Белоруссия 2005. Фокус-группа в Витебске

Фокус-группа, проведенная в Витебске 11 августа 2005 года
ВЕДУЩИЙ: Наша задача понять существующую ситуацию в республике, в разных ее городах и сделать какие-то прогнозы. Мы слышим одно, а хотелось бы посмотреть собственными глазами и услышать собственными ушами, как не официальные власти, а вы видите, понимаете ситуацию в республике, ее будущее. И вообще, что вы наблюдаете. Я хотел бы, чтобы все отвечали по очереди, потому что идет запись.
Много говорят о том, что в Белоруссии происходит много перемен. Перемены не политические, в большей степени, а экономические. Некоторые говорят о том, что идет экономический рост. Другие дают прямо противоположную оценку. Хотелось бы узнать от вас: что вы лично на этот счет видите и знаете? Не то, что в газетах пишут, не то, что президент говорит, а то, что вы чувствуете на своем собственном жизненном опыте, на опыте вашей семьи. Перемены не вообще за 15 лет, а буквально за последние два-три года. Перемены в республике, которые проектируются на вашу жизнь, на жизнь вашей семьи.
ОТВЕТ: Возьмем конкретную ситуацию: женщине в возрасте за 40 проблематично поменять место работы. Если заканчивается контракт. У нас в Белоруссии введена контрактная система.
ВЕДУЩИЙ: Это было и раньше?
ОТВЕТ: Не до такой степени. Сейчас это усугубляется. Получается, что многим приходится работать на меньшей должности. Если контракт заканчивается и не продлевается, то человеку приходится искать другое место в совершенно другой сфере деятельности.
ВЕДУЩИЙ: А что касается цен, зарплат?
ОТВЕТ: Радует, что у нас рынок обширнее стал и появились хорошие, качественные товары. Но не всегда это приемлемо в связи с тем, что зарплаты недостаточно высокие.
ВЕДУЩИЙ: А Белоруссия всегда славилась дешевизной товаров. Вы не сказали бы, что белорусские товары дешевые.
ОТВЕТ: Смотря что. Есть дешевое, но не очень качественное. А бывает качественное, но очень высокая цена и на уровне, если привезенное из-за границы.
ВЕДУЩИЙ: Какие вы видите перемены в Белоруссии в последние годы?
ОТВЕТ: Экономическое развитие в республике изменилось в лучшую сторону. Но для меня - я  вдова, у меня дочка еще не закончила образование  - конечно, очень тяжело. У меня единственная работа – рынок. А на рынке у нас сейчас огромные проблемы.
ВЕДУЩИЙ: В чем они состоят?
ОТВЕТ: Самая большая проблема для меня сейчас связана с Фондом социальной защиты. С 2001 г. у нас задолженность  по фонду социальной защиты, а сейчас на эту задолженность набежала огромная пеня. Хотелось бы, чтобы Александр Григорьевич решил его положительно для нас.
ВЕДУЩИЙ: В основном, вы связываете эти надежды с Александром Григорьевичем?
ОТВЕТ: Да.
ВЕДУЩИЙ: Он в состоянии решить эти проблемы, которые вас беспокоят?
ОТВЕТ: В состоянии.
ВЕДУЩИЙ: Но они пока не решаются, потому что он пока не в курсе?
ОТВЕТ: До него дошло, письма ему возили. Но пока...
ВЕДУЩИЙ: Он должен был знать об этой проблеме?
ОТВЕТ: Да. Должен был знать. Но пока вопрос не решен.
ВЕДУЩИЙ: Вы надеетесь, что он примет меры?
ОТВЕТ: Надеемся.
ВЕДУЩИЙ: Теперь вы.
ОТВЕТ: Конечно, экономика наша поднимается. Это видно во всем. И в культуре. И в строительстве.
ВЕДУЩИЙ: А с какого года она начала подниматься?
ОТВЕТ: Вот за эти пару лет. Больше внимания уделяется и образованию, воспитанию подрастающего поколения, культуре. Строительство очень у нас большое.
ВЕДУЩИЙ: Вам стало более доступным образованием?
ОТВЕТ: Оно и доступно, но, конечно,  трудно.
ВЕДУЩИЙ: У вас платное, в основном, образование?
ОТВЕТ: Не только платное. Если семья не полноценная, то трудно с платным образованием. А так как, теперь и в магазинах все есть, то не хватает денег. Это естественно их всегда не хватало. Но зарплаты у нас очень медленно растут. Особенно в Витебской области.
ВЕДУЩИЙ: Это благополучная область?
ОТВЕТ: Витебская область не самая благополучная и по климатическим условиям даже.
ВЕДУЩИЙ: Более бедная почва?
ОТВЕТ: Да, более бедная почва, больше осадков выпадает у нас, зима более длительная. И для уборки неблагоприятные условия. А так, конечно, в магазинах все есть. Конечно, хочется, чтобы и пенсии были больше.
ВЕДУЩИЙ: Растут пенсии?
ОТВЕТ: Растут пенсии.
ВЕДУЩИЙ: Они поспевают за инфляцией?
ОТВЕТ: Не очень поспевают. У нас прежде начинают расти цены, а потом, через месяц повышаются пенсии.
ВЕДУЩИЙ: В России колоссальной проблемой является, особенно для женщин среднего и старшего возраста, рост жилищно-коммунальных платежей. У вас тоже быстро растут эти платежи?
ОТВЕТ: Да, быстро растут.
ВЕДУЩИЙ: А Лукашенко ставит задачу довести до 100% оплату жилищно-коммунального хозяйства?
ОТВЕТ: Да, ставит.
ВЕДУЩИЙ: Вы потянете?
ОТВЕТ: Кто знает? Если будут возрастать у нас пенсии, то может быть. Если один пенсионер остался в квартире, то очень трудно.
ВЕДУЩИЙ: Пенсионеры выходят на улицу, бунты бывают. У вас пока такого не было?
ОТВЕТ: Пока у нас тихо. Бунтов нет.
ОТВЕТ: У нас пенсии неправильно начисляются, сделали уравниловку. Разница в пенсиях у людей, которые работали 40- 30 лет, и которые – 5 лет очень маленькая. Получается, что человек берег свое здоровье, время, мог меньше работать, а  как получать – они становятся малообеспеченными. ВЕДУЩИЙ: А есть по-настоящему бедные в Республике?
ОТВЕТ: Бедные есть.
ВЕДУЩИЙ:  Которые действительно на уровне нищеты живут?
ОТВЕТ: На уровне нищеты у нас только пьяницы и лодыри живут. Если нормально будет работать, то жить можно. В наше время жить можно.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Ваше мнение.
ОТВЕТ: Могу сказать о самом маленьком бизнесе. О тех, кто выживает тем, что куда-то едет, что-то привозит и пытается выжить, кормить семью, растить своих детей. Стало значительно сложнее, потому что очень много нормативных документов, которые либо противоречат друг другу, либо не полностью разъясняются их смысл и цели.
Большая проблема у нас со средствами массовой информации. Просто огромная проблема.
ВЕДУЩИЙ: В чем она состоит?
ОТВЕТ: Она состоит в том, что по всем возможным каналам проходит информация, что у нас уменьшился единый налог, что предпринимателям стало жить значительно лучше. Да, действительно, налог уменьшился. Лично у меня налог уменьшился на 8 долларов, но взамен мне ввели коэффициент "2". То есть, вместо 8 долларов с меня потребовали 54. То есть, по факту налоговая нагрузка увеличилась в два раза. Почти в два раза. на 85-90%.
ВЕДУЩИЙ: Вы предприниматель? Небольшой?
ОТВЕТ: Я говорю: самый большой бизнес – из двух сумок. Это предприниматель, которые многие из нас женщины. Я пытаюсь сделать общественную организацию демократическую женскую. И очень большое желание помочь женщинам. Нам очень тяжело в социальном праве, в бытовом. И нам просто тяжело устроиться.
ВЕДУЩИЙ: Вы, как бизнесмен. У нас в России большая проблема, чтобы бизнес развивался – нужна "крыша". Нужно "отстегивать" милиционерам, различным городским властям и т. д. у вас тоже такая проблема?
ОТВЕТ: В большинстве своем проблема такая же, но, наверное, на высоком бизнесе. В том бизнесе, о котором пытаюсь сказать я, с нас нечего "отстегивать". Кто бы к нам ни пришел – три рубля положит, чтобы ты выжил.
ВЕДУЩИЙ: речь идет об очень небольших суммах?
ОТВЕТ: совершенно небольших. Для нас даже незначительное увеличение аренды – уже все. Почему у нас были проблемы большие и люди останавливали деятельность? Потому что даже небольшое увеличение грозит тем, что мы уже не можем работать.
ВЕДУЩИЙ: Теперь вы.
ОТВЕТ: Экономической полной, свободной жизнью я живу недолго, года два. Когда поступил в университет. Поэтому за более широкий промежуток времени я говорить не могу. За эти два года я заметил прежде всего рост цен. Особо забавно это наблюдать, например, на проездных билетах. Там за год их раза два-четыре иногда поднимают.
В принципе, я получаю стипендию. Я учусь в РТИ. Это средняя стипендия четверочная. Нас порядка 70 тыс. конечно, ее прожить – не хватает. Но это рассматривается как карманные деньги.
ВЕДУЩИЙ: В России примерно такая же ситуация.
Если более глобально смотреть на проблему. Вы согласны с мнением, что в республике наметился перелом к лучшему? Я говорю о своих личных впечатлениях. Я была года четыре назад, и складывалось впечатление, что кушать нечего, какая-то негативная тенденция. А сейчас речь идет о том, что …. Вы согласны с оценкой, что налаживается жизнь в республике? Или говорить об этом преждевременно?
ОТВЕТ: Я думаю, говорить прежде временно. Но какое-то движение замечается. развивается инфраструктура, становится больше некоторых развлекательных клубов.
ВЕДУЩИЙ: Торговля заработала, промышленность поднимается.
ОТВЕТ: Я думаю, что промышленность. не думаю, что она.
ОТВЕТ: Конечно, сдвиги есть. Но этот вопрос, конечно, у каждого по каждой специальности. У учащихся одни проблемы, у рабочего – другие проблемы. У пенсионера – другие проблемы. Это естественно. Это жизнь.
ВЕДУЩИЙ: Все-таки настроение у людей лучше становится?
ОТВЕТ: конечно, лучше.
ВЕДУЩИЙ: Вот эта девушка.
ОТВЕТ: У меня нисколько не улучшилось настроение. Меня наиболее что зацепило из того, что говорили. Что у нас активно развивается культура. Я могу сказать, что культура национальная у нас просто игнорируется.
ВЕДУЩИЙ: Образование и культура – вы что имеете в виду?
ОТВЕТ: Белорусская культура.
ВЕДУЩИЙ: Произведения белорусских писателей, поэтов?
ОТВЕТ: Да, начнем с этого. в этом кругу я более менее ориентируюсь. Просто национальным белорусским писателям не дают печататься в республиканской официальной периодике. Их игнорируют издательства республиканские государственные. Они имеют возможность печататься только за свои деньги и в негосударственных.
ВЕДУЩИЙ: А есть много талантливых писателей, которым не дают
ОТВЕТ: Есть много.
ВЕДУЩИЙ:  Почему? Речь идет о финансовых поддержках либо о политических?
ОТВЕТ: Здесь, конечно, политическая. Просто у нас. Вообще белорусский язык государство с элементом политики. Если человек пишет на хорошем белорусском языке, если он отстаивает свободу слова, - значит власти уже понимают, что он что-то.
ВЕДУЩИЙ: Политическая подоплека?
ОТВЕТ: Да. Просто я в кругу этих людей.
Я могу сказать, что у нас государство заинтересовано в развитии массовой культуры на потребителя среднего. Вот в "Славянский базар" пойти. Просто помойку делают из города на "Славянском базаре".
ВЕДУЩИЙ: Лукашенко сам лично культурный? Читает статьи. Ему близка эта проблематика.
ОТВЕТ:  Я могу сказать, что человек, который говорит, что в мире есть два великих языка – английский и русский – при этом не владеет ни одним из этих языков, свой национальный язык игнорирует абсолютно, - я не могу назвать его культурным человеком.
ВЕДУЩИЙ: Затронута тема культуры. От чисто экономической сферы давайте перейдем в сферу политики. Вот зажимают писателей. Тоже говорят в нашей России, я не знаю как на самом деле, но наши демократы говорят, что в Белоруссии мрачная атмосфера – никому нельзя выглянуть, сказать слово. Это преувеличение или в этом что-то есть?
ОТВЕТ: такой нюанс. Вслух об этом не говорится, но оно чувствуется. взять сейчас. С прошлого, позапрошлого года очень многие наши радиостанции – был приказ такой: 50% белорусской музыки. Мы ее раньше не слышали. Сейчас радио и телевидение – 70% белорусской музыки. Это иностранные перепевки. То есть, это плагиат. Идет навязывание немножко.
ВЕДУЩИЙ: Белорусской эстрады?
ОТВЕТ: Да. 70%. Получается так, что мы загоняемся просто в угол. Белорусизация – это показушничество. Мы, получается, не должны знать, что происходит за пределами страны. Мы не должны знать о музыке. почему-то у нас очень часто показывают Кубу, Африку, Китай в новостях. Но я очень мало знаю, что происходит в Минске, какие там бывают забастовки. Это очень мало освещается.
ВЕДУЩИЙ: У кого еще есть мнение по этому вопросу?
ОТВЕТ: Ко всему, что я услышал, у меня мнение. Во-первых, я очень доволен. В мой 41 год, получая пенсию 460 тысяч, как военнослужащий бывший, я еще нахожу работу. Я нашел себе работу. Нормальный человек, который у нас живет в городе, получка в 460-470 тысяч – это хорошая получка. Но я не лентяй. и я пошел искать работу. А человек. Рынки в Витебске – большие рынки. Польский, Смоленский, трехярусный поставили рынок, Южный рынок. Море рынков. И что мы делаем? Мы только торгуем, торгуем. А кто что делает? кто хочет что делать? Все хотят получать деньги на торговле. Налоги – все понятно. Да вы работайте, зарабатывайте. Не только торговлей своей, но чем-то еще.
Люди стали жить хуже. Да, у нас говорят – я не верю. Я приехал с Украины. Говорят: ничего не слышно. За две недели проживания на Украине я ни слова не слышал о Белоруссии. Ни слова. Тут мы все слышим. Я не говорю, что там забастовок не слышится, что-то еще не слышим. Я читаю то. что происходит в мире. Тоже можно показать. А если нам негде работать, я считаю, что правильно делает президент – всех гонят куда? Откуда приехали, туда и гонят. У нас село пустое. Вы гляньте! Там пусто. А какие дома сейчас строятся. И газ проводят, электричество. Все. ради бога работайте, живите. Кто туда хочет ехать? никто. Потому что привыкли здесь. Да, у нас хорошо в городе.
ВЕДУЩИЙ: Возвращаться тяжело.
ОТВЕТ: Там создаются условия. У нас по Витебской области проезжаешь – дома выстраиваются. Кирпичные дома красивые, газ проведен. работайте. желающих найти – очень мало.
Кстати, я знаю много пенсионеров у нас, которые собираются, уезжают за город, живут в деревнях и колхозах, чтобы подработать. А так – никого нет.
я считаю, что у нас президент нормальный. Нормально настроен на то, чтобы как-то людей поддерживать. Он у нас пенсионеров – дедушек, бабушек поддерживает нормально. А молодежь у нас, я считаю неправильно. Ветакадемия у нас есть. Много знают, но на село не уезжают.
ВЕДУЩИЙ: В связи с тем, что вы сказали, задам такой вопрос. Вы говорите, что власти делают все правильно. Вот если бы другой был президент, что бы вы посоветовали ему делать что-то другое?
ОТВЕТ: Я бы еще больше, жестче надо делать.
ОТВЕТ: А я не хочу. чтобы меня гнали куда-то. Выезжай в колхоз. А я не хочу, не знаю.
ОТВЕТ: Надо создать в тех же колхозах ситуацию, чтобы люди не уезжали. Высказано мнение, что у нас в городе Витебске. А проехайте вы дальше. Дальше упадок. И люди оттуда едут, потому что школы, учителей не хватает. Не хватает иногда книг. Чем глубже, тем больше проблем возникает.
ВЕДУЩИЙ: Кто еще хочет сказать, что делается не так, а надо делать так? Типа совета властям.
ОТВЕТ: Если бы я была Золотой Рыбкой и у меня была бы волшебная палочка, я бы призвала людей стать человечнее.
ВЕДУЩИЙ: кого конкретно призвали бы?
ОТВЕТ: Всех – от низов до верхов. И властей в первую очередь. Я считаю, прежде всего, не только чистые уши, но и чистые руки. Чистая душа, чистые решения.
Я уважаю правительство любое, если оно заботится не только о 10%, которые уйдет и куда-то денутся. пристроятся как-нибудь. Вот вы не потянете, но 10% уйдет. Но ведь это люди, это судьбы. я уважаю то правительство, которое заботится о каждом. У одного человека беда, и он должен быть уверен, что его правительство его не оставит. Вот это единственное.
Город Витебск передал Александру Григорьевичу порядка 700 подписей, где просит его встретиться с нами, с предпринимателями. И все свои беды, надеясь. свято веря в то, что частично он о них не знает, - это пусть останется моим домыслом или моей розовой мечтой. Но я считаю, что нам есть о чем поговорить. И 700 подписей – не 7 подписей. их нельзя просто так оставить.
ВЕДУЩИЙ: Представьте себе, что приходит 2006 г. Александр Григорьевич назначает новые выборы. Но он победит на них. Я думаю, в этом нет ни у кого сомнения. Или у кого-то есть сомнения? Он легко победит.
ОТВЕТ: Ну, легко не победит.
ВЕДУЩИЙ: почему легко не победит? Это недовольство есть какое-то?
ОТВЕТ: Ну, почему? Есть и довольные. Это как везде, в любой стране есть довольные и недовольные. Никогда не бывает так, что все, весь народ до единого доволен своим правительством.
ВЕДУЩИЙ: Вы бы советовали Александру Григорьевичу идти на четвертый срок или хватит? Поработал, молодец, но дай другим поработать. Или пусть работает дальше?
ОТВЕТ: Он уже. У него уже. Куда ты идешь.
ВЕДУЩИЙ: Он уже исчерпал себя?
ОТВЕТ: Нет, он еще не исчерпал.
ВЕДУЩИЙ: У вас есть другое мнение?
ОТВЕТ: Я за то. чтобы у всех была одинаковая возможность. Ведь те, кто претендует, кто пытается, считает, что можно сделать лучше – почему бы им не дать шанс? на равных правах, с равными условиями. Я, например, считаю. что если изначально был определенный срок, то его как-то тоже выбирали социологи, психологи. То есть, есть определенная система почему идет ограничение – 4 года, 5 лет. изначально человек должен давать отчет, что промежуток времени – я сделал что мог, пусть попробует другой. Может, у него лучше получится.
ОТВЕТ: Вы знаете, очень боюсь. Каждая метла по-своему метет. Как бы эта метла не начала мести в другую сторону. То. что сделано, все развалится. я хочу, чтобы было по-другому. Это еще больший крах будет.
ВЕДУЩИЙ: Вы говорите "в другую сторону". О какой стороне идет речь?
ОТВЕТ: Возьмите наш МАЗ, завод. Мы можем хорошие машины делать. А другой скажет: а я не хочу машины делать, я лучше буду лопаты делать. И что? Завод встанет колом. У нас встал завод Кирова. Какой хороший завод.
ВЕДУЩИЙ: А что делать с заводом от президента зависит?
ОТВЕТ: Не знаю. Это власть. Это руль, который всем рулит. Он тоже решает. Это государственное предприятие.
Возьмите наши заводы хорошие, которые очень хорошо ценятся, станко-инструментальный завод большой. Тоже в другую сторону сунут.
ВЕДУЩИЙ: еще вопрос. У Лукашенко испортились отношения с Западом. Белорусы из-за этого страдают. Говорят, что их на Западе принимают не так хорошо. Вы считаете, что это мешает вам жить?
ОТВЕТ: Я не хочу жить как в Латвии, Литве и Эстонии. Не хочу. примерно так. Они были все наши друзья, а только поставили границу – все. Они не стали друзьями. Они как и Украина, собираются НАТО поставить цветочки. Собирается Прибалтика туда лезть. Зачем мне это надо? Мне не надо. Я поблизости здесь. Я со своей точки зрения говорю.
ВЕДУЩИЙ: Вы приедете торговать. Дети ваши приезжают учиться в Европу. На них смотрят косо, что такая страна, что там последний европейский диктатор.
ОТВЕТ: Я хочу сказать, я больше сталкивалась с людьми, которые понимают, что руководитель страны – это одно, а народ – совершенно другое. Вообще относятся сочувствующе к белорусам. И в Западной Европе, и в Америке. Таких проблем нет.
ВЕДУЩИЙ: Отношение к Лукашенко не распространяется на людей?
ОТВЕТ: Нет. Но стоит другая проблема. Сейчас молодежь стремится в Западную Европу учиться. Потому что у нас политика самоизоляции. У нас все сейчас должны проходить через Министерство образования. просто до абсурда доходит. Девушка – модель, ее приглашает по контракту французское модельное агентство, а она должна проходить через Министерство образования.
ВЕДУЩИЙ: Дать разрешение на выезд студента?
ОТВЕТ: Да.
ВЕДУЩИЙ: А просто никого не ставя в известность нельзя? Просто я поехал поторговать в Польшу или куда-то еще, а там остался.
ОТВЕТ: Я не знаю. Но у нас еще такая проблема, что в принципе противоречит Конституции – выездной штамп. Нужно ставить, что у меня есть разрешение на выезд из страны. Только после этого я могу получить визу.
ОТВЕТ: еще раз хочу сказать. Вы плохо представляете наш бизнес. Я, например, своим знакомым тоже не могу объяснить, что это за бизнес. Ты ездишь, что-то делаешь.
ВЕДУЩИЙ: Вы ездили?
ОТВЕТ: Да. пока проблем не было. что-то ухудшается, что-то ужесточается.
ВЕДУЩИЙ: В Литву тоже приходится ездить?
ОТВЕТ: Нет, мне не приходится.
ВЕДУЩИЙ: Нет надобности?
ОТВЕТ: Нет надобности. Я не могу сказать. что меня туда не выпускают. Мне просто там по роду деятельности нечего делать. Хотя при Союзе я там бывала, и мне очень нравится. И я не могу сказать. что не хотела бы туда поехать. Наверное, если появится возможность и свободное время.
ВЕДУЩИЙ: Давайте от своего имени – мы не хотим жить в Белоруссии, как живут в Литве, Эстонии.
ОТВЕТ: Нет, я не могу сказать.
ВЕДУЩИЙ: Может быть, уровень жизни повыше есть, очень много у них плюсов?
ОТВЕТ: Наверное, все плюсы и минусы проще рассматривать. когда бываешь там. Но если у нас почти философский разговор: как бы было нам хорошо. Каждый человек хочет жить лучше. Просто долгими годами жизни в определенных условиях, приучаешься и мыслить совершенно по-другому. Мы разучились думать дальше. чем на один день. Мы сегодня получили зарплату или какую-то денежку, мы покормились, купили себе кроссовки или валенки в зависимости от погоды, и считаем себя счастливыми. Мы разучились думать, что мы можем свободно сделать то, что мы хотим. Мы всегда должны: разрешит ли нам какой-то чиновник, получится ли это у нас экономически. То есть, мы не можем свободно распоряжаться собой. К сожалению. В этом могут быть объективные, субъективные, но свободно собой мы распорядиться не можем.
ВЕДУЩИЙ: Вы тоже так считаете? опять вернемся к политике. Этот курс народа Белоруссии? Так сложилось, что это будет при любом правительстве. Либо это связано с тем, что Лукашенко? Вот если он не пойдет на выборы, вы считаете, что изменится жизнь в Белоруссии или все останется так же?
ОТВЕТ: Изменится. И может даже измениться в худшую, и в лучшую. Это никто точно не может предвидеть.
ВЕДУЩИЙ: Вот останется страна без него, без батьки. Как без  батьки – пропадет страна, изменится радикально курс? или другой придет и будет делать то же?
ОТВЕТ: Я думаю, что никто из нас не может сказать, что изменится в хорошую сторону или только в плохую. Как мы можем понять, как будет человек руководить.
ВЕДУЩИЙ: Что может измениться? Чего вы опасаетесь. что может измениться?
ОТВЕТ: Я как пенсионерка, хотя я общественной работой занимаюсь долгие годы, но я хочу сказать, что мы боимся, что изменится так, как наш Поздняк когда-то говорил. Что пенсионерам платить пенсию не надо.
ВЕДУЩИЙ: Так Поздняк говорил?
ОТВЕТ: Поздняк говорил. А говорил так. Что их должны содержать дети. А если у кого детей нет? Тогда? Люди проработали по 40, по 30, по 35 лет – и вдруг. Было такое. Сейчас часто об этом говорят в нашем правительстве.
ОТВЕТ: Я не другое мнение. Просто хочу уточнить, что говорил Поздняк. У меня даже есть этот документ. Я все храню. Поздняк говорил, что пенсий не будет. Он предлагал переходить на демократическую систему как в странах Западной Европы, например, как в Германии. Увеличивается подоходный налог и за счет этого налога, этот налог с работающих, он идет в Пенсионный фонд. И потом за счет этого Пенсионного фонда живут пенсионеры.
Еще на тему Поздняка. Как у нас работают средства  массовой информации. У нас абсолютно нет информации про жизнь в демократических странах. Она только очерняется. Все знают. что НАТО хочет расширяться. Никто ничего не знает хорошего про страны Западной Европы.
Тут говорили про 75% белорусской музыки в радио. Еще неправильное понимание. У нас идет курс на то. чтобы белорусская музыка. Белорусская музыка в понятии того, что у нас звучит на радио, это русскоязычная, некачественно сделанная попса. Именно не национальная музыка, не фольклорная. А музыка белорусских рок-исполнителей, которая пользуется большой популярностью среди молодежи и в таких кругах, которые знают о том, что существует хорошая белорусская музыка. И все думают. что эти 75% и есть белорусская музыка, что их загоняют в белорусскую культуру. Это просто абсолютное уничтожение культуры, как я говорила.
ВЕДУЩИЙ: Вы считаете, что культура? Теперь такой философский вопрос. Белорусская, находящаяся на стыке двух культур. Одни говорят, что Белоруссия – часть России, другие – что Белоруссия часть Европы. Как вы себя ощущаете? Частью Европы или частью большой великой России?
ОТВЕТ: Я считаю, что прозападная. Это роль массовой информации но уже не наших средств, а европейских книг, эссе, самих европейских авторов. Там не все так прекрасно, как некоторые думают, как думает молодежь. Молодежь загнанная едет в Европу, лишь бы не с батькой. На самом деле это все – бред. Мы видим все плюсы и минусы Запада. Просто я считаю, что у Белоруссии другой путь. Но возвращаться в Россию тоже глупо для белорусов. Как и для России. конечно, некоторые хотят в Европу.
ВЕДУЩИЙ: Руководители Польши, Словакии, Болгарии, Румынии, Молдавии стремятся в Европу. Белорусский народ это что-то другое? Даже русские, честно говорят: бог с ней, с Россией, мы хотим в Европу.
ОТВЕТ: Я бы ни за что не поехала. Они там ненавидят русскоязычное население. Редко который уже долго живет. Молодые. Родились там, выучили этот язык – более менее туда сюда. На национальность и с трудоустройством, и с учебой у них эти проблемы хуже, чем у нас.
ОТВЕТ: Если уезжать в какую-то страну, то мы. как культурные люди, должны знать язык этой страны, в которую мы едем.
ВЕДУЩИЙ: А вы знаете? Александр Григорьевич не знает. Ваше поколение хорошо знает. Вы знаете хорошо языки?
ОТВЕТ: Вы знаете, по мере своей жизни я проходил службу в Чехословакии, Латвии, Литва, не считая "горячие точки". Во всех прибалтийских странах было издавна положено, что они учили всегда латышский, литовский, эстонский язык. Они знали всегда его хорошо. И кое-как говорили на русском. Если ты приходил в ресторане что-нибудь заказывать, то начинай разговаривать, хотя бы здороваться, на их языке. А потом кое-как привыкают, начинаешь разговаривать.
Допустим, в Чехословакии, там тоже приходили, смотрели в наши времена. Это было 88-89 гг. Когда я просто сидел, разговаривал за столом на русском языке, подходит официант и говорит на чешском. Приносит пиво и что-то еще. Сидят мужчины, они тебя угощают. Это уже военное. А уже новое поколение, они же к нам по-другому совсем относятся.
И еще скажу по поводу культуры. Как страшно мне смотреть на то, что происходил с молодежью нашей 18-17-15 лет. Девочки наши в 15 лет обсуждают, кто как будет рожать и кто как будет заниматься сексом. Представляете, что это такое? Это ужасно.
ВЕДУЩИЙ: Вы считаете, что это влияние Запада?
ОТВЕТ: Я считаю, что это был барьер, который не допускали. а потом откинули его, сняли и начали как шальные, кинулись. Дай им все попробовать на Западе, что есть.
ОТВЕТ: Я не могу согласиться с молодым человеком. Я считаю. что у нас замечательная молодежь. В тех условиях, в которых они живут, испытывая столько соблазнов всех вариантов, я считаю, что они просто замечательные. Каждому из них нужно поставить памятник. В этой сложной ситуации и взрослый человек не может разобраться как жить дальше. а у них юношеские желания. Мы не должны лишать их ни детства, ни юности. Они должны просто жить, просто заниматься досугом. И они это прекрасно делают. И делают так, как мы их с вами учим своей жизнью, своим приворовыванием на рабочих местах, своим взяточничеством, когда папа-военный приходит и приносит деньги, или милиционер. Это мы их воспитали. А им надо просто сказать: спасибо, ребята, держитесь.
ВЕДУЩИЙ: Понятно, что отношение к Западу присутствующих здесь не то что негативное, но с определенной опаской. Давайте посмотрим на Россию.

СТОРОНА 2

 ВЕДУЩИЙ:  Может, у вас тоже что-то возникнет собственное?
ОТВЕТ: Украина – это особый разговор. Теперь тоже Украина. Вот дочка приезжала в отпуск, она живет в Киеве, работает медсестрой на "скорой". У них лучшего нет. Наоборот, стало хуже с Ющенко.
ВЕДУЩИЙ: что лучше, что хуже? Некоторые говорят – неважно, лучше или хуже. Но вот нам в России противно. Там пьют, там грязь, там беспорядок. Нам просто это противно. Мы хотим жить бедно, но не так. как в России. Вот такие настроения. Есть в Белоруссии такие настроения?
ОТВЕТ: Нет.
ОТВЕТ: Есть хорошая пословица: "Свинья грязь найдет". Все равно – будешь ты белорусом, украинцем или кем-то еще. Если ты предрасположен к этому, ты найдешь свою лужицу с грязью и будешь там прекрасно валяться.
ВЕДУЩИЙ: Это разговоры. Но когда видишь Западную Украину, на восток, в сторону России, действительно, везде неухоженные поля, где больше мусора, свалок. различие есть. Вы все это видели. почему эти различия такие?
ОТВЕТ: Культура не рождается за день, за год, за два. Она должна становится как с младенцем. Ты воспитываешь своего ребенка. ты воспитываешь не только правильно ложку держать, но и не бросать ее, не сорить. Поэтому, я считаю, это наша культура, это наши возможности.
ВЕДУЩИЙ:
ОТВЕТ: Раньше, действительно. Сейчас в городах у нас достаточно чисто стало. Стало чисто нашими усилиями. Если раньше мы шли и бросали что-то мимо урны, сейчас каждый на своем рабочем месте убирает свой участок. Это делается начиная с весны и заканчивая поздней осенью. Те же листья. Мы высаживаем цветы. Я медработник. Я работаю в больнице. Мы всегда выходим. У нас очень красивая больница. Мы ее облагораживаем. Сейчас в каждом дворе сажают деревья. Это замечательно. Но с этого надо было начинать. Это надо было начинать 10 лет назад и гораздо раньше. Но сейчас в этом плане стало лучше. Мы стали культурнее немножко.
ОТВЕТ: Я насчет того, что стало лучше, что мы стали что-то сами делать. У меня мать с высшим образованием. Она инженер-дорожник. И она с высшим образованием должна выходить на 21-ю дорогу, на Москву. И она должна ходить и убирать бумажки. По дождем. Извините, человек не для того получал высшее образование, чтобы убирать под дождем бумажки.
ОТВЕТ: Мне стыдно за мать, которая ходит и убирает. Обидно. и обидно за мать, которая так ходит.
ОТВЕТ: ….За собакой убирают. А мы не можем…..
ВЕДУЩИЙ: Чтобы подытожить. Вы считаете, что оранжевой революции по типу Украины в Белоруссии не будет, потому что белорусы настроены совсем не так, как украинцы.
ОТВЕТ: Не знаю. Если поворот будет абсолютно в другую сторону.
ВЕДУЩИЙ: Поворот от вас зависит. Вы народ Белоруссии. Вы готовы повернуть, как украинский народ повернул?
ОТВЕТ: Я не думаю, что до такой степени. Когда на Украине медсестра получает 20 долларов.
ВЕДУЩИЙ: вот повернуться, развернуться.
ОТВЕТ: Нет. Я хочу стабильности, я хочу нормально жить и нормально работать.
ВЕДУЩИЙ: У вас, наверное, тоже есть. Можно с вашими руководителями?
ОТВЕТ: Честно говоря, видел последнее выступление в Минске. Они достаточно забавно были освещены в наших новостях. Наверное, ничего насильственного не будет. Оранжевая революция. мне тоже кажется, мало вероятна.
ВЕДУЩИЙ: Маловероятна. А на Украине тоже казалось. что маловероятно.
ОТВЕТ: Я, к сожалению, не знаком.
ВЕДУЩИЙ: О союзе России и Белоруссии. Вы считаете, что это пропаганда, никакого союза не будет? Либо он уже идет и видны какие-то его плоды. Это миф – Союз России и Белоруссии, союзное государство? или это действительно реальность?
ОТВЕТ: Я считаю, это не столь актуально. Для того, чтобы назваться каким-то союзом, как было раньше. Я считаю, добрососедские отношения – этого достаточно.
ВЕДУЩИЙ: А сейчас есть какое-то ощущение, что с Россией особые отношения? Либо нет?
ОТВЕТ: Конечно, особые.
ВЕДУЩИЙ: А в чем они?
ОТВЕТ: Почему сейчас? Мы всегда к России особо относились. Политически, культурно.
ВЕДУЩИЙ: Не всегда, а инициатива союза, которую начали Ельцин и Лукашенко. В чем-то союз России и Белоруссии реализован? или это только на бумаге, одни слова?
ОТВЕТ: наверное, были и плюсы, и минусы. Плюсы по экономике. Потому что все-таки налаженные связи. Но настолько затянутый процесс, что тоже возникают двусторонние интересы. По простой причине, что все должно приходить вовремя. Я считаю, что или ее надо как-то преобразить, или ею надо более плотно заниматься, чтобы наконец это случилось.
ВЕДУЩИЙ: Нет потребности стать России и Белоруссии?
ОТВЕТ: С экономической точки зрения, думаю, да.
ВЕДУЩИЙ: А в политической – наверное, нет?
ОТВЕТ: В политической.
ОТВЕТ: Она должна быть и в политической.
ВЕДУЩИЙ: А в чем политической?
ОТВЕТ: Ну, политической. Я считаю, что это политика. крепкие культурные связи, экономические связи, торговые связи.
ВЕДУЩИЙ: А вот завести общую армию, общую границу?
ОТВЕТ: Но это и есть экономика. То есть, дешевле одну на двоих.
ОТВЕТ: Понимаете, изначально из чего происходит государство? Государство происходит – армия. Это то, на чем держится государство. На чем оно будет держаться? Это наши вооруженные силы белорусские. Представляете, эти силы вместе с Россией? То есть, это ваши мальчики поедут в Чечню, куда-то еще. Я – против.
ОТВЕТ: Я тоже.
ОТВЕТ: Я думаю, что союз с Россией при нормальных. Я считаю так. Если организуется ситуация примерно на равных условиях Белоруссия и Россия, то да, это можно еще сделать. Но, допустим, организовать единые вооруженные силы нельзя на данный момент. Это однозначно.
ВЕДУЩИЙ: Вы не поддерживаете.
ОТВЕТ: Да. Мне кажется, народ не поддержит. Но экономику общую можно делать.
ВЕДУЩИЙ: У вас "зайчики" отменятся, будет российский рубль. Вы этого хотели или нет?
ОТВЕТ: Мне все равно.
Лишь бы условия, когда тратишь "зайчики" были те же самые.
ВЕДУЩИЙ: А свободные границы – это плюс? Это надо?
ОТВЕТ: Это плюс.
ОТВЕТ: Это надо. Потому что там куча тещей, тетей, бабушки, дедушки.
ВЕДУЩИЙ: Ты хочешь хорошие отношения, но все-таки чтобы была своя – государство. такого полного растворения в России мы не хотим, наверное?
ОТВЕТ: Я, например, нет.
ОТВЕТ: Я тоже не хочу полного растворения в России. Россияне не очень хотят тоже полного растворения. Потому что они считают, что белорусы нахлебники. Но мы, белорусы, трудовой народ. И нахлебниками еще никогда нигде не были. Сколько теперь наше продовольствие вывозят в Россию? И в Москву, и в Ленинград, и в Смоленск?
ВЕДУЩИЙ: Вам это выгодно. За это продовольствие деньги платят.
ОТВЕТ: Естественно. Торговля идет между странами. Выгодно, конечно.
ОТВЕТ:  На данный момент каждые два дня, где я работаю, раз в два дня уходит машина на Смоленск. Ведет, смешно сказать, - ливерную колбасу. Паштет. Стыдно, смешно. Там должно быть стыдно. Но зато мы какие-то поддерживаем отношения.
ВЕДУЩИЙ: У нас мясокомбинатов много. Просто невероятное количество в Москве и Московской области. Просто их везут потому, что дешевле в Белоруссии, И поскольку она дешевле, ее охотнее покупают.
ОТВЕТ: Может, вкус. А может и экономика. На чем держится? Тоже держится экономика. Я понимаю, что мы производим, мы можем там продать, деньги взять себе и еще больше оставить.
ВЕДУЩИЙ: В России другая экономическая система немного. Так же, как приватизация.
В России крупные предприятия в частной собственности. Эти олигархи. В Белоруссии тоже есть олигархи? Или больше государственное влияние? Вы хотели бы, чтобы как в России было?
ОТВЕТ: Я считаю, что это не должно быть.
ОТВЕТ: Не должно быть.
ОТВЕТ: что большие производства, которые построил весь народ страны и попал в одни руки, и этим козыряли и наживались, за границу уходили деньги, а не шли на нашу экономику, на развитие экономики. Я, например.
ВЕДУЩИЙ: Там наладят все.
ОТВЕТ: А кто наладит?
ВЕДУЩИЙ: Олигарх наладит.
ОТВЕТ: Я не вижу, чтобы у России олигарх какой-то что-то хорошо наладил.
ВЕДУЩИЙ: Не видите?
ОТВЕТ: Нет. Ни Немцов, ни ваш Чубайс. Что-то не наладили они очень хорошо. Нет. Ни ваши стальные магнаты.
ВЕДУЩИЙ: вероятно, да.
ОТВЕТ: Только видим борьбу с автоматами. Ты выходи – я директор. уходи – я директор.
ВЕДУЩИЙ: Последние несколько политических вопросов. может быть они не очень приятные, но я не могу их не задать.
нашумевшая проблема оппозиции. Вы считаете, что есть в Белоруссии оппозиция Лукашенко? Либо ее нет?
ОТВЕТ: Есть.
ВЕДУЩИЙ:  Позитив дают известные люди. Не видно никаких перспектив. Это общая точка зрения или вы считаете, что есть?
ОТВЕТ: Навряд ли большая перспектива.
ВЕДУЩИЙ: Давайте, какие есть перспективы.
ОТВЕТ: Ну, так побушевать, побуянить. Перспектива есть.
ВЕДУЩИЙ: Какой бы Александр Григорьевич ни был, талантливый, замечательный. Кто-то есть реально, кто в состоянии управлять страной не хуже, чем он? Или лучше?
ОТВЕТ: Я лично не вижу никакого президента пока.
ВЕДУЩИЙ: Может быть из его окружения? Может быть преемника? Мы не можем у вас найти преемника Лукашенко.
ОТВЕТ: Я, например, не вижу такого политика, который заменил бы. С моей точки зрения. А есть же люди. Может, мы их не знаем.
ВЕДУЩИЙ: А среди оппозиции тоже нет?
ОТВЕТ: Я считаю, что люди есть известные. их беда в том, что то ли у них нет возможности, то ли смелости более грамотно и доступно заявлять о себе. О том, чтобы люди знали их.
ВЕДУЩИЙ: Список людей мне дали, я их не знаю, не агитирую за них. Например, такие имена. Александр Войдович, Василий Леонов. Вы их знаете?
ОТВЕТ: Я знаю.
ОТВЕТ: Ну, я так.
ВЕДУЩИЙ: Вячеслав Фролов?
ОТВЕТ: Ну, это, конечно знаю.
ВЕДУЩИЙ: Как ваше мнение: это нормальная оппозиция?
ОТВЕТ: У нас это называют оппозицией. Но это достаточно знаменитые люди.
ВЕДУЩИЙ: Расскажите, что вы знаете.
ОТВЕТ: Я хочу сказать, что страной они руководить не смогут сами.
ОТВЕТ: Я не могу решать за всех – смогут или не смогут. Я знаю, что у них образование.
ВЕДУЩИЙ: Генералы, адмиралы?
ОТВЕТ: Они прошли свой жизненный путь. я могу сказать за Фролова. Это достаточно зрелый мужчина. Фролов. Достаточно грамотный мужчина. И все зависит от того, будет ли у него сподвижники. Скажем так. Поверит ли в него народ. А так я считаю, что из тех трех фамилий, которые вы перечислили.
ВЕДУЩИЙ: А еще там Миленкевич, Маринич. Маринич – ничего про них не знают.
ОТВЕТ: Почему? Я считаю долгом каждого образованного человека знать о лидерах оппозиции.
ВЕДУЩИЙ: Это враги Белоруссии?
ОТВЕТ: Я не считаю их врагами Белоруссии. Я не могу сказать. Они имеют свою точку зрения. Они ее отстаивают. И я за то. чтобы точка зрения любого человека отстаивалась.
ВЕДУЩИЙ: А почему народ их не очень поддерживает? Просто потому что Лукашенко не дает им слова сказать?
ОТВЕТ: я не могу сказать, что народ к ним плохо относится. Нормально относится. Я считаю, что к ним можно относиться с уважением уже за то. что они имеют смелость иметь свое мнение. У них есть. Другое дело, какими путями они добиваются, каким путем идет человек. Но это тоже однозначно сказать нельзя. Мы всех подробностей их жизни не знаем, всех условий существования не знаем. Я допускаю, что у них проблем значительно больше, чем у нас с вами. Заявить о себе, отстоять свою точку зрения не очень просто.
ВЕДУЩИЙ: У них есть какие-то перспективы или нет?
ОТВЕТ: я не могу отказать человеку в перспективе. Я считаю, у каждого из нас есть перспективы. И если стремиться к чему-то и прилагать определенные усилия, и в тебя поверят, то у тебя появляется.
ОТВЕТ: Если тот человек, который предлагает кандидатуру, может представить, что я сделал. не что сделаю, а что сделал. То с ним можно уже думать, о нем можно разговаривать.
У меня был один знакомый, который сказал: пенсионерам – хлеб, молоко бесплатно. Тут посмеяться …
ВЕДУЩИЙ: А из тех людей, которых я назвала, кто серьезный политик?
ОТВЕТ: Я только поверхностно слышал таких. Я не вникал. Я просто видел, слышал, но не вникал.
ВЕДУЩИЙ: Большое спасибо. Может, кто-то хотел бы что-то добавить от себя?
ОТВЕТ: Лидеры, все которые стремятся к власти, они всегда программу свою выдают очень хорошую, очень значительную. Люди верят. А как только власть придет, так уже – все. Совсем другой человек. Поэтому надо не то. что он напишет, что я буду так-то то и то делать, а надо еще посмотреть, что он сделал за свою жизнь. и как он ее прожил. И что он понимает в этой жизни. Для того, чтобы он руководил не только своей семьей и какой-то организацией, а полным государством. Потому что в своей семье не так легко и просто руководить. а государством – тем более.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо большое. Мы будем анализировать не только вас, но в разных городах.


Рецензии