Размышление над посланием апостола Иакова

Чтение

Глава 1. Радость в искушении
 
      1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, -- радоваться.
      2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
      3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
      4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
      5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, -- и дастся ему.
      6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
      7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
      8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
      9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
      10 а богатый -- унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
      11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.
      12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
      13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
      14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
      15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
      16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
      17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
      18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
      19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
      20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
      21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
      22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
      23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
      24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
      25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и  пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
      26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
      27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Размышление

Иаков – брат Иисуса по плоти, сын Иосифа и Марии, пастор (епископ) Иерусалимской церкви.
Раб Бога – человек, добровольно отказавшийся от своей свободы ради исполнения Божьей воли.
Господа Иисуса Христа - Сын Божий, пришедший на землю во плоти, рождённый земной женщиной от Святого Духа, до 30 лет живший как обычный человек, но праведной жизнью, крестившийся у Иоанна Крестителя водным крещением и в это же время  исполнился Святым Духом, сошедшим на Него в виде голубя. Прошедший испытания в пустыне и укрепившись в силе проповедовал Евангелие Царства Божьего в Иудее и Самарии, воспитывая учеников. Был предан своим учеником Иудой, распят на кресте вместе с разбойниками и умер в тот же день, воскрес на третий день, вознёсся на сороковой день. На кресте взял на себя грех всего мира и тем самым освободил от греха всех верующих в Него. В настоящее время находится одесную (справа) Отца Небесного и ходатайствует перед Ним за верующих в Него (Иисуса). Бог поставил Иисуса Христа Господином над всеми теми, кто в Него поверит. Уверовавшие добровольно принимают господство над собой Иисуса Христа.
Двенадцать колен – всё Израильское общество состоит из 12 племенных кланов (колен), являющихся потомками Авраама, Исаака и Иакова. Колена носят имена 12 сыновей Иакова: Рувима, Симеона, Иуды, Левия, Иссахара, Завулона, Дана, Асира, Неффалима, Гада, Иосифа, Вениамина.
Находящиеся в рассеянии – те евреи, которые живут не на территории Израиля.
Радоваться – принятое в то время приветствие, подобное нынешнему российскому «здравствуйте!»

Радость от испытания веры

Радость – хорошее состояние души, плод Духа (Гал 5:22).
Братья мои – первоначально относилось к иудохристианам, теперь – ко всем христианам.
Искушение – соблазн греха.
Испытание веры – время от времени Бог проверяет насколько выросла вера человека и допускает его испытание. Например, если христианин исповедует честность, говоря, что не ездит в транспорте без билета, то он ставится в ситуацию, когда надо ехать, а денег нет не только на билет, а вообще. Вера – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1). С одной стороны - дар Духа Святого (1 Кор 12:9) для получения ожидаемого, с другой - плод духа человека (Гал 5:22), т.е. взращённая, как дерево из горчичного зерна, уверенность и, как следствие, осуществление этого самого ожидаемого. Жертва Исаака была истинным испытанием Авраама.
Терпение – плод Духа (Гал.5:22)
Совершенное действие – т.е. достигшее совершенства, не требующее  доработки.
Совершенны…недостатка – т.е. достигшие совершенства во всём, во всех делах и помыслах.

Получение мудрости

Мудрость – способность человека применять в ежедневной практической деятельности теоретически полученные знания.
Стихи 6-7 – здесь Иаков говорит, что сначала следует выяснить, надо ли человеку то, о чём он просит, хочет ли он на самом деле это, верит ли он в то, что Бог даст, что Он хочет дать ему это. Если уверен, то надо стоять в этом – и получишь – во славу Божию. Аминь. И не только мудрость. Аминь.
Стих 8 – не может быть немного от Бога, немного от мира. Если с Богом, то всё - в порядке, и Он по твёрдому пути приведёт тебя в конечный пункт. Если приходят мысли, что можно раз или два отступить от Божьих заповедей - так и будешь всё время кувыркаться «из бани в грязь, из грязи в баню».

Богатый и бедный

Брат – имеется в виду во Христе.
Стихи 9-11 – перед Богом и богатый, и бедный равнозначимы, Бог  смотрит на сердце, а не на лицо, не на одежду, не на толщину кошелька, и если кроме заботы о благосостоянии у человека других забот нет, то он увянет в путях своих. С богатых больше спрос ещё и потому, что ему не надо тратить время на добывание хлеба насущного, т.е. кому больше дано, с того больше и спросится.

Блаженство испытанных

Блажен – «благо» значит – «добро, счастье», отсюда «блажен» - «получивший добро, счастливый».
Переносит искушение – побеждает грех.
Венец жизни – достигнет в жизни вершины совершенства.
Любящим Его – т.е. соблюдающим Его Заповеди (Ин. 14:15,21).

Искушение

Церковь – Невеста Христова, и это относится как ко всей церкви в целом, так и к каждому её члену. Если во время искушения человек идёт на поводу у своей похоти (от слова «хотеть» - хотение, похотение), то это измена жениху.


Дары Отца

Не обманывайтесь – т.е. не обманывайте сами себя.
Братья возлюбленные – этим подчёркивается, что послание пишется с любовью к тем, которые возлюбили Христа и вошли в Божью семью.
Стих 17 – Отец не меняется, Он излучает только свет, и всё доброе и совершенное Он дарит нам. Он и только Он.

Причины нашего создания

Восхотев – по Своей воле.
Родил – произвёл на свет, увеличил свою семью.
Слово – «сказал», «сделал», «получил вещь» - на иврит звучит одинаково.
Истина – аксиома, не требующая доказательств. Истина в том, что Он создал нас по своему образу и подобию. А раз семья – значит, для совместной жизни, работы, отдыха, общения.

Спасение души от гнева

Стих 19 – больше слушай, меньше говори, думай, что говорить: не торопись гневаться.
Стих 20 – «правда» в смысле «праведность».
Стих 21 – просто отложить и не делать нечистоты; и не злиться, потому что злобы осталось мало (остаток).
Кротость – плод Духа (Гал.5:23).
Насаждаемое слово – см притчу о Сеятеле (Мф.13:3-23). Подготовьте почву, чтоб не была каменистой,т.е. уберите непрощение, ожесточённость; выполите тернии (сорняки) вранья, сквернословия; перепашите дорогу неверия и недоверия и т.п.
Могущее спасти ваши души – слово прорастёт, созреет и даст плоды (Гал.5:22-23), на которые нет закона.

Слышатели и исполнители

Стих 22 – если не исполнять, то «в одно ухо влетит, в другое вылетит».
Стихи 23-24 – посмотрел на себя и пошёл. А что делать, «коли рожа крива»? если прыщи – то нужна косметическая терапия, а если что-то серьёзное, то без операции не обойтись.
Стих 25, закон совершенный – такой закон, который может достичь совершенства.
Закон свободы – не просто набор правил и ли закон страха, а закон любви: « Я тебя люблю  и сделаю всё для тебя, для твоего блага, а ты если любишь Меня, соблюди мои заповеди» (Ин. 3:16; 14:15, 21) Иными словами: «ты свободен не делать, но сделай это ради Меня»
Блажен будешь в своём действовании – уже во время работы будешь счастлив, не говоря уже о конечном результате. Но в этот закон надо вникнуть, чтобы знать, «что такое хорошо, а что такое плохо» - и пребывать в нём.

Благочестие

Благочестие – благая честь, добрая и счастливая честь, вызывающая почтение.
Обольщает – льстит. В данном случае - льстит себе, самому дорогому, что есть в человеке – сердцу (т.е. душе, руководимой совестью); другими словами - «усыпляет свою совесть».
Призирать сирот и вдов – заботиться. В то время кормильцем был муж и отец, и если семья лишалась кормилица, то женщина и дети были обречены на нищету, а то и голодную смерть – поэтому Бог в законе велел заботиться о них.
Скорбь – отсюда «оскорбление».
Мира – «мира сего», которым правит диавол.


Рецензии