Mikhail Yuryevich Lermontov ч. 3

     Mikhail Yuryevich Lermontov who is Eminent Rassian romantic poet and novelist

     Лермонтов. ч. 3.

     Все зорче и злее присматривались к Лермонтову и царь, и его слуги. Он один. Их много. Они ведут счет на угрозу. Он ведет счет на время. Они могут его погубить, он может предать их проклятию и презрению. В этих ролях их и разделила история. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» пришла слава и, одновременно, пришло возмездие. За стихотворение на смерть Пушкина Лермонтов был по велению Николая I сослан на Кавказ и уже через некоторое время был возвращен из ссылки, по велению опять-таки Николая I. Враг – к чему?... Может быть, он, поэт, понял, понял этот заносчивый, молодой офицер, которому, собственно, следовало больше думать о службе, а не о сочинении стихов: с имеющими власть вздорить накладно. И что же произошло? Лермонтовым написано стихотворение «Кинжал» при возвращении из ссылки или по возвращении из нее:

Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

     По возвращении с Кавказа Лермонтовым написана и «Дума», одно из величайших произведений русской и мировой поэзии, которое печатается в первом номере журнала «Отечественные записки» за 1839 год, в котором Лермонтов обращается к своему поколению, к современникам. Он упрекает их в бездействии. Сразу можно было понять, что подразумевал Лермонтов под «действием». «Энергетическое воззвание» - так говорил Белинский о некоторых важнейших строках «Думы»…

     Нет, этот молодой офицер ни от чего не отказался. Не отказались и они… Тайну гибели Лермонтова стремились постичь многие и многие.
Итак, Лермонтовым написаны: «Кинжал», «Песня про купца Калашникова», «Дума», «Поэт» и, наконец, «Как часто пестрою толпою окружен…» Оказывается, последнее стихотворение загадочное. Смысл и значение его были неизвестны. Знали лишь, что после публикации этого стихотворения (оно опубликовано 15 января 1840 года в журнале «Отечественные записки») Николай I пришел в ярость. Пришел в ярость и Бенкендорф, который вершил царскую волю.

     Считалось, что стихотворение относится к балу-маскараду, который состоялся в дворянском собрании в Петербурге. Сообщалось, что там к Лермонтову подошли две женщины в масках и что-то сказали. Сказанные слова будто задели Лермонтова и он, якобы ответил очень резко, что женщины поспешили скрыться. Присутствующие делали вид, что не знают, кто скрывается под двумя масками; а на самом деле они это отлично знали. Знал и Лермонтов. Это были дочери Николая I Мария и Ольга. Вот и полагали, что царь, узнав о поступке Лермонтова, был разгневан.

     Но было установлено, что бал не был балом-маскарадом, это был простой бал. Присутствующие были без масок, следовательно, никакие маски не могли интриговать Лермонтова.
Публикуя свое стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…», Лермонтов в правом верхнем углу сделал помету: 1-е января. Он хотел даже, чтобы на эту помету обратили особое внимание, поэтому она и была набрана курсивом. Помету эту объясняли тем, что бал состоялся 31 декабря 1839 года, в ночь под первое января 1840 года. Но вот еще до того, как было установлено, что бал не был балом-маскарадом, было определено, что бал состоялся не в ночь под первое января, а тридцатого декабря1. Лермонтовская помета, следовательно, к этому балу относиться не могла.

     С давнего времени при дворе велся «Камерфурьерский журнал», в котором самым тщательным образом регистрировались различные события. Он хранится в настоящее время в Центральном государственном историческом архиве (Санкт-Петербург). В январской книге за 1840 год там имеется запись, которая помогает расшифровать значение загадочной пометы Лермонтова. Оказывается, что первого января 1840 года в Петербурге все же состоялся бал-маскарад, и, что самое главное, на этом балу присутствовал сам Николай I2. На этом балу присутствовал и Лермонтов.

     До новогоднего бала-маскарада в Большом театре произошел такой эпизод. Лермонтов вместе со своим другом и близким родственником Столыпиным (Монго) дал возможность одной даме, которую преследовал своими домогательствами Николай I, скрыться за границу. П.А. Висковатый по этому поводу писал: «смелый и находчивый, он (Лермонтов) главным образом руководил делом. Всю эту скандальную историю желали замять и придавать ей как можно меньше гласности. Но злоба к Лермонтову некоторых лиц (Николая I) росла. Бенкендорфу, очевидно, хотелось «добраться» до поэта… Его проникновение труда (Висковатый имеет ввиду высшие круги петербургского общества), независимая манера держаться, да еще вмешательство в интимные дела, вызвали раздражение против него».3

     Участие Лермонтова в этой истории было в меру его презрения к Николаю I. Бал-маскарад в Большом театре, слова о том, что он, поэт, хочет «дерзко бросить им в глаза железный стих». Этот стих полон горечи и злости. И, наконец, хорошо царю понятный намек: 1-е января! С этого времени Николай I и решает окончательно обрушить на Лермонтова гонения. Через полтора года поэт погиб на хитро и подло подстроенной дуэли.

     Дуэль Лермонтова с Мартыновым была результатом провокации. Это известно давно. П.А. Висковатый писал: «Нет никакого сомнения, что г. Мартынова подстрекали со стороны лица, давно желавшие вызвать столкновение между поэтом и кем-либо из не в меру щекотливых или малоразвитых личностей. Полагали, что «обуздание тем или другим способом «неудобного» юноши-писателя будет принято не без удовольствия некоторыми влиятельными сферами в Петербурге (Висковатый говорит о Николае I). Хотя интриги кровавой кончины Лермонтова никогда разъяснены не будут, потому что велись потаенными средствами, но их главная пружина кроется в условиях жизни и деталях характера графа Бенкендорфа».4

     В действенную связь времени и событий уходило в своем опыте творчество Лермонтова. Строка и стих были полны пережитым, издавна сокровенным и открытым только творчеству. А возникавший с самого раннего времени мир был сложен и сразу же требовал ответов и решений, которые трудно или еще не под силу было находить. Но все важное таилось в сердце, копились воспоминания, а решения - приходили позже, в творчестве, расширяя его кругозор, делая его еще более глубоким в постижениях.

     Тема народа решилась для Лермонтова в зрелую пору, но подступы к ней, полные действительности, были заложены очень давно, в раннюю пору жизненного опыта. Позже все проходило через испытание, жизнь, размышления, трудные, но действенные, через искание идеала. Последующее наблюдение расширяло все до больших и ответственных пределов современности, до «настоящего».

     yuliyaberdnik/Юлия Бердник


1 Э. Герштейн. Судьба Лермонтова. М., «Советский писатель», 1964, стр. 177.
2 Впервые эта запись опубликована Михаилом Ягошиным («Нева», 1969, « 4, стр. 180).
3 П.А. Висковатый. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1891, стр. 324.
4 П.А. Висковатый, указ. соч., стр. 418-419.

Что читать о М.Ю. Лермонтове:
Лермонтов Михаил Юрьевич Избранное Приволжское книжное издательство, Саратов, 1974
С подорожной по казенной надобности А.М. Марченко Издательство «Книга», 1984


Рецензии