Ситуация в Чечне и вокруг Чечни 2006
Исследования, проводившиеся ВЦИОМ на протяжении последнего года, показывают, что общество фиксирует определенный прогресс в решении чеченской проблемы, достигнутый как за все время правления В. Путина, так и в самое последнее время. Так 41,5% опрошенных полагают, что за последние пять лет ситуация в Чечне улучшилась, 12,3% - что ухудшилась, 34,9% не видят существенных перемен ни в лучшую, ни в худшую сторону.
Также положительный баланс оценок наблюдается и в оценке ситуации в Чечне за последний год, несмотря на достаточно драматическое развитие событий, связанное с гибелью Президента республики Ахмада Кадырова в мае 2004 года. По мнению 32,1% опрошенных, ситуация за последний год изменилась к лучшему, 9,5% видят изменения к худшему, а 45,4% не видят никаких существенных изменений. Что же происходит в последнее время в Чечне? Как считает большинство россиян (65,2%), так еще далеко до реального мирного урегулирования, идет противостояние, партизанская война. Только 18,9% опрошенных видят в Чечне реальный процесс мирного урегулирования. И перемены к лучшему. Которые фиксируются общественным мнением, это скорее не прекращение войны, а лишь некоторое снижение ее «градуса».
Но и «мир» в Чечне не воспринимается однозначно. Новый чеченский порядок, связанный в первую очередь, с ее лидерами – представителями династии Кадыровых – не вызывает у россиян слишком большого доверия и сочувствия. Относительно покойного Ахмада Кадырова мнения разделились примерно пополам. Так 27,8% опрошенных относится к этому политику позитивно, готовы согласиться с его оценкой как выдающейся личности, много сделавшей для нормализации отношений между Чечней и Россией, в то же время 23,1% оценивают его деятельность скорее негативно. Для этой части россиян А. Кадыров – один из бывших боевиков, а его деятельность принесла больше вреда, чем пользы для России. Около 50% не смогли сформулировать собственное мнение об А. Кадырове. В связи с развернувшейся в начале 2005 года дискуссии об установке в Москве памятника А. Кадырову и переименовании в его честь одной из улиц в московской новостройке, мнение россиян носит преимущественно негативный характер – 67,7% против, в том числе, 36,8% опрошенных – категорически против. «За» – около 16%, в том числе, безусловно за – 5,6% опрошенных россиян. Таким образом, А. Кадыров скорее не воспринимается как позитивная фигура в новейшей истории России, а его заслуги если и признаются, то скорее лишь на региональном, чеченском уровне.
Больше симпатий вызывает у россиян сын покойного президента Чечни Рамзан Кадыров, который сегодня является самой влиятельной фигурой в Чеченской республике.35,4% опрошенных позитивно оценивает его деятельность, а 19,8% считают, что он приносит России больше вреда, чем пользы. Однако его цели в отношении России также не вполне ясны для россиян. Так 31,7% уверены, что Рамзан Кадыров лоялен по отношению к России и проводит в Чечне курс федеральных властей, а 27,7% видят в нем скорее местного диктатора, который стремится установить в Чечне собственный порядок, не считаясь с интересами России.
Не понятно многим и то, кто контролирует сегодня ситуацию в Чечне, и контролируется ли она вообще кем-либо. 24,8% считают, что эту республику контролируют федеральные власти, и только 6,9% - что это делают официальные власти во главе с новым президентом Чечни Алу Алхановым. 12,9% видят «центр власти» в Чечне в руках Р. Кадырова и его окружение, а 11,8% полагают, что реально республикой распоряжаются чеченские сепаратисты и боевики. 27,1% видят в нынешней Чечне полный хаос и считают, что ее вообще никто не контролирует.
Кто сегодня реально контролирует ситуацию в Чечне?
Федеральные власти 24,8
Официальные власти республики во главе с А. Алхановым 6,9
Рамзан Кадыров и его окружение 12,9
Чеченские сепаратисты и террористы 11,8
Никто не контролирует 27,1
затруднились ответить 16,5
Недопустимым для большинства россиян (54,0%) кажется установившаяся в нынешней Чечне практика, когда многие бывшие боевики работают в органах власти и правоохранительных органах Чечни. 7,7% считают эту практику нормальной, а 29,1% считают ненормальной, но допустимой в целях укрепления шаткого мира в Чечне. Не испытывают россияне и чрезмерных надежд и ожиданий в связи с ноябрьскими выборами парламента Чеченской республики. По мнению 51,0% опрошенных, они станут лишь формальностью, которая мало повлияет на реальную ситуацию в Чечне. 53,8% опрошенных выражают сомнение в том, что выборы в Чечне будут носить свободный и демократический характер.
Чечня стала хронической болезнью российской государственности, которую невозможно излечить быстро и радикально. Только 15,3% россиян считают, что полноценную мирную жизнь в Чечне удастся наладить в самые ближайшие годы. 42,2% считают, что на мирное урегулирование в Чечне уйдут многие годы, 29,0% считают, что Чечня будет в обозримом будущем всегда оставаться источником напряжения и конфликтов, а 8,0% прогнозируют, что рано или поздно России придется признать независимость Чечни от России. Не является эффективным путем решения чеченского узла и возможное начало переговоров с чеченскими сепаратистами, к чему призывают многие западные политики и российские правозащитники. 61,7% россиян не готовы поддержать подобное развитие событий. За переговоры выступают около 30% опрошенных, причем лишь 8,8% полностью поддерживают идею переговоров. Нет единства общественного мнения и по вопросу об экономической политике, которую должен проводить в отношении Чечни федеральный центр, однако большинство опрошенных склоняется к необходимости ужесточения этой политики. 43,2% полагают, что следует прекратить всякую помощь Чечне, пока местные власти не смогут там навести элементарный порядок, 31,0% полагают, что бюджетные целевые программы, направленные на восстановление экономики и мирной жизни в Чечне , следует выполнять, но только под непосредственным контролем федерального центра. Только 4,6% поддерживают требования чеченских лидеров о предоставлении Чечне налоговых льгот и права самостоятельно распоряжаться добываемой в недрах Чечни нефтью. 74,7% опрошенных полагают, что предоставление каким-либо регионам, в том числе и Чечни несправедливо, по их мнению Чечня должна пользоваться теми же правами и обязанностями, что и другие регионы России. 57,7% считают, что предоставление Чечне в ее нынешнем виде экономической самостоятельности принесет этой республике больше вреда, чем пользы. По мнению 33,4% россиян, это усилит сепаратистские настроения в Чечне, обеспечит сепаратистов экономическими и финансовыми ресурсами, по мнению 25,2% - лишит федеральный центр реальных рычагов влияния на ситуацию в Чечне, по мнению 24,4% - приведет к тому, что другие республики (Татарстан, Башкирия и др.) также начнут настаивать на большей экономической самостоятельности и контроле над своими природными ресурсами.
Обсуждается вопрос об экономической политике в отношении Чечни. Каково Ваше мнение на этот счет?
Чечне следует предоставить экономические и налоговые льготы, включая право самостоятельно распоряжаться своей нефтью 4,6
В Чечне следует организовать свободную экономическую зону 9,8
Чечне следует предоставить бюджетное финансирование и целевые программы под строгим контролем центра 30,9
Следует прекратить всякую финансовую помощь Чечне, пока там не будет наведен порядок и не обеспечено целевое расходование выделяемых средств 43,2
затруднились ответить 11,4
В начале 2004 года в Чечне произошло знаковое событие – был ликвидирован лидер непризнанной «Ичкерии» Аслан Масхадов. Это событие встретило одобрение общественного мнения в России. 42,5% посчитали, что уничтожение Масхадова принесет России больше пользы, 11,3% - что больше вреда. 79,3% россиян считают вполне оправданной практику физического уничтожения лидеров боевиков. 78,7% считают покойного Масхадова таким же боевиком и террористом, как Шамиль Басаев или захватчики «Норд-Оста». Однако сама по себе гибель Масхадова вряд ли что-либо изменит (так считают 58,2% опрошенных). Она никак не скажется ни на стабильности внутри Чечни, ни на угрозе террористических актов за пределами Чечни.
Свидетельство о публикации №211091800900