Раскол партии Родина - 2005

«Родина»: раскол на «рогозинцев» и «бабуринцев»

В декабре 2003 года «Родина» стала главной сенсацией избирательной кампании. Попав в струю магистрального запроса, она набрала, причем с первого захода, более 8% голосов, но ее электоральный потенциал выглядел еще  больше, за «Родиной» ощутимо угадывались идеологические контуры будущей «партии власти». Однако последовавший вскоре конфликт между лидерами «Родины» С. Глазьевым и Д. Рогозиным серьезно ударил по имиджу блока, особенно его федеральной верхушки, и, согласно данным опросов, последние полтора года блок располагал примерно 4,5-6,5% сторонников от общего числа избирателей. Даже активность в период «льготного кризиса» не дала «Родине» существенной прибавки голосов, хотя в ряде регионов она и добилась значимых успехов на выборах местных законодательных собраний. В начале июля нынешнего года в «Родине разразился новый кризис, на этот раз конфликт между Д. Рогозиным и С. Бабуриным, завершившийся формальным расколом блока на две «Родины». Как отразился этот новый конфликт на общественном восприятии блока?
Исследование показало, что в отличие от ситуации с С. Глазьевым в начале 2004 года, нынешний раскол вряд ли сам по себе существенно отразится на позициях блока, хотя значительная часть избирателей придерживается в этом отношении более пессимистических оценок. Действительно, уж слишком велики различия в популярности Д. Рогозина и С. Бабурина. Однако, если в первый месяц после исхода «бабуринцев», «Родина» имела 5,4% твердых сторонников, намеренных за нее проголосовать,  то в последующие месяцы ее рейтинг снизился за отметку в 4% и держался на этом уровне все последующие месяцы 2005 года.
Хотя число активных сторонников блока не так уж много (безальтернативный рейтинг, когда другие партии не предлагались, составил 6,9%), он располагает большой электоральной «периферией», то есть теми, кто симпатизирует блоку, но по разным причинам пока намерен голосовать за другие партии – таких 22,2%. Число же тех, кто негативно относится к блоку, существенно меньше – всего 10,1%. Остальные относятся к блоку безразлично (44,1%), или затрудняются выразить к нему свое отношение. Эти цифры говорят о сохраняющемся значительном электоральном резерве, который мог бы проголосовать за «Родину» в случае разочарования в других партиях, в первую очередь, в «Единой России»  (среди ее сторонников 26,4% относятся к «Родине» с симпатией и только 8,9% отрицательно) и КПРФ (соответственно, 30,0% против 6,4%), в несколько меньшей степени ЛДПР (25,5% против 11,7%). Таким образом, идеологическая платформа «Родины» в целом и сегодня остается приемлемой практически для всех значимых политических сил, может быть, кроме правых либералов.

Каково в целом Ваше отношение к блоку «Родина»? Поддерживаю, готов проголосовать за него на выборах 6,8
Отношусь с симпатией, но не уверен, буду ли за него голосовать 22,1
Отношусь безразлично 44,0
Отношусь отрицательно 10,2
Затруднились ответить 16,3

Сам конфликт основной части «Родины» с отколовшейся группой С. Бабурина получил достаточно широкую огласку и привлек внимание общественного мнения. 59,4% опрошенных в той или иной степени информированы о конфликте, причем около 16% внимательно следят за развитием ситуации вокруг блока «Родина». Только 32,7% опрошенных россиян ничего не слышали о конфликте.
Конфликт между Д.Рогозиным и С. Бабуриным произошел в тот период, когда, благодаря широкой информационной поддержке, первый из них прочно утвердился в глазах общественного мнения в качестве лидера блока «Родина». В этом качестве он сумел вдвое опередить прежнего лидера – С. Глазьева, в свое время приведшего блок к успеху на выборах. Сегодня о С. Глазьеве стали подзабывать, он «выпал» из ведущих информационных и аналитических передач. И на вопрос, кто из трех лидеров в наилучшей степени подходит на роль лидера блока, 22,0% называют Д. Рогозина, 11,4% - С. Глазьева, и лишь 3,5% С. Бабурина. Еще более определенными в пользу Д. Рогозина являются настроения тех, кто сегодня намерен голосовать за «Родину». Среди них 79,1% видят своего лидера в Д. Рогозине, 11,6% - в С. Глазьеве и лишь 2,3% - в С. Бабурине. Качественные исследования подтвердили тот факт, что население не видит в С. Бабурине самостоятельного крупного политика, лидера, а скорее – политическую фигуру второго плана. Его претензии на самостоятельную фракцию, причем с тем же названием «Родина», кажутся малообоснованными. Фактически, среди тех, кто сегодня поддерживает «Родину», сторонники собственно С. Бабурина и его группы составляют ничтожное меньшинство.

Кто из членов фракции «Родина», на ваш взгляд, в наилучшей степени подходит на роль лидера этого блока? Глазьев 11,4
Рогозин 22,0
Бабурин 3,4
Другой член фракции 0,6
Никто из них не подходит 17,1
затруднились ответить 44,9


Не случайно 17,6% опрошенных хотели бы, чтобы название «Родина» осталось только за группой Д. Рогозина, и только 2,7% - за группой С. Бабурина. Не кажется привлекательной идея зарегистрировать оба блока с тем же или близким названием – за две «Родины» в Государственной Думе выступают только 7,2% опрошенных. Впрочем, название блока не слишком сильно волнует избирателей – для 2/3 опрошенных этот вопрос не имеет принципиального значения. Среди нынешних сторонников «Родины» 66,3% выступают за то, чтобы брэнд «Родина» остался только за Д. Рогозиным, 2,3%  - за С. Бабуриным, только 6,9% готовы поддержать наличие в Думе двух «Родин».

После раскола образовалось две соперничающих партии под одинаковым названием «Родина». одну из них возглавляет  Рогозин, другую – Бабурин. Как, по Вашему мнению, следует поступить в этой ситуации органам юстиции? Следует зарегистрировать оба блока с одним и тем же или близкими названиями 7,2
Следует оставить название «Родина» только группе Рогозина 17,6
Следует оставить название «Родина» только группе Бабурина 2,7
Следует оставить название «Родина» только группе Глазьева 6,6
Мне это безразлично 40,4
затруднились ответить 25,3

И все же раскол – это всегда плохо, всегда опасно для перспектив блока. Дело даже не столько в собственно «исходе» группы С. Бабурина, сколько в самой тенденции. Блок, который изначально многими рассматривался как «ядро» для консолидации самых разных политических сил, не только не собирает вокруг себя политическую элиту, но теряет и своих прежних сторонников. В результате лишь 5,7% опрошенных считают, что конфликт  укрепит блок, приведет к его сплочению и консолидации. 33,7% считают, что вероятен окончательный распад блока, по мнению 22,0% - ничего существенного после ухода группы С. Бабурина в «Родине» не произойдет.
Таким образом, можно сделать вывод, что конфликт в «Родине» привлек достаточно широкое внимание россиян. При этом интерпретация конфликта общественным мнением однозначно в пользу «рогозинского большинства». Именно за «рогозинцами» и следует оставить, по их мнении, брэнд «Родина». Сам Д. Рогозин за последний год стал восприниматься как лидер блока и соответствующей политической партии, а о другом лидере – С. Глазьеве – стали забывать, его имидж существенно потускнел. Что же касается С. Бабурина, то он вообще не воспринимается в качестве одного из лидеров «Родины», среди ее электората он практически не имеет своих собственных массовых сторонников. И после раскола блок «Родина» сохраняет весьма значительный электоральный потенциал, как минимум вчетверо превышающий ее нынешний рейтинг. «Родине» сочувствуют многие сторонники «Единой России», КПРФ и ЛДПР.


Рецензии