Индейцы Калифорнии. Мохаве

Мохаве, Mohave. Самоназвание ахамакаве (аha macave) – «живущие вдоль воды» – племя индейцев Калифорнии, проживающее в настоящее время в двух резервациях на реке Колорадо. До того как мохаве были вытеснены в резервации американскими войсками, их земли простирались от Чёрного каньона в Колорадо и до долины Квечан, где начинались земли других племён. С точки зрения современных топонимов, северные границы их земель находились в районе Гуверовской дамбы, а южные в 160 км южнее, за Паркеровской дамбой. Язык мохаве относится к речной юманской ветви семьи юма-кочими. Он состоит из 10 различных диалектов, а носители языка проживают на территории от Нижней Калифорнии и северной Соноры в Мексике до юга Калифорнии и запада Аризоны в США.

 Мохаве верили в бога-творца Мутавилья, который дал им имена и заповеди, и в его сына (в других источниках брата) Мастамбо, который даровал им реку и научил выращивать растения, ловить рыбу и охотиться. Мастамбо рассказал людям, что такое день и ночь, показал, как надо добывать огонь и строить жилище. Когда люди всему этому научились, Мастамбо поселил их вдоль реки. Мохаве исторически делятся на три группы: северные, центральные и южные, проживающие оседло вдоль реки Колорадо на пересечении штатов Невада, Калифорния и Аризона. Антропологически мохаве были высокого роста, атлетического телосложения, с правильными американоидными чертами лица. Длинные черные волосы мохаве сворачивали в рулоны на затылке и для укрепления прически смазывали их грязью. Мужчины и женщины, как правило, ходили с голым торсом, прикрывая лишь нижнюю часть тела. Женщины племени считались общепризнанными модницами, так как искусно выводили на своем лице различные магические татуировки, волосы украшали мехом кролика. Татуировки для мохаве имели символическое значение. По поверию, у кого отсутствовала татуировка, после смерти отправлялся не в мир предков, а в крысиную нору. Татуировками мохаве метили захваченных пленников, указывая на то, что они их собственность. Поскольку их уклад формировался около реки, то мохаве достигли успехов в ирригации и орошении.  Мохаве выращивали тыквы, кукурузу, дыни, фасоль.

 Кроме сельского хозяйства мохаве не брезговали и собирательством, добывая коренья, дикие семена и бобы мескита. Для охоты мохаве изготавливали ловушки, а для рыбной ловли сети. Возделыванием сельскохозяйственных культур у мохаве занимались как женщины, так и мужчины. Мужчины больше занимались оросительными работами, а женщины сбором урожая. Мохаве, проживавшие на берегах реки Колорадо, строили травяные викиюпы (вигвамы). В южных, пустынных районах они строили землянки обмазанные глиной с плоской крышей. Такой тип вигвама позволял сохранять прохладу летом и тепло зимой. Селения мохаве были малыми и немногочисленными, разбросанными по всей территории их обитания. Они редко передвигались по реке и поэтому лодок и каноэ практически не строили. Для рыбной ловли и пересечения реки мохаве использовали бальсовые плоты. В целом – мохаве прирожденные пехотинцы, и поэтому они предпочитали передвигаться не по реке, а по ее берегам. Мохаве вели оживленную торговлю с племенами тихоокеанского побережья, куда они отправлялись по проторенному пути за предметами, которые не были для них доступны в пустынной местности.

 Традиционно женщина мохаве являлась хранительницей домашнего очага, а мужчина охотником и воином.  До пяти лет воспитанием детей занимались женщины. После процесс воспитания мальчиков переходил к отцам и дедушкам, а девочек продолжали воспитывать матери. Дети мохаве росли в гармонии с окружающей природой и учились всему, чему можно было научиться у животных и птиц. Мохаве слыли грозными и жестокими воинами, которые защищали свою территорию с огромным неистовством, проявляя чудеса храбрости. Они считались непревзойденными пловцами и ныряльщиками, кроме этого, им не было равных в беге. Мохаве, до приручения лошади, ходили в военные похода за добычей на сотни миль от своей территории. Независимо от наличия татуировок, воины раскрашивали свои волосы, тела и лица боевой раскраской, которая являлась необходимым атрибутом при исполнении воином религиозных церемоний. После битвы воины мохаве скальпировали противника, и особенно почетным считалось вырезать его челюсть, украсив ею свои доспехи. Захваченных в бою часть пленников мохаве приносили в жертву небесам, других превращали в рабов. Накануне возвращения из похода воины мохаве проходили очистительные обряды на возвышенностях. Воины верили, что темные силы будут следовать за ними на пути домой, если не пройти очищение. Основным оружием на войне и на охоте у мохаве считался, конечно же, лук. Луки они делали преимущественно из ивы величиной в человеческий рост. Кроме этого, как дополнительное оружие, мохаве использовали клуб (рогатку), которую изготавливали из мескитового дерева, жгут для рогатки делали из нескольких слоев скрученных сухожилий, смазанных пектином.  В качестве снаряда использовались речные камни. В рукопашную схватку воины мохаве вступали с коротким копьем и кожаным щитом. Из ремесел у мохаве развивались керамика и производство изделий из кож. Керамические сосуды, и посуда использовались для бытовых нужд. В отличие от других калифорнийских народов мохаве не профилировали корзиноплетение. Их плетеные сосуды походили на плоские большие тарелки. Корзины мохаве обменивали в ходе межплеменной торговли. Тем не менее мохаве плели ловушки, сети, детские люльки. Технология плетения мохаве отличалась от других калифорнийцев и считалась более грубой. Из кожи мохаве шили практичные сумки и кошельки  для хранения семян бобов, сушеного мяса, а также набедренные повязки для мужчин и короткие женские юбки. В холодные сезоны мохаве носили пончо из шкуры и меха кролика. В отличие от большинства племен Калифорнии мохаве никогда не носили мокасины. В летнее время они передвигались босиком или надевали легкие, сделанные из сухой травы сандалии. Головных уборов, как у равнинных племен, у мохаве не было. Иногда в волосы, свернутые в рулон, мужчины вплетали перья. Продукты мохаве хранили в больших амбарах и вырытых в земле ямах. Зерновые и бобовые перед хранением подвергали предварительной сушке.

Род мохаве вели по мужской линии. Роды подразделялись на кланы, которые также были патрилинейными.  Мужчины клана в повседневной жизни отзывались не на имена, которые получали при рождении, а на псевдонимы, которые им присваивались кланом, потому что мужские имена мохаве были одинаковы и соответствовали названию клана. Например, в клане Койота все мужчины назывались именем Койот. Псевдонимы соответствовали названию тотемного животного, покровительствовавшего тому или иному мужчине. По имени, полученному при рождении, мужчин называли только в момент проведения религиозных обрядов. Все женщины клана получали при рождении также одинаковые имена. Если мать в клане звали Маха, то и всех родственниц соответственно тоже Маха с добавлением окончания «там» –Маха Там. Мужчины клана считались предками женщин. Этой традиции мохаве перестали  придерживаться с середины ХIХ века. Клан возглавлял лидер. Он мог передавать лидерство по наследству. Из числа клановых лидеров выбирали вождя племени, который выполнял чисто военные функции: организация защиты территории и военных походов. Таким образом, каждое из трех племенных подразделений мохаве имело своего военного вождя. Нередко количество военных вождей у одной племенной группы мохаве доходило до трех человек. Наряду с военными вождями существовали постоянные мирные  вожди, управлявшие племенной группой и передававшие свою власть по наследству. Между ними и военными вождями часто возникало противоборство, так как военный вождь обладал неограниченными возможностями по сплочению воинов племени, и всегда мог свергнуть неудобного ему наследственного вождя. Поэтому мирные вожди предпочитали конструктивные отношения с военными лидерами племени, всячески стараясь поддерживать их авторитет. Первые упоминания о мохаве появились в 1604 году в отчете испанской экспедиции Хуана де Онейта. Мохаве дружественно встретили диковинных людей гонца Онейта Маркеса, преподнесли им дары, устроили по случаю их встречи пир. В последующие 165 лет ничего не известно о контактах мохаве с испанцами. Но доподлинно установлено, что мохаве были прекрасно осведомлены об испанской экспансии в Калифорнию и Аризону от соседних племен. В культуре мохаве в этот период появляется пшеница, которую мохаве,  видимо, обменивали у соседей. В 1776 году  землю мохаве впервые посетили францисканцы во главе с отцом Франсиско Гарсесом. Мохаве произвели на священника благоприятное впечатление. Гарсес отмечал, что мохаве проявили энтузиазм к крещению. Но попыток учреждения в землях мохаве миссий, почему-то францисканцы не предприняли до 1826 года. Существует масса письменных свидетельств о вооруженных  столкновениях мохаве с испанцами и нападении индейцев на  францисканские миссии. Начиная с конца 20-х годов ХIХ века  на территории, населяемой мохаве, появляются отряды англо-американских трапперов, охотящиеся на пушного зверя. Англо-американцы отмечали радушие мохаве, с которым они к ним относились. Но алчность европейцев, не понятная индейцам, быстро разрушила мирные торговые взаимоотношения с этим народом. В 1827 году трапперы вырезали деревню мохаве за то, что вождь индейцев предложил охотникам отдать им одну лошадь за сотню убитых бобров на территории мохаве. Перегруппировав силы, через несколько месяцев мохаве выследили отряд обидчиков, устроили засаду и перебили всех белых. С тех пор мохаве заслужили репутацию хитрых и коварных индейцев. В 1859 году мохаве, преследуемые частями регулярной американской армии, осели в землях около образованного в тех местах Форта-Мохаве, который впоследствии вошел в резервацию мохаве Колорадо-Ривер, основанную в 1865 году. В 1870 году из ее состава вышел Форт-Мохаве, образовав еще одну из резерваций этого племени. Резервация Форт-Мохаве занимает часть штатов Калифорния, Аризона и Невада, а резервация Колорадо-Ривер расположена в части штатов Калифорния и Аризона. В последней, наряду с мохаве, проживают индейцы из племён чемеуэви, хопи и навахо. До 1890 года мохаве находились под юрисдикцией военных властей и чувствовали себя достаточно свободно, сохраняя племенные традиции. С 1890 года их земли были переданы в ведение Министерства внутренних дел, которое начало проводить политику их принудительной американизации. Детей индейцев насильственно отправляли в школы-интернаты, где подвергали наказаниям за попытки говорить на родном языке. Особенно унизительными для них были телесные наказания, совершенно не распространённые в традиционной культуре мохаве. Также детям присваивались английские имена и фамилии, не отражающие их родовую принадлежность к племени. Это время вошло в историю как разрушение племенных традиций и геноцида народа.  Сегодня резервациям мохаве предоставлено преимущественное право на воды реки Колорадо, которые используются для ирригационного земледелия. Представители племен мохаве, чемеуэви, хопи, навахо в резервации Колорадо-Ривер в настоящее время представляют собой общую административно-политическую единицу. Каждое из племен сохраняет собственные традиции, религиозные обряды и культурные особенности. Штаб-квартира, библиотека и музей объединённых племён находятся в г.Паркер, штат Аризона. В последнюю неделю сентября с четверга по субботу проводится празднование Национальных индейских дней. Также ежегодно в первые выходные декабря, проводится индейское родео. Изучению культуры мохаве посвящено свыше десятка книг известного этнолога Жоржа Девере. Монах-францисканец Франсиско Гарсес в 1776 году оценивал численность мохаве в 3000 человек. В отчете А.Кребера 1910 года их численность составляла 1050 человек. Согласно отчёту Шерера 1963 года, представителей мохаве в резервации Форт-Мохаве насчитывалось 438 человек, а в резервации Колорадо-Ривер около 550 человек. По состоянию на 2008 год количество мохаве составляло около 1000 человек.


Рецензии