Мужчины и женщины ассинибойнов

Мужчины и женщины. Мужчины ассинибойнов, по мнению современников, физически уступали равнинным сиу и были менее смышлеными. «Ассинибойны не отличаются привлекательной нешностью. Мужчины – среднего роста, обычно имеют настороженный, как у собаки, взгляд, что особенно проявляется в незнакомых местах и в непривычной для них обстановке. Но в своих домах они весьма общительны. Глава дома всячески пытается вызвать к себе уважение», – отмечал Э.Дениг. В вопросе внешности мужчин-ассинибойнов с Э.Денигом не соглашается художник Д.Кэтлин: «Ассинибойны, иначе называемые Кипятильщики Камней, – это прекрасные и благородные представители индейской расы. Я говорю и об их внешности, и об их нравах, в чем они удивительно схожи с дакотами, от которых некогда откололись. Мужчины высоки, грациозны в движениях, носят разрисованные накидки из бизоньих шкур. Они превосходные охотники и вполне обеспечены лошадьми. Живут они на территории, изобилующей бизоньими стадами, так что эти индейцы полностью снабжают себя всеми удобствами, если так можно выразиться, для жизни. Им известно множество развлечений и игр, наиболее любимая из которых – игра в мяч. Среди прочих развлечений можно выделить игру в мокасины, конные скачки и пляски». Мужчины племени объединялись в воинские общества, как это было принято у всех народов Верхнего Миссури. Но у ассинибойнов, в отличие от черноногих, не было деления этих организаций на возрастные категории. Впрочем, существовало одно общество, состоявшее исключительно из молодых людей, завоевавших себе на поле боя репутацию настоящих сумасбродов. «Их палатка всегда стояла посреди деревни. Никто из них не был женат, и почти все время они проводили в палатке своего общества. Они были племенной «полицией» и следили за соблюдением порядка. Говорят, что они имели полное право изрубить на куски, убить всякого, кто осмелился бы перечить им. Считается также, что каждый из них был обязан съесть по маленькому кусочку плоти такой жертвы. Однако это, вероятнее всего, была лишь страшилка, специально поддерживаемая членами общества, чтобы держать соплеменников в определенном тонусе»,– писал современник. Представители воинских обществ заставляли друг друга проделывать время от времени странное, на первый взгляд, действие: кто-нибудь из них внезапно появлялся абсолютно голым посреди деревни и начинал плясать под звуки зажатой в руке погремушки. Воины считали, что такое поведение изгоняло из них чувство ложного стыда. Именно из числа таких молодых людей избирались вожди воинских организаций. Бывало, что перед публикой представали сразу два голых молодых человека и тогда между ними начиналось настоящее состязание. Если ни один не уступил в своем танце бесстыдства, то им подносили по плошке жидкого навоза, дабы они доказали свою твердость, откушав «угощения». Однажды один из особенно рьяных кандидатов смертельно отравился, проглотив все, что было поставлено перед ним. Вполне возможно, что это пожирание навоза имело корни, о которых ассинибойны давно позабыли. Такое странное, если не сказать безумное, поведение было обязательной частью ритуала у так называемых «клоунов» апачей.
Мужчины ассинибойнов в основном не выбривали волосы на голове и носили их распущенными, разделяя на прямой пробор. Характерной особенностью прически ассинибойнов, отличавшей их от других равнинных племен, была длинная узкая челка, достигавшая переносицы, а порой – и кончика носа, которую племенные группы ассинибойнов Скалистых Гор и их предгорий стягивали тонким кожаным ремешком. Характерной прической ассинибойнов была и торчащая вверх челка (рис.а). Для этого ее вымазывали глиной, к которой для крепости иногда примешивали клейкую массу, получаемую при вываривании определенных видов смолистых трав или кустов. Прически ассинибойнов Канады (стоуни) дополнялись одной или несколькими тонкими косичками спереди или по бокам (рис.в). Прически могли служить характерной особенностью того или иного воинского общества или религиозного культа. Воины-ассинибойны, к которым в видении являлся дух медведя, становились членами медвежьего культа. Они выбривали верх головы и скатывали часть волос с каждой стороны в шары, походившие на уши медведя.               
Современник писал относительно причесок индейцев: «Ассинибойны, как и абсароки, отращивают невероятной длины волосы. У некоторых людей они опускаются до самой земли. Но я не раз замечал, что некоторые индейцы увеличивают длину своих кос искусственным путем, приклеивая к собственным волосам пряди чужих волос. Место склеивания они гримируют специальной смесью клея с красной глиной,из-за чего волосы там выглядят очень толстыми».
Современники единодушно отмечали, что женщины ассинибойнов весьма скромны, хотя невинных девушек можно повстречать только среди совсем юных. «Тем не менее их женщины ведут себя очень скромно и кажутся застенчивыми. В них нет ничего от вульгарности женщин арикара и абсароков. Они не отличаются каким-то особым чувством любви и обычно впервые вступают в брак в возрасте 25-30 лет», – вспоминал Э.Дениг. Женщины ассинибойнов были не высокого роста, зато современники характеризовали их весьма трудолюбивыми. На их плечах лежало ведение домохозяйства. У ассинибойнов, как и многих племен североамериканских индейцев, существовал обычай предлагать своих жен в качестве наложниц гостям общины. «Их женщинам очень нравилось ласкать наших мужчин», – вспоминал У.Кларк. Что под этим подразумевается, остается лишь догадываться, но бесспорным является одно – исследователям, впервые посещавшим лагеря ассинибойнов и арикара в ходе экспедиции, индианки не были противны, значит, они не были столь грязны и омерзительны, как об этом сообщалось в некоторых других первоисточниках. «Никто не осуждает девиц за утерянное целомудрие... Женщина считается недостаточно хорошей, если до замужества она познала только одного мужчину. Если и можно отыскать среди них добропорядочную жену, то такая могла вырасти только под личным присмотром мужа, если бы он взял ее под свое крыло в возрасте 10-13 лет»,– утверждал Э.Дениг.               
Женщины ассинибойнов содержали жилище в чистоте. Во взаимоотношениях с мужчинами вели себя учтиво, стараясь ни в чем им не перечить и не высказывать собственного мнения. Заметного влияния на мужей женщины ассинибойнов, по мнению современников, не оказывали.


Рецензии