Бошма. Часть Седьмая

Страницы Истории Морской Авиации России: БОШМА.

       ЧАСТЬ VII: ВЕРСИЯ...

22 ноября 1915 года в Баку в торжественной обстановке открылось Бакинское отделение Офицерской Школы Морской Авиации О.В.Ф. 
Первый период работы Школы охватывает время с 22 ноября 1915 года по 28 апреля 1916 года.
Итогом учёбы в Школе за этот период является выпуск Первых Морских Летчиков.
30 апреля 1916 года в “Кратком очерке возникновения, организации и деятельности Бакинского Отделения Офицерской Школы Морской Авиации О.В.Ф. “ Первый Начальник Бакинского Отделения ОШМА капитан 1-го ранга Янович А.А. писал:
“По день окончания полетов и занятий ( 27. 04. 1916 г. ) Школа окончательно выпустила 20 морских летчиков офицеров и 1 нижнего чина.”

В статье "Бошма. Часть Шестая" приведен список 19 офицеров и 1 нижнего чина, выпущенных Школой за Первый период работы.

К сожалению, пока не удалось найти архивно-подтвержденные данные на 20-го офицера, получившего звание “Морской Летчик” в первый период работы Бакинской Школы.

Но у меня появилась ВЕРСИЯ, которая основывается на известных фактах и документах. Как мне думается, эта ВЕРСИЯ заслуживает внимания и имеет право на жизнь.

Я считаю, что 20-ым офицером, получившим звание “Морской Летчик” в Бакинской Школе в Первый пeриод её деятельности, является лейтенант Ковалевский 3-й Павел Павлович.

Почему?

Приведу факты и документы, говорящие ЗА эту версию:
1) Место и время действия - Баку, 1916 год. В это время Павел Ковалевский временно исполнял обязанности командира судна “Красноводск” КВФ.
2) Ковалевский имел солидное военно-морское образование, штурманский офицер.
3) Судя по его наградам, очевидно, принимал участие в боевых действиях ПМВ.
4) Числился в Каспийской отдельной флотской роте. Начальник Бакинской Школы МА Янович А.А. с 12.11.1915 г. (т.е. с момента возвращения на службу) также числился в Каспийской отдельной флотской роте.               
5) Ковалевский подчинялся по службе командиру Бакинского военного порта контр-адмиралу Клюпфелю, который был весьма расположен к Школе. Так что, получить разрешение непосредственного начальника на обучение полетам в Школе не представлялось затруднительным.
6) Член Особой Комиссии Школы на звание “Прапорщик по авиационной части”, которая назначалась Приказом контр-адмирала Клюпфеля. Уверен, что Клюпфель включил Ковалевского в эту комиссию не “за красивые глазки”, а по более веским причинам.
7) Время присвоения звания “Морской Летчик” совпадает со временем работы Бакинской Школы МА –
“Циркуляр Главного Морского Штаба № 194 от 17-го мая 1916 года.
“Согласно ст. 63-й Положения о службе авиации в службе связи, Морской Министр утвердил в звании морского летчика лейтенанта Павла Ковалевского 3-го, с 30-го апреля сего года.”

Что имеем ПРОТИВ?
1) Нет в списках Личного состава Школы.
Объяснение: По службе - ВИO ком-го судна “Красноводск” - Ковалевский и не имел права быть зачисленным в Школу, но находясь рядом с Бакинской Школой, он мог пройти курс обучения полетам “без отрыва от производства”.

Итак, будем cчитать, что лейтенант Павел Ковалевский является выпускником Бакинского отделения ОШМА Первого периода.

Кто же Вы - Ковалевский 3-й Павел Павлович?

Павел Ковалевский родился 19 июня 1888 года в Кисловодске. В службе находился с 1906 года. Воспитанник Морского Корпуса. Закончил Морской Корпус 48-м по успеваемости в выпуске (364,71 баллов).

“Приказом по Морскому ведомству по № 190 (120) от 06.05.1909 года Ковалевский Павел Павлович был произведен в корабельные гардемарины.”

18 апреля 1910 года произведен в первый офицерский чин “Мичман”.

Ковалевский был прикомандирован к Гвардейскому Экипажу с 06.09.1912 г. по 2 9.04.1913 г. для испытания по службе, но 29.04.1913 г. переведен в Баку в Каспийскую отдельную флотскую роту.

6 декабря 1913 года произведен в  лейтенанты флота.

На февраль 1916 года  был Bременным командующим портовым судном “Красноводск” Каспийской военной флотилии.

В 1916 году окончил обучение в Штурманском классе с присвоением звания “Штурманский офицер 2- го разряда”.

Приказом Морского Министра от 17 мая 1916 года лейтенант Павел Ковалевский 3-й утвержден в звании Морской Летчик с 30-го апреля 1916 года.

В 1916 году  переведен в 1-й Балтийский флотский экипаж и назначен в дивизион истребительной авиации Балтийского флота.

Приказ по флоту и Морскому ведомству № 600 от 5-го сентября 1917 года: “Назначается: лейтенант Ковалевский 3-й – начальником 1-го воздушного дивизиона воздушной бригады особого назначения, с 1-го июля сего года. Подписал: Морской Министр, контр-адмирал Вердеревский.”

После революции лейтенант Ковалевский находился в белых войсках Северного фронта.

Из Приказа № 33 по отделу Торговли и Промышленности от 27 августа 1918 г.: “Согласно постановлению ВУ СО о ликвидации Бюро водолазной-спасательной организации Архангельского порта и правления этой организации, отчисляются от должностей: ..., Товарищ Председателя Правления лейтенант П.П.Ковалевский,…, с 26 августа 1918 г. Для ликвидации означенной организации и передачи ее дел в ведение Управления Картами и торговым мореплаванием, назначаю комиссию в составе:…, П.П.Ковалевского, …” Управляющий Отделом Торговли и Промышленности, член ВУ СО Я.T.Дедусенко.”

Приказ № 121 от 1 сентября 1918 г. “ Назначается: лейтенант Павел Ковалевский - Начальником дивизиона катеров-истребителей, с окладом содержания Начальника отряда судов 3-го ранга.”

В “Списке офицеров, медицинских и классных чинов, состоящих на действительной службе во Флотилии Северного Ледовитого океана на 1 сентября 1918 г.”, объявленном в Приказе по флотилии № 173 от 10 сентября 1918 г., значится лейтенант Ковалевский Павел.

С 27.11.1918 года Павел Ковалевский в чине старшего лейтенанта служил в авиации Славяно-Британского легиона.

В мае 1919 года старший лейтенант Ковалевский вновь был назначен Начальником дивизиона катеров-истребителей в Архангельске.

После падения Северного фронта в 1920 году Ковалевский был эвакуирован в Турцию.

К лету 1921 года он находился в Константинополе.

На 1 января 1922 года Ковалевский являлся членом Союза морских офицеров в Константинополе.

Позже Ковалевский отправился с семьей (жена Ольга Федоровна (Блок), дети: 1911 и 1913 г.р) в эмиграцию в Бельгийское Конго.
Для службы в Бельгийском Конго, кроме официальных бумаг, требовалось достаточное знание французского языка, хорошее здоровье, определенный возраст (до 40 лет) и приезд в Брюссель за свой счет.
Ковалевский соответствовал всем этим требованиям, т.к. свободно владел английским, французским, немецким языками; в возрасте 36-37 лет был здоров и имел официальный статус эмигранта.
В 1925 году Ковалевский прибыл в Бельгийское Конго и был принят на работу заведующим технической конторой на постройке железной дороги Benguela от Верхней Касаи в самой большой провинции Б.Конго - Катанга, где и проработал до конца 1928 года.

В начале 1929 года Морской Летчик старший лейтенант Ковалевский 3-й Павел Павлович умер в Катанге (Бельгийское Конго).

Награды:
* Золотой знак в память окончания полного курса наук Морского корпуса (1910);
* Памятный знак 200-ти лет Выборгской крепости (1912);
* Светло – бронзовая медаль в память 300- летия Царствования дома Романовых (1913);
* Орден Святого Станислава 3-й степени (1914);
* Светло – бронзовая медаль в память 20 - летия Гангутской победы (1915);
* Орден Святой Анны 3-й степени (30.7.1915).


Рецензии