Разные боги

Автор имеет свое мнение обо всем, в том числе о ваших увлечениях, религиозных и политических взглядах, ваших друзьях и, возможно, вас лично. Потому прочтение данного творчества может оскорбить ваши чувства. Если вы предполагаете, что произведение может что-то оскорбить или разжечь - лучше не читайте.



Сильные руки отсвечивали рядом с костром, вязали оленьими жилами заточенный кремень на каленое древко. Время от времени огонь находил смолистую ветку и радостно прыгал. Тогда из мрака появлялось и бородатое лицо мастера. Его глаза почти утонули в густых бровях.

- Старый – почтительно окликнул мастера юноша, в чьи обязанности сегодня входил уход за огнем.

- Старый, скажи: почему богов много?

Лицо мастера снова скрыла темнота, но руки  не прервали работы. Нараспев полились слова.

- Сможешь ли ты один убить матерого мамонта? Сдвинешь ли один скалу в твой рост? Простоишь ли один в дозоре без сна неделями?

- Нет…

- Мир вокруг тебя огромен – земля, реки, леса, небо, камни, деревья и звери. А за нашей землей – новые земли. За ними – огромные воды, которым не видно конца.  Ты бы смог создать все это один? А смог бы один за всем приглядеть?

- Я понял. Но сколько их? Может, творец один, а присмотром ведают его помощники-духи?

- Ты сможешь присмотреть за копьем, которое создал другой человек, сможешь им и пользоваться. Но сможешь ли чинить его так же, как мастер, что это копье создал?

- Нет…

- Скажи, похож ли волк на реку? Схож ли кусок мяса с дубом? Что общего у яблока и молнии.

- Они, совсем разные, старый. Я понял. Каждый ведает тем, что у него лучше получается. Ничьи копья не сравнить с твоими, но я лучше тебя выточу из кости дудку. Потому к тебе идут перед охотой, хоть каждый может сам себя вооружить, а мои дудки поют на праздниках, хоть в нашем роду достанет певцов.

Недолгое время молчание прерывалось лишь треском костра.

- Старый, а какие они – боги?

- Можешь ли ты ухватить, увидеть ветер?

- Я понял, они невидимы и неосязаемы, мы видим лишь их дела. А еще?

- Можешь ли ты сдвинуть солнце, заморозить реку?

- Да, они могут много больше нашего. А еще?

-  Ведаешь ли, почему реки текут в море, огонь рвется в небо, а радость заставляет смеяться?

- Понял, они много мудрее нас. А что самое главное?

- Кем мы считаем богов? Как изображаем их? Почему мы считаем, что они нас понимают?

- Мы потомки богов, они похожи на нас, а понимают они… Старый!!!

Юноша вскочил, чуть не влетев рукой в зашипевший от этой наглости огонь.

- Старый! Я понял: главное в том, что боги понимают мир по-нашему! Мы одинаково мыслим.!

Старый мастер улыбался, не прекращая работы. Он помнил, как много зим назад, будучи таким же юнцом, вопрошающим отца о богах. Отец тоже не дал готовых ответов, заставляя сына самого понять и прочувствовать всю правду.

- А еще был старик – бормотал сам себе мастер, вспоминая свою юность.

- Был еще старик. Потерял свой разум, когда тень дерева помнилась ему тигром. Он был уверен, что вода отравлена и предпочитал пить жабьи кишки. Он кричал, что бог лишь один. Все жалели безумца и не давали ему умереть с голоду. Когда же он заявил, что он и есть тот самый единый бог, ему указали дорогу. Видимо, упрямец до сих пор требует поклонения из брюха волков.

Говорил он чуть слышно. Сам себе. Не хватало еще юнцу услышать старческий бред давно мертвого безумца возомнившего себя богом.
Как нет человеку дела до каждого своего волоска, так и не было бы дела единому богу до каждого человека. А раз он такой зазнавшийся – зачем он людям? Пусть лучше рядом будут те, кто всегда направлял на охоте копья, радовал сердца любовью, исцелял лихоманки и зажигал костер высоко в небе.

Мастер затянул последний узел, рванул, проверяя как держится наконечник, и, благодарно улыбнувшись, кинул огню кусок мяса.


Рецензии
0Я себя стала относить к язычникам после того, как я прочитала работу Гегеля «Феноменология духа». Гегель понимает божество как ощущение света (дословно: существо из света – Lichtwesen). Некоторые стихи, романы, музыка, поступки и т.д. ассоциируются у нас со светом. Если что-то ассоциируется у нас со светом, то мы стремимся это защищать и совершаем физическую работу, т.е. тратим физическую энергию – роем окопы, строим стены, беремся за оружие и т.д. Т.е. в ощущении света заключена некая психическая энергия, которая может переходить в физическую энергию. Она и есть божество, ибо она движет людьми. Она не всесильна, поэтому языческие боги не всесильны. Феномены, вызывающие у нас ощущение света, разной природы и противоречивы – поэтому богов много и они могут воевать друг с другом.

Вы добавили к этой версии интересную мысль о том, что богов должно быть много, чтобы силы их складывались.

А вообще я приглашаю в себе в раздел почитать мои стихи на языческую тематику.

Ольга Славянка   04.02.2013 13:16     Заявить о нарушении