13 и 14

13.  Фима и гора Арарат

    Фима не сразу заметил, что Новый Год начался почти неделю назад. Степанида гостила у родственников, Фима был один. И была собака. И кот Эдмон. Однажды, дня три назад, прозвучал сигнал домофона. Собака рванулась, как бешеная, к двери, стала лаять, Фима растерялся и забыл нажать кнопочку. Через пять секунд – новый сигнал домофона и ещё более злобный лай собаки. Фиме пришлось ударить собаку, чтобы получить доступ к двери. Собака была странная. Прежняя хозяйка говорила, что нашла её щенком на помойке, жалкую и грязную. Сейчас собака выросла в огромную сучку с висящими сосками, но мозг у неё остался щенячий. Фима видел это, и ему было жалко псину. Он жалел, что ударил её, это был неосознанный жест гнева и протеста. А если честно, то Фима понимал, что у него расшатались нервы, и надо занять себя чем-то полезным. Полезное уже вносили в дверь. Это был старый системный блок компьютера и такой же старый дисплей. Степанидины внуки купили себе новый SAMSUNG, а старьё решили подарить Фиме, чтобы не выбрасывать на помойку. Конечно, Ефим Ильич мог купить себе хороший компьютер сам, но все деньги забирала Степанида, потому он успокаивал себя тем, что компьютер ему не нужен, он уже стар и может обойтись книжками из личной, богатой когда-то, библиотеки.

    Внук Степаниды  Василий приладил все детали, провёл все проводочки и подключил Ефима Ильича к Интернету, сказав при этом, что связь будет работать круглосуточно. Он добавил ещё, что придёт попозже и установит нужные программы. Фима умел обращаться с клавиатурой, умел набирать тексты, мог добывать справки в поисковиках, потому он с удовольствием придвинул кресло к столу и нажал на нужные кнопочки. Создав свой мир и ящик, Фима приступил к священнодействию. Друзья посыпались, как горох из порванного мешка, и Фима стал сразу общественным человеком. Он хотел общаться. Тут на мониторе возникла красивая женская головка, предлагающая настойчиво зайти в блог к некой М. Б. и оценить её   творчество. Фима зашёл, прочитал и сразу огорчился. М. Б. публиковала отрывки сочинений своего далекого родственника и на их основе пыталась установить Истину. Фиму поразило количество сочувствующих и жаждущих установить Истину. Он помнил строчки любимого когда-то поэта, утверждающего, что Истина - в вине. Но поэт был мужчиной, а тут сплошь и рядом Истину искали женщины, эти тонкие и чувствительные натуры. Древний родственник М. Б. предлагал начать поиски с самого потопа, когда Ной причалил со своим  ковчегом к горе Арарат. Всё бы ничего, но Фиму насторожило вольное обращение Дальнего родственника с названием горы. Родственник видел в Арарате египетского бога Ра, говорящего на санскрите, чудилась ему земля Ур, покоренная ариями, виделся ему союз земли и солнца, сопровождаемый громкими криками УРА на том же санскрите.

   Фима не был египтологом, не был семитологом, не умел читать на санскрите, но он был исследователем. Всё его исследовательское чутьё сопротивлялось санскритским и арийским корням Арарата. Написав парочку- другую комментариев, неприятных для дискутирующих дам, он покинул поле боя, заметив, однако, что он был не одинок в своём возмущении. У Ефима Ильича была с юности странная особенность характера: он не мог оставить трудную проблему нерешённой. Он ДОЛЖЕН был максимально приблизиться к решению, а если такового не было, значит, его не могло быть. Пока не могло быть. Фима верил в могущество знания и в постепенность его приобретения. Потому он выключил компьютер и стал копошиться в своих книгах, вспоминая, где можно извлечь информацию о горе Арарат.

  Книг он нашел много, правда, достать старинный, списанный в одной из библиотек справочник о географических открытиях древности и средневековья  ему не удалось. Степанида сложила все книги в кучу, которая вот уже несколько лет просила, чтобы её разобрали и разложили книжки по полочкам. Не было у него и Ветхого Завета. Правда, он не очень-то доверял этому популярному источнику знания, как не доверял и популярной Википедии, которую так любили все школьники и начинающие исследователи. Уверенный в том, что ему необходимы будут материалы по Шумеру, Аккаду и арамейскому письму, Ефим Ильич положил на стол и словари, в которых хоть как-то отражалась история самых древних на Земле государств. С чего начать??? Ефим Ильич узнал, что гора Арарат, как и Эльбрус, имеет две вершины. Только у Арарата они находятся далеко друг от друга, примерно на расстоянии 11 км. Фима узнал также, что гора Арарат  возникла в результате извержения двух вулканов, за которыми последовало сильнейшее наводнение, названное потомками  древних людей потопом. Узнал он также и то, что нет единства в названии местности и самой горы. Вот это было важно. Одни называли местность Армянским нагорьем, другие- Курдистанским. Арийским нагорье пока никто не называл. Здесь бы, конечно, Фиме пригодились карты географических открытий, ибо он точно знал, что объекты природы в разное время назывались по-разному, он вспомнил реку Ра, Танаис, Волгу, он предположил, что одновременно с названием реки Ра возникли названия Печора, Ангара, Истра, Ижора, а с названием Волги одновременно существовало название  Селенга. Но один пункт проблемы остался  нерешенным. Фиме не удалось узнать, кто и когда дал название горе. Фима знал, что названия обычно дают либо местные жители, либо заезжие путешественники, которые вписывают название в книги и карты, и оно начинает гулять по свету.

  Ефим Ильич с удовлетворением отмёл арийское происхождение названия Арарат, ибо армяне, эти индо-европейцы переднеазиатской расы, называют большую гору  «Масис», а маленькую- «Сис». Арабы же, как установил Ефим Ильич, называют гору АЛ-ДЖУДИ. В этом названии Ефиму Ильичу смутно представлялись семитские истоки. А как же Арарат??? И вот здесь пригодилась Википедия. Она гласила: « В Армении есть несколько объяснений происхождения названия «Арарат». Согласно версии армянского историка V века Мовсеса Хоренаци, оно произошло от слов Арай-Арат — «гибель Арата — седьмого армянского царя» в сражении с ассирийцами. Согласно другой версии, этимология названия «Арарат» связана с названием древнего царства «Урарту», упомянутой в Библии как «эрец-Арарат», а в некоторых древних иудейских рукописях — Урарат». Вторая версия была по душе Ефиму Ильичу. Он и сам предполагал неразрывную связь горы и государства- Арарат и Урарту. Его смущало только название рядом лежащей долины под названием Арафат. Арарат- Арафат. Очень похожие формы. Семитские формы. Успокоился Ефим Ильич только тогда, когда прочитал вот такую фразу: «Согласно мнению А. П. Новосельцева, описанному в его работе под названием «О местонахождении библейской „горы Арарат“», происхождение топонима «Арарат» неизвестно». Ефим Ильич обрадовался- всё ещё впереди !!! Нужно хорошенько изучить историю древнего сирийского народа - арамеев, арамейцев, их предшественников амореев, потомков пророка Адама, историю народа айсорского, оставшихся потомков ассирийцев и их праотца Арама.  У Фимы дух захватывало от обширности и древности проблемы, и он очень жалел, что в свое время не изучал аккадский , или ассиро-вавилонский язык, которым владела его сокурсница Лидия Рыбакова. 

    Ефим Ильич доверял летописцу Иосифу Флавию и купцу-путешественнику Марко Поло, которые свидетельствовали  об останках корабля- ««Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении. …Там люди набирают смолу для изготовления амулетов…», писал Иосиф Флавий, не зная ещё, что корабль и его останки уйдут из Армении в Турцию. …  « Вы должны знать, что в этой стране Армении, на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова»,- Марко Поло тоже не догадывался, что гора Арарат и территория, на которой находится Арарат, перешла от Армении  к Турции по Московскому и Карсскому договорам 1921 года.

        Кстати, Фиме стало немножко жалко армян, потерявших драгоценную реликвию, когда он прочитал  на армянском сайте вот такой жалобный текст:
«Это самая горькая утрата, с которой армяне не смирятся никогда. Несмотря на то, что Арарат находиться сегодня на территории Турции, лучшие виды святой горы видны именно со стороны Армении. Арарат вызывает восхищение у всех, кто видел его однажды. Пушкин в своем «Путешествии в Эрзрум» писал: «Казаки разбудили меня на заре… Я вышел из палатки на свежий утренний воздух. Солнце всходило. На ясном небе белела снеговая, двуглавая гора. «Что за гора?» - спросил я, потягиваясь, и услышал в ответ «Это прекрасный Арарат». Как сильно действие звуков! Жадно глядел я на библейскую гору. Да, он действительно прекрасный. Гора Арарат и озеро Ван символизируют древнюю, исчезнувшую родину армян. Те, кто видели озеро, отзываются о нем с восторгом. «У неба есть рай, у земли - озеро Ван».

14. Фимка и древние древности
       Маленький Ефим Ильич сидит в кровати и читает очень интересную книжку. Она называется «В древнем царстве Урарту». Фимке нравится всё. И горы, и пещеры, и два мальчика, бредущие в горах в поисках клада, и сам клад, который тает на глазах у открывателей, потому что свежий воздух проникает в пещеру. Ещё в детстве Фима задумывался над тем, почему так живучи мумии в саркофагах пирамид, и почему в открытых могилах так быстро тлеют кости и одежда усопших. Мать пророчила ему будущее археолога, но вся его археологическая карьера закончилась в Пенджикенте, на развалинах старого города, где он впервые увидел древний водопровод и каменную кладку древних стен. Правда, когда-то давно, будучи у родственников в Сибири, он посетил местные курганы, но раскапывать их не стал, слишком много времени для этого ему бы понадобилось.

      И вот теперь, постаревший изрядно и забытый коллегами-филологами, Ефим Ильич сидел в кресле и размышлял над происхождением названия той далёкой  страны, о которой читал в детстве,- Урарту. Ур, Урим, Урава, ураза, Урал, Урай, ураган, Угра, урина—нет, так нельзя!!! Мало ли созвучий в языках!!! Только история, только археология, только документы!!! Когда-то в студенчестве Фима с друзьями часто посещал залы Эрмитажа. В египетском зале он видел мумии в лодках, он рассматривал золото, серебро и хрусталь в царских залах, он читал клинописные строки на котлах и кувшинах, он лицезрел наскальные рисунки и клинопись Ахеменидов и Сасанидов, он держал в руках керамические плиточки со стихами восточных поэтов по краям четырехугольного поля, он слышал, что в Эрмитаже хранится самая древняя на Земле табличка с письменами. Это была шумерская табличка возрастом 5, 5 тысяч лет. Позднее он увидел эту табличку на рисунке- всего четыре знака. Тиара (корона), знак женщины, рука и ограда. Конечно, были рисунки подревнее, например, наскальные рисунки сибирских охотников, быки и олени на стенах пещер в Испании, но они были рисунками, не более того, пиктограммами, хотя некоторые преподаватели Фимы считали их первыми памятниками письменности на Земле. Письмом считали они и узелки кипу, и огонь на холме, и букет роз любимой. Фима сомневался в справедливости этих утверждений, но не возражал. А потом он узнал о находках археологов в шумерском городе Уруке (вновь УР-УР!!!) и о их возрасте – 5тысяч лет!! Знаменитые знаки «ТРИ черных козы»  оказались документами хозяйственной деятельности Урука.

       Резкий звонок домофона отвлёк Фиму от воспоминаний. Пришла Степанида. Она принесла лепёшки, СОЧНИ, испеченные на конопляном масле. Комната наполнилась телом и голосом Степаниды. «Ты тут, наверное, грешишь??- вопрошала она.- Смотри, сегодня Сочельник, ешь только  лепёшки. А завтра- Рождество Христово». Эх, Фима, он со своими древностями совсем забыл о Рождестве, и ему стало стыдно. Но он вспомнил, что сегодня не ел ничего, и с радостью взял степанидину лепешку. Она была ещё теплая, и Фима с наслаждением откусил кусок золотистого теста. Что означало это ритуальное поглощение сочня, Фима не знал, но догадывался. Степанида прошлась по кастрюлям, налила чего-то собаке и коту Эдмону, покопалась в шкафу и сказала, что она уходит праздновать Рождество и чтобы Фима вёл себя прилично. Фима обрадовался, потому что приход Степаниды прервал ход его размышлений, а размышления были важные.

   Когда Супруга ушла, Фима вдруг вспомнил своего старого родственника, уже покойного, который праздновал Новый год совсем в другое время, а Рождество Христа вообще не отмечал. Он ходил в синагогу и часто повторял, что мир начался 5 тысяч лет назад. Фима призадумался. А не была ли известна некая тайна мира этому родственнику и его друзьям, ходившим в синагогу??? Если и была известна, размышлял Фима, то только из Ветхого Завета. А эта книга, как полагал Фима, была составлена поздно, уже в 7 веке до н. э. Куда делись 4 тысячелетия до Ветхого Завета?? Конечно, они никуда не делись. Они частично воспроизведены в этой книге, но многое осталось за семью печатями. И Фима вспомнил Эпос о Гильгамеше, правителе города Урука, герое шумерских песен, мифов и вот этой самой Поэмы. Хорошо, что он посетил когда-то несколько спецкурсов на отделении Истории Древнего Востока. Он навсегда запомнил поход Гильгамеша за кедровым лесом, который тот совершил в 27 веке до н. э. И он опять пожалел, что не учился , как его знакомая девушка Лида, аккадскому языку. Очень смутно помнил Фима войны шумеров с соседями на территории Двуречья и Иранского нагорья, царя города Вавилона Хаммурапи и его законы, войны с хеттами, которые ограбили Вавилон и ушли, оставив его горному племени касситов, воинственных ассирийцев, пришедших на смену аккадцам. Фима запутался в ассирийцах и арамейцах, но одна деталь его поразила. Оказывается, Иисус Христос, рождение которого отмечают сейчас многие православные, говорил на арамейском языке!!!

     Перелистывая страницы справочников и древних книг своей библиотеки, Фима впервые задумывался над фактами, которые пропускал прежде. Вот сошлись три великих народа древности- ассирийцы, хурриты из Урарту ( предки многих народов Кавказа) и скифы. Урарту разбита скифами. Ассирия переживает самый яркий и последний взлет. Начинается великое насильственное переселение народов. Именно тогда происходит знаменитое «ассирийское пленение  евреев». Десять колен народа Израилева было уведено и ассимилировано с ассирийцами. Ассирия того периода прославилась жестокостью своих воинов, своими боевыми псами, натасканными на людей, своим оружием, броней и осадной техникой. Жертвами  военной машины ассирийцев стали эламское царство, Палестина, Египет. Из политических игр вышел Вавилон, этот «колосс на глиняных ногах», появилось царство Мидия с новым видом боевого искусства- конницей. В Месопотамии процветала Нововавилонская держава во главе с Навуходоносором. Жрецы и купцы державы предали страну, сдав Вавилон без боя персидской армии.

    Ефим Ильич отметил, что историки и летописцы не были единодушны в своем мнении  о причинах гибели Вавилона. Но Вавилон был разрушен, золотая статуя бога Мардука  была увезена победителями в новую столицу новой Ассирии Ниневию. Потомкам досталась  знаменитая библиотека царя Ашшурбанапала. По глиняным табличкам-книгам были восстановлены «Эпос о Гильгамеше» и миф о всемирном потопе. Ефим Ильич ликовал.  Колыбель цивилизации, культуры и человеческого гения, его веры и убеждений находится не в Европе и не в Америке, она скрыта в руинах и песках между Тигром и Евфратом, она простирается до Средиземного моря и через Ханаан достигает Нила.

  За окном раздались залпы салюта. Ефим Ильич глубоко вздохнул и подошел к окну. В небе полыхали и падали вниз со свистом и шипением  огни праздника. «С Рождеством, Ефим Ильич»,- сказал сам себе Фима и удовлетворённо потянулся всем телом.
 


Рецензии