Лето 2011. Залив

***
Финский залив.

Люблю его с детства.
В нём есть одновременно и ощущение пространства , и какой-то человеческой приближённости.
Иногда с очень тяжёлым небом перед ненастьем.
«Der Оst See»- так он значился на Петровских картах -Восточное море.
А с XIX века - Маркизова лужа.
Максимальна глубина редко доходит в нём до 10-15 метров.
В Морском судоходном створе залива поглубже.
А в среднем по акватории 3-5 метров, если верить промерам Гидрографического общества и гидрографам Морского Корпуса Петра Великого, бывшего в советском периоде Военно-Морским Командным Училищем им. Фрунзе.


Сам держал в руках эти карты, когда состоял в членах Русского Гидрографического Общества по секции картографии ...
Было в моей жизни и такое....когда был связан с изданием журнала « КАПИТАН» ,как художник.


Финский залив помог мне в школьной юности , когда был влюблён безнадёжно в одну девочку для которой был просто другом.
Она летом жила на даче в Комарово.... том самом о котором есть песня.
Рядом с пляжем .
И часами , думая о ней, часто в одиночестве сидел на песчаном его берегу, глядя на седые барашки волн.
Вода была серой...от поднятого со дна песка....при ветре.

Песчаный берег Солнечного, Комарова, Репина, Зеленогорска дальше на север по побережью сменяется завалами валунов, когда-то притащённых ледником и там им оставленных.
А на 55км за Зеленогорском просто одни валуны окружают воду.
То похожие на гигантские буханки хлеба, то на чьи-то зубы, то на погружённые в воду шляпы.

И залив там кажется суровым и чуть отчуждённым.
Может и закономерно, что именно там ..на 55км в лесу одиноко стоит ухоженная могила основателя финского языка и эпоса Михаэля Агриколы.
А рядом среди старых елей и сосен маленькая избушка.
Это музей построенный финнами...
Не больше деревенской баньки.
И внутри избушки по стенам ,сколько можно разглядеть через небольшое оконце... всё о нём написано на финском языке.

Хорошо сидеть на берегу и смотреть на эту суровую величавость.
И серо-зеленую воду...
Розовато-серый гранит гигантских камней....и облака, как « памятники плывущие по небу».
Это определение небу как-то дала моя дочка , который было тогда около 4х лет..
И я поразился так верно найденному образу и определению маленького человечка.

Этим летом решил выполнить то , что давно хотел сделать- написать о заливе работу.
Есть у меня одна работа , там он в штормовую погоду- « Пьяная гавань».
Так называлась в старину небольшая бухта у Лахты.....которую помню с детства запруженную самодельными катерами и яхтами, в которой мы с мальчишками на даче ловили окуней.
Сейчас от неё ничего почти не осталось.
Землеройные снаряды завалили всё поднятым и насосанным со дна залива песком для нужд строительства города.

Но хотелось другого...приближение на заливе непогоды...
И однажды повезло.
Кажется поймал это состояние.
Солнечный песок..камни.... и приближение с горизонта грозы.
И облака..., как памятники.

А может камни это люди?
Иногда расколотые жизнью.
Иногда с ввинченными и закреплёнными кольцами для придержа лодок....которые время от времени уходят в залив, а пока на берегу.
Лодки уходят и пристёгиваются мореходами.
А камни на берегу...ждут.
А может лодки это люди.  А камни к которым их пристёгивают  ….это их долг, обязанности?
Не знаю.

Желание и мечта каждого художника найти свой ключ .
 В мазке.
 В философии.
 В приёме.
 В вызове у зрителя тех или иных ощущений.
 Именно это самое завораживающе и значимое в искусстве.
 Кто мне ближе?
 И что мне ближе ?
 В Рокуэлл Кенте суровость.
 В Оссовском лаконизм и декоративное обобщение.
 В Нисском просто лаконизм.
 В Рерихе философия.
 В Павле Корине цвет.
 В Кончаловском нарочитая декоративность мазка.
 В Богородском скудость цвета и некоторая монохромность.
 В Фешине маэстрия рисунка при очень скудной палитре цвета, которую не сразу и
 замечаешь...Потрясающий мастер.

Как же они мыслили?

Вот это и была главная цель и смысл, когда на руку легла большая палитра...
Попытаться их понять – было для меня главным.
Понять через кисть.

Получилось или нет ?
Кто его знает.
Что-то да...
Что-то нет.
Но это закономерно.
Дело ведь не в том нравится кому или нет.
Дело в том ,ответил ли художник сам на поставленную перед самим собой задачу.
Если бы у всех всё сразу получалось , искусство наверное бы закончилось......

А так оно недостижимо , как горизонт.....


* * *


Рецензии
НЕБО ДЬЯВОЛ
ЛОДКА БОГ
Залив планета Земля.

Виктор Хажилов   09.02.2014 21:31     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.