Скажут ли Гайдару спасибо - 2007

Пятнадцать лет гайдаровским реформам. Дождется ли Гайдар «спасиба» от россиян?

Через пятнадцать лет после начала экономических реформ, связываемых с именем Е. Гайдара, россияне продолжают относиться к ним в целом негативно. По их мнению, они не были вызваны объективной необходимостью, в 1991 году следовало  избрать иной, более постепенный курс реформирования, который бы не вызвал столько негативных последствий. В качестве основных завоеваний реформ можно отнести ликвидацию дефицита товаров и услуг, создание основ рыночной экономики, повышение экономической самостоятельности и активности граждан. Однако главные задачи – повышение уровня жизни, повышение эффективности производства, демократизация общества – выполнены так и не были.
По прошествии пятнадцати лет число тех, то, по их оценке, живет хуже, чем в 1991 году,  несколько превышает число тех, кто живет лучше. Однако и те, кто стали жить материально лучше, связывают эти улучшения отнюдь не с деятельностью «правительства реформ».
Большинство россиян видит определенную преемственность курса нынешнего правительства реформам 90-х, но отмечает и существенные различия. По их мнению, рыночные реформы были необходимы, но методы, которыми они осуществлялись, оказались ошибочными.


Пятнадцать лет назад в России началась реформы, которые остались в памяти как название «гайдаровские». Хотя формально Е. Гайдар был всего лишь Вице-премьером тогдашнего «правительства реформаторов» (обязанность премьера взял на себя сам Б. Ельцин, «прикрывая» своих молодых коллег), именно он был главным идеологом начавшейся радикальной экономической реформы, первой значимой акцией которой стала либерализация цен в январе 1992 года. Сегодня, по прошествии пятнадцати лет,  мнения россиян о той реформе по-прежнему раскалывают общество. Сами «реформаторы», включая Е. Гайдара, пытаются доказать, что «иного было не дано», без шокотерапии невозможно было оттащить страну от края пропасти, где она оказалась в 1991 году, страну ждали голод и гражданская война.  Несогласные с этой оценкой полагают, что были и иные пути реформ, которые бы не привели к столь негативным последствиям – резкому падению уровня жизни, промышленного и сельскохозяйственного производства, кризисных явлений, которые в начале 90-х охватили практически все сферы жизни страны. Сложность в ретроспективной оценке тех событий связана и с определенной «забывчивостью» некоторой части россиян, которые, оценивая реформы Гайдара, предпочитают сравнивать относительно «сытые» и благополучные времена советской эпохи,  с тем, что произошло в 90-е, как бы вычеркивая из памяти разруху, которая началась в стране еще задолго до прихода в правительство Е. Гайдара и его команды.
Как показал опрос, проведенный ВЦИОМ специально к юбилею начала реформ, Е. Гайдар вряд ли дождется от россиян «большого и крепкого спасиба». Только 2% опрошенных сегодня оценивают деятельность «правительства Гайдара» как безусловно позитивную, и еще 15% - как скорее позитивную. Напротив, безусловно негативную  оценку дают 27% россиян и еще 31% - скорее негативную. Конечно, эти оценки существенно зависят от политических симпатий опрашиваемых. Так среди сторонников КПРФ 75% дают негативные оценки правительству реформ, в том числе 51% - безусловно негативные. Однако и среди наиболее лояльной к деятельности Е. Гайдара части населения, которое намерено голосовать за СПС или Яблоко, также преобладают негативные оценки, хотя и с существенно меньшим разрывом – 28% относятся позитивно и 52% - негативно. Если среди молодежи до 25 лет негативно к реформам Гайдара относятся чуть более 50%  опрошенных, то среди тех, кому за 60 лет – более 70%.
Нет единого мнения о мотивах и результатах деятельности «правительства Е. Гайдара». С тезисом Е. Гайдара о том, что его правительство спасло страну от разрухи, надвигающегося голода, заложило основы рыночной экономики согласны только 6% опрошенных (и 16% сторонников СПС и Яблока). 18% россиян считают, что правительство реформаторов действовало в правильном направлении, но не смогли добиться всего, на что рассчитывали, так как сделали слишком много ошибок. Таким образом, суммируя обе приведенные цифры, 24% россиян считают, что путь, избранный Е. Гайдаром был в целом правильным. 53% опрошенных придерживаются иного мнения, отрицая сам путь радикальной шокотерапии, предложенный Е. Гайдаром. Из них 28% полагают, что Е. Гайдар и его товарищи ошиблись, избрав неверный путь реформирования, хотя и «хотели как лучше». Но почти столько же – 25% опрошенных россиян – подозревают Е. Гайдара в «злом умысле». По их мнению, путь реформирования через шокотерапию был не только неправильным, но и избран вполне сознательно с целью разрушения экономики страны. Так в сознательном «вредительстве» подозревают Е. Гайдара 50% сторонников КПРФ и 36% сторонников ЛДПР.   Такое негативное отношение к деятельности Е. Гайдара характерно скорее для старшего поколения, так как молодежь в большинстве своем либо вообще не берется оценить ту, уже давнюю для них историю (53%), либо выражает скорее сдержанное одобрение избранному Е. Гайдаром курсу (15%).
Не находит понимания у нынешнего поколения россиян и любимый тезис Е. Гайдара, согласно которому у страны в тот период просто не было иного пути реформ, кроме шокотерапии. 50% опрошенных считают, что был и другой вариант действий в тех условиях, который мог бы принести меньше негативных последствий. И только 19% опрошенных согласны с тем, что на конец 1991 года «иного было не дано», никакие другие меры. Кроме освобождения цен и шоковой приватизации не смогли бы спасти экономику страны от неминуемого краха.
Что же следовало предпринять на рубеже 1991 и 1992 годов? На вопрос, что бы они посоветовали правительству страны, повторись то время, только 3% опрошенных готовы были бы посоветовать начать радикальные рыночные реформы «по-гайдаровски». Чуть больше четверти дали бы самый консервативный совет – ничего не менять принципиально, сохранить социалистическую экономику (27%). Однако большинство россиян не готовы были посоветовать ни ту, ни другую крайности. 62% опрошенных дали бы «серединный» совет – рыночные реформы проводить, конечно, надо, но постепенные, сохраняя за государством необходимые рычаги управления, включая контроль над важнейшими секторами экономики. Лишь сторонники КПРФ в своем большинстве предложили бы сохранение социалистической экономики, а «серединный» путь поддержали бы все иные группы общества, включая и тех, кто сегодня готов голосовать за «правые» партии – СПС и Яблоко.
Если кризис 90-х может быть во многом отнесен на «мучительный переход» к рынку, то прошествии пятнадцати лет уже вполне можно подводить предварительные итоги политике экономических реформ. Главный критерий – это уровень жизни «до» и «теперь».   38% опрошенных россиян и сегодня бы выбрали «до», по их оценке в 1991 году они жили лучше, чем сейчас (23% намного и 15% - несколько). 27% выбрали бы «теперь». По их оценке сейчас они живут лучше, чем в 1991 году (7% значительно лучше и 20% несколько лучше). Еще 21% опрошенных не видят разницы между своим уровнем жизни в 1991 году и сегодня.   Естественно, что особенно часто выбирают возвращение в 1991 год наиболее пожилые граждане.
Впрочем, как показало исследование, сказать «спасибо» Гайдару не намерены и те, кто, по их собственной оценке, сегодня живет лучше, чем в 1991 году. Только 6% из них связывает рост своего благосостояния с результатами рыночных реформ,  начатых Е. Гайдаром в 1991-92 гг. 47% полагают, что стали жить лучше только благодаря собственным усилиям на «материальном фронте», 32% благодарят за «хорошую жизнь» уже нынешние власти, В. Путина и действовавшие при нем правительства. Еще 8% во всем благодарят «счастливый случай» - удачные для страны цены на нефть и газ, выигрыш лотерейного билета или успешный поход в зал игровых автоматов.
Зато те, кто остался «на бобах», во всем готовы винить именно реформаторов. 30% из тех, кто сегодня живет хуже, чем в 1991 году, связывает свои неудачи именно с провалом политики рыночных реформ, начатых в 1992 году, 11% - с неблагоприятным для страны стечением обстоятельств, 10% - с провалами уже нынешнего руководства страны и только 6% с личными неудачами, низкой активностью, неумением работать и зарабатывать деньги.
И все же, если подходить объективно, что можно оценить как «плюсы» деятельности правительства реформаторов, а что – как минусы?  Что из обещанного ими было выполнено, а что – нет?
Повысить уровень жизни населения? Скорее нет (26% - да и скорее да; 63% -  нет и скорее нет).
Вывести страну из экономического кризиса? Скорее нет (27% - да и скорее да; 61% - нет и скорее нет).
Ликвидировать дефицит товаров и услуг? Вот тут скорее да (69% - да и скорее да, 21% - нет и скорее нет).
Создать основы рыночной экономики? Тоже скорее да (53% - да и скорее да, 31% - нет и скорее нет).
Остановить рост цен, укрепить рубль?  Скорее нет (памятен пресловутый дефолт). 18% - да и скорее да; 71% - нет и скорее нет.
Повысить эффективность промышленности, сельского хозяйства путем перехода на рыночную конкуренцию? Безусловно нет (14% - да и скорее да, 75% - нет и скорее нет).
Повысить престиж страны в мире? Скорее нет (30% - да и скорее да, 56% - нет и скорее нет).
Укрепить демократической строй в стране (согласно мнению, что частная собственность является основой политической демократии)?  Скорее нет (31% - да и скорее да, 52% - нет и скорее нет).
Привить россиянам самостоятельность, инициативу, ответственность за себя и свою семью? Вот тут снова скорее да (42% - да и скорее да, 43% - нет и скорее нет).
Хотя в сегодняшней России и продолжается рыночная экономика, только 9% опрошенных россиян видят преемственность нынешней экономической политики «гайдаровскому» курсу 1992 года. Среди этой немногочисленной группы преобладают совсем не сторонники рынка, а, напротив, его радикальные антагонисты (особенно много сторонников КПРФ). 29% придерживаются диаметральной точки зрения, согласно которой нынешний курс радикально отличается от той политики, которая проводилась в начале 90-х годов. Так особенно часто считают сторонники ЛДПР. Однако больше всего тех (37%), кто все-таки видит определенную преемственность экономического курса, но отмечает и существенные различия.
В результате реформ, начатых в 90-е годы, в стране не только изменилась экономическая политика.  Сменился общественный строй, изменились условия жизни людей в целом, мы действительно стали жить в другой стране. Оправдались ли эти перемены? Правильным ли мы пошли курсом?
Только 18% россиян готовы полностью оправдать избранный путь. По их мнению, перемены были болезненны, но необходимы, и рано или поздно должны принести свои плоды. Это точка зрения сторонников «правых» партий и частично – «Единой России». С этой оценкой согласна и значительная часть молодежи.
40% россиян считают в целом курс на создание рыночной экономики правильным, но отрицают методы, какими это было сделано. Это самая большая, «серединная» часть общество. С этой точкой зрения согласны сторонник большинства центристских политических сил.
И, наконец, 24% россиян считают курс на создание рыночной экономики  ошибочным в принципе, по их мнению, все необходимые преобразования следовало делать в рамках концепции социалистической экономики. Эта точка зрения находит своих сторонников среди электората КПРФ,  значительной части пожилых граждан.


Рецензии