Часть 9. Таинство посвящения

Командорство Монбияр (Куломьер), Франция, 1303 год

Я очутился посреди небольшого дворика, со всех сторон окруженного постройками. Судя по росшим и немного пожелтевшим кое-где дубам и осинам, я более не находился в Святой земле. Пронизывающий ветер, который пробрал холодом меня до костей, подтвердил мои догадки.
Чтобы немного согреться, я прошелся по двору. Это было типичное командорство – замкнутое со всех сторон укрепленное подворье. Каждая постройка имела двускатную крышу, я различил среди них амбар, конюшни, из которых доносилось приглушенное ржание лошадей и по-деревенски терпкий аромат навоза. Из раздумий и некоей ностальгии меня вывел очередной пакостный  и холодный порыв ветра.
Неплохо бы оказаться в более теплом месте, промелькнула мысль. В следующую секунду я увидел, как отворились двери соседней прямоугольной в плане часовенки, впуская подошедших четверых человек: двух братьев – храмовников в белых одеяниях, и двух юношей лет семнадцати в обыкновенной, мирской одежде. Прежде чем двери закроются, я поспешил проникнуть в часовню вслед за вошедшими.
К моему сожалению, в церкви оказалось не теплее, чем снаружи. Зато в качестве компенсации за мучения телесные, я с лихвой был вознагражден зрелищем эстетическим. Часовня представляла собой постройку строгой готики, стена напротив двери была украшена деревянным распятием, над которым располагалось три окна в стрельчатых арках. Свод часовни был куполообразным, держащимся на крестообразных балках. Тусклое освещение не давало мне возможности рассмотреть библейские сюжеты, изображенные на фресках у входа и на потолке, сколько я ни старался. Вскоре от этого созерцания меня отвлекли следующие события.
Вошедшие пропустили вперед только одного из мирян, оставив второго дожидаться во дворе. Посреди часовни, держа в руках сложенный белый плащ рыцаря, стоял пожилой человек, видимо, здешний командор. Мирянин в часовне,  командор с плащом в руках…неужто я присутствую при ритуале посвящения? Мое сердце часто забилось, ибо всегда хотелось взглянуть на настоящий ритуал принятия в орден, а не читать противоречивые догадки моих современников.
Молодой человек, которого принимали в орден, подошел к командору и опустился на колени. Командор звучным голосом спросил:
 –  Готов ли ты отречься от богатств земных, Франсуа Готье?
 – Готов,  – голосом немного срывающимся от волнения, ответил тот.
 – Готов ли ты принести обет бедности, целомудрия и нестяжания?
 – Готов.
 –  И наконец, готов ли ты следовать нашему уставу, зачитанному тебе перед заседанием капитула?
 – Готов.
Командор подошел к «неофиту» и возложил на его плечи орденское одеяние:
 – Отныне и навеки ты наш брат, Франсуа Готье.
После чего мужчина сделал знак стоящим у двери рыцарям и скрылся в небольшой комнатке, дверь в которую находилась сбоку от распятия. Тотчас же они  подошли к новому брату ордена. Один из них вынул небольшой деревянный крест, а второй –меч. Я так и застыл.
 –  Ты должен отречься от креста Господнего, – велел храмовник, который держал крест. Он протянул распятие Франсуа со словами:
 –  Отрекаясь, плюнь на него. Так же, как это делали все мы.
Франсуа Готье, так и не вставший с колен, чуть не упал от такого кощунственного приказа.
 – Не могу, брат,  –  осторожно ответил он.
Тогда второй тамплиер приблизился к стоящему на коленях неофиту и приставил к боку того острие меча.
 – Отрекайся, иначе я убью тебя!
Франсуа побледнел от страха, и…согласился. Он провозгласил:
 – Отрекаюсь от креста Господнего,  –  и тут же, наклонившись вперед, плюнул на распятие. Оба тамплиера моментально спрятали и меч, и крест. Они помогли новому брату подняться и вывели его через крипту часовни. Интересно, там что – подземный ход?
Но я был слишком удивлен таким поступком храмовников. Неужели все те ужасы, которые рассказывали о них в ходе процесса против ордена – правда? К моему облегчению ,это выяснилось довольно скоро.
Командор вернулся в часовню. Он, печально вздохнув, проговорил:
 – И вот таких людей нынче принимают в орден. Они готовы отречься от самого святого, лишь бы спасти свою жизнь. Надеюсь, следующий неофит окажется более твердым в своей вере. Франсуа не прошел испытания.
Теперь в часовню ввели следующего юношу. Он, видимо, продрог, потому, как во время ответов на вопросы командора его голос дрожал куда сильнее, чем у Франсуа. После посвящения командор снова скрылся в соседней комнате, а рыцари приступили к проверке, аналогичной предыдущей.
Новобранец, которого звали Раймунд Готье, приходился, видно, родным братом Франсуа. На уговоры осквернить крест он ответил твердым отказом, на угрозу убийства – только презрительным взглядом.
 – Вставай, брат мой,  –  наконец возгласил один из испытывавших,  –  ты с честью прошел испытание. Твоя вера не поколеблется ничем. Прости нас за этот вынужденный экзамен.
Раймунд улыбнулся.
Что было дальше, я не знал, потому, как снова меня увлек медальон.


Рецензии
Здравствуйте, Екатерина! Вызывает невольное уважение Ваш интерес к такого рода событиям и эпохам, как крестовые походы и история тамплиеров.Но позволю себе парочку замечаний:
Приводимый Вами эпизод действительно имел место в ходе рыцарского посвящения, но именно как эпизод; Вы же представляете его как полный акт - необходимый и достаточный.
Ваш персонаж ужасается: "Неужели все ужасы, которые рассказывали о них в ходе процесса против ордена - правда?" Но какого процесса? Массовые аресты тамплиеров начались в 1307 году, тогда же начались и процессы против них, а Вы обозначаете время действия Вашего рассказа 1303 годом.
Хочется пожелать Вам избегать подобных нестыковок, ведь История наука точная,в которой каждая деталь и каждая дата имеет значение.
С уважением и добрыми пожеланиями,

Вадим Смиян   16.10.2011 21:23     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вадим! Спасибо громадное за столь лестный отзыв, однако позвольте отметить, что нестыковки в данном случае нет. Просто, желательно всю эту серию рассказов читать с самого начала. Главный герой путешествует во времени, знакомясь с историей Ордена, это наш современник, живущий во Франции и много читавший о тамплиерах.
А что касается данного эпизода -так он неоднократно мусолился в показаниях братьев-рыцарей во время допросов инквизиционным трибуналом. Вот я и поднимаю наиболее загадочную тему из всей этой истории, здесь излагаются не столько факты точные, сколько всевозможные гипотезы, о Граале, копье Лонгина...которые будоражат умы людей и поныне.

Екатерина Роговская   17.10.2011 18:23   Заявить о нарушении
Катя, я покорнейше прошу Вас меня простить - ведь я, что называется, сел в лужу со своим замечанием! Надо было смотреть внимательнее - меня привлек заголовок "Таинство посвящения", и я воспринял его как самостоятельное произведение. Обещаю впредь вести себя более осмотрительно...Это все спешка - знаете ли, времени ни на что не хватает, кроме работы.
Снимаю свое замечание - выкинуть и забыть.А Вам - удачи и вдохновения! С уважением,

Вадим Смиян   18.10.2011 00:14   Заявить о нарушении
О, да не стоит извинений, Вадим. Я так и поняла, что на название Вы в спешке внимания не обратили. С кем не бывает. Один мудрый человек сказал ведь: еrrare humanum est.
Так что все в порядке. Спасибо за теплое пожелание))

Екатерина Роговская   18.10.2011 00:29   Заявить о нарушении
Эх, куда это я закинул свой латино-русский словарь?..
Может, переведете?..

Вадим Смиян   19.10.2011 00:18   Заявить о нарушении
С удовольствием. Это значит "человеку свойственно ошибаться". В данном случае - что нет ничего в этом страшного)

Екатерина Роговская   19.10.2011 19:55   Заявить о нарушении