Строгий выговор по партийной линии

                Александр В. Дмитриев

          СТРОГИЙ ВЫГОВОР ПО ПАРТИЙНОЙ ЛИНИИ.

     - Вас в партком вызывают. Просили срочно связаться. Ровно в 15-00 будет расширенное заседание с участием ректора, профкома, ну и так далее… 
Секретарь Декана еле сдерживала злорадную улыбку.
     -  Что случилось? Я, вроде как, не член партии. Во всяком случае, на данный момент…
Попытался отшутиться я.
А противный холодок уже предательски побежал по спине. Это неприятное чувство закрепилось ещё с пионерско-комсомольских времён, когда меня периодически «пропесочивали» за какие-то проступки.
     - Не знаю! Но Парторг сказал зайти сразу, как появитесь, не откладывая. До заседания. Он хотел лично поговорить…
Она явно что-то скрывала. И её торжествующий вид только подтверждал это. С тех пор, как стал сам проверять зачётные книжки студентов,  решая кого допускать к сессии, я лишил Секретаря не только всяких-разных презентиков от благодарных студентов и чадолюбивых родителей, но и значительной доли весомости и влиятельности. Это не прощается.   
Взглянул на часы. До заседания чуть больше получаса. Вздохнув, отложил бумаги и, размышляя, чтобы всё это значило, пошёл в главный корпус. Войдя в приёмную секретаря парткома института, которого для краткости (и чтобы не было ассоциаций с Секретарём куда более высоким и значимым), называли Парторг, представился. Импозантная дама, до этого неприступная как Сфинкс, с явным интересом оглядела меня, приподняла бровь, с лёгким недоумением повела плечом.
     - Подождите, я доложу!
Плавно играя всем телом, проплыла в кабинет. Прямо-таки особая порода у них, секретарш, референтов, помощниц руководителей, подумал я. Или работа рядом с руководителями такими делает? Вроде и ничего сверхвыдающегося, а поработают какое-то время – и готово! Такая многозначительность во взгляде, поведении, жестах…
Дама вернулась, неспешно устроилась на своём стуле, вставила очередной лист в печатную машинку. Долго смотрела в рукописный текст, слегка шевеля губами. Потом, не глядя на меня, повела головой.
     - Заходите! Разрешил…
Парторг был само радушие.
     - Привет, привет! Присаживайся.
Он указал на длинный приставной стол для заседаний.
Меня давно не обманывала эта мягкая вкрадчивость. Особенно, когда переходили на «ты». В институте все обращались друг к другу только по имени-отчеству, невзирая на возраст, звания и регалии. И это ещё больше меня насторожило.
     - Хорошо, что пришёл до заседания.
Парторг встал из-за своего стола и по-свойски присел на стуле рядом со мной. С мягкой улыбкой, по-отечески, похлопал по плечу.
     - Как дела?
     - Нормально.
Я ждал, что скажет Парторг, а он внимательно разглядывал меня
     - Не догадываешься, зачем вызывают?
     - Нет.
     - А ведь просто так такое заседание не проводят. Надо бы подумать, серьёзно подумать, что произошло. Очень серьёзно! Сам Ректор будет присутствовать. САМ! Что скажешь?
Так. Началось. Теперь старательно будет «вколачивать» комплекс вины, а за что - ещё непонятно…
     - Да мне нечего сказать! Я действительно не знаю, в чём причина! Может,  Вы скажете?
     - Ладно… Я думал, что  удастся поговорить по душам, по-людски. Как мужчина с мужчиной, в конце концов. Жаль. Не получается…
Он враз посуровел, от былого благодушия не осталось и следа. Вздохнув встал, пересел за свой стол, достал какую-то бумагу из папки красного цвета с пометкой «Срочно!».
     - Прочитаем? Итак, докладная от коменданта общежития студентов. «Довожу до Вашего сведения, что…».
И далее на нескольких страницах описывались все происшествия в общежитии, где живут студенты факультета, где работаю заместителем Декана. И про постоянно текущую крышу, и отсутствие нормальной сантехники, и периодические пьянки, и так далее, и тому подобное.
Я внимательно слушал, всё еще не понимая, как это связано со мной. Парторг словно угадал мой немой вопрос.
     - Причём здесь ты? Так? А разве Декан не поручал тебе, как своему заместителю,  со всей серьёзностью подойти к организации быта и учёбы студентов? Это является нашей… э-э-э… твоей основной работой. Вот и соответствующее распоряжение Декана.
Да я таких распоряжений в семестр десяток подписываю! Надо же показать «работу». А её оценивают не только по результату, но и по числу принятых постановлений, протоколов, числа заседаний и прочего поедающего время хлама. С моей точки зрения. Но не с точки зрения закалённых бюрократов, везде и всюду подстилавших бумажечку, документик, протокольчик. Вот и сработало…
     - Так что вопрос стоит о несоответствии. И, возможно, не только работе в деканате, а и вообще…
Не знаю, как бы дальше пошёл разговор, но в кабинет суетливо вбежала Дама.
     - Ректор!
Парторг вскочил.
     - Извини, выйди, пожалуйста, мы тебя позже пригласим. Нам много вопросов надо обсудить.
А в кабинет уже важно входил Ректор. Не глядя на меня протянул руку Парторгу, вальяжно уселся в центре стола заседаний.
     - Там сядь! - Указал Парторгу на его стол. – Будешь вести.
Кабинет наполнялся остальными участниками заседания. 
Я ждал в приёмной. Дама периодически заносила в кабинет воду, чай в отдельном стакане в красивом металлическом подстаканнике с цветной вязью, какие-то бумаги. Из-за двери доносился то ровный гул, то все замолкали и слышался только сильный, зычный голос Ректора.
Обидно. За что? Ведь я так старался. И факультет по всем показателям уверенно шёл на первое место, точно. Впервые за многие годы.  А теперь – несоответствие! Как так?
     - Вас вызывают.
Задумавшись, я не сразу понял, что Дама обращается ко мне.
     - Да, да, Вас. Идите.
Дама смотрела строго, но вместе с тем участливо.
Войдя в кабинет Парторга, я уже был готов к любому исходу. Как гласит казахская пословица: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца».
Сначала пламенную речь произнёс Парторг. Много чего сказал, а завершил словами:
     - Думаю, что надо очень серьёзно подойти к процессу коммунистического воспитания, в том числе молодых преподавателей. Именно им воспитывать будущее поколение, может не только детей, но и внуков. Как доверить своих детей таким педагогам? Чему смогут их научить люди с такой идеологией, а точнее, с её отсутствием? Ещё раз предлагаю подойти к этому делу со всей серьёзностью и ответственностью, товарищи!
Парторг посмотрел на Ректора. Тот слегка кивнул и окинул взглядом присутствующих.
     - Итак, какие будут мнения?
Строго спросил Ректор. Хоть он и сидел за общим столом, но ни у кого не было сомнений «кто в доме хозяин». Помолчал, потом добавил:
     - Если я правильно понимаю, то каждый честный человек, тем более член КПСС, должен высказать своё мнение. Конечно же, искренне и не предвзято. Хотя здесь всё ясно…
Глупая досада вперемешку с чувством обречённости и острой несправедливости происходящего терзала меня. «Ну, всё! Похоже, «приплыли»…
Говорили много. Больше не по существу. Не шли на открытую конфронтацию, поэтому и не возражали. Так, «кружева плели». Общее впечатление таково, что действительно, слабое понимание партийной идеологии у современной молодёжи. Совсем слабое. Надо учить и учиться. "Как завещал великий…" и прочее. 
Слово взяла одна из женщин. Поначалу издалека, напомнив об основных тезисах прошедшего съезда. Потом не выдержала и, со свойственным многим корейцам обострённым чувством справедливости, выпалила.
     - Нет, что-то не так. Во-первых, есть комендант, есть Декан, есть, в конце концов, проректор по АХЧ. Хозяйственная деятельность вообще не относится к компетенции заместителя декана. Во-вторых, и это главное, он не член партии! Если уж и считаете, что достоин наказания, то наказывайте по административной линии! Не по партийной! Да и по административной я не вижу соответствия степени вины и наказания.  Я, как член партии, считаю, что это не компетенция парткома. Надо ещё и ещё раз взвесить серьёзно этот вопрос. Ведь, в том числе, речь идёт и о судьбе человека. Почему бы не объяснить ему его проступки и не дать возможность исправиться? Зачем сразу ломать жизнь?! Разве он мало хорошего сделал для факультета, для института?
Ректор потемнел.
     -Как это не за что? Мы же этот вопрос уже решили! Или нет? Или Вы не уважаете мнение Ваших товарищей? У нас расширенное заседание, а не просто собрание парткома. Недостатки должны быть наказаны.  Да что там! Искоренены! Без сомнений и сожалений!
     - Так мы выясняем конкретный случай или личные недостатки? 
Не унималась справедливая женщина.
     - Тогда нужно и нам знать о них. Мы сможем полнее понять не только факт поступка, но и мотивацию, то есть, извините, не просто понять, а оценить, да что там, возможно и осудить! Всем коллективом.
Ректор нахмурился.
     - Я не буду перечислять все его недостатки. Он небрежно, не оборачиваясь, повёл рукой в мою сторону. Достаточно и тех… тех… четырёх! Да! Четырёх главных!
Он помолчал, наклонив голову к плечу, затем гулким, низким, рокочущим голосом произнёс:
     - Во-первых, он слишком молодой. Во-вторых, разведён. В-третьих, до сих пор беспартийный. А в четвёртых…
Театрально выдержал паузу и, повысив голос, медленно, весомо, по слогам отчеканил:
     - В четвёртых…  пока - ещё - не - казах!
И что сказать? Всё - правда! Ни слова лжи. И, несмотря на то, что прошло много лет после этого заседания, я смог исправить только половину названных «недостатков».
Вновь взвилась справедливая.
     - Вот! Вот! Вы сами говорите, что беспартийный! Давайте ещё раз взвесим…
     - Хватит!
Повысил голос Ректор, хлопнув ладонью по столу.
Женщины вздрогнули и стали нервно одёргивать одежду, мужчины, опустив глаза, дружно что-то быстро записывали.
     - Хватит…
Уже спокойнее, но с давлением  произнёс Ректор.
     - Пусть будет строгий выговор по партийной линии. Голосуем! Так, Парторг?
     - Да-да. Товарищи, прошу голосовать.
Проголосовали единогласно. Не знаю, какую формулировку записали в протокол.
Парторг, позже встретив меня в институте, отозвал в одну из рекреаций. Рассказал, что приложил все усилия, чтобы оставить меня работать в институте. Ведь вопрос стоял более, чем серьёзно. Так что, надо помнить добро. В случае чего, и его поддержать. И не обижаться, делом доказать своё желание исправиться.
При подведении итогов социалистического соревнования с факультета сняли 7 очков. Максимальное количество. Строгий выговор по административной части «стоил» 5 баллов. Наш факультет остался на третьем месте.
Я очень переживал. Получилось, что вроде как это я подвёл всех. Да какое там подвёл?! За что со мной так? Может и правда, я не нужен, а сказать прямо не хотят, вот и выдавливают. И Декан как-то странно себя ведёт. Смирился, даже не стал пытаться что-либо изменить… Правда, с Ректором особо не поспоришь. Горький осадок долго терзал меня. Уступить, бросить всё, что столько нарабатывали? Ещё хуже. Нет уж! Буду и дальше тянуть эту лямку. Дело важнее личных амбиций. Но душа порой болела и оставалось беспокойство...

Спустя несколько месяцев.
Начало сентября. Новый учебный год. Пришёл очень довольный, слегка "навеселе",  Декан. Пригласил к себе. Похвалил за работу. И вдруг разоткровенничался. Рассказал, что сейчас отмечали вступление в члены партии Декана факультета, ставшего победителем соцсоревнования. За первое место Обком партии выделил дополнительное место для него. Сверх лимита, установленного для интеллигенции. Он работает уже много лет, тянет факультет, так что, вполне заслуженно.
И о постановке в очередь на квартиру Декана факультета, занявшего второе место. Довольно щурясь, Декан добавил:
     - Мне приятно, конечно, что наш факультет первый. По сути это так. Ну, а формально... Мне это ни к чему. Я уже давно состою в партии, квартира есть. И коллеги продвинулись. А если бы нашему факультету дали первое место, то они бы ничего не получили. Такой расклад.
Мы стояли у окна. По улице смеясь и болтая, шли первокурсники. Сияло солнце, роскошь осеннего разноцветья поражала воображение.
О моих переживаниях, несправедливости, да и о том, что и мне нужно строить карьеру, получать квартиру, речь и не шла...   
Правда, к тому времени мне уже было легче. Один заведующий кафедрой, человек мудрый и "тёртый", спокойно всё объяснил.
     - Ты смотришь на ситуацию линейно, эгоистично. Посмотри шире! Несправедливость? Да. Но что изменилось? У тебя меньше зарплата? Понизили в должности? Не уважают?
Строгий выговор?! Подумаешь! У меня за эти годы столько всего было, в том числе и выговоров, замечаний, предупреждений и прочего...
Первое: тебя проверили. На устойчивость. Некоторые всё бросают и бегут. Некоторые переходят в оппозицию, пытаются "воевать". Иные начинают тихий саботаж. В общем, в таких ситуациях видно, "кто есть кто". Ты устоял. Это - главное!
Затем. Не секрет, что вступление в партию открывает хорошие перспективы для карьеры. Тебе ещё рано. А Декану другого факультета - в самый раз. Нужно особо отличиться. Первое место - самое то. Как и для другого, человека семейного, многодетного, остро нуждающегося в улучшении квартирных условий.
- Считай, что помог людям. Ты молод ещё... Да что там! Сам про свои "недостатки" знаешь! - Он многозначительно хмыкнул.
- А предупреди тебя заранее, так всё равно пришлось бы проверять, только иначе, как без этого? Да и, в случае "утечки", могли сверху "по шапке" дать, за подтасовку. А так - всё как надо! Живи и радуйся!

Продолжение:   http://proza.ru/2011/10/04/818


Рецензии
У меня на слово "парторг" неизлечимая идиосинкразия еще со времен Никиты Сергеевича Хрущева. Моя война с этими особями имела такой же результат, как драка Дон Кихота с ветряными мельницами. Вы отделались еще сравнительно недорого!..
С уважением - Николай Аба-Канский.
25.09.11

Николай Аба-Канский   25.09.2011 21:29     Заявить о нарушении
Да, относительно легко. Должен уточнить: в том, конкретном случае. Это была весьма отлаженная машина, надо отдать должное. И методов (как и возможностей) было предостаточно. Вопрос ставился тогда более, чем жёстко: или полное, безоговорочное слияние и служение, или... улица широкая...
И это в лучшем случае.
Но ведь много и хорошего было. Реально хорошего! Только сейчас, имея возможность сравнивать, понимаю, что из ванны с водой "выплеснули и ребёнка". Власть осталась властью, а вот где отличное бесплатное образование, здравоохранение, социальная защита стариков и прочее? Ладно, это - другая тема...
С уважением,
Александр

Александр Дмитриев 17   26.09.2011 08:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.