Городские ангелы

Кто-то верит в Бога, кто-то в Аллаха, кому-то Кришну подавай, а остальные твёрдо верят в то, что всё это чушь. Или вообще ни во что не верят. Впрочем кто-то верит, что неверующие на самом деле верят, просто пока не знают… Оставим вопросы веры и неверия для теологов и особо рьяных любителей сайентологии, а сами обратимся к своей собственной жизни. Нет, я не собираюсь взывать к вашим религиозным чувствам. Не собираюсь ничего доказывать. Не буду вас убеждать и сурово трясти разнообразными регалиями. Я просто расскажу вам одну историю. А верить или не верить – решать вам.

Кто-то верит в ангелов? Ну только честно? И как? Это маленькие карапузы, витающие на облачках и радующие взгляды розовыми пятками? Или это невидимая тень, хранящая вас от упавшей с крыши сосульки или неприятной встречи в подворотне? Как я уже сказал, ну буду вас разубеждать. Я расскажу вам об иных ангелах. Временами грязных невоспитанных и дурно пахнущих. Иногда необыкновенно прекрасных. А при иных обстоятельствах серых и незаметных. Знакомьтесь, городские ангелы! Нет, не стоит представляться в ответ – они вас и так знают. И видят ежедневно. Ни разу не замечали? А может вы не туда смотрели? Или просто не любите смотреть по сторонам? Подумайте об этом. А пока я расскажу вам три небольшие истории… Истории из реальной жизни. Истории, которые могли бы произойти и с вами. Итак, слушайте:

Думаю у каждого из вас бывает поганое настроение. У некоторых и вовсе ужасное. Депрессивное. Хмурое. Мрачное. Человеконенавистное. Это состояние можно описать сотней способов. Вероятно оттого, что оно столь же естественно для человеческого существа, как волны для моря. В общем, не ваш день. Не ваш час. Возможно всего лишь не ваша минута. Но вам кажется, что это вообще не ваша жизнь. Людям свойственно гипертрофировать проблемы и упиваться плохим настроением, верно? Так вот, в тот день настроение у меня было именно такое. Хотя нет, оно было в разы хуже, и вы вряд ли сможете меня понять… (Я тоже люблю преувеличивать). Ладно-ладно, расскажу всё так, как оно было. Только не перебивайте. И оставьте вопросы на потом.

День был нереально серым. Давящим. Трудным. Зима, нехватка витаминов, трудности на работе, проблемы в жизни… даже не сказать, чтобы давило что-то конкретное. Всего хватало по мелочи. Всего хватало… Но я, как тот верблюд, ехал сгорбившись, в ожидании последней соломинки, которая меня бы добила. Ехал вечером домой, где меня должен был ждать заслуженный отдых. Но настроение позволяло ехать мрачнее тучи, и усиленно ожидать от жизни какой-нибудь подлянки. Хотя ехать мне нужно было недолго, всего пару-тройку остановок метро, но этого времени мне было достаточно, чтобы обвинить всех и каждого в моих собственных проблемах. Бабушки, понуро сидящие на скамейках говорили о возможных вариантах будущего. Рисовалась мрачная картина… Ну а кто застрахован он болезней, нищеты, одиночества? Да, им можно посочувствовать, но когда думаешь о собственной судьбе, по спине невольно пробегает холодок. Не хочется ехать оттуда, где тебя не ждали в пустую квартиру, или даже комнату, где тебя никто не ждёт. Сложно жить на свете, когда из близких и родных людей, из тех, кто тебя любит и знает, на свете живёт только кошка.

Все мысли скатываются к мрачной стороне жизни. Окружающие раздражают. Поезд едет недостаточно быстро. На очередной остановке в вагон заходит девушка с гитарой. Одна из тех музыкантов, что зарабатывают на хлеб выступлениями в поездах, переулках и парках. Девушка бедно одета, хромает на правую ногу. Гитара у неё старая, потрёпанная… из тех редких экземпляров, что переходят от родителей к детям, вместе с наклейками «Ну погоди» и прочими мелкими, но памятными сердцу деталями. Поезд трогается. Из-за шума стучащих колёс и проносящихся в туннеле километров натянутых проводов, музыку почти не слышно. Но голос прорывается сквозь весь этот шум, как те редкие ростки, рвущиеся к солнцу сквозь асфальт. Песня старая и добрая… ДДТ «Просвистела». Объединившиеся силы проникновенного голоса и душевных слов активно разрушали колючки плохого настроения, с помощью которых я так усердно изображал вредного ежа. Песня проходила сквозь барьеры и негатив. Трогала душу. Меняла там, внутри, какие-то кирпичики местами, оставляя тёплое и приятное ощущение.

Заслушавшись, я не сразу заметил, что мы подъезжаем к следующей остановке, а девушка прошла уже весь вагон и остановилась рядом со мной. Её глаза светились поразительной чистотой, свойственной лишь матерям, смотрящим на своё чадо или искренне верующим людям. Ни на мать, ни на религиозного человека она похожа не была. Внезапно, разрушив всё моё представление о происходящем, она протянула руку сквозь остатки растопыренных мысленных иголок, и моя рука оказалась в её ладони. Жест был настолько естественен и необычен, что сознание отказывалось как-либо реагировать, и предпочло просто упустить сей факт из виду. Заглянув мне в глаза, девушка произнесла фразу, которая запала мне в душу надолго. «Не грусти! Что бы это ни было, оно того не стоит!». В тот миг моей жизни это был ответ на все вопросы. Ответ, который был мне необходим. Моя остановка. Не осознавая происходящего, я вышел из вагона. Девушка остановилась. Ей нужно было идти в следующий вагон, вселять в сердца людей ростки надежды и тепла. Только в этот момент я понял, что ситуация изменилась, и уже я держу её за руку… Не было слов, которыми я мог бы её отблагодарить. Впрочем, у меня вообще не было слов в тот момент. Одни эмоции, заполонившие всё моё существо, словно взорвавшись в голове невероятно яркими идеями, словно всё моё мировоззрение и устои в тот момент сбросили старые покровы и засияли чем-то новым, чистым и светлым. Не в силах описать свои переживания, я был всего лишь свидетелем того, как ладонь девушки легко выскальзывает из моей руки. Последний раз взглянув на меня, она успевает вбежать в вагон до закрытия дверей. Поезд уносит её прочь… А меня уже медленно поднимает куда-то вверх эскалатор. И вместе с тем воспаряет мой дух.

Спасибо тебе, ангел! Я помню тебя.

А вот совсем другая история. Впрочем, она также связана с метро. Может ангелы нынче живут под землёй? Я также возвращался домой. Ехал издалека, с одной из конечных станций. Что со мной творилось в тот момент? Ну, чувствовал я себя прекрасно. Настроение вполне приемлемое. Не плохо, но и не хорошо. Но те дни мне запомнились большим количеством вопросов. У каждого в жизни появляются периоды, когда необходимо расставить приоритеты. Осознать, кто ты, в чём цель твоей жизни, и что вообще ты делаешь. Эти вопросы невидимыми кукушками летали вокруг, напоминая, что жить осталось всего энное количество лет. Честно говоря, ответы искать совсем не хотелось. Такое бывает, страх того, что ответ тебе не понравится. Так что все вопросы были задвинуты на задний план. Настолько задний, насколько первый слой обоев в советской квартире был отделен от другой комнаты, при условии, что на стене вообще висел ковёр. Думаю, я бы еще долго не решался к ним подойти, если бы не одно «но».

Это самое «Но» оказалось мужичком лет пятидесяти. Такими обычно изображают возницу в книжках гоголя. Лиховатый взгляд, красный нос, чуть заплывшие глазки. Скажу сразу, я уже не припомню, с чего начался разговор. Он обращался ко мне, но явно не рассчитывал на ответ. Как и все «безумные» бабки, кричащие в толпе разные глупости и разговаривающие сами с собой. Кстати, часто меня посещает мысль, что именно от безответности они так себя и ведут. Можно кричать что угодно, и все спишется на старческий маразм…

Так вот, дядька начал разговор. Разговор получился долгим… От него я услышал много чего интересного. Он успел и отслужить и отсидеть. И, хотя об армии он отзывался весьма тепло, но наотрез отказался рассказать, за что сидел. Хотя, наверное, это правильно, не стоит подобные вещи рассказывать первому встречному в метро. А еще, он оказался психологом. Вернее он так себя величал. И был более чем уверен, что он весьма хорош в этой теме. И, чтобы продемонстрировать мне своё искусство, неожиданный персонаж начал задавать мне разные вопросы. О семье, друзьях, учебе, отношениях, судьбе и планах на будущее. Вопросы у мужичка напоминали стандартные опросники, и отвечать на них было не сложно. После каждого вопроса он пытался сделать какие-либо выводы обо мне. В большей части своих умозаключений «психолог» руководствовался обычной логикой, а жизнь моя не столь логична, чтобы укладываться в опросники. Поэтому дядька постоянно ошибался. Впрочем, я ему об этом не говорил…

Стоит также упомянуть, каким колоритным персонажем был этот тип. Чуть подвыпивший вид не мешал ему разговаривать. В сумке-авоське он вёз бутылку водки, несколько мандаринов, йогурт и буханку хлеба. По его словам, посидеть с женой собирался. Он говорил много чего, и много спрашивал. Не могу сказать, чтобы его советы меня сильно впечатлили. Они были необычными, но достаточно банальными. Скорее я как-то злорадно относился к его вопросам, внутренне радуясь тому, что могу предсказывать его ответы и уводить его в сторону от правды. Плохо – да, но и сам разговор был не таким уж заурядным, чтобы задумываться об этике. В общем. Всего не упомню. Мы поговорили и о жизни, и об учебе, и о женщинах, и о мужской дружбе и чести. Под конец разговора мужичок написал мне свой телефон, и сказал, что если я захочу с ним поговорить, я могу позвонить в любое время. К стыду своему, сей необычный номер был мною утерян.

Что же дальше? А дальше было осознание. Пусть сам по себе дядька пришёл к неверным выводам, пусть его вопросы были банальны, а темы для обсуждения были стандартными на протяжении тех тысяч лет, что существует человечество, он всё-таки стал для меня большим открытием. Поставив передо мной вопросы, он заставил меня думать. Думать, думать, думать…. Даже распрощавшись с ним, я возвращался к этим вопросам и продолжал искать ответы. И ответы находились. Достаточно резкие и внезапные для восприятия. Но от того лишь более полезные.

Благодарю тебя, ангел! Я помню тебя.

Третья история не связана с метро. И, видимо, она самая короткая из всех трёх. Петербург – город вне погоды. В одном конце может быть солнце, а в другом ливень. Погода может меняться по десять раз в день. Синоптики просто отмахиваются от прогнозов и угадывают температуру на следующий день от балды. И так уж получилось, что погода в городе сильно влияет на настроение людей. Не всех конечно, но многие из коренных жителей чутко реагируют на изменение погоды. Если на улице ясно и солнечно – человек весел и доволен. Если тучи – хмур и замкнут. Только дождь приносит самые разные эмоции и настроения.

Летом ливни в нашем городе всегда штормовые. Циклон приносит с собой часть океана и обрушивает его на творение Петра. Это не так уж и плохо. Многие любят дождь – он освежает. Но в день, когда шёл тот ливень, никто не подозревал, что сейчас начнётся. Знаете, та мерзостная погода, когда капает очень мелкий дождик, все небо светло-серое, и такая погода стоит уже третий день? Люди подавлены, но им уже надоедает ходить с зонтиками. Вот и я вышел на улице без зонтика. Зачем? Мелкая морось еще никого не убила – думал я. Но стоило отойти от дома на приличное расстояние, и хляби небесные разверзлись. С неба обрушилась стена воды. Если вы не были под циклонными дождями, то представьте, что вы ныряете в бассейн. Только на самом деле это бассейн ныряет на вас сверху.

Спасаться от дождя? Ну уж нет. Я среди тех людей, кто получает истинное удовольствие от подобного буйства природы. Тем более, летний дождь невероятно освежает. Ливень был потрясающим. Вода не успевала исчезать и вскоре пешеходы шли мерно чавкая ботинками по подобию брода, некогда бывшим тротуаром. Вернее это были отчаянные перебежки людей с зонтиками от одного магазина до другого. Я же шёл спокойно, не торопясь. И видел следующую картину.

Посреди улицы стояла девушка с закрытым зонтиком. Ей явно нравилось подставлять лицо и ладони водному потоку. Казалось, что если бы не чавкающая вода, она бы пустилась в пляс в первобытном порыве восхваления некого бога дождя. Предусмотрительно взятый зонтик был небрежно закрыт и явно не собирался использоваться по назначению. В это время у подворотни тоскливо жались в почти сухом углу мама с маленьким ребенком. Девушка, заметив это, подошла к ним и отдала им зонтик. Просто так. А сама смеясь, не скрывая радости, вприпрыжку убежала куда-то вдаль водного безумия. Чуть помедлив, мамаша открыла зонтик, прижала к себе ребенка, и мелкими быстрыми шагами побежала к ближайшей маршрутке.

Счастья тебе, ангел! Я помню тебя.

В чём здесь мораль? Может быть в том, что всегда может найтись человек, который готов вам помочь, даже если кажется, что помощи ждать неоткуда. Может это умение радоваться всему, в том числе природе и её безумию. А может я рассказал эту историю из своей прихоти. Как я и говорил, верить или нет – ваш выбор. Но городские ангелы существуют. Они среди нас. Нужно просто быть открытым для них, и они сами появятся.
А может быть, если вы действительно хотите увидеть кого-нибудь из этих светлых существ, несущих тепло и гармонию в душу города и людей в частности, если ваше желание чисто и искренне, если вы способны чувствовать жизнь, испытывать искренние переживания и по-настоящему любить мир, то может быть, однажды, вы сами для кого-нибудь станете ангелом. И поверьте, даже самый нелепый или бессмысленный ваш поступок, совершенный от души может стать целой эпохой в жизни другого человека. Вы о нём забудете, а он о вас нет. Потому что ангелов не забывают.


Рецензии
Добрый вечер, Артем!
Прекрасное произведение! Когда я только начал читать, то не смог остановиться. Эти истории об ангелах... они заставили меня самого вспомнить о таких случаях появления "городских ангелов", задуматься: а что хорошего сделал я.
Спасибо, очень приятно было прочесть.

С уважением,

Рэдрик Серый   28.09.2011 21:12     Заявить о нарушении
А это даже не произведение, все описанные истории произошли на самом деле. Почти что автобиографические зарисовки, лишь немногим приукрашенные... К сожалению я не могу отблагодарить самих "ангелов", но мне захотелось хотя бы рассказать о них людям. Думаю они этого достойны...
В конце концов рассказ не столько о хороших делах, сколько о человечности... Стоит быть людьми и обращать внимание на окружающих, в век циников и одиночек это умение цениться на вес золота...
Рад, что вам понравилось!
Если увидите таких людей, передайте им благодарность, а если станете для кого-то "ангелом", то примите мой нижайший поклон!

Артём Нарф   28.09.2011 22:19   Заявить о нарушении