15. Алжанбек в гостях у Ефима Ильича

15.   Алжанбек в гостях у Ефима Ильича


       Рождественская ночь прошла спокойно. Где-то в церквях шла служба, возле деревянного храма неподалёку стояли автомобили, поджидая припозднившихся хозяев, молчал колокол, и кое-где во дворах гуляли рано проснувшиеся старухи, поздравляя каждого прохожего с праздником. Ефим Ильич пришел домой с прогулки и снял ошейник с собаки. Миска была полна корма немецкой фирмы BOSCH, плошка наполнена водой, Эдмон спал, и Ефим Ильич приступил к приготовлению завтрака. Кофе с молоком, степанидина лепёшка под названием СОЧЕНЬ - и Фима был сыт. В дверь постучали. Это означало, что гость был свой, кто-то из соседей. Так и есть. В дверях появился старый фимин приятель Алжанбек. Бутылка коньяка, два больших граната - вот всё угощение. К Алжанбеку приезжали гости из Дагестана, и после  них остался коньяк и гранаты, которые Алжанбеку не хотелось поедать в одиночестве.

      «Ты дома??», -спросил Алжанбек, прекрасно видя, что Фима дома,- а где Степанида?». «Празднует», - ответствовал Фима. «Ну и мы будем праздновать»,- смело заявил Алжанбек и уселся за стол. «С утра пораньше?» - недовольно проворчал Ефим Ильич, но делать было нечего. Гость уже сидел за столом. Ефим Ильич достал две рюмки, два блюдца для косточек от гранатов, нарезал сыра и положил на стол плитку немецкого горького шоколада, которую припас для себя на случай великой охоты поесть сладенького.

    Алжанбек уехал из родного Дагестана давно, пристроился в учебном заведении, где раньше работал Ефим Ильич, да так и остался в России. При коммунистах он читал лекции по марксистско-ленинской философии, при демократах переквалифицировался в историки и слыл знатоком мировых религий и этносов. В охотку занимался археологией. Каждое лето уезжал на раскопки в Дербент со студентами и всегда привозил оттуда интересные новости. Сейчас Дербент его не интересовал. Его интересовал Вифлеем, Иерусалим и Голгофа. «Вот ты знаешь,- вопрошал он Фиму после первой рюмки коньяка,- знаешь ли ты, что Иисус родился там же, где родился царь Давид?». «А где родился царь Давид?»- спрашивал уже захмелевший Ефим Ильич. «Царь Давид?? Он родился в Вифлееме, это полтора часа на автомобиле от Иерусалима. На юг, понимаешь?  А Иисус из Назарета, этот будущий царь Израиля, родился там же, где родился Давид, сын Исайи из Вифлеема, принадлежащий к колену Иудину». Алжанбек налил вторую рюмку коньяка, выпил и положил в рот несколько гранатовых зёрен.

      «Знаешь ли ты,- спросил он в очередной раз, выплюнув в ладонь косточки граната,- знаешь ли ты, что Давид пас овец отца своего и победил Голиафа, этого великана, эту бесхвостую лягушку? Но!!! Дорогой Фима! И по сей день никто ещё не нашёл то поле, где Давид пас своих овец и где он победил Голиафа. Никто, кроме ангела. Ангел подошёл к пастухам и возвестил: «Я возвещаю Вам великую радость, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь». Алжанбек нахмурил лоб, вспоминая главу Евангелия и апостола и произнес, наконец-таки: «Евангелие от Луки, 2, 10, 12.». Фима поверил и одобрительно помотал головой. «А дальше? Что было дальше?». «Дальше? Дальше ангел сказал: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях… И пастухи решили пойти в город Давидов Вифлеем и посмотреть, что же там случилось». « А как же пастухи нашли ясли?- спросил Фима. –Там что, были всего одни ясли ???». «Нет, -сказал Алжанбек со знанием дела, – ясли были на небе, они были рядом с Млечным Путём в созвездии Зодиака. И Вифлеем был там». «Где? На небе?»- не поверил Фима. « На небе. Знаешь, Фима, никто ещё не нашел ни эти ясли, ни это поле пастухов». Фима глубоко вздохнул и налил себе коньяку.

    «Ну, а пещера? Как же пещера?»- заинтересованно спрашивал он. «Пещера? А бог её знает. Ни одно перо не описало эту пещеру, какой она была до постройки храма Рождества. Никто не знает, где вход в неё, где выход. Сегодня там возвышается, Фима, прекрасная базилика 4-го века. А вот теперь, дорогой Ефим Ильич, слушай внимательно,- Алжанбек помедлил и продолжил таинственно,-  читал я, что в 1932 году ремонтировали передний двор храма, так англичане, эти любопытные бестии, сделали несколько глубоких раскопов…Фима, ты знаешь, что такое раскоп?.. знаешь.. так вот, сделали несколько глубоких раскопов в «Пещере яслей» и в «Пещере Рождества». А в центре храма на полу было написано «HIC de Virgine Maria Jesus Christus natus est». А знаешь ли ты, Фима, что означает эта надпись?» Фима перевёл: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа». Латынь он немножко знал. «А знаешь ли ты, Фима, что пещеры-то искусственные?? Грот 12 на 4 м вырыт очень ровно, в пещерах не бывает так ровно. Потолок его оштукатурен, а стены покрыты мраморными плитками и коврами. И во второй пещере стены покрыты мраморными плитками и коврами, но она поменьше. В какой же пещере родился Спаситель?? Но, Фима, в Вифлееме есть и другие пещеры, но археологов туда не пускают, Фима».

  Коллеги допили содержимое бутылки, обсосали все гранатовые косточки и съели горький шоколад. Фима захотел пить и поставил чайник.  Пока закипала драгоценная жидкость, Алжанбек закончил историю с пещерами. «И что интересно, Фима,- говорил он, - ведь в «Послании Павла», которое существовало до Евангелия, нет ни слова о рождении Иисуса в Вифлееме. А святой Иероним, посетивший эти места в 4 веке, написал, что в «Пещере Рождества» оплакивали Адониса, любовника Венеры». «Да…,- задумчиво произнес Фима, -интересно всё это. А я вот читал в Апокрифе, что Иисус из Назарета родился на обратном пути Марии из Вифлеема, в пещере Рахили». А ещё Фима подумал, наливая кипяток в чашку с клубничной заваркой, что на самом деле не так важно знать, где родился Спаситель, на небесах или на Земле, в Вифлееме или где-то возле него, в Пещере Рождества или в Пещере Рахили. Имеет значение лишь то, насколько глубоко запала в сердца верующих вера в «Бога на небесах».
Примечание:
Алжанбек опирался в своих рассуждениях на данные немецкого историка и археолога Э. Церена ( см. Библейские холмы, 1986, стр. 296-298).


Рецензии