Фантасмагория. 16
Пенсионер вставал теперь поздно. Два года беззаботной жизни сделали своё дело. Просыпался он рано и просто валялся до девяти часов. Вёл затворническую жизнь, а последнюю неделю вообще не выходил из дома. Тому была причина - бросал курить.
Способ придумал сам. Закупил продукты и спрятался в своей однокомнатной квартире. Дочка заперла его и забрала ключи с собой. У неё давно была своя семья, жила отдельно, но капризы старого отца приходилось выполнять, а тот не часто донимал её.
Когда становилось совсем невмоготу, выручало спиртное или снотворное. И то и другое укладывало в кровать. Старику снилось, что курит, и позволял себе не одну сигарету, но только во сне. Сон оказался хорошим лекарством.
Сеанс начался, как и положено, в понедельник первого числа. В последний месяц зимы. Пенсионер любил с некоторых пор февраль. Короткий месяц, денег хватало до пенсии.
«Если не курить, то и в другие будет так. И дочкина помощь не нужна окажется, - думал старик, лёжа в кровати. – Купит разве что-нибудь из одежды. Много ли мне нужно? А у неё своя семья. Внучка у меня уже есть».
В квартире царил полумрак. Он привык к такому, сам устроил: побаливали глаза, и свет раздражал. На кухне капала вода – не докрутил кран. Всё было, как всегда: на улице холод, а в квартире тепло, уютно. Пришло время подниматься. Прошла неделя, ровно неделя, и уже можно было прогуляться. Под ложечкой сосало, но не было такого зуда в лёгких, когда только дым мог приглушить его. Это можно перетерпеть.
Он перевернулся на другой бок и почувствовал мусор под собой: что-то царапнуло тело. Рука полезла за спину и вытащила крупинку. По пути попалось ещё несколько. Это оказались зёрна пшеницы.
«Что за чёрт? – подумал мужчина. – Откуда здесь? Тоже мне, принцесса на горошине!»
Спина снова почувствовала инородное тело, и он сел. Предстояло вытряхнуть постель и застелить. Его ожидал сюрприз. Кроме пшеницы на кровать попала крыса. Ручная, серенькая, в белых пятнах. Спала в ногах.
«Откуда здесь крыса? – незваная гостья заставила задуматься всерьёз. – Кто-то из друзей пошутил и принёс незаметно вместе с кормом? Животное заскучало через какое-то время и перебралось в мою постель. И не просто перебралось, ещё и перетаскало свои запасы».
Объяснение удовлетворило хозяина, и он перенёс нового жильца на кухню, отпустил на столе. Зверёк сразу начал обход. Подходил к краю, смотрел на пол, потом на старика и шёл дальше. Ознакомление с местом передислокации проходило быстро, и хозяин натаскал всякой мелочи, чтобы крысе было чем заняться. Установил розетку с водой и другую с пшеницей. Гостье понравилось. Любопытная, она начала осмотр. Теперь можно было заняться повседневными утренними делами.
Старик прошёл в ванную комнату, чтобы привести себя в порядок и сбрить щетину. За неделю почти забыл, как это делается. И замер у зеркала. Он чувствовал себя хорошо, подозрительно хорошо.
Пенсионер решил, что уж очень действенным оказался способ лечения. Настолько, что все процессы ускорились. «Здоровье улучшилось, - отметил он и прислушался к самому себе, но тут же одумался. – Нет. И раньше утром неплохо себя чувствовал. Это потом после десятка сигарет начинали болеть ноги и отказывались нести старое тело, а вечером после пачки начинал душить кашель».
Предстояло дожить до вечера, чтобы проверить. Уже вчера он чувствовал себя неплохо к концу дня, но понимал, что отменное самочувствие не напоминает о себе, напоминают лишь болячки.
«Да, не было раньше так хорошо, точно помню. Хотя? В своём глазу и бревно не видно. Нет, не так. Свой пот не пахнет!» - старик уговорил себя и вернулся в комнату.
Нестерпимо захотелось курить. Не всё так складно получилось, как подумалось вначале.
Крыса нашла что-то и грызла, поглядывая на человека. Захотелось побаловать её и себя. Пенсионер налил стакан водки и выпил. Закусил колбасой и кусочек положил животному. Гостья благодарно приняла угощение. Спиртное отвлекало от желания курить лишь на время. Нужно было срочно ложиться спать.
Вторая порция лекарства завалила его в постель. Рядом на стуле пенсионер разместил крысу, чтобы утром напомнила о себе.
На следующий день грызуна не оказалось на месте, зато по комнате летал голубь. Птица билась о стекло и разбудила старика. Он мутными глазами осмотрел помещение и признался себе: «Выбивать клин клином себе дороже. Брошу курить, но стану алкоголиком. Не помню, как птаха залетела сюда! И куда делась крыса? Один глюк сменил другой?»
Пенсионер решил прогуляться. Хотел позвонить дочери, чтобы открыла квартиру, но вдруг вспомнил, что есть ещё один когда-то спрятанный экземпляр ключей. Спёртый воздух и полумрак надоели. Он уговорил себя проветриться, оделся тепло и водрузил на нос тёмные летние очки. Их и зимой носил в последнее время: искрящийся снег раздражал глаза не меньше, чем прямые солнечные лучи.
На улице буйствовала жара, даже намёка на снег не оказалось. Зелёные деревья тянулись к солнцу, птицы резвились, радуясь солнечному дню. Полуголые дети играли во дворе, а старик в шубе и валенках стоял у подъезда и таращился на них. В руках держал голубя. Птица почувствовала близкую свободу, забилась и вырвалась.
На старика стали оглядываться, и он прошмыгнул обратно. Ноги лихо занесли тело на четвёртый этаж и втолкнули в квартиру. Он перевёл дух, но просветления не наступило. Отдёрнул шторы, но ничего не поменялось: за окнами царило лето.
«Лечиться нужно без водки! – сделал вывод доморощенный знахарь. – Глюки начались!»
Убедиться, что это не белая горячка, оказалось просто: телевизор подтвердил, что на дворе лето. Блок новостей не оставил сомнений, что жарко не только его мозгам.
«Осталось выяснить, какой сейчас год», - подумал старик, и дикий хохот раздался в квартире.
Он придумал, как избавиться от миражей. Выпил на ночь, уговорил себя: «Последний раз. Утром всё должно проясниться».
Не прояснилось: во дворе по-прежнему бесновалось лето.
«Не болен. Что-то произошло, - думал старик, сидя у окна. – Но что?»
Окрепло решение посетить дочь. Там можно исподволь разобраться, задавая наводящие вопросы. Старик был вдовцом, привык к одиночеству, но память частенько стала возвращать в прошлое. Тоска погнала старика к родственникам.
Пенсионер добрался до квартиры и нажал на кнопку звонка. Открыла дочь. Показалась она почему-то моложе, изменилась как-то.
- Здравствуй, доченька! – поздоровался старик.
- Дед, мать на работе. И отец. А ты по-прежнему цветёшь и не стареешь?
- А ты….
- А внучке твоей повезло. Я нашла новую работу. Зарплата больше, и не нужно перерабатывать. Завтра выхожу.
Старик уже зашёл в помещение, сел и тут его словно парализовало.
«Что же это творится на белом свете? Крыса дома завелась, голубь прилетел. Так нет, мало этого: внучка из первоклассницы в девушку превратилась! – мысли заметались, ища объяснения. – Зиму сменило лето. Не один раз, выходит?»
Старика положили в больницу. Он бросил курить окончательно и бесповоротно, но случилось что-то с головой. Семейный совет разобрал все его бзики. Вспомнили даже, какую эпитафию выгравировал на памятнике супруге, которую только теперь поняли: «После тяжелой и продолжительной болезни мужа, скончалась его жена».
Старика положили в психиатрическую лечебницу.
В этой всегда радовались новичкам, не чужому горю, а историям, которыми делилось пополнение. Не всякий нормальный человек смог бы додуматься до такого, о чём говорилось здесь. Многие больные выглядели здоровыми, говорили связно, но в повествование на каком-то этапе вклинивалась непонятная нормальному человеку логика. Выводы, к которым приходил рассказчик, могли рассмешить, насторожить и даже напугать. По ним определялась степень буйства.
Кротких выписывали, если не получалось вылечить. Ну мало ли почему человек считает, что неурожай в этом году случился из-за непогоды на Альдебаране? У Ремарка героя романа нацист убеждал, что немцы проиграли войну из-за евреев. А тот не согласился. Не только из-за них, мол, и из-за велосипедистов! Пошутил так. Тут уж от слушателя зависит, обладает ли он чувством юмора.
В дневную смену персоналу работалось веселее, и время летело незаметно. А вот дежурившим ночью приходилось туго. Тут выкручивались, как могли. Ночью дежурили крепкие мужчины, как минимум двое, потому что больные лежали специфичные.
Санитары заступили на смену в обычное время и сразу засуетились. Они знали, как убьют время. Парочка достала спирт из тайничка, но закуску приготовить не успели. В дверь заглянула женщина в белом халате и сообщила:
- В шестой палате драка.
Ближайший громила поднялся.
- Разводи, один справлюсь. Божьи одуванчики там, а гляди, туда же. Через десять минут вернусь.
За десять минут санитар не управился, вернулся через полчаса. Оглядел стол и остался довольным.
- За бедолаг, чтобы не буянили сегодня! – он выпил и только тогда сел.
Напарник поддержал тост, закусил и спросил, хрустя огурцом:
- Что не поделили?
- Не поверишь. Выяснилось вдруг, что и по жизни соседями были. Жили на одном этаже, в разных подъездах. Несущая стена их квартиры разделяла. У изобретателя просветление наступило, машиной времени хвастаться начал, что сгорела, из-за которой попал сюда.
Здесь таких вундеркиндов – каждый второй, знаешь. Рассказал он, как крысу в будущее отправлял, голубя. Тогда-то старик и заинтересовался рассказом. А закончилось всё мордобоем. Обвинил дедок соседа, что близко машину установил у стены и его в будущее загонял. В общем, примерил его байки на себя и придумал новую легенду, мол, зря в больницу упекли. Вот он, виновник. Вот такой дед сообразительный оказался. Прикинь! Меня пытался убедить, что не постарел, потому что кучу времени проскочил моментально.
- Ну и? Усмирил?
- А то! Кулибина к Гагарину переселил. А у того Ньютона забрал. Теперь старику с англичанином куковать придётся, развёл их с изобретателем.
- Думаешь, не будут драться? Вдруг космонавту не захочется в машине времени путешествовать? На корабле привычней!
- Не будут. В обеих палатах разные весовые категории теперь. Притихнут божьи одуванчики.
- Вот за это и выпьем! - сказал второй санитар и наполнил стаканы. – Что бы без нас тут делали?
Мужчины выпили. Санитар продолжил разговор.
- Врачи считают, что лечат они. Как бы не так! Мы всем заправляем. Начался рецидив, и на корню пресекли.
- У двух сразу! - согласился собутыльник. – В Багдаде теперь всё спокойно.
- В каком Багдаде? Ха-ха, понял! За это и выпьем. Пока мы здесь, в городе тишь да гладь гарантированы. Аминь!
- Да будет так! - согласно кивнул напарник и потянулся стаканом, чтобы чокнуться. - За нами не заржавеет.
*****
Свидетельство о публикации №211091700022
Александр Братишка 29.12.2011 11:40 Заявить о нарушении
Благодарю за отклик.
Юрий Ванеев 29.12.2011 11:58 Заявить о нарушении