Холокост и местное население

               
   29 сентября 1941 года, ровно через пять дней после массовых взрывов и пожаров крупных зданий на Крещатике и окружающих улицах Киева(как оказалось, это была акция НКВД) оккупанты начали расстреливать в урочище Бабий Яр мирное население города и , прежде всего, евреев. За первые  три дня было уничтожено 70 тысяч человек. Выступая через 50 лет на траурном митинге в Бабьем Яру тогдашний Председатель Верховного Совета Украины и вскоре первый Президент независимой Украины Леонид Кравчук заявил, что он от имени всего украинского народа приносит еврейскому народу извинения не только за то, что украинцы не защищали евреев от гибели, но и способствовали этому. Действительно, что было – то было. В трагедии Бабьего Яра участвовали, кроме 300 солдат и офицеров  немецкой зондеркоманды СС, еще и 4 тысячи украинских полицаев. Как пишет Анатолий Кузнецов в своем романе-документе «Бабий Яр», в народе, наряду с осуждением преступления немцев, шли разговоры и о том, что «всех их подушить. Это им за Крещатик». Имелись в виду, конечно же, евреи. И Кузнецов приводит несколько конкретных случаев, когда случайно спасшихся от расстрела евреев выдавали немцам или полицаям. Так, мальчик, убежавший  от расстрела, пришел в свой дом  и соседка, напоив его молоком, тут же заявила в полицию. Единственная выжившая после расстрела  актрисса детского театра Дина Проничева рассказала, что,  когда она выбралась из оврага и пришла, окровавленная, в чью-то хату на окраине Киева, ее выдали немцам и снова отправили в Бабий Яр.
   Как правило, бывшие соседи еврейских семей, уехавших в эвакуацию или угнанных в Бабий Яр(в народе это долго называлось «ушел по приказу»), присваивали себе их имущество и квартиры. Одна старая женщина, жившая до войны под Одессой, рассказала, что их должны были расстреливать румынские солдаты. Но у этих вояк кончились патроны и они приказали оставшимся в живых их подождать. Все, естественно, разбежались по своим домам, но соседи уже успели их разворовать.
   Перед расстрелом в Бабьем Яру обреченных заставляли раздеваться догола. А потом их вещи грузили на машину, ехали в людное место на Куреневке и бросали эти
вещи в толпу собравшихся горожан. Те, как звери, накидывались на эти вещи,
вырывали их друг у друга, дело доходило даже до драк. А немецкие солдаты со
смехом наблюдали за этой картины и кричали в толпу: "Русские свиньи!"
   В то же время известны случаи, когда украинское население, рискуя жизнью, спасало не только отдельных людей, но и целые еврейские семьи. Так, известен случай, когда хозяин одного дома на окраине Киева, имевший жену и троих детей, несколько месяцев укрывал у себя еврейскую семью. Правда, потом их выдала немцам их же дворничиха – и всех расстреляли.
   В школе и затем многие годы после ее окончания я дружил с одним парнем. Фамилия у него была типично украинская, но внешность – типично еврейская. Оказалось, что простая украинская женщина, у которой муж воевал на фронте, выхватил его, трехлетнего ребенка, из колоны обреченных, уехала с ним в село и лишь после освобождения Киева вернулась в город. Ее муж все понял и одобрил этот поступок. Они любили и воспитывали этого мальчика как родного сына. И  только перед своей смертью она мне рассказала эту историю. Сейчас, спустя много лет, когда никого из них нет в живых, я имею право написать об этом и о том, что имя и фамилия этой женщины имеется в  аллее «Праведников мира» в музейном комплексе «Яд Вашем» в Иерусалиме.


Рецензии