем.  Виктор был в новом  спортивном костюме, в фирменных кроссовках,   выглядел совсем молодым,  а запах его французского  одеколона   мешал наслаждаться ароматом   цветов, которые росли    вокруг. – А я  думаю,  чего  это мой Виктор опять летать стал? По земле летает, и неба ему уже не надо.
-Перестань, Рашид,- испугавшись, что Марину обидит столь прозрачный намек, сказал другу Виктор.  Но она   уже и сама стала замечать особое отношение соседа к себе.  Правда, старалась не думать об этом, Виктор казался ей  недосягаемым - за него ведь  любая девушка пойдет - интересный, видный, серьезный, летчик к тому же. Неужели он  с ней, Мариной,  хочет просто время провести?  -  грустно размышляла  о его  симпатии  женщина.
Марина по-прежнему заблуждалась бы относительно   отношения Виктора к ней,   но  в один из вечеров   он  решился, наконец, на серьезный разговор.
-Ты необыкновенная женщина, Мариша, - сказал он взволнованно, стараясь не смотреть на нее.  - Красивая, умная,  добрая. Светлая ты... И глаза, и волосы, и душа у тебя светлые.
Марина молчала, не зная, как реагировать на слова Виктора. Конечно, эти слова не могли не волновать ее - так много лет  она прожила без мужской любви и внимания, но, как и раньше, боялась  подобных  разговоров, как   и любых  перемен в своей жизни.
-Мне с тобой так хорошо, так тепло, - продолжал свое признание Виктор. – Поверь, ничего подобного  я  ни с кем в жизни не испытывал. Как  уеду в город, все мысли только  о тебе, прямо с дороги вернуться хочется.
-  Виктор, не смогу я  ответить тебе тем же. Ты хороший, даже  очень хороший, честно.  За тебя любая женщина пойдет с радостью – самая красивая и молодая. А у меня хлопот и забот столько,  что не стоит  со мной  связываться.  К тому же у меня  больной ребенок.
-  Да кто тебе сказал,  что  Светка  у тебя   больная?- не соглашался  с ней Виктор. – Хочешь, отвезем ее в Москву, лучшим докторам покажем, и ты  убедишься сама: она у тебя здоровенькая. Выходи за меня замуж, Марина. Я все для тебя и твоей Светы сделаю, обещаю! Не хочу, чтобы ты надрывалась. Я неплохо обеспечен и могу  все твои заботы взять на себя, как  и положено мужчине, главе  семьи.
- Витя, если я замуж за тебя пойду,  я должна  тоже в  твою жизнь  что-то  хорошее  принести, - сказала Марина, тронутая   его словами. А я, кроме усталости  и горечи, ничего в душе  не имею, поверь. Боюсь, не смогу  я полюбить никого, очерствела  я, что ли, забыла, что женщина.  Не знала я женского счастья никогда – судьба   у меня так  сложилась.
И  Марина заплакала, сама удивляясь тому, что  впервые смогла  открыть свою исстрадавшуюся  душу   по сути  чужому для нее человеку.
-Марина, Мариночка, ты только не отказывай мне! Подумай, я тебя торопить не буду. И любви от тебя взамен  не требую - я все понимаю. А может,    привыкнешь ко мне, полюбишь, кто знает? Ты ведь так умеешь жалеть, как никто другой. А у нас, говорят, что любить  и  жалеть – это почти одно и то же.
Ольга, узнавшая о предложении  Виктора, почти приказала подруге  согласиться. Она давно знала соседа Марины и тайно мечтала о том, чтобы он оказался одиноким и обратил внимание на   Марину. Теперь, когда это случилось, Ольга  не скрывала радости  и боялась только одного – несогласия  своей непредсказуемой подруги.
- Даже   не думай, ненормальная, соглашайся. Такой шанс один раз в жизни выпадает.
Марина согласилась.  Однажды, когда Светка была у Ольги, они с Виктором поехали  в город и   подали заявление в ЗАГС, купили кольца. Вопреки ее протестам Виктор купил   очень дорогое кольцо с бриллиантом, а когда она увидела ценник  - не поверила своим глазам: не знала даже, что такие цены   бывают.
- Не надо, Витя, это же целое состояние…, - говорила она.  Машину хорошую  можно за эти деньги купить.  Зачем мне такое кольцо?  Прошу тебя, не  надо.
Виктор с нежностью посмотрел на смущенную Марину:
- Ты достойна большего, моя хорошая.  Машина у нас с тобой есть,  и не только  «Жигуленок»,  на котором я на дачу  езжу.  В  гараже  городском  новенькая «Волга» последнего выпуска   стоит,  никак не заменю  в ней одну мелочь. А ты привыкай  к таким  подаркам. Твой   будущий муж всю свою сознательную жизнь  летал, а потом еще  за границей работал многие годы, потому  не бедствует. Видишь, я даже себе колечко купил. Столько лет в браке  жил, об обручальном кольце и не думал.  А сейчас  очень хочется, чтобы все видели - я женат, да еще  на настоящей  русской красавице.
Вечером она  рассказала все в один день появившиеся новости  счастливой за нее Ольге:
-Оля, ты знаешь, как он мою Светку любит!  Сегодня ей столько всего накупил -  и медведя плюшевого, и  сладостей  всяких. Через месяца два, говорит,  в Москву ее отвезем, врачам столичным покажем.  Предложение сделал, заявление в ЗАГС подали, кольца купили.
Оля улыбалась сбивчивым  словам  растерявшейся Марины и думала о том, что  и тут  ее помешанная на дочери подруга поставила на первый план не их с Виктором отношения, а заботу  Виктора  о Светке.  Ну что ж, и то хорошо…
-Видишь, Маринка. А ты боялась,– обняла она подругу.
-А я и сейчас  боюсь, Оля, я  ведь ничего пока   Светке не сказала. А мы с Виктором  как дети,  и кольца купили, и с заявлением поторопились. Собиралась вначале с ней поговорить, потом согласие дать, но и Виктора обижать не хотела. А как о Светке говорить стал, так я вообще обо всем на свете забыла. Мою девочку так  никто никогда  не любил, никто о ней так не думал…
- Перестань глупости говорить,   – недовольно сказала  подруге Ольга -  Чего тебе Светку бояться? Ей сейчас двенадцать, не успеешь оглянуться,  невестой станет, своя жизнь у нее будет. И никакая она у тебя не больная, ты зря это.  Может, и болела когда, но сейчас  здорова  - это как пить дать.
-Да, наверное, ты права, Оленька,  я преувеличиваю,  И зря Светку боюсь.  Ведь она с удовольствием  подарки  от Виктора принимает, общается с ним.  С удовольствием ест все, что  он ей приносит – Виктор для нее уже стал родным и близким.

(Повесть  дана в сокращении)

КНИГУ "НЕБЛАГОДАРНАЯ"  В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ наложенным платежом  ПО электронному адресу -   elmiraib@yandex.ru , а также   по телефонам  89288745612, 89094851729, 89886348234 


Рецензии
Спасибо, Эльмира, за интересную повесть! Читала на одном дыхании.
Думаю, что Марина в будущем встретила Сашу.
С пожеланием всего самого хорошего в жизни,Лариса

Лариса Потапова   09.03.2018 19:41     Заявить о нарушении
Спасибо,., Лариса...Может быть и так..Ео скорее всего это был последний шанс ее.судьбы

Эльмира Ибрагимова 3   12.03.2018 13:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.