Народ Израиля

 
  Хорошо известный факт – в СССР большинству евреев  жилось не очень комфортно. В то же время над ними всегда витал некий ореол умного, смекалистого и изворотливого народа.

Даже антисемиты порой признавали данный факт. Вероятно, известная доля истины в таком феномене присутствует. Ведь не случайно же из 220 ныне здравствующих лауреатов Нобелевской премии в области науки 82 еврея.
 
А вот в еврейской стране на фоне поистине грандиозных свершений и открытий я обнаружил такое количество некомпетентных, если не сказать покрепче, людей какого никак не ожидал здесь встретить.

И что печальнее, среди политиков, просчёты  которых дорого обходятся народу, они тоже присутствуют. Хотя подлинных «еврейских мозгов» в Израиле предостаточно. Причину такого парадокса назвать затрудняюсь. Может быть, народ плохо выбирает.

Однако более вероятно, что, евреи с «еврейскими мозгами» в Израиле зарабатывают вне политики намного больше, чем внутри её. Да и пробиться на «верх» у нас не так-то просто. Политический истеблишмент крепко держит круговую оборону.
    
И всё-таки хочу  сказать о другом. А именно – о прекрасном еврейском народе. Обо всём, разумеется, - не смогу. Но самую малость, только об израильском – попытаюсь.

Так вот, в Государстве Израиль проживают, фигурально выражаясь, евреи более ста национальностей. А если точнее – бывшие граждане 104-х стран мира.  Людей, живущих в Израиле, естественно, называют израильтянами. Это истина прописная.  Даже наши заклятые  враги, не признающие еврейское государство, вынуждены с ней смериться.
 
Веселые израильские журналисты придумали специальную рубрику под названием «Кого можно считать израильтянином?» В юмористических разделах газет и журналов периодически печатаются пространные перечни остроумных критериев. Любой гражданин страны при желании может протестировать себя на предмет соответствия столь почётному званию.
 
Так что с юридической и юмористической точек зрения с понятием израильтянин,  вроде бы, относительный порядок. Особых проблем нет. А вот с понятием единый израильский народ подобной ясности пока не наблюдается.

На первый взгляд, как будто бы, всё просто. Действительно, вполне резонно считать всех живущих в Израиле евреев еврейским народом. Народ то народ, но, к сожалению, далеко пока не единый.
 
Секторальное разноцветье израильского народа, точнее сказать народонаселения, весьма пестро и разнообразно. Ментальность, культура, образование, религиозные традиции и прочие повседневные интересы различных групп населения, мягко выражаясь, не совсем совпадают.

Вот укрупнённый перечень секторов только еврейского населения. Это коренные израильтяне и репатрианты. Светские и религиозные. Евреи ашкенази и сефарды.

Ашкинази – это потомки выходцев из Европы, кроме стран Пиренейского и Балканского полуостровов. К ним же относятся евреи из Северной и Южной Америки, Южной Африки и Австралии.

Сефарды – евреи из Испании, Португалии, стран Балканского полуострова, Северной Африки и Малой Азии. Эти две огромные категории граждан Израиля, собственно, и есть практически всё его еврейское население.
 
Слова ашкиназ и сефард я слышал от своих родителей ещё в детстве. Осмыслил их гораздо позже. Однако на «доисторической» родине воспринимал эти понятия как чистейшей воды анахронизмы. Максимум – как тему для сугубо научного историко-этнического исследования. Однако буквально с первого же дня пребывания на исторической родине понял, что глубоко заблуждался.
 
Конечно, на академическом уровне данный вопрос, точнее колоссальная проблема, рассматривается. Я бы даже сказал, глубоко изучается. Пишутся докторские трактаты, проводятся очень серьёзные исследования. Само собой, регулярно устраивают разные там симпозиумы, конгрессы и конференции. В общем, учёный мир проблему держат под постоянным научным прицелом.

Академическая сторона процесса самоидентификации евреев, проистекает у нас мирно и для простого обывателя практически незаметно. А вот на общественно-бытовом и парламентёрском уровнях потрясения на ашкиназско-сефардской почве случаются частенько. Не проходит и дня, что бы в газетах, телевидении или Интернете не появилось статейки, видеосюжета или заметки на сайте на эту вечно злободневную в Израиле тему.
 
Проблема этнического происхождения особо актуальна в религиозной среде. Как известно, в Израиле религия не только не отделена от государства, но религиозный народ активно участвует в его управлении. Понятно, не весь народ, а, как и у светских граждан, наиболее шустрая его часть.

У нас существуют три религиозно-политические партии. Весьма влиятельные с точки зрения представительства в Кнессете. Одна представляет преимущественно сефардское население страны. Вторая – ашкеназийских ортодоксов. Третья – истинных сионистов, как они себя называют.

 В современном понимании – это поселенцы, живущие на так называемых оккупированных территориях. В большинстве своём народ религиозный с устоявшимися идеалами. Все эти клерикальные партии, внешне, вроде бы, мирно сосуществуют. Сор из своей религиозной избы стараются не выносить. Так что иногда кажется, что живут они и в самом деле мирно и тихо. Но тараканы в банке тоже громко не шумят.
 
Что касается лично меня, то честно заявляю: не имею ни малейшего представления о том, как философски осмыслить и рационально распорядиться своим ашкиназийским  происхождением. Как считается у нас в стране, вроде бы, престижным.

К сожалению, не с кем даже посоветоваться. Так без всякой видимой духовной и меркантильной пользы более 21 года я и несу, как говорят христиане, свой крест.

Кроме выше названных особенностей нашего общества существуют ещё ярко выраженные различия между белыми и чёрными «эфиопскими» евреями. Разумеется, я имею в виду не цвет кожи. Кроме того, в Израиле до сих пор проживают две совершенно особые еврейские общины.

Это – караимы и самаритяне. Караимы живут на территории Палестины с VIII века. Они многие сотни лет проживали в Испании, Египте, в странах Оттоманской империи.

Не знаю, к какой национальности относила их советская власть, но на территории СССР караимы тоже жили. Вполне возможно, что живут и сейчас. Относительно много их было в Крыму и Литве.

Самаритяне – потомки былых жителей Самарии. Этот народ возник ещё в VI веке до новой эры от смешения евреев древнего Израильского царства, не угнанных в ассирийский плен, с переселёнными из Ассирии в Самарию язычниками.
   
Далее. Богатые евреи из североамериканских и западноевропейских стран и евреи из Восточной Европы – это тоже, как говорили в Одессе, две большие разницы.

А есть ещё самобытные персидские евреи, прибывшие из Ирана, былой Персии. Прибыли они и из былого Советского Союза. Точнее, из Бухары и горных районов Кавказа. Имеют свои экзотические особенности и евреи из Индии, Китая, Южной Африки, и т.д. и т.п.

Что там говорить, даже среди выходцев из бывшего СССР, воспитанных, казалось бы, на общей платформе догм большевистской идеологии всеобщего единства во взглядах нет. Да и не только во взглядах. То же можно сказать и об уровне культуры, бытовых традициях и даже о менталитете, или ментальности. Как хотите. Здесь тоже далеко не всё однородно.

    Советские евреи, прибывшие в Израиль в семидесятые и восьмидесятые годы, и репатрианты моего призыва тоже частенько не дружат. Существуют серьёзные различия между советско-персидскими (горскими и бухарскими) евреями и их былыми согражданами из других регионов бывшего СССР. Да и вся репатриация девяностых – масса далеко не однородная. В ней много оттенков и прослоек.

Исполинская волна репатриации советских евреев девяностых годов накрыла Израиль буквально с головой. С библейских времён Земля Обетованная не знала таких темпов прироста народонаселения. При этом беспрецедентным было не только количество репатриантов, но и, если можно так сказать, их качество.

И не только в смысле обширнейшего разброса уровней образования, культуры и колоссального набора профессий. Ассортимент взглядов, позиций и убеждений представителей «русской» репатриации тоже невероятно обширен.

Вместе с евреями в еврейскую страну в девяностые годы прибыло почти 300 тысяч нееврев. Многие из них без малейшей примеси еврейской крови. Но что стало полной неожиданностью, среди этой лавины оказалось не такое уж малое количество людей с явно антисемитским мировоззрением. Вплоть до убеждённых антисемитов.

Этот безрадостный факт, между прочим, явно застал врасплох израильских юристов и законодателей. В самом деле, разве могли отцы-основатели Израиля только подумать, что в уголовном кодексе еврейской страны когда-нибудь будет востребована статья, предусматривающая наказание за антисемитскую деятельность. Так вот теперь она востребована.

Очень многие неевреи, прибывшие в Израиль из самых различных стран мира на основании «Закона о возвращении», совершенно искренне пытаются, если не породниться с еврейским народом, то уж, по крайней мере, познать его и сблизиться.

Немалое число репатриантов прошли через довольно трудоёмкую процедуру геюра и приняли еврейство. Такое поведение, несомненно, более рационально. Я имею в виду, конечно, не только геюр. Оно позволяет людям жить свободнее в густой еврейской среде. Способствует избавлению от ощущения некого национального дискомфорта.
 
К сожалению, мне нередко приходилось встречать своих былых соотечественников, испытывающих, мягко выражаясь, предубеждение к стране их приютившей. Как правило, это пенсионеры. Репатриантам с подобными взглядами живётся не очень комфортно. Но посочувствовать как-то не хочется. Люди в далеко уже не активном возрасте по собственному желанию перебрались в страну, для которой буквально ничего не сделали.

Причины, побудившие их податься в Израиль, доподлинно мне не известны. Но с большой степенью вероятности могу предположить, что меркантильность среди них значилась. Своих блудных детей государство тут же поставило на довольствие. Не очень зажиточное, но вполне сытное.

Во всяком случае, по былым советским меркам. Однако неумение приспособиться к окружающей среде обитания, нездоровая зависть к ближнему, живущему лучше, а главное необъективная оценка своего потенциала здорово отравляет жизнь этим иждивенцам.

Талантливый русский писатель Юрий Нагибин из-за превратностей судьбы всю жизнь страдал от антисемитизма. Хотя и был чистокровным русаком. В середине девяностых годов он побывал в нашей стране. Вот пару строк из его замечательной повести «Тьма в конце туннеля».

«Израиль – это страна, где советские евреи перестают быть евреями, но по-еврейски рыдают по оставленной неисторической родине, где не то что евреем, но и русским то было быть не просто».

В Израиле существуют ещё и национальные меньшинства. Это - арабы мусульмане и христиане, бедуины, друзы, черкесы, армяне и даже примерно 300 бехаистов, последователей новой религии, зародившейся в Иране примерно 150 лет тому назад.

Так что, кажущийся на первый взгляд однородный народ Израиля, при внимательном рассмотрении оказывается далеко не таким. А потому не зря у нас существует министерство, название которого забавно звучит на русском языке – министерство абсорбции.

В обиходе его часто называют «плавильном котлом». И логика в таком словосочетании присутствует. Именно эта правительственная структура должна с течением времени сплавить в единый народ ныне живущее и будущие поколения израильтян. 
 


Рецензии
В статье рассмотрено расслоение населения Израиля по различным признакам: по отношению к религии, по стране исхода, по продолжительности проживания в стране и др.
Отмечено, что страну раздирают противоречия и дан абсолютно точный диагноз этой беды: “народ плохо выбирает.” К противоречиям я бы добавил взаимную неприязнь, и не будет преувеличеним назвать эту неприязнь ненавистью, которую, на мой взгляд, совершенно неосновательно называют “синат хинам”. Не бывает “синат хинам”! Ненависть всегда имеет основание.
Поскольку Вы интересуетесь моим мнением по затронутым в статье вопросам, я выскажусь.
Мне кажется, что все отмеченные в статье различия и противоречия так или иначе превозмогаются в плавильном котле. Истинная беда в сердцах. Даже нерелигиозный еврей любит идеи мессианства и избранничества. Слишком сладка мысль о превосходстве, и нет сил отступиться от этой мысли. Поэтому “народ плохо выбирает”. Даже чуждые религии люди голосуют на выборах против себя, но по воле сердца. Это вечное проклятие. Нет и не может быть снадобья.
Я не уверен, что говорю внятно и логично. Я отошлю Вас к одной нашумевшей недавно книге, где эти проблемы рассмотрены компетентно и в свете израильской актуальности:
ספי רחלבסקי חמורו של משיח
Возвращаясь к статье, замечу, что самое тяжелое противостояние в стране – это противостояние верующих и неверующих. А попробуйте-ка отделить религию от государства! Не выйдет! Верующие, разумеется, будут против. Но и неверующие, которые кричат “да”, проголосуют “нет”. Почему? Я выше сказал, почему.
Об этом повесть “Страна Эрцель”.
С уважением,

Дан Берг   05.09.2013 13:31     Заявить о нарушении
Э, дорогой Дан, Вы затронули нашу самую больную тему. Вот её я уже точно здесь обсуждать не хотел бы. В личку Вы, не знаю, но догадываюсь, не хотите. Круг замкнуля...
Давайте пролжим НАШ праздник РОШ-А_ШАНА. С уважением

Лев Израилевич   05.09.2013 23:37   Заявить о нарушении
Давайте!

Дан Берг   05.09.2013 23:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.