До Саммита АТЭС осталось 365 дней и ночей

                До САММИТА  АТЭС
               осталось 365 дней и ночей.
               
     Последние годы самые активные жители Владивостока, как в той любовной игре на ромашке, задавались вопросом: Будет или не будет САММИТ? Были и такие, кто явно отрицательно относился к перспективам встречи, брюзжа и говоря о том, что можно было бы найти более приемлемое применение снежной лавине финансовых вливаний. Но основная масса населения города «правильно» понимает государственную задачу, однако, их душу мучает  один больной для всех нас вопрос: «А сколько сумеют «откусить» от государственного пирога «уважаемые» люди Приморья». Разумеется, это тайна за семью печатями, которую не пожелают открыть ни милиция, извините, никак не привыкну к новому названию, но не новому содержанию. Ни прокуратура, которая ищет коррупцию везде, но не в местах ее активного произрастания. Ни следственные и судебные органы. Жаль, но ответ на этот вопрос будет еще долго будоражить умы жителей Владивостока.
      Театр начинается с вешалки, САММИТ с нового аэропорта, разумеется, самого современного. Сомнений в том, что он таким будет, нет, ну почти нет. Возвращаясь во Владивосток из отпуска, имел честь в этом убедиться. Наш самолет посадили на новую полосу. Когда везли в современном импортном автобусе, увидел рекламу – «Строительство нового аэровокзального комплекса проходит под покровительством Министерства транспорта». Великолепно! Но в процессе «жадного» знакомства с открывающимися видами новостроек возник маленький вопрос: Видел ли министр асфальтированную дорогу, проложенную от самолетной стоянки к зданию аэропорта  рядом с таким звучным заверением. Странно, но мне показалось, что его умудрились провести по другой дороге. Мне стыдно было смотреть и хотелось, чтобы этого никто не заметил, уже пришедший в негодность асфальт, ямы и трещины говорящие о низком качестве используемого материала. Неужели и гостей САММИТА будем возить по такой дороге?
     Магистраль от аэропорта во Владивосток – это отдельная песня. Я затрудняюсь подсчитать, хотя раз в месяц на  автобусе специально выезжаю за город, чтобы воочию увидеть произошедшие на трассе изменения. Ведь только мы с вами со временем и сможем рассказать, как это было, как выглядело… Сколько раз видел, как отдельные участки дороги приобретали готовый вид и покрывались асфальтом. Потом оказывалось что это лишь заявление о намерениях и, используя этот участок как временный, строители переходили на новый. Так за два года наблюдений я и не смог понять истинных намерений строителей. Я испытываю странное чувство, мне кажется, что каждый раз дорога строится по новому проекту или по новому пожеланию влиятельных лиц. Как еще объяснить, если видишь, как уже выполненную работу переделывают, меняют в процессе строительства. Все это напомнило мне  советские годы и ведущиеся «хозяйственным» способом  стройки. Вот «проклятые» капиталисты так не строят. Когда под руководством японских строителей прокладывали асфальтированную дорогу в районе Партизанска, делали все так читаемо просто, что очередной этап работы был ясен как день. Разве это работа? Да и утащить там, видимо, было невозможно?   
      В свое время был «грамотный» лозунг, может, напомните, чей он: «Разделяй и властвуй!» И он как нельзя лучше вписывается в сегодняшнюю концепцию строительного бизнеса. Вот мы и пытаемся сегодня понять, кто строит, кто несет ответственность за качество, за сроки строительства среди генеральных подрядчиков, субподрядчиков, подрядчиков – запутаешься, пока поймешь, кто в итоге распилил бюджетные деньги.
       Но автомагистраль это не единственный способ добраться из аэропорта во Владивосток. После долгого сопротивления удалось уговорить министра РЖД господина Якунина соединить аэропорт с городом. Почему сопротивлялся уважаемый чиновник - вполне понятно. Он боялся, что ему прийдеться приводить в порядок участки земли, прилегающие к железной дороге. И я его прекрасно понимаю. Возить иностранных туристов по этой дороге - постыдно.
      В рамках акции «Нам здесь жить!», в свое время, мы очистили 4 километра вдоль железной дороги, но этого хватило ненадолго. Сегодня проехать в электричке стыдно и горько, и лучше не смотреть в вагонные окна. Горы мусора вдоль железной дороги,  развалины, обшарпанные гаражи, построенные из того, что плохо лежало или валялось на свалке, полуразвалившиеся дачи, построенные по тому же принципу, заросший бурьяном и заваленный строительными отходами берег явно не прибавляют престижа Приморью и городу Владивостоку.
      Я понимаю, сотрудники администрации, их руководители пользуются машинами и никогда не посещают отдаленные окраины и злачные места города, им не пристало лишний раз светиться. А жаль,  это те «прелести», которыми ежедневно «любуются» граждане города и это не прибавляет им «любви» к властным структурам.
      Как можно решить эту проблему – создать службу городских смотрителей, которые раз в месяц будут обязаны информировать главу города о состоянии городских территорий письменно с фотографиями. Или объявить конкурс среди жителей города:
 «Не проходите мимо!» Оговорив в условиях, чтобы присылали в администрацию замечания, желательно с фотографиями об увиденных беспорядках, творимых нами безобразиях. В свое время я попросил школьников нарисовать, какими они хотят видеть свою улицу, дом. Даже отослал работы ребят в администрацию Николаева. Изучают, по сей день, ответа так и не дождался. Перебирая свой архив, с грустью любуюсь эскизами работ. Жаль, не получив ответа, они  уехали  из Владивостока учиться и жить
в другие регионы.
      Игорь Сергеевич, Вы не устаете повторять: неужели не видно, какие изменения происходят в городе. Видно! Но порой эти изменения напоминают «Потемкинские деревни», а это вызывает протест, потому что рядом обваливаются стены домов, текут крыши, отсутствуют лифты, изуродованные детские площадки, машины на газонах, точечная застройка, заросшие бурьяном и мусором территории…
    Что стало с переходом в районе фуникулера - яркий тому пример. Кто им пользуется? Местных жителей в этом районе почти не осталось, а вот количество студентов с каждым годом растет? Может они чем - то недовольны? Или они так выражают свою «любовь» к городу, его отцам - командирам? В свое время я попытался остановить разыгравшихся юнцов в сквере возле остановки автобуса у Гоголевской развязки – ребятам очень хотелось сломать столбы освещения и железные урны, перевернуть скамейки. По зубам не получил, но высказали все, что они о нас думают. А в следующее посещение с горечью увидел, они все же исполнили свои намерения.
     Сегодняшние перспективы Владивостока, как встречающей стороны, явно теряются среди разрухи, гор земли и котлованов на улицах города. Порушенные в одночасье тротуары, подземные переходы, перекопанные улицы….  Есть такой принцип – нельзя объять необъятное. Разумней было бы вести работы по плану, соблюдая очередность. Это избавило бы жителей от многих проблем.
    Не ставлю для себя целью отслеживать каждый объект, да это и не нужно. Механика подхода на всех объектах одна – сначала все порушить. Это, как правило, делают одни, затем их убирают как не справившихся и стройки замирают на некоторое время, что наблюдают и чем недовольны жители города. Поручают продолжить работу другим, которых ждет та же участь.
    Возникает вопрос: Зачем это нужно? Чтобы в конечном итоге заявить, денег в полном объеме не платили, и стыдливо потупить взор - ведь есть «пропавшие» деньги, но нет виновных. Однако есть два никем не учтенных момента: от такой политики страдают простые рабочие, их семьи, которые лишаются зарплаты, рабочих мест и УВАЖЕНИЯ К ВЛАСТИ, которое ей так необходимо.
      А самое главное заключается в том, что фирма, получившая этот заказ, и не думала его исполнять – она наняла самых дешевых рабочих, давно распилила бюджетные деньги и была такова. С кем судиться?   
     Характерные примеры: Объездная дорога Снеговая падь – Горностай. АУ? Где ты?
 Знаменитый Арбат. По заявленным администрацией города срокам окончания работ, мы с вами давно наслаждаемся его видами. Гуляем с детьми среди фонтанов и новых зеленых насаждений. В реальной жизни уже давно прошли все  сроки ввода в строй новых объектов. Уложенная плитка снова вскрыта и укладывается по другой технологии – Кем?  Разумеется новой компанией! Да, действительно, плитка была уложена безобразно. Многие плитки имели массу сколов и уже через неделю проваливались. И если раньше пешеходные дорожки имели свой рисунок, свою душу, сегодня проглядывает бездушная серая гамма. Станет ли Арбат от этого лучше, если таким останется – сомневаюсь. Пожалуй, только светильниками.
      После долгого отсутствия в городе решил побывать на набережной, посмотреть, как она выглядит. Ну что же, посмотреть есть на что. Действительно стало лучше. Чего, на мой взгляд, не хватает: во-первых, ЧИСТОТЫ. Урн достаточно, но их редко убирают. Детские площадки - это хорошо, но дети играют, а родители стоят, переминаясь с ноги на ногу.  Песок летит во все стороны,  делая прилегающую территорию неухоженной. А если бы площадки были ограничены бетонными скамейками, мамам было бы где сидеть, и песок не разлетался.
Во-вторых, то, что снесли киоски – хорошо, но это не спасло. Теперь территорию «украшают временные» павильончики по продаже мороженного. А территорию захламляют обертками от съеденного лакомства, банками и бутылками от выпитого пива.  Кто сказал, что пиво на набережной пить запрещено? Кто за этим следит? Сотрудников ГАИ видел, регулярно там стригут «урожай», сотрудников милиции - ни одного.
 В-третьих, непонятна судьба трех неухоженных пирсов. А почему бы их ни привести в порядок?  Расширить пирс, к которому швартуется прогулочный катер, сделать удобным для пассажиров.
Двухярусный пирс так и просится, чтобы его оформили как зону отдыха, разместив там кафе с видом на море. Ведь было же такое заведение в районе пляжей на Океанской.
Третий пирс можно оборудовать как зону отдыха для любителей рыбалки, можно даже пунктом проката с удочками и наживкой снабдить.
       Мы возлагаем большие надежды на ремонт фасадов гостевого маршрута. Но, к великому сожалению, я не вижу единой идеи, единой цели – это как у некоторых современных художников, нанес на полотно пятна разными красками и стоит, любуется  свом «шедевром». Хотя, возможно, я и ошибаюсь, уж больно сегодня интересные взгляды у молодежи. Может им понравится.
      В исторической части города много зданий, сооружений, которые имеют свой облик, которые уже являются историей и вмешательство смерти подобно.  Я влюбился во Владивосток еще в 1959 году, когда впервые ступил на Приморскую землю. С  первыми впечатлениями впитал запах моря, краски города, неповторимые виды и мне хотелось бы, чтобы он остался таким в моей памяти и памяти моих потомков, а не только на старинных открытках.
       Уже сегодня в Интернете, прессе все чаще звучит набат предупреждений о возможных срывах в заявленных сроках строительства. Объективно это возможно при таких объемах и темпах строительства, но хотелось бы верить, что власти хватит ума не форсировать строительство, не гнать строителей, нарушая все мыслимые и немыслимые нормативы в ущерб качеству и гарантиям безопасности. Поверьте – фирм прилипал, которые паразитируют на строительстве и так хватает, они свое грязное дело в удлинении сроков, ухудшении качества строительства уже сделали и делают и это никого не волнует. 
      Меня постоянно гложет интересный вопрос:
-  Есть государственный заказ на проведение САММИТА во Владивостоке!
 - Есть государственное финансирование!
 - Есть «Дальневосточная Дирекция Минрегиона РФ по строительству объектов САММИТА»! Уже из самого названия ясно, ей предоставлено право – организации,  ведения строительства, контроля. Об этом много  говорится в прессе. Печатаются сообщения  о заседаниях межведомственного оперативного штаба, на котором Дирекцией подводятся итоги строительства объектов Саммита АТЭС.
      Объясните мне, кто передал права Дирекции нанимать строителей и строительные бригады непонятным фирмам Москвы??? Это что - семейный подряд?  Чей - то злой умысел? Или четко спланированная акция по разделу государственного пирога?  В чем здесь проблема?
     Конкретный пример: – Московская фирма  ООО «Валник 2008» руководимая Семиным И.М. заключила контракт, что подтверждено копией договора, которым я располагаю, и наняла бригаду из Омска для работы на стройке. Все было хорошо, пока не пришло время платить людям за выполненную работу. Фирма пропала, бригаде не на что вернуться домой.  А в Дирекции им заявили, что они в данной ситуации не виноваты? Они их не нанимали?
     Может  следственный комитет прокуратуры, поищет связь между этой фирмой и конкретным лицом в Дирекции?  Уж больно нездоровым душком попахивает?
     Может нам пояснят, почему Дирекция ограничила свои функциональные обязанности только контролем за перечислением государственных средств, работающим на объектах строительства компаниям.
  Так  23 декабря 2010 года они успешно отчитались, что выделенные государственные средства полностью перечислены госзаказчикам и освоены!? И это что, все, за что они отвечают? А то, что есть отставания по срокам, например у строителей моста через Золотой рог со стороны ОАО Дальмостострой, о том, что генподрядчик ЗАО ТМК несвоевременно рассчитывается с субподрядчиком ОАО Дальмостострой. Можно привести и другие примеры. Однако  Дирекцию это не волнует. Странная позиция.
       Может, нам пояснят, как очередная Московская компания решила остановить жизнь в городе, перекрыв движение в районе моста на 2й речке. Об этой эпопее было много возмущений в прессе со стороны администрации города. Невольно возникает вопрос: кто покровительствовал этой фирме, для кого жители Владивостока препятствие в их устремлениях, в их великодержавных замыслах.
       Знакомимся ближе с документами, обратимся к Интернету. Заказчиком работ является администрация Владивостока! Что называется, приплыли. А непосредственным исполнителем Начальник управления содержания городских территорий Александров С. А., который заключил муниципальный контракт с ООО «Корпорация Инжтрансстрой» находящейся в Москве по улице Тарусской дом 10, которая в свою очередь заключила договор субподряда с ООО «Трансстроймеханизация» находящейся в Москве по улице Тарусской дом 10 в соседнем кабинете. Возникает вопрос, кто же будет  действительно заниматься строительством и оказалось, есть еще один субподрядчик ООО «Энергокомплекс» из города Находки.
     Вот истинная схема распила государственных средств. Хотелось бы узнать, какими средствами сегодня располагает находкинская компания, хватит ли их для оплаты расходов на строительство и оплату услуг строителей или нас ожидают очередные разборки, бунт.  По сообщениям в прессе - это уже происходит на некоторых объектах. 
      Буквально в самом начале строительства жители Владивостока столкнулись с непонятным явлением – по сообщениям в прессе - Московская фирма самовольно заходит на территорию Ботанического сада и крушит все на своем пути, невзирая на федеральный статус заведения, охранную грамоту государства. Сильны же их покровители, если для них законы не писаны. Неужели они так и останутся ненаказанными? А если накажут,  интересно, за чей счет?
        Буквально недавно узнал – мечта Приморцев увидеть ветряные электростанции на острове Русском приказала долго жить. Какая мелочь, что это обошлось государству  220 миллионов бюджетных рублей – спишут.  Правда, непонятно на что их потратили. Но не будем мелочиться. Лес рубят, щепки летят. И нет до этого никакого дела ни прокуратуре, ни Счетной палате. Хочется получить ответ, какое отношение к этому решению имеет Дирекция?
     Сомневаюсь в одном, что нам честно расскажут,  по чьей вине произошло отставание в строительстве  моста со стороны Чуркина, о других просчетах и как такое стало возможным при наличии огромного штата Дирекции, людей получающих нехилые деньги.
     Не кажется ли Вам читатель странным, что когда приезжают Президент, Премьер, другие высокие начальники за темпы строительства отчитываются губернатор и мэр города, а не Московская дирекция, восседающая в одном из самых дорогих офисов, непременная участница все фуршетов. Возникает вопрос: Для чего она создана? Кому нужны такие затратные менеджеры?
    Хочу остановиться  еще на одном больном для Владивостока вопросе. Еще не вступил в строй Федеральный университет, однако,  уже сегодня обсуждается вопрос о распродаже корпусов бывших институтов, общежитий, библиотек и т.д.
    С другой стороны, мы  слышим об озабоченности руководства страны о плачевном состоянии среднего и специального образования. Сегодня у Владивостока есть шанс – использовать освободившиеся площади учебных заведений для развития среднего и специального образования на бывшей базе высших учебных заведений. Уникальный шанс, которым не воспользуется только человек, преследующий корыстные цели. Вот проблема, которую необходимо держать на контроле правоохранительным органам.
  По взрослому, здесь слово принадлежит управлению образования края, а вернее Министерству образования под руководством непотопляемого господина Фурсенко, это они обязаны разработать новые программы развития образования в крае, городе и предоставить их властным структурам. Но, есть ли у них такое желание – большой вопрос?
     В последние годы я не оставляю ни одного события в городе  в его строительстве без внимания, без комментариев, нравится это кому - то или нет - неважно. Почему это происходит? Потому что надоело постоянное «одобрям-с» звучащее со стороны контролируемых администрацией средств массовой информации, а опускаться до кухонных обсуждений с друзьями, товарищами - недостойно.
      Каждая новая администрация, приходя к власти, без зазрения совести утверждает, что к власти пришли истинные профессионалы, и они готовы трудится во благо жителей города. Но буквально через год становится ясно, что никаких профессионалов – нет, а вновь получившие  власть сотрудники администрации в своем большинстве еще бездарней своих предшественников. Но кто это  сегодня оценит,  завтра их уже уволят и никто не поймет, кто есть кто в новой администрации. А чтобы было на кого списать свои промахи, назначаем 10-15 заместителей, кто поймет, сколько их нужно?
      Когда в Думе обсуждали вопрос о структуре администрации города мы так и не смогли принять разумное решение, администрация сумела убедить некоторых депутатов в правомерности своих притязаний. Беда в том, что большинство из депутатов не представляли себе, что это такое - структура администрации города, а тем, кто знал, не поверили.
    Да, с годами приходит опыт и те, кто удержался за прошедшие 2- 3 года в седле, сегодня действительно стали профессионалами, но приобретенный опыт и связи имеют не только положительное значение. Здесь то и кроется очередная опасность для чиновников, объектов пристального внимания для правоохранительных органов. Думаете, я неправ? Думаете, наговариваю? А вы поинтересуйтесь судьбой бывших? Кто, в каком дворце живет? Кто, в какой стране? Может кто – то из них бедствует и им нужна наша помощь???
      И все же хочется верить, что в недалеком будущем сбудется мечта жителей Владивостока, и мосты соединят Русский остров с материком, Чуркин и бухту Тихую с центром города. Студенты заполнят университет, откроют двери Океанариум, Театр, Спортивно-концертный комплекс, оживет морская фауна, прекратится дымовая завеса над городом.
    Что хотелось бы занести в актив администрации города: реставрацию памятников, скверов. Вот за это уже сегодня огромное спасибо от имени жителей города.
 10 сентября 2011 года.


Рецензии