Давайте говорить друг другу

Дабы не отнимать драгоценного времени у искушенного читателя, сразу же раскрою карты: в данном эссе речь идет (как бы банально это ни звучало) о Человеке, его духовных и/или иных ценностях,  а так же поступках, как благородных так и не очень.

В качестве источника крылатых фраз использую известный художественный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Почему именно его? Признаюсь чистосердечно, ваш покорный слуга причисляет данную ленту к шедеврам мирового кинематографа.

А чтобы оценить бесспорный профессионализм Эдуарда Володарского и Никиты Михалкова, попробую провести параллель между героями (как положительными так и отрицательными) того времени, и нами.

Итак, возьмем нашу «историческую лопату» и копнем поглубже. Настолько, насколько позволяет наше с вами богатое (а как же иначе) воображение. Раз – и изрядный «пласт» истории наружу.

Что мы имеем? Эпоха динозавров? Нет, не так глубоко. Копнем ближе: какой-нибудь комок палеолита. Для начала. 

То было время, когда потребности человека складывались в первую очередь из необходимостей: кормить  себя и соплеменников, защищать и защищаться, а так же из необходимости продолжать род. Вот и все. Ну, или почти все. В любом случае Человек жил в гармонии (конечно же, относительной) с Природой.

С течением времени многое изменилось. Отношение Человека к окружающему миру, к себе подобным, и как следствие, к самому себе. Чем больше узнавал Человек об окружающей его Вселенной (а до поры до времени познания Человека о Вселенной ограничивались  парой соседних деревень) и материальных благах, коими можно (и нужно) обладать,  тем меньше его интересовали духовная составляющая его существования.

А как же ученые и философы? – спросите вы. А как же художники и поэты? Религиозные деятели, наконец! В общем, все те, кому хочется/положено наставлять основную массу Homo Sapiens на путь истинный. Вопрос, как говорится, по существу. Если бы не было в нашем обществе подобного «культурного слоя» (в эпоху зарождения Цивилизации и в настоящее время), Человечество бы давным-давно  вымерло. Как мы видим, самоуничтожение грозит людскому роду и по сей день.  Но не будем сгущать краски, а вернемся, как говорится, к нашим баранам.

То было время, когда первостепенной была Идея, а уж после потребности отдельно взятого индивидуума. В первую очередь собрать полмиллиона золотом для голодающих детей Поволжья, и верить, - заметьте искренне верить, - в то, что это самое золото будет потрачено по назначению. Мало собрать, необходимо обеспечить его охрану и, рискуя собственной жизнью, доставить-таки куда следует. И ведь делают это! Да не по принуждению, а руководствуясь некой шкалой ценностей.

Как сказал один российский писатель (по совместительству редактор известного издательства): «Мы живем в эпоху высоких технологий и низких моральных ценностей».

Разумеется, каждый самостоятельно определяет ту грань, за которой «если нельзя, но очень хочется, то можно». О чем это я? О том, что тугой кошелек и приближенность к сильным мира сего ценится в наше стремительное время больше, нежели высокие моральные устои. Дон Кихоты нынче не в моде - это факт. Впрочем, и Санчо Пансы. Сегодня празднуют бал прагматичные Скруджи.

Один из персонажей вышеуказанного фильма, бандит по имени Каюм, описывая свое прошлое главному герою Шилову, рассказывает, что хотел жениться на дочери бая. Но, поскольку этот самый Каюм ничего, кроме больного коня не имел, «бай-собака» его отшил. Парнишка же, движимый нежными чувствами к юной особе,  не придумал ничего лучше, как податься к бандитам. Шилов при встрече с Каюмом, ему так примерно и сказал: «Ну и чем ты отличаешься от того бая? Бая собакой называешь, а сам баем стать хочешь!» И в назидание добавил: « У всех, кто братьев своих обманывает, рано или поздно рога вырастут!» Знакомая ситуация? То-то же.

Мудрый был человек этот чекист Шилов. Понимал, что если не найдет он похищенного золота, то его же собственные товарищи поставят его завтра к стенке. Жестокое время – жестокие нравы. Пройдя все круги ада, отверженный герой находит тех, кто позарился на «халявное золотишко»: «сам себе на уме» главарь банды Брылов и вчерашний белогвардеец, а ныне  охотник за удачей (читай – тоже бандит) ротмистр Лемке. У каждого из «плохих парней» был собственный «гениальный план» изъятия чемодана с драгметаллами. Но не тут-то было.
Чекист Шилов, которого все (и свои в том числе) преждевременно сбросили со счетов, показал «кто в доме хозяин». В общем, наказал плохих парней и реквизировал золото. И в этой ситуации у нашего смельчака появляется выбор; вернее сделать выбор Шилову предлагает ротмистр Лемке.

- «Ну не будь ты кретином! - восклицает он. – Вон граница, а вот золото. Бери его и дуй за бугор!

Примерно так. И что же наш чекист? Шилов только хитро усмехается, жуя соломинку, и предлагает аспиду-ротмистру угомониться:

- Дай поспать: мне еще тебя на себе нести!

- Господи! – восклицает тогда Лемке. – Ну, зачем ты помогаешь этому кретину, а не мне?!

- Потому, - мудро замечает Шилов, - что ты жадный! А даже Бог велел делиться!

Что тут скажешь? Ничего. Прав чекист, как ни крути. ТОТ, КТО ВСЕ ВИДИТ И ВСЕ СЛЫШИТ, завещал людям десять заповедей. Даже противник церкви – чекист это понимал. А понимает ли большинство из нас  - это вопрос! А если и понимает, делает ли все от него зависящее, дабы окружающим от его желаний и дримов не было худо. Будьте осторожны со своими желаниями - рано или поздно они могут исполниться. Кажется так.

Общаясь со многими людьми в течение последних нескольких лет, я пришел к выводу, что количество черствых и бездушных людей среди нас увеличивается с катастрофической скоростью. Обмануть, подставить ближнего ради сиюминутной выгоды стало нормой для подобного слоя нашего общества. Допускаю, что мне просто «везло» на столь малоприятные встречи и знакомства и адекватных людей среди нас все же больше. Хочется в это верить.
Очень хочется.

Однажды наблюдал в небольшом магазине подобную сцену – покупательница, ухоженная, хорошо одетая дама лет сорока пяти, - останавливается на входе и на повышенных тонах спрашивает у молоденьких девушек-консультантов:

- Салфетки «…..» у вас есть?

- Нет, - отвечают они.

- Это почему у вас нет этих салфеток?

- Мы их не закупаем, – вежливо отвечают консультанты. – Но у нас есть другие, ничуть не хуже.

- А вы меня не учите! - недовольно отрезает дама. – Я сама знаю, какие салфетки мне нужны!

Мелочь, а неприятно.

Зачем я затеял весь этот «разговор»? Да так, чтобы поразмышлять на досуге над тем, к чему же, в конце концов, придет Человечество, если будет идти прежним курсом: неограниченно потреблять природные ресурсы, набивая карманы бумажными эквивалентами этих самых ресурсов (нефть не нальешь в карман, да и газ закачать в себя не получится – обратный процесс более вероятен). Так что богатые богатеют дальше, бедные нищают, а матушка Земля не знает, как бы избавиться от напасти по имени Человек. Иначе как объяснить многочисленные природные катаклизмы, уносящие ежедневно сотни, тысячи человеческих жизней.

А всем нам стоит быть добрее и терпимее друг другу. Глядишь, и окружающий воздух станет чище и мысли наши чище, светлее.

Живи сам и давай жить другим! – таким девизом, как мне кажется, должен руководствоваться всякий, кому не безразлично будущее Планеты и Человечества.

И напоследок хочется привести слова еще одного мудрого человека: «Живи так, чтобы не было обидно за бесцельно прожитые годы!»


Рецензии