Счастье быть учителем
В последнее время я стала замечать, что мне нравится учить детей, нравится придумывать что-нибудь интересное к урокам, нравится видеть, как мои малыши растут и изменяются благодаря мне.
Наверное, самое большее счастье для учителя - это услышать: "С вами так интересно? Когда у нас еще урок?"
Ради этого можно и стоит жить, учиться, творить. Ради их глазок, ради их улыбок, ради их надежд.
Мне очень хотелось это написать, казалось, что получится много, казалось, что не хватит слов, чтоб выразить все чувства, все эмоции. Все и не получилось. Иногда бывает очень трудно, иногда не хочется ничего делать, иногда я очень сильно устаю и валюсь с ног от усталости. Летом они мне снились ночами, очень не хотелось снова начинать год. Было страшно. Но я должна. Я учитель. Я их учитель. Мне дали великую возможность, может быть даже право - их учить. Их воспитывать.
Помню перед первым уроком очень волновалась. Продумывала речь. Вообще свою речь на 1 сентября в 1 классе стала придумывать еще в университете. Помню, как я себе представляла 1 сентября. Девочки с бантами и цветами. Тяжелые ранцы. Зонты. Почему-то на первое сентября всегда идет дождь. Может природа не хочет, чтобы дети шли в школу?
Но моя работа в школе началась не так, как я это представляла. Я была еще на четвертом курсе, пошла работать. Почему? Очень хотелось. И устроилась я работать всего лишь пятого сентября.
Из великих педагогов я сразу же выделила для себя Сухомлинского. В университете у нас было задание по педагогике - прочитать книгу "Педагогический поиск", в которой собран передовой опыт знаменитых педагогов. Хотя, наверно, знаменитыми они стали только после публикации своего опыта. Сухомлинский... Сердце отдаю детям... я много думала над этой фразой. А стоит ли им отдавать свое сердце? Они ведь уйдут, а я останусь... без сердца оставаться не хочется. Я не хочу быть бессердечной учительницей. Как сделать так, чтобы и любить, и на всех этой любви хватало? Нет, ну, что за глупый вопрос? Любовь не может закончиться. Вот и все. Главное, по-настоящему любить.
Я хотела быть похожей на Сухомлинского в педагогической деятельности. Уроки в природе - это я. Опора на опыт - тоже. От желаний и возможностей ребенка. Я учила читать и писать, а сама училась понимать, чувствовать ребенка, от чего он устал, что он хочет, как направить его интерес на то, что мне надо.
В этом году у меня появилось ощущение, что я уже опытный учитель. Раньше было иначе. Раньше я думала о себе слишком завышено, считала себя великим учителем, которого недооценивают. Нет, впредь я не буду так думать. А мало ли что из моих учеников получится? Себя хвалить нельзя, пусть это делают другие. А ругать я себя не хочу. Некоторые люди любят поругать других, может от этого они получают удовольствие? Критиковать проще, просто сказать нет. Хотя мне не просто. Мне трудно отказать. Хотя иногда приходилось. Это жуткое мучение.
Асфальт, лужицы, кап-кап. Я снова иду на уроки. Я вспоминаю, что я должна сказать им на уроке. Для чего я вообще иду на урок? А вдруг они меня не ждут? Их надо заинтересовать. С первых секунда надо захватить их внимание и не отпускать до последних мгновений. Держать и контролировать, но чтоб они этого не чувствовали. Они постоянно должны что-то делать, причем нельзя, чтобы больше 5 минут что-то одно. Им так быстро это может наскучить. Ну, ничего, вырастут, научатся сидеть над одним делом несколько лет. Раньше я не могла понять, почему взрослые говорят, что на написание книги уходят годы. Почему? Не понимала. Почему так долго? Что там делать? Я и сейчас не всегда понимаю. Когда пишу стихи, то больше получаса на одно не трачу. Это всегда экспромт, это всегда порыв души.
Я люблю быть разной. Я люблю все новое. Как-то одна преподавательница нам сказала, что нельзя убивать в душе ребенка. Он всегда должен там жить, тогда можно будет писать стихи. А я думаю, что вообще жить с детским видением жизни лучше. Это равно оптимизму. Как-то на практике в детском саду у меня никак не получалось найти общий язык с малышами. Я заболела. Почему-то вспоминается, как я ехала в автобусе на практику, холодно было, снег, февраль, в голову стихи лезли, а перед глазами все время виделся малыш. Он плакал. Может это моя душа плакала? Раз уж начала про практику, то расскажу еще один случай, граничащий с фантастикой. Уже в школе. Учительница попросила меня сказать несколько слов детям после того, как я посмотрела урок. Я вышла к доске, встала напротив них. Их было очень много. Четвертый класс. Жутко деловые уже. За окном снег. В кабинете тепло. И желтый свет. Слова пошли сами собой. Без моего участия. Тогда я точно видела свой затылок. Душа как будто выпрыгивала. Сейчас забавно вспоминать.
На самом деле еще есть много что рассказать, но у учителя всегда много работы, поэтому вынуждена здесь остановиться.
Свидетельство о публикации №211091701449