Не за что

Аркадий Марьин.

«НЕ ЗА ЧТО».

Пьеса в двух действиях.

Действующие лица:

Андрей Миронович Румин – муж Илоны, мужчина лет 33-35-и, невысокий, коренастый, но мягкий, в меру упитанный.

Илона Валерьевна Зюйдская – жена Андрея, возраст примерно тот же, строгие черты лица, прямая осанка, вызывает впечатление человека с аналитическим складом ума.

Пётр Петрович Милин – старший помощник капитана ледокола «Торос» Северного Флота.

Плюшев Евгений (Жека Плющ) – по виду авторитет, свободный человек во всех отношениях, но не понятно, то ли блатной, то ли вор в законе. Высокого роста, с заметной залысиной. Лет сорок.

Елена Зябликова – 18 лет, выпускница детдома, среднего росточка, слегка угловатая, слегка дёрганая, но весёлая. Старается казаться взрослее своих лет.

Место действия:
Просторная застекленная лоджия. На высоких окнах застыли разводы нарисованных морозом узоров – причудливых веточек ледяных кристаллов. Там, за стеклом зима. Всё пространство лоджии заставлено разнообразными комнатными растениями. Обстановка скорее напоминает частную оранжерею или небольшой зимний сад. Ветви пальмы соседствуют с развесистым папоротником. Яркие бутоны куста розы, лепестки бабочек, несколько горшков фиалок с цветами разных оттенков, цветущие кактусы, высокий куст мирта, карликовая сосна (возможно, некая разновидность бонсая) и т. д., и т.п.
На лоджию ведут две двери, расположенные справа и слева. Правая из кухни, левая из гостиной той самой квартиры, в которой живёт супружеская пара средних лет – Илона и Андрей.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.

Сцена первая.

(На лоджии сейчас находится Илона. В строгом деловом костюме, она опрыскивает из специальной пластиковой бутылочки на расстоянии вытянутой руки листья растений, изредка замирая и прислушиваясь к тому, что происходит в гостиной. Из проёма левой двери не доносится никаких звуков).
Илона: (Громко, в сторону гостиной) Включи спокойную музыку. Расслабься.
(Через несколько секунд из гостиной доносится релаксирующая музыка).
Илона: Ты главное не суетись, я пока никуда не спешу.
Андрей: (Голос из комнаты) Да понял я, понял. Я сейчас, уже почти…
(Илона продолжает опрыскивать растения. Музыка смолкает. В проёме двери появляется Андрей в домашнем халате. У него в руке пластиковая баночка с красной крышкой, какую используют для сдачи анализа).
Илона: (Поворачиваясь к Андрею) Уже?
Андрей: Ну, так, как обычно. С музыкой действительно легче получается.
Илона: Вот и замечательно.
(Ставит распылитель на пол возле пальмы, подходит к Андрею и забирает из его рук баночку).
Илона: Давай мне. Нужно быстрее в носок засунуть, чтобы подольше тёплой оставалась. (Приподымает баночку, разглядывает, наклоняет из стороны в сторону). Что же она у тебя такая жидкая?
Андрей: (Смущённо) Это плохо?
Илона: Врач говорит, белка мало. Но дело не в этом.
Андрей: А в чём?
Илона: Слишком мало у тебя в ней их. Да и те малоподвижные. Дохнут быстро.
Андрей: Я и сам никогда особым здоровьем не отличался.
Илона: Нашёл чем хвастаться. Любой настоящий мужик потомства желать должен. Понимаешь? Желать потомства!
Андрей: Так ведь я, Илоночка, не против. Ты знаешь, что я очень хотел бы сына или дочь. Из детского дома ты брать не хочешь…
Илона: (Резко) Забудь, я тебе сказала! Язык вырвала бы. Нервомотатель!
Андрей: Извини. Мне, правда, очень жаль.
Илона: А раз жаль, так не за нетбуком бы просиживал с утра до вечера, а записался бы в бассейн, на лыжах бы сходил. Велотренажёр вон стоит в дальней комнате, пылью весь вековой покрылся, а я за него, между прочим, полторы штуки выложила.
Андрей: Извини. Я сегодня обязательно на нём покатаюсь. Обещаю.
Илона: Обещает он… (Успокаиваясь) Ладно. Таблетки не забудь.
Андрей: Не забуду.
Илона: Утром выпил?
Андрей: Выпил.
Илона: Какие планы на сегодня?
Андрей: Должны мои друзья по переписке прийти. О которых я тебе говорил. Помнишь?
Илона: Какие же они друзья, если ты их ни разу в жизни не видел?
Андрей: (Смущённо) По переписке…
Илона: Лет тебе, Андрюша, уже четвёртый десяток идёт, а в интернете зависаешь, как пятнадцатилетний тинэйджер.
Андрей: Там, между прочим, есть люди совершенно разных возрастов.
Илона: Ну а те, что придут – им хоть сколько? Учти, я против малолетнего распутства, пьянства и, упаси бог, наркотиков!
Андрей: (С испугом в голосе) Нет, что ты! Нормальные люди. Примерно моего возраста. И культурные, и образованные. Ты же знаешь, мне с моим образованием с разной шелупонью общаться просто не  интересно.
Илона: А то мы не знаем, что и среди бомжей доктора наук с профессорами водятся. (Машет рукой) Рассказывай…
Андрей: В этих я уверен. Я их всех по несколько раз проверял по разным базам данных.
Илона: (После некоторой паузы, оценивающе) Ну, смотри, Андрюша. Хоть ты и не ребёнок, а сомнения у меня какие-то. Ты хоть позвони, если что. У меня сегодня три встречи важные, но я приеду, если будет нужно. И милицию вызову.
Андрей: Хорошо.
Илона: А вообще, жалко будет очень, если они растения испоганят…
Андрей: (Неуверенно) Время.
Илона: (Не понимая, качает головой) Да, время летит. Вон, какой полисадничек вымахал, просто загляденье.
Андрей: Я говорю, время идёт, а сперма всего сорок минут для анализа годится…
Илона: (Спохватывается) Ах, да-да, я полетела! Ну, ладно, я на тебя надеюсь. (Целует Андрея) Если что, то всё в холодильнике. Чай, кофе можешь брать любой. Спиртное лучше не трогайте. Если что принесут, можешь немного пригубить, но не налегай. Ты всё понял?
Андрей: Да, Илоночка, не волнуйся.
Илона: (Собираясь с мыслями, скороговоркой) Так, портфель, портфель, портфель. В прихожей. Ну, всё, пока. (Строго) Надеюсь.
(Убегает, сжимая в руках баночку с анализом. Андрей медленно, вяло, нехотя уходит за Илоной следом).

Сцена вторая.

(После звука закрывшейся двери, Андрей возвращается на лоджию, подходит к замороженному окну. Немного поскоблив окно, пытается разглядеть за ним выходящую на улицу Илону. В образовавшийся от скобления просвет посылает кончиками пальцев воздушный приветик, но понимает, что усилия тщетны, - слишком хорошо постарался мороз, - за стеклом Андрея заметить невозможно. Он опускает руку, засовывает обе в боковые карманы халата и, посвистывая, уходит в сторону кухни. Через секунду выкатывает на середину лоджии сервировочный столик с разными бутылками, бокалами, рюмками. Теперь он уже весело бормочет под нос какую-то песенку. Оценив взглядом доставленное на столике, Андрей удовлетворённый потирает ладоши. Вдруг в кармане его халата звонит сотовый. Андрей достаёт его и отвечает на звонок).
Андрей: Аллё? Нет-нет, вы правильно попали. Это её муж. Меня зовут Андрей, да. Очень приятно. Возле подъезда? Уже? Номер квартиры помните? Набирайте на домофоне, я вам открою. Да, правильно.
(Андрей кладёт трубку в карман, подлетает к окну, пытаясь кого-то разглядеть за инеем. Доносится звук вызова домофона. Андрей убегает в проём двери в комнату).
Андрей: (Голос из прихожей) Открыл. Заходите. На лифте девятый этаж. Направо.
(Андрей возвращается на лоджию).
Андрей: (Возбуждённо, не находя места) Господи, господи! Как же я волнуюсь. Может, зря я всё это затеял? Сгубило любопытство бурундука – сам голову в силок засунул. (Пытаясь взять себя в руки) Спокойно, Андрей, всё будет нормалёк! Мы просто познакомимся.
(Звонит дверной звонок).
Андрей: Три, два, один… Пошёл!
(Уверенным шагом уходит встречать гостя).

Сцена третья.

(На лоджию заходит мужчина лет пятидесяти в чёрном кителе с золотыми нашивками. Приглаживает волосы рукой, немного стесняется, в другой руке сжимает букет цветов. За моряком следом входит Андрей. Он немного смущён видом гостя, внимательно разглядывает его с ног до головы).
Андрей: Так значит вы моряк?
Милин: Старпом ледокола «Торос». Милин Пётр Петрович. В данное время в недельном увольнении на берег за свой счёт. По личным обстоятельствам.
Андрей: Понятно. Я сейчас стулья принесу. (Спешно уходит на кухню).
Милин: Прекрасная квартира. (Машет рукой в сторону комнаты) Обстановка – закачаешься. Дворец! А здесь прямо оранжерея. Как будто из зимы прямо в лето. Райские кущи.
Андрей: (Выходя с двумя стульями) Вы что пить будете?
Милин: Прям так сразу?
Андрей: (Расставляя стулья) Надо. Букет положите пока куда-нибудь.
Милин: Неудобно как-то. Илона Валерьевна придёт, а я уже вмазал, с перегаром и без цветов.
Андрей: Всё-таки давайте сперва выпьем. Я должен вам кое-что сказать. Нам так обоим легче будет.
Милин: Но по чуть-чуть.
Андрей: Естественно. (Разливает по бокалам из бутылки).
Милин: Ну, за Северный Флот!
Андрей: Не возражаю.
(Выпивают).
Милин: Чего хотел сказать-то, друг-товарищ дорогой?
Андрей: Давайте я пока цветы подержу.
Милин: Да что ты за цветы так мои переживаешь? Говори уже.
Андрей: (Оценивающе смотрит на Милина) Ладно. Сказать всё равно нужно.
Милин: Ну?
Андрей: Держитесь, Пётр Петрович. Надеюсь на вашу выдержку моряка…
Милин: (Чуя неладное) Илона Валерьевна?
Андрей: Да…
Милин: Что с ней? Она в больнице?
Андрей: Вообще-то, уже нет.
Милин: Значит, всё обошлось? Что-то случилось, но обошлось?
Андрей: Мне очень жаль, Пётр Петрович, но не обошлось.
(Пауза. Милин в растерянности).
Андрей: Илона Валерьевна умерла…
Милин: Не понял… (Протягивает цветы Андрею словно в забытье. Андрей берёт их и кладёт на нижнюю полочку столика между бутылок). Я же с ней неделю назад в интернете общался. Переписывались мы с ней. Она вот и адрес свой мне дала, телефон сотовый, чтобы когда в гости соберусь, позвонил заранее, а я прямо сегодня и прибыл утром… Познакомиться, наконец, договорились, а вы мне такое… (Как бы приходя в себя) А ты, собственно, кто такой? Ты-то откуда такое знаешь?
Андрей: (Печально) Так я ведь её муж, Андрей. Кстати, будем знакомы. (Протягивает руку).
Милин: (Пожимая руку Андрею) Я почему-то забыл. Андрей, конечно… У меня аж палуба из-под ног, в голове буран заревел… А как же так? От чего?
Андрей: Я сам до сих пор как в ступоре. Банально всё как-то, просто. Простудилась, воспаление лёгких, температура, отёк, у неё ещё сердце слабое было. И всё. За два дня сгорела. Три дня назад похоронили.
(Оба молчат. Похоже, что до Милина никак не могут дойти в полной мере слова Андрея. Он в шоке).
Андрей: Помянем?
Милин: Помянем.
(Андрей наливает. Выпивают не чокаясь).
Милин: А на могилку можно?
Андрей: Урна с прахом сейчас у её родителей. Кремировали. Мы как-то с ней разговор случайно заводили, так что это был её выбор. Она так хотела.
Милин: Как в Индии.
Андрей: Не только. У многих такой обычай. Особенно в древности.
Милин: Как же так, как же так… (Садится на стул, опускает голову, берёт её в руки). Если б я знал, я бы раньше… Да нет, я бы всё равно не смог бы…
Андрей: Пётр Петрович, я вам должен…
Милин: (Перебивая Андрея) Да ладно тебе, парень, и так хреново, а ты ещё выкаешь. Не в приёмной президента. Просто Пётр и всё.
Андрей: Хорошо… Я, Пётр, должен тебе кое в чём признаться.
Милин: (Удивлённо) Не понял…
Андрей: Перед самой кончиной, когда Илона была ещё в сознании, она успела передать мне кое-какие распоряжения. От неё я узнал, что именно на сегодня она назначила эту встречу с вами. Мне кажется, что она чувствовала близость своей кончины и потому поручила мне организовать достойный приём.
Милин: (Отмахиваясь) Да что вы, о чём тут может идти речь, какой приём!?
Андрей: Ну… Создать условия… Впустить, в конце концов. Объяснить что к чему. Чтобы все в курсе были.
Милин: (Не понимая) Кто все?
Андрей: Так вот об этом я и говорю. Илона помимо вас пригласила ещё двух людей. Ещё одного мужчину и девушку. Они тоже должны скоро подойти. И я им так же как и вам поведаю об этой нелепой трагедии.
Милин: (Вторя Андрею) Нелепой, конечно, нелепой.
Андрей: Насколько мне известно, Илона Валерьевна как-то успела поучаствовать в вашей личной жизни. Так?
Милин: В том-то и дело! Какая это была женщина, какой огромной души человек, какой огромной мудрости и доброты. Мне ведь только общение с ней, по большому счёту, жить дальше и помогало. Она вам ничего не рассказывала?
Андрей: Да, кое-что, когда уже была в больничной палате. Но мы многое списывали на горячечный бред. Теперь я начинаю понимать, что это совсем не так.
Милин: Что ты, конечно не так. Я тебе всё расскажу, какая была у тебя жена, как она умела приглушить душевную боль обычным добрым словом.
Андрей: Вы переписывались по интернету?
Милин: Да, а что тут такого. Я, конечно, не молод, но ведь это сейчас так распространилось. Это ведь удобно. Разве нет?
Андрей: Я знаю. Вы так не нервничайте. Я и сам этим частенько… занимаюсь. Общение, согласитесь, это дар! А интернет в этом плане просто подарок неба. Столько возможностей!
Милин: (Ошарашено) Я даже об этом как-то и не задумывался…
Андрей: Ну как же. Вот Илона смогла ведь вам помочь?
Милин: А, ну это, это конечно. Смогла, конечно. Я ведь на грани был. У меня ведь семья… год назад вся семья, представляете, жена и дочь, вместе, одним махом. Угорели на даче по весне. Решили печку потопить, чтобы ночью не замёрзнуть. Говорил ведь я им, чтобы без меня не ездили. Дёрнул чёрт!
Андрей: (Сочувственно) Ужасная трагедия, да ещё в вашем возрасте. Вам 55?
Милин: 54. Да и не в возрасте тут дело. Одному оставаться в любом возрасте несладко. Думал, что всё кончилось. Жить не хотелось однозначно. Стал в голове разные варианты своего ухода перебирать. Хотелось, чтобы чик и всё.
Андрей: И решили в интернет за справкой слазить?
Милин: Ага! Точно. Ну не к команде же своей с расспросами приставать. А там масса примеров, описаний. Даже обсуждения и доводы за и против. В общем, как раз то, что я искал.
Андрей: На форуме познакомились?
Милин: С Илоной-то Валерьевной? Да, вроде бы на форуме. На одном из… На каком-то.
Андрей: Не важно. Вы ей сами всё рассказали?
Милин: Слово за словом, вопрос за ответом, я ей как-то всё само собой и выложил. Как сейчас помню: переписываюсь, а у меня слёзы ручьём. Чуть клавиатуру своего нетбука не залил.
Андрей: Она вас поняла.
Милин: И утешить смогла. Но не то, чтобы сразу, а я это понял, когда мы с ней раз третий общались. Недели две прошло. Работа, связь по расписанию.
Андрей: Ясно, ясно. Значит, жизнь налаживается?
Милин: Не то слово. Я ведь, чтобы поблагодарить и приехал. А тут такое дело. Не укладывается в голове, хоть убей…
Андрей: Ещё двое должны подойти. Вы первый пришли.
Милин: Будет с кем горе разделить. А они кто такие? Знаете?
Андрей: Конечно. Илона мне обо всех сведения оставила.
Милин: Тоже вдовцы?
Андрей: (С заминкой) В общем-то, нет. Мужчина ещё один и девушка молодая.
Милин: Да, и молодые туда же!
Андрей: У всех своя история.
Милин: Вот я и говорю…
Андрей: Думаю, познакомитесь, то сами всё поймёте. Лучше не объяснять.
Милин: Что тут объяснять? В человеческом горе не велика мудрость, только печаль да отчаянье…
(У Андрея звонит сотовый).

Сцена четвёртая.

Андрей: Аллё. Нет, это муж. А вы поднимайтесь, я вам всё в квартире расскажу. Номер помните? (Подходит к стеклу, пытается разглядеть гостя внизу, возле подъезда). Набирайте, а я вам открою. (Кладёт трубку. Удивлённо, отстраняясь от окна) Свадьба, что ли? У подъезда лимузин стоит.
Милин: (Подошёл к стеклу. Разглядывает лимузин через дырочки, протёртые Андреем). Белый! Красавец!
(Из прихожей раздаётся звонок домофона).
Андрей: Пойду, открою.
Милин: Ладно…
(Андрей уходит. Милин начинает обходить растения, любопытно разглядывает листья).
Андрей: (Появляясь, в спешке) Я дверь открытой оставил. Встретьте гостя, а я быстренько переоденусь, хорошо?
Милин: (Растерянно) Ну… хорошо…
(Андрей уходит).
Плюшев: (Голос из прихожей) Ау, хозяева! Я дверь закрыл! Встречать-то будете?
Милин: (Громко) Идите сюда! Здесь гостей принимают!
(На лоджию входит Плюшев в светлом кремовом костюме. На одном его плече висят чёрные фигурные коньки, на другом белые. В руках огромный букет из алых роз и бутылка дорогого шампанского).
Плюшев: Салют законному супругу!
Милин: И вам не хворать.
Плюшев: Очень приятно. (Протягивает руку, зажав бутылку между ног).
Милин: Только я такой же гость, как и вы. (Жмёт руку).
Плюшев: Оп-па! А где муж?
Милин: Переодевается. Меня попросил вас встретить. Милин Пётр Петрович. Я. Старпом капитана ледокола «Торос». Северный Флот.
Плюшев: Ого! А попугай замёрз что ли?
Милин: Не понял. Какой попугай?
Плюшев: Ну, который: «Пиастры! Пиастры!».
Милин: (Возмущаясь) Не было здесь никакого попугая!
Плюшев: (Смеясь) Ладно, батя, пошутил я. Будем знакомы. Плюшев Евгений. Или проще Жека Плющ. Это для своих.
Милин: Для своих я тоже Петруха. А могу и в ухо!
Плюшев: Осерчал что ли, батяня?
Милин: Какой я тебе нахрен батяня? Ты меня лет на десять младше, а уже в сыновья набиваешься.
Плюшев: Да ты чё? Пошутил я, сказал же!
(Заходит Андрей в чёрном строгом костюме).

Сцена пятая.

Андрей: Познакомились?
Милин: Можно и так сказать
Плюшев: А ты, значит, и есть законная половина Илоны Валерьевны?
Андрей: (Слегка опешив) Да, в принципе. Андрей Мироныч. Лучше – просто Андрей.
Плюшев: (Скалясь) Лучше – просто, говоришь?
Милин: (Возмущаясь, кивая на Плюшева) Кто, вообще, это? Мне что-то, как-то с трудом верится, что такого… вот именно такого Илона Валерьевна могла пригласить.
Плюшев: А тебя что ли пригласила?
Милин: Да!
Плюшев: Лично?
Милин: Можешь себе представить!
Плюшев: И прям сегодня?
Милин: Андрей Мироныч, как хозяин дома, хоть ты ему объясни.
Плюшев: (Андрею) Ну?
Андрей: Я вот Петру уже кое-что вкратце рассказал…
Плюшев: (Перебивая) А мне расскажешь?
Андрей: Уже начал.
Плюшев: Скажешь, когда кончишь? (Громко ржёт).
Андрей: (Чуть-чуть смутившись) Договорились.
Милин: Наглый…
Андрей: Так вот. Илона Валерьевна пригласила на сегодняшний день всего трёх человек. Вы двое и ещё должна подойти девушка. Илона очень хотела, чтобы вы обязательно познакомились.
Плюшев: А где сама-то хозяйка? Надо познакомиться? – Познакомимся! Но я, вообще-то, хотел больше с Илоночкой увидиться. Марафет в соседней комнате наводит, что ли?
(Пауза. Милин и Андрей смотрят на Плюшева. Теперь он немного смущается).
Плюшев: Вы чё, мужики? Развод какой-то что ли?
Милин: (Андрею) Налить ему?
Плюшев: А чё только мне-то?
Андрей: Мы уже выпили.
Плюшев: Я чё, синяк, один кирять?.. Скажите хотя бы за что пить.
Милин: (Наливает в стопку и подаёт Плюшеву) За упокой души рабы божей…
Андрей: (Перебивая) Пусть выпьет сперва!
Плюшев: (Снова скалясь) Попугай-то дамой был? Попугаиха? (Хохочет).
Андрей: Евгений, если я не ошибаюсь?
Плюшев: (Выпивает стопку. Морщась) Можно просто Жека.
Андрей: Так вот, Женя. Мне очень трудно тебе это говорить, но прими это как неизбежное, как злой рок. Так уж устроена наша жизнь…
Плюшев: Короче, похоронщик!
Андрей: В общем… Илона Валерьевна умерла.
Плюшев: (Тупо) Чё-о-о-о???
Милин: (Нервно) Умерла, значит умерла. Преставилась. Отдала богу душу. Обрела покой.
Плюшев: Как?
Милин: Во тупой…
Андрей: Глупо как-то. Простудилась и от осложнений умерла. Сердце, лёгкие и ещё там… Раз и всё!
Плюшев: (Отдавая цветы Милину) Когда?
Милин: Пять дней назад. Уже кремировали.
Плюшев: А я хотел… Вот это облом… Вот же…
Милин: Я, Жека, тоже хотел. А оно вот как.
Плюшев: Да как же так, она ведь мне, по сути, судьбу выправила. Я ведь думал, что там, где я был, мне самое место, и лучше не бывает. Она же меня с самого дна вытащила.
Милин: Да… да…
Плюшев: Я ведь думал, что я раньше человеком был, а я только сейчас им становится начал. Вот я и хотел её отблагодарить, рассказать всё лично…
Милин: Хотя бы в глаза взглянуть…
Плюшев: Фотография в интернете – это не то! И не обнимешь, и не поцелуешь… в щёку.
Андрей: К сожалению, теперь это невозможно. (Пауза). А коньки для чего?
Плюшев: Что? Коньки? Ах, да, коньки! Хотел Илоне на коньках предложить покататься.
Милин: Это-то зачем?
Плюшев: Как зачем? Приятное сделать. Я и лимузин подогнал, чтобы на стадион ехать. Красиво ведь.
Милин: Лимузин – это я понимаю. Но коньки…
Андрей: Я думаю, что Илоне это было бы приятно, она бы вас поняла.
Плюшев: Она была удивительная. Она меня понимала. Понимаете?
Милин: Это правда. Ей спокойно душу можно было открыть, а она не лезла туда, а умела как-то всё на свои места расставить. (Плюшеву) Меня, ведь, можно сказать, с того света вытащила. Я когда семью схоронил, то сам начал о кончине подумывать. А тебя, Женя, Илона тоже от этого греха уберегла?
Плюшев: С того света, говоришь? Да она меня на этот свет вытащила. Я от её разговоров свою душу слезами отмыл, веру принял, жертвовать стал, зарок дал, что никого и никогда…
Милин: Чего никого и никогда?
Андрей: Честное слово, это не важно. Главное, что вы смогли измениться. Верно?
Плюшев: Верно, конечно. Чего молчишь, Сильвер? Или как тебя там?
Милин: Пётр меня зовут! Юморист, твою мать.
Плюшев: Помянем, Петруха! И ты, муж Андрей. Давайте-ка намахнём, чтобы ей там хорошо было.
Милин: Давай, Жека!
(Андрей наливает. Все молча, не чокнувшись, пьют из рюмок).

Сцена шестая.

(Неожиданно из комнатной двери появляется Илона. Она останавливается за спиной Андрея и молча наблюдает за действиями мужчин).
Илона: Тёплая компания, как я погляжу! Давайте знакомиться!
(Андрей в недоумении оглядывается на незаметно появившуюся жену).
Илона: Андрей, может, ты всё-таки представишь меня своим друзьям?
(Андрей спохватывается, словно оттаивает).
Андрей: (Торопливо) Вот это сюрприз, вот это поворот, никто и не ожидал. (Обнимая Илону за плечи. Ей) Мне нужно тебе кое-что объяснить…
Милин: Третий участник нашей встречи?
Плюшев: На деваху что-то не тянет.
Илона: (Андрею) Что ещё объяснить? Вижу, что выпили, ладно уж, ничего страшного.
Андрей: (Илоне, чтобы слышала только она) Ты чего так рано-то? Ты же мне все карты спутала!
Илона: (Недовольно) Какие карты? И зачем ты меня в кухню тащишь? Я, вообще, в своём доме?
Андрей: (Шепотом, умоляюще) Илоночка…
Плюшев: Чего шепчетесь, голубки?
Милин: Давайте знакомиться.
Илона: Я как раз-таки за. Андрей вот что-то чудит. Странный какой-то.
Милин: Вообще, у человека горе, его можно понять.
Плюшев: Муж всё-таки, законный супруг.
Илона: Вот именно! (Андрею) Слышал, что люди говорят? (Спохватываясь) Погоди, а какое горе? У тебя что-то стряслось?
Милин: (Плюшеву) Она, наверное, ещё не знает.
Плюшев: Ё-моё! С таким темпераментом, похоже, нам здесь истерики не миновать.
Илона: Андрей! Говори сейчас же! Что случилось? Ты цветы переморозил? Разбил что-то? Сжёг? Что???
(Андрей мечется между присутствующими. Он не знает, что ему делать, что сказать. У него бегающие глаза. Он то хватается руками за голову, то трясёт ими перед собой).
Илона: Господи! Да что с тобой?
Андрей: (Себе) Попался, попался всё-таки. Дурак! Как ребёнок – наивный, любознательный, глупый…
Илона: (Милину и Плюшеву) Вы его что ли напоили? Я его ещё таким не видела.
Плюшев: Ты что, милая! Никто его не напаивал. А вот ты чего-то резкая не в меру. Насела на человека: чё? да как? Как прокурор, в натуре!
Милин: Андрей, да скажи ты уже этой особе, в чём дело.
Плюшев: Мы её подержим, если что.
Илона: Кого это вы подержите? Вы, вообще, что тут пили, пока меня не было? Андрей, вы что пили? То, что эти принесли или ты наше открыл?
Андрей: Наше открыл… Или они… Я не знаю. Может, мы всё-таки переговорим с тобой на кухне?
Илона: (Насторожённо, почти шёпотом) Милицию вызвать?..
Плюшев: (Не выдерживая) Да вы чё, вообще, охренели!?
Милин: Жена у него умерла!
(Андрей замирает в ужасе с выпученными глазами. До Илоны пока не дошёл смысл сказанного).
Илона: Вы уж если в гостях, так ведите себя поприличней! «Охренели»! – воспитание так и прёт!
Плюшев: Ну, всё, началось!
Милин: Сама-то тоже в гостях, чего разбушевалась, подруга?
Илона: (Опомнилась) Стоп! Молчать всем! Тихо!
(Никто не ожидал такого резкого выпада Илоны. Пауза, словно все, и Илона тоже, к чему-то прислушиваются).
Илона: Ещё раз: кто умер?
Милин: Дошло, наконец-то…
Плюшев: Жена у него умерла, которая и тебя, прелесть ненаглядная, для чего-то сегодня сюда позвала. А ты истерики закатываешь.
Милин: Нехорошо это. Хотя бы из уважения к памяти Илоны Валерьевны. Она ведь и тебе, наверное, успела помочь своим советом или словом утешения. Как и мы, к ней в гости пришла, а такое устраиваешь. Не стыдно?
Плюшев: Чё вылупилась? Мы, между прочим, сами в шоке. Я с ней даже сегодня на коньках хотел покататься. Мечта детства, чтоб я сдох…
Милин: С Илоной на коньках покататься с детства мечтал?
Плюшев: Да нет! Я с детства мечтал фигуристом стать, а пока вырос, то забыл всё нахрен. А с Илоной когда общались, я и детство вспомнил, и кем стать хотел, и вообще задумался, зачем на свет родился. Перевернулось всё как-то махом в душе, расплескалось, заскребло…
Илона: (Перебивая) Лирику опустим! Кто вам сказал, что Илона Валерьевна умерла?
Милин: Не может принять…
Плюшев: Да, в этом плане мужики крепче.
(Андрей потихоньку, молча перебирается за лапы развесистой пальмы).
Милин: (Илоне) Может, по стопочке? Мы уже без тебя помянули. Как тебя звать-то?
Плюшев: Надо познакомиться. Всё равно горе-то общее. На Андрее вон вообще лица нет. А где он кстати?
Илона: Андрюша, зайка, ты чего за кустиком-то прячешься? Выйди, дружок, расскажи нам печальную историю о кончине жены твоей Илоны Валерьевны.
Андрей: (Неуверенно выходя из-за пальмы) Простуда, в общем, воспаление… Осложнение на сердце… и… того… пять дней уже как…
Илона: (Наиграно) Да ты что!?
Андрей: Ага, мне самому не верится. Нелепо как-то.
Илона: Горе-то! Горе-то какое! Ай-яй-яй! Похоронили уже?
Милин: Кремировали. Она так сама пожелала.
Плюшев: А воля покойной – закон!
Илона: (Андрею) Как же ты теперь без жены-то? С ума ведь сойти можно. А, Андрюша? С ума сойти можно?
Андрей: (Окончательно принимая игру Илоны) Ой можно. Ещё как можно. Ночью не спится, днём не естся…
Милин: (Поднимая налитую стопку) Но пьётся?
Плюшев: (Тоже со стопкой) Пьётся!
(Чокаются).
Илона: (Серьёзно, изменившись. Прежняя Илона) Ну и балаган вы здесь устроили! Алкоголики! А Андрей говорил, что приличные люди.
Милин: Я не понял!
Плюшев: Это наезд, что ли?
Илона: Просто так выпить не могут, так повод выдумали. (Андрею) Ну, Андрюша, я от тебя не ожидала! При живой жене и в такие дурацкие игры играть.
Милин: Почему играть? Ты чего такое говоришь?
Плюшев: Э, подруга, ты свой словарный поток фильтруй. Кто ж такими вещами шутит?
Милин: Да кто же она такая?
Плюшев: Ты, вообще, кто? (Зло улыбаясь) Уж не кобыла ли в манто?
Илона: (Тоже зло) Я тебе щас, нахрен, покажу кобылу в манто!!!
(Широким шагом уходит в сторону комнаты).
Плюшев: Она чего, за битой пошла?
Андрей: Я не знаю, мне самому страшно.
Милин: У тебя что-нибудь есть?
Плюшев: Что конкретно?
Милин: Ну хоть что-нибудь? (Пытается показать жестами нож, пистолет).
Плюшев: Неудобно было как-то. Всё-таки в гости к женщине шёл, с цветами, с шампанским.
Милин: Как бы с дырой в голове отсюда не уйти…
(Появляется Илона со своим портфелем. Она открывает его и достаёт паспорт).
Илона: (Протягивая паспорт Плюшеву) Смотрите! Оба посмотрите!
Плюшев: (Разворачивая паспорт) Ну, паспорт… (Удивлённо) Зюйдская Илона Валерьевна…
Милин: Илона Валерьевна? (Пытается заглянуть в паспорт). Откуда у тебя её паспорт?
Илона: Вы на фотографию, на фотографию внимательно посмотрите. А потом на меня. Никого не напоминает?
(Плюшев медленно опускает вниз руки с паспортом. Оба, и Плюшев, и Милин, молча и непонимающе смотрят на Илону).
Андрей: (Падая на колени и закрывая лицо руками) Илоночка!!!
(Немая сцена. Застывшие фигуры исчезают в темноте сцены).


ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.

Сцена первая.

(Со светом на сцене появляются те же фигуры в тех же позах. Действие начинается с той же немой сцены).
Милин: (Одновременно с радостью и опаской) Воскресла!
Плюшев: Какого хрена? Реально, живая?
Илона: (Поднимая Андрея с колен) Да что ты, Андрей? Это же шутка? Так я поняла? Грубо, конечно, но я уж переживу как-нибудь.
Милин: (Возмущённо) А зачем? Зачем так шутить? Нас что, разыграли?
Плюшев: (Вскипая) Да у нас за такие шутки! (Кидается в сторону Андрея с коньком в руке). Да я тебя, сучара, за такой развод сейчас в клочья!
(Хватает Андрея за воротник, заносит над ним лезвие конька).
Илона: (Перехватывая руку Плюшева) Не надо! Вы что? Перестаньте! В чём он виноват? Объясните хотя бы!
Плюшев: Так вы чё, вообще не в курсе?
Милин: Ну видно же, что нет…
Плюшев: (Андрею) Это так?
Андрей: Абсолютно…
Милин: Поклянись…
Плюшев: Божись, гад!
Андрей: Зуб даю…
Плюшев: Ну, этого добра, считай, у тебя и так уже нету, я позабочусь!
Илона: Я вам говорю: не знаю я ничего!
Честное слово! Разве не достаточно?
Плюшев: (Переглянувшись с Милиным) Ну и муж у тебя, Илона Валерьевна, если за твоей спиной за тебя, под твоим изображением в интернете с людьми переписку ведёт…
Илона: (Непонимающе) Для чего?
Плюшев: Это ты у него у самого спроси. Эта гнида, между прочим, нам в самую душу влезла. Мы ему самое сокровенное доверили, выложили, как на блюдечке все свои печали, все беды, страхи, надежды…
Милин: (С горечью) А для него это всё только игра, получается. Обидно очень… Не понимаю я…
Плюшев: (Хитро) А я, похоже, понимаю…
Милин: Серьёзно?
Илона: Ну, так если вы всё понимаете, то, может быть, и меня за компанию просветите?
Плюшев: Базара ноль! Всё ведь ясно, как день. Этому желе в образе мужика, этому сторожу зелени в прикиде нормального пацана, реально стало скучно. И чтобы депресняк не ловить, замазался он по сетке одинокие сердца, типа нас с Петрухой, выцеплять и разводить их на сюси-муси. У лести язык липкий, а сладость в конце всё равно с горчинкой. Да ясен перец, что сами мы, по чесноку, виноваты, что как лохов развёл нас на жалость, а мы и повелись, как телки’ за мамкиным выменем. Ну придушу я его, а что толку? Опять туда я не хочу. Да и об дерьмо пачкаться не охота! Живи уж, душонка твоя паскудная. (Плюёт под ноги).
Милин: Просто поразвлекался, значит?
Илона: Андрюша! Это так?
Андрей: Почти. Илоночка, мы просто с ними общались в интернете.
Илона: Ты им что-нибудь обещал?
(Андрей отрицательно вертит головой).
Илона: Так в чём проблема, господа?
Милин: (В полной растерянности) Как же так? Я ведь был уверен… (Илоне) Простите, вы точно ничего не знали?
Илона: Вы меня тоже простите, но, повторюсь, я абсолютно ничего не знала.
Плюшев: Я реально охреневаю! Ну и семейка! (Милину) Пойдём отсюда, Пётр. У меня внизу экипаж под парами. В ресторан поедем, водки нажрёмся. А потом я подумаю: может быть, вместо этого насекомого мне кого-нибудь поблагородней замочить?
Милин: (Грустно) Нехорошо как-то получается.
Илона: Просто не нужно всё так серьёзно воспринимать. Это всего лишь жизнь…
Плюшев: Да идите вы оба со своей философией! (Милину) Пойдём, а то я или сам с балкона сигану, или этих гавриков выкину. Душно здесь!
Милин: Пойдём. Правда, неловко как-то…
(Оба идут по направлению к комнате. Возле двери Милин оборачивается).
Милин: Знаете, я подумал. И всё-таки спасибо вам, Андрюша…
(Андрей молча кивает).
Плюшев: Пошли, добрая душа. (Андрею с ухмылкой) Ну, сучара!
(Уходят).

Сцена вторая.

Илона: (Махая рукой в след ушедшим) Ну и что это было?
Андрей: Люди.
Илона: Да? Я понимаю, что не представители инопланетного разума. Хотелось бы, наконец, услышать и твою версию. Почему я, к примеру, так неожиданно для себя отошла в мир иной?
Андрей: Видишь ли, Илоночка, я…
Илона: (Перебивая) Ещё и фотографию мертвой жены разместил в интернете и от её имени утешал сердца страждущих. Спасибо, конечно, за доверие, но не кажется тебе, Андрюша, что ты с этим твоим нетбуком и интернетом слегка заигрался в благодетеля? А? Благодетель по выделенной линии. Звучит неплохо. Но не с ума ли ты сошёл? Святой отец что ли? Мою личность ещё приплёл…
Андрей: Но я ведь для хорошего дела. Мне людям помочь захотелось. Зашевелилось что-то. Защемило. Сострадание – это ведь в человеке…
Илона: (Перебивая снова) А я-то тут причём? Ты мне объясни. Я постараюсь понять, я не дура, как ни как, на этих мозгах целая рекламная компания держится… Даже не верится, что если бы не отменились сегодняшние встречи, то я так умершей дальше и жила… Ну так что, муж дорогой? Или сам уже запутался?
Андрей: (Неуверенно) Теперь я уже и не знаю. Просто мне страшно.
Илона: А ты не бойся. Что, я такая страшная?
Андрей: Мне всегда немного страшно. А с тобой спокойнее.
Илона: Чего же ты боишься?
Андрей: Одиночества, Илоночка, ужасно боюсь одиночества!
Илона: Да, да, ты мне что-то уже об этом как-то говорил…
Андрей: Ты вряд ли одобрила бы такую мою затею, - это я понимал. Но я взял твою фотографию и под твоим именем пытался помочь таким же одиноким людям хотя бы словом.
Илона: Без меня меня женил?
Андрей: Это не совсем то. Я как будто взял тебя в компаньоны, в незримые помощники. И когда общался с этими людьми, у меня всегда в голове звучал твой голос. Это мне очень помогало. И ты как будто всегда была рядом. Рядом с нами.
Илона: Слушай! А если серьёзно, ты сколько выпил?
Андрей: Чуть-чуть, Илоночка. Только за упокой твоей души. Два раза вот по столько. (Показывает пальцами).
Илона: Вот ведь паршивец. Целыми днями дома сидит, так хоть чем-нибудь путным занялся. Язык бы выучил. Паял бы что-нибудь. Ну, я не знаю, хотя бы вязать научился на худой конец. А этот в проповедники подался. Ну, безголовый!
Андрей: Это не от безделия, я же тебе пытался объяснить. Я один в этой квартире, совсем один целыми днями, ты правильно сказала. И ещё, может быть, от того, что у нас с тобой так и не…
Илона: Что???
Андрей: Ты ведь понимаешь, Илоночка. Ничего не получается. Только ты до сих пор не знаешь одного.
Илона: Чего я не знаю?
Андрей: Я ведь и сам тоже…

Сцена третья.

(Неожиданно из комнатной двери появляется голова девушки. Это Елена Зябликова, третий, запоздалый гость сегодняшнего приёма. Неуверенно здоровается).
Зябликова: Здрасьте!
(Андрей и Илона с удивлением оборачиваются на голос).
Илона: Здрасьте. А вы кто?
Андрей: Это, наверное, Елена Зябликова. Правильно?
Зябликова: Да, точно.
Илона: А в квартиру-то как попали?
Зябликова: Дверь почему-то открыта была.
Илона: А подъездная?
Зябликова: Там двое странных людей в проёме толкались, - капитан и артист, наверное, какой-то. Капитан хотел вернуться и кому-то что-то напоследок сказать, а артист его отговаривал и тянул в лимузин, ехать по кабакам. Пока они препирались, я и проскочила.
Илона: (Ехидно) Понятно! Сегодня у нас день открытых дверей. Милости просим!
Зябликова: Спасибо. А Илона Валерьевна – это вы?
Илона: Не хотелось вас расстраивать, детка, но, к сожалению, Илона Валерьевна умерла.
Зябликова: Как умерла?
(Андрей удивлён не меньше Зябликовой).
Илона: Пять дней уж как. (Андрею) Я ничего не путаю?
Андрей: (Борясь с удивлением) Нет… пять дней как тому назад…
Илона: А это Андрей Миронович, её супруг. Он в курсе дел, он вам всё и объяснит. Правда, Андрюша?
Андрей: Ну да, конечно…
Илона: Я вам пока чаю приготовлю. (Андрею) Прошу!
(Увозит сервировочный столик на кухню).
Зябликова: Кто это?
Андрей: Это?.. Это соседка. Помогает после смерти жены. Пока я оправлюсь от горя.
Зябликова: Как же это случилось?
Андрей: Простуда, осложнение, не успели спасти…
Зябликова: (Мрачно) Да, могу поверить. Грёбаная отечественная медицина!
Андрей: Это точно.
Зябликова: А вы, значит, муж? Андрей?
Андрей: Да. Илона поручила мне встретиться со всеми, с кем она общалась по сети до смерти.
Зябликова: Я первая?
Андрей: Нет, до вас уже двое были.
Зябликова: Не те ли, что у подъезда толклись?
Андрей: (Неуверенно) Ну… в общем-то… да…
Зябликова: Тогда понятно, почему они в таком состоянии были. От горя.
Андрей: Точно. От горя.
Зябликова: А вы знаете, Андрей, не обижайтесь только на меня, пожалуйста, но я даже рада, что не смогла встретиться с Илоной.
Андрей: (Недоумённо) Почему?
Зябликова: Я уверена, что она не одобрила бы то, что я сделала.
Андрей: Господи! А что же вы такого сделали?
Зябликова: Я ведь детдомовская. Но в детдом не маленькой попала, а в одиннадцать, когда с одним только отчимом жила. Маманя-то спилась, а вот у отчима здоровье покрепче. Стал он ко мне приставать. Ну, как мужик, понимаете?
Андрей: Понимаю…
Зябликова: Почти не кормил меня. Сладкое, как собачонке какой-нибудь бросал прямо на пол. А потом экзекуцию придумал, падла. Обмажет своё хозяйство вареньем или мёдом и предлагает мне слизывать. Сидит за столом на кухне со спущенными штанами, пьяный, весёлый, и хитренько так улыбается. До сих пор тошнит. В какой-то раз я отказалась, а он раздел меня и голой на лестничную площадку выставил, пока, мол, не замёрзну хорошенько и не одумаюсь, обратно не впустит. То ли с ума сходить начал, то ли совсем водка мозги прополоскала.
Андрей: Мне Илона рассказывала…
Зябликова: Рассказывала?
Андрей: Да, почти перед самой кончиной. А что?
Зябликова: Ладно, не важно. Значит, вы и дальше всё знаете про соседку, - то, что она меня увидела и милицию вызвала. А дальше уже закрутилось-завертелось. Отчима лишили родительских прав, а меня сдали в детдом.
Андрей: Да, всё знаю.
Зябликова: В этом году мне исполнилось восемнадцать. А за полгода до этого стал ко мне в детдом эта сволочь папа Коля наведываться. Ждёт, мол, меня, скучает, готов прощения попросить. Будто бы даже пить бросил. А я его жуть как боюсь. Как представлю себе, что выхожу из детдома, начинаю свою собственную взрослую жизнь, а меня уже где-то отчим со спущенными штанами поджидает. Даже противно и тошнит!
Андрей: Илона посоветовала тебе познакомиться с парнем, начать дружить. В общем, найти себе защиту и ничего не бояться.
Зябликова: Так ведь я так и поступила. Познакомилась с отличным парнем, Романом зовут. У нас любовь, понимаете? И однажды я ему рассказала про отчима, про то, как я его боюсь и из-за чего.
Андрей: Этого Илона ещё не знала.
Зябликова: Да это совсем недавно произошло. Да и вообще, всё как-то быстро случилось, даже самой не верится. Но зато я теперь его не боюсь, отчима то есть. Страх прошёл. Это же хорошо?
Андрей: Хорошо, конечно, хорошо! Помогло общение, значит…
Зябликова: Конечно, помогло. Рома отчима вечером в подъезде подстерёг и по башке ему битой вмазал!
Андрей: (С ужасом) Зачем???
Зябликова: (Довольно) Теперь этот экспериментатор со сладким в коме лежит. И врачи говорят, что шансы у него очень слабые. А это значит, что я могу спокойно жить, и дышать спокойно, и теперь уже не бояться. Вот зачем!
(Входит Илона со столиком. На столике дымящийся чайник, заварник и чашки).
Илона: А вот и чай. Андрюша, предложи гостье чаю.
Зябликова: Да нет, спасибо. Не охота что-то. Мне, вообще-то, бежать надо. Я теперь человек самостоятельный, так что дел у меня невпроворот.
Илона: А вы уже всё обсудили?
Зябликова: Что тут обсуждать? Не получилось мне с Илоной Валерьевной встретиться, а ей со мной, вот и всё обсуждение…
Илона: Может, что покрепче? Помяните безвременно ушедшую!
Зябликова: Я эту гадость на дух не переношу!
Илона: Вот и правильно.
Зябликова: Ладно, я отчаливаю. Светлая память, и всё такое. А у вас, я гляжу, всё чики-пики складывается. Молодец, муж Андрей, не знаю как по отчеству.
Андрей: Что складывается? Почему молодец?
Зябликова: Я ведь не осуждаю. Не век же во вдовцах сидеть. Соседка у вас бабёнка ничего ещё, так что совет да любовь!
Илона: (С улыбкой) Слышал, Андрей? Девушка нам счастья желает, беспокоится.
Андрей: Какого такого счастья? Кого вы девушка из себя возомнили?
Зябликова: Ой, только давайте без обучения основам морали! Нервы поберегите.
Илона: Шли бы вы… как вас там?
Зябликова: Это не меня там, а вас здесь ещё на тёплой постельке!
Илона: (Кричит) Пошла вон!!!
Зябликова: (С ухмылкой) Чё так орать-то? Пока!
(Уходит).

Сцена четвёртая.

Илона: Вот ведь нахальная молодёжь пошла. Смерть человека и то для них не повод вести себя прилично.
Андрей: Она детдомовская.
Илона: А, ну тогда всё понятно и так. Чего я от неё хотела...
Андрей: Илона!
Илона: Хорошо, что ещё нас не прибила. А могла ведь, могла?
Андрей: Илона! Послушай меня!
Илона: Что?
Андрей: Кажется, из-за меня убили человека…
Илона: С чего это вдруг? Я жива-здорова… (Нервно) Андрей, да что ты, в самом деле? Будешь сейчас на себя все грехи мира свешивать? Я тебя умоляю! Мало ли чего тебе эта малолетка наговорила, а ты и уши развесил. Выпей вот чаю, я в него успокоительного немного накапала. Давай, давай, на пользу!
(Андрей послушно пьёт).
Андрей: Илона. Ну почему мы с тобой одни?
Илона: Потому что все ушли.
Андрей: Опять ты не понимаешь…
Илона: (Насторожённо) Андрюша, давай не будем с тобой начинать снова…
Андрей: А что начинать, что начинать? Я ведь не договорил.
Илона: Что не договорил? Всё договорил! Мне всё и так предельно ясно.
Андрей: Я не договорил, не сказал тебе, что и сам полгода назад прошёл обследование.
Илона: Какое обследование?
Андрей: То самое – спермограмму.
Илона: Зачем? Ты что мне не доверяешь?
Андрей: Ну что ты! Мы же муж и жена, к чему нам недоверие? Что ты!
Илона: Я не понимаю. Ты серьёзно?
Андрей: Илоночка! У меня всё в полном порядке! В этом плане я абсолютно здоров!
Илона: Не может быть. Тебя ввели в заблуждение.
Андрей: Остановись, дорогая, не кричи. Я беседовал с тем самым врачом, который за умеренную плату штампует тебе справки о моей несостоятельности.
Илона: Что ты говоришь, как тебе не стыдно?
Андрей: Стыдно? Мне?
Илона: То есть ты хочешь сказать, что это из-за меня у нас нет детей?
Андрей: Вот на счёт этого, Илоночка, ничего определённого я тебе сказать не могу. Заключения твоих анализов я не видел, мазков не смазывал, соскоб не соскабливал.
Илона: Ну, ты и козёл!
Андрей: Да не может быть! Признала таки родственника. А чего ты злишься, козочка моя?
Илона: Я злюсь?
Андрей: Могу зеркало принести.
Илона: (Вскипая) Да ты, сволочь, меня злой не видел! Да я тебе устрою просраться! Ты у меня… чтоб тебе… урод!
(Убегает с лоджии).
Андрей: Куда ты, милая? Я тебя чем-то расстроил? (Продолжает отхлёбывать из чашки).
(Вбегает Илона с пластиковым мешком в руке).
Илона: Я для него всё, а он мне такой монетой. Я к нему лицом, а он ко мне жопой. Ну так жри своей жопой, подавись!
(Илона достаёт из пакета баночки-контейнеры для анализов и яростно кидает ими в Андрея).
Илона: На! На! На! Импотент!
Андрей: (Уворачиваясь, спокойно) Вот это уж ты зря!
Илона: (Бросая последние контейнеры прямо с мешком) Всё равно – импотент!
(Со слезами убегает в комнату. Доносится звук хлопающей двери. Андрей остаётся один).

Сцена пятая.

(Отхлёбывая из чашки, Андрей обходит растения. По каким-то щёлкает пальцем, по каким-то с размаху бьёт ладошкой, каждый раз приговаривая).
Андрей: Это тебе! А это тебе! Тебе особенно! Ну, что вы, что вы, вам ведь всё равно не больно. Что же вы молчите? А? Или я не прав? Ах, извините, ничего не слышу…
(Раздаётся дверной звонок).
Андрей: (Встрепенувшись от неожиданности) Ключи что ли забыла? (Кричит, скрываясь за комнатной дверью) Иду, иду!
(Через секунду Андрей, как ни в чём не бывало, с прежним выражением лица возвращается на лоджию. Следом за ним неуверенно, явно стесняясь своего появления, заходит Плюшев, он же Жека Плющ).
Андрей: (Наливая себе ещё одну чашку) Что, Жека, решил всё-таки меня замочить? Правильно я выразился?
Плюшев: (С явными признаками опьянения) Да забудь ты уже это! Не трону я тебя. Я по другому... В общем, это…
Андрей: Ещё сказать мне что-то хочешь? Не всю ещё душу излил?
Плюшев: Я? Куда ещё!
Андрей: А зачем тогда вернулся? Странно.
Плюшев: Правильно капитан говорит: какая нахрен разница, Илона ты или Андрей… Ну, то есть, что ты Андрей, а не Илона. Чёрт, запутался, кажись…
Андрей: Ты, Женя, не нервничай главное, я мысль твою уловил. Дальше-то что?
Плюшев: В общем, я и от своего лица, и от капитана…
Андрей: Помощника капитана.
Плюшев: Ну, да, от него. Мы решили сказать спасибо. Вместе.
Андрей: А Пётр Петрович-то где сам? Живой ещё?
Плюшев: Почти. Тёпленький. Там внизу в лимузине спит. Пока обратно ехали, плакал сильно, всё грозился свечек дюжину за твоё здоровье в храме поставить. А как подъехали, уснул младенческим сном. Я один решил подняться.
Андрей: А дверь внизу?
Плюшев: Старичок выходил, дворник, наверное.
Андрей: Да, этот добренький, этот запустит.
Плюшев: Ну, так что?
Андрей: Что?
Плюшев: Ну, это… ты мне это… ответишь что-нибудь?
Андрей: А я должен ответить?
Плюшев: Ну, так мы, типа, с Петром говорим тебе спасибо! Понимаешь? Всё равно говорим тебе спасибо!
Андрей: Ну?
Плюшев: Шлангуешь, что ли? Прикинулся одуванчиком. Тебе спасибо говорят, ответь что-нибудь!
Андрей: Ну, не за что. Всё?
Плюшев: (Смущённо) Да чёрт его знает. Сам понять не могу: нахрена мне всё это?
Андрей: А зачем тогда вернулся?
Плюшев: (Резко, зло) Да пошёл ты, хрен моржовый. Сука, жалко я коньки не прихватил, сейчас бы по твоей наглой роже проехался с удовольствием!..
Андрей: (Спокойно) Так сходи, я подожду.
Плюшев: Ну, ты… ну, ты… я таких ещё не видел. Ну, сучара. Не, я об тебя руки марать не стану! Сам сдохнешь! Сам! (Плюёт Андрею под ноги и быстро уходит).
(Опять раздаётся звук хлопающей двери. Андрей снова остаётся один).
Андрей: (Глядя в след Плюшеву) Ты так думаешь, Жека Плющ? Я? Сам? А есть другие мысли?
(Андрей берёт стул, ставил его возле окна лоджии, поднимается на него, открывает окно. Тут же врывается зимний холодный воздух со слабым снежком. Ветки и листочки растений испуганно шевелятся).
Андрей: (Глядя в открытое окно) Может, всё-таки есть другие мысли? (Встаёт на край окна). Нет, других мыслей нет! А благодарить не надо! Не за что!
(Андрей шагает в открытое окно).

Сцена шестая.

(Несколько секунд свободный ветер из раскрытого окна гуляет по опустевшему помещению, шевеля ветки растений, выгоняя драгоценное тепло жилья. Вдруг на лоджию быстрым шагом заходит Илона. Глядя себе под ноги, начинает говорить).
Илона: (Виновато, торопливо) Я не должна была так поступать, Андрюша! Прости, если ты, конечно… (Замечает раскрытое окно, чувствует холод). В чём дело? Что это за… Совсем с ума спятил. (Кидается к окну, быстро закрывает створки, одновременно кричит в разные стороны; то в комнату, то в кухню) Андрей! Андрей, что это за номера? Я же просила поберечь растения. Ты что, специально? Андрей, где ты?
(Илона; беря в руки распылитель, быстро уходит на кухню. Возвращается и начинает опрыскивать растения).
Илона: Сайчас, мои хорошие. Только не погибайте. Тёплая водичка, да, сейчас вы согреетесь. (Раздражённо) Ничего этому ослу доверить нельзя. Как ребёнок, ей бога. Пеленать его начать, что ли? Чтобы лишних движений не делал… (Кричит) Андрей! Это уже не смешно! Ты можешь, наконец, уже выйти ко мне. Или как дети будем в прятки играть?
(Раздаётся дверной звонок).
Илона: Как они мне надоели, эти интернет-пользователи! (Кричит) Андрей, наверное, опять к тебе кто-то припёрся. Я только открою, а встречай сам! По твою душу сегодня полоумные ходят, а я-то умерла!...
(В дверь уже стучат. Илона уходит открывать).
(На лоджию из проёма комнатной двери появляются Илона с Андреем, который слегка прихрамывает и придерживает левую руку правой перед грудью. Илона встревожена и удивлена, Андрей расстроен и подавлен).
Илона: Почему тебя домой приводит наш дворник? Что произошло? И зачем ты оставил раскрытым окно? Ты совсем спятил? Что у тебя с рукой? Ты всё-таки подрался с кем-то?
Андрей: Илона, Илона, остановись. Послушай меня, пожалуйста!
Илона: Ты снова будешь втаптывать меня в грязь? Я угадала?
Андрей: Нет. Я не хочу…
Илона: Будешь мне мстить? Да? Зачем же было издеваться над цветами? Ну, хочешь, ударь меня, я стерплю! Давай! Тебе ведь хочется…
Андрей: Илона! Я просто хочу тебе сказать, что я больше не стану делать того, что хоть как-то сможет причинить тебе боль или просто расстроить…
Илона Что???
Андрей: Я обещаю!
Илона: Обещаешь больше не огорчать меня?
Андрей: Да, я постараюсь быть послушным и внимательным мужем.
Илона: Навсегда?
Андрей: Навсегда…
Илона: А что с рукой-то?
Андрей: Поскользнулся, упал как-то неудачно. Хорошо хоть сугробы у подъезда мягкие. Дворник постарался, ночной снег в большие кучи успел сгрести…
Илона: Теперь понятно… (Обнимает Андрея) Хороший мой. Больно?
Андрей: Да ладно, терпимо…
(На улице слышны звуки сирены, разные цвета проблескового маячка гуляют по замерзшему окну лоджии).
Илона: (Испуганно) За кем это?
Андрей: За мной, наверное. Дворник испугался очень, когда я грохнулся, и скорую вызвал.
Илона: Значит, сильно упал?
Андрей: Ну, живой же!
Илона: (Смеясь) Две смерти в один день – это уже было бы многовато!
Андрей: Я тоже так подумал.
Илона: Хорошо, что ты вернулся. Мне спокойнее стало.
Андрей: А мне лучше с тобой. Я пока падал, понял.
Илона: Спасибо, Андрюша!
Андрей: За что?
Илона: Что понял!
Андрей: Ну… не за что…

З А Н А В Е С


Рецензии