Цикл. Память. Артистка Часть 1

Ах, Грезы! Грезы! Где Вы есть?
Я ваша вся! я Вас зову!
Явитесь же ко мне! Я здесь!
И вспомним молодость мою!

 

«Артистка! Вон твой жених приехал!» — такими словами меня мамочка «просила!» мусор вынести.
Жили мы в центре города Запорожье, что на Украине. Тогда это была одна страна и все мы дружили. Не важно было, какой ты национальности… Все влюблялись и переженились… Будь ты по паспорту украинец или русская, таджик или белоруска, еврейка или грузин. Все для меня равны и близки. Лишь бы человек был хороший, так говорили. Это не пустая фраза для меня. Наши евреи в Америке, например, так любят жаловаться на свою жизнь в бывшем СССР… (но это отдельная тема на потом, и я очень хочу выразить свое мнение по ней; есть что сказать)… как будто политические других национальностей не страдали и не страдают за свои убеждения везде… но почему-то именно евреи пострадали больше всех в то время в бывшем Союзе! Моя самая любимая подружка Зиночка — еврейка. Я никогда не смогу больше такого милого человека встретить. А какая ее семья была! Да и первый мой мальчик — тоже еврей. Ленечка! Милые мои! Я Вас помню и люблю! Но вот именно Америка с нашими бывшими такое выделывает… что трудно представить их теми, кто был ранее в общей стране… как жаль...
Итак, «артистка!».
Как я злилась на маму в этот момент! И не потому, что надо мусорное ведро брать и нести мусор на улицу в приехавшую мусорку, а потому, что она меня артисткой называла!!!
Артистка!
А как знать, может, этим она во мне великую актрису и загубила?
Если серьезно… если бы было достаточно характера и… побольше таланта, то вряд ли удалось ей так легко убить мои мечты: все равно пробилась бы наружу, проявило себя непреодолимое желание СТАТЬ актрисой! Скорей всего что-то к этому у нас, у каждого, есть. Кому-то повезет с мамой (или бабушкой), или еще с кем-то, кто направит. Как повезло тем детям, кого заставляли заниматься музыкой, или инязом, или водили куда-то! А кому-то случай помог, и это зернышко проросло и расцвел талант всенародный. Каждому таланту нужна помощь! Если не помочь, то хотя бы не мешать и не высмеивать… До сих пор слышу ее ежедневную насмешку: «Артистка! Твой жених приехал!»
Возможно, это и стало тем началом нашего отчуждения. Кровь родная… Конечно, я люблю свою мать. Но нет тепла в этой любви с обеих сторон. Нет близости дочки-матери и необходимости друг в друге… Оказывается, любовь бывает разная …

Мне в юности очень хотелось чем-то таким… творческим… заниматься… А живешь в большом рабочем городе. И все тут настроено на техучилища, на рабочую силу будущего… «А мне летать! А мне летать!!! А мне летать охота!»
Но как заняться любимым делом, с какой стороны подступиться, как выбрать? При том, что видишь многое интересное вокруг…только по телевизору…? А телевизионщики, киношники — так просто небожители! А ты живешь в промышленном металлургическом центре страны и нет ничего открытого для доступа, как сейчас… Сейчас грех жаловаться на отсутствие информации! Но я не о сейчас, я о том, о прошлом…
Занималась я всем, куда смогла попасть. Точнее найти что-то такое… по моим представлениям… творческое...
Помню, наскочила на конкурс чтецов в клубе ДЭЗ. Не помню, что читала. Какое-то стихотворение. И с первым же туром была принята в коллектив агитбригады, как ее тогда обзывали. Что за такая бригада? Кто это знает… Мы выступали в разные праздничные дни и читали в несколько голосов разные пропагандистские поэтические произведения.
Наскучило мне это скоро, к тому же случилось как-то мне спеть пару песен со сцены моего техникума. (Техникум тоже, правда, бросила… в институт поступила). Спела, наверно, неплохо: мои песни руководитель радиоцентра записал и проигрывал на переменках. Конкурсы, какой-то успех. Даже свой квартет организовала! Это было круто! Конечно, это стало более интересным. Да и мальчик, с кем я дружила в ту пору (и впервые поцеловалась, даже помню день – день перед маминым днем рожденья) был талантливый музыкант, постоянно пропадавший за пианино в актовом зале. Лёнечка. Тоже был удивлен, когда ребята ему сказали, мои песни им понравились больше других на концерте. Как сейчас помню, 2 песни: «Колыбельная» из фильма «Гусарская баллада» и вторая – «Кавалер в деревне самый первый – мой». Только от молодости, незнания и непонимания сложностей этого вида творчества можно было выбрать такой пестрый и сложный репертуар. Потом еще были 2 песни на английском. Похлеще этих! «Only you» и вторая — «Twist again». Сгораю от стыда и самонадеянности!
Для мамы оказалось полной неожиданностью мое приглашение на концерт и мой первый выход с песней.
Она пришла, спасибо. Села в третьем ряду, в центре. Потом рассказывала своим подружкам:
-Представляете, сижу я, смотрю, слушаю программу. Полный зал. И вдруг моя артистка выходит! И вдруг запела! У меня от неожиданности все поплыло перед глазами! Ну, артистка дает! Неужели это она поет? Вроде дома-то голосок… да, приятный… но не такой же!… а мне понравилось!"
Ох! Если бы еще можно было спокойно собраться куда-то. Ато только прознает о моих вечерних планах, сразу заболеет, сразу сердечный приступ или еще что-то такое… Ну, как тут заниматься любимым делом?
Кстати, у меня были ключи от кладовки с музыкальными инструментами! О! Это уже что-то! Они мне согревали руки! Я постоянно проверяла карман, на месте ли они.
Не прошло много времени, как мне удалось организовать квартет. Правда, петь мне стало не так просто: кроме всего такого эта баламутка еще и за ударники села!!! Ох… кто бы еще нотной грамотности научил? И она туда же! Где-то была единственная фотография… Конечно же, сестренка двоюродная стащила… Она так всегда делала, собирая свой фото архив. Видимо, считая, что я и без этой памяти проживу… Да уж… Я не сержусь. Скорее наоборот. Все равно потерялась бы с моей перекати-поле жизнью. А так: лежит среди ее фотографий в каком-нибудь альбоме и, может быть, даже в цветной красивой рамочке с ее душевными комментариями…
Училась в школе очень неплохо. Мать всегда восседала на балконе, ожидая моего возвращения с экзамена: ей надо было видеть, как наш двор в несколько пятиэтажек радуется моей очередной пятерке. По ее же совету школу оставила. Пошла в техникум электроприборов… Страсть, как «любила» делать электроприборы… Мне там было скучно и я находила себе занятия одно за другим… То баскетбол, то чтение, то пение, потом собственный квартет… и еще мне нравилось заниматься английским… Но вот беда, не могла найти тогда ни одних курсов обучения этому языку в нашем городе с почти миллионным населением…
И если удавалось получить мамино разрешение на техникумовский вечер, то и танцевала в полное свое удовольствие! Что-что, а вот танцы – моя страсть осталась на долгие годы! Это уж от природы, наверно!
Всем занималась спонтанно… Что под руку попадет. Была даже радио хулиганкой (тогда называлось – радиолюбитель). Нет, ничего с серьезным радиолюбительством не было. Просто проигрывала свои собранные песни и музыку в эфир с кассетной магнитолы. Что-то иногда комментировала с ними. Даже выполняла заявки друзей. Общалась в эфире с такими же, кого в глаза не видела. Мне это нравилось. Что-то вроде сегодняшних популярных и доступных всем радиопрограмм. И было у меня в эфире даже собственное имя – Февралина. Потому что родилась в феврале. Но потом оказалось, мы, такие свободные радиолюбители, вредные для эфира и опасные даже (для летающих самолетов), что мы занимаем нужный для серьезных дяденек эфир.
Как только успевала все? Не надо забывать и о вечерней школе, где я училась параллельно техникуму, чтобы получить аттестат об окончании одиннадцатилетки, потому что скоро поняла, этот техникум – зря, хочу другое будущее… потому нужен институт, смутно понимая, какой…
Да уж… свои 15-17 летие я могу вспоминать как интересные годы… Это начало всех начал… Но кто знал об этом тогда? Кто поинтересовался моими желаниями, способностями и возможностями? Кто направил бы? Был такой человек, но он жил не с нами. Сейчас его уже нет… Потому остались лишь воспоминания…от редких и коротких 2-3 встреч. Ах, папка, папка! Как ты мне был нужен! Как я тосковала всю жизнь по тебе! Так случилось, что я все-таки чувствовала себя папкиной дочкой… Но кто меня спрашивал? А я помню… хоть и было-то мне тогда не более 5ти лет...
Помню длинный стол. Окно чуть правее от стола. Женщина за другим, у стены. Слева от окна. Судья, наверно. Справа от стола, вдоль стены длинная скамейка. На ней мы. Я и бабушка. Папа сидит за левым концом стола. Мама – за правым. Отец старался меня оставить с ним. Он тогда учился в Военной Академии в Ленинграде. Мама работала в области, где-то на молокоприемнике. Конечно, судья посчитала, что он не сможет меня воспитывать, отправит к своей матери в Волгоград. Это был главный козырь у мамы. А тут работающая мать и ребенку будет лучше с матерью, тем более, с такими папиными алиментами и материальных проблем не будет. До этого меня и бабушка, и мама усиленно учили, что и как отвечать, если тетя за дверью будет что-нибудь спрашивать.
Но и после решения суда отец не оставил надежды меня забрать и потому он присылал комиссию за комиссией, чтобы проверяли, как я живу. Я помню, как в комнате, где мы жили втроем с маминым будущим мужем, перед приходом каждой комиссии выстраивался веселый детский уголок. Нет, я не могу сказать, что мне так уж плохо жилось с мамой! Просто запомнилось, как была специальная подготовка и я понимала, придет тетя и будет меня спрашивать, как я и что я люблю…
Прошли годы. Все позади давным-давно! У отца другая семья и 2 дочери! И тут я уже не по наслышке узнала своего отца и каким прекрасным родителем он был для них. Как помогал им защитить диссертации… Ездил с ними в Ленинград, просто готовил обеды, кормил, отстранял от бренности быта… Жил их интересами и заботами… Он все знал и понимал! Без его помощи им будет труднее! Сам многого достиг и дочерей своих достойно к жизни готовил. Потому его жена так искренне удивлялась моим самостоятельным успехам в жизни и творчестве. Да, какие у меня успехи? Так… знала, что хочу, и просто шла к этому… Эх! Начать бы все сначала!


Рецензии