Баронесса Унылого Платья

Лу распахнула шкаф. Там жило самое преданное ей существо – платье карминно-красного цвета.
Увы, его бархатная нежность отцвела, как лицо безутешной вдовы.

Платье уныло свисало с деревянных плечиков, словно разбойник, распятый на кресте.
Бусинки, с которых не стёрся перламутр, горделиво выглядывали из ряда соплеменников, утративших былой блеск,
а ирландские кружева кивали, как поникшие головы на похоронной процессии.

Всё свидетельствовало о том, что платье отслужило и вышло из моды.
Но нежная привязанность не позволяла Лу расстаться с реликвией угасшей молодости.
Раз в месяц она приказывала выносить платье на воздух, и раз в году – чистить от пыли.

Платье служило хозяйке не только свидетелем того, как безжалостно и бесповоротно покидала её молодость, а еще и компаньоном, с которым та проводила тоскливые вечера.
Словом,  платье продолжало исполнять свой священный долг: оно согревало Лу.
Единственное, что ему мешало полностью доказать свою теплоту – это невозможность утешить Лу словами.
Но хозяйке хватало и того, как платье льнуло к телу, заменяя ей и любовника, и нерождённое дитя.
Кружева, будто кудрявая головка младенца, щекотали кожу Лу, когда она зарывалась в них лицом. Ткань впитывала слёзы и никогда не упрекала в том, что Лу портит насморком остатки вылинявшего карминного румянца.
Взаимная забота сближала платье и Лу в унынии и в радости, хотя радостей с годами становилось всё меньше.

Вы спросите: надевала ли хозяйка платье хотя бы в Рождество, чтобы на несколько часов вернуться во дворец утраченных иллюзий, вдохнуть неумолимо испаряющиеся ароматы лоска и роскоши, в которой баронесса купалась, пока смерть равнодушно отворачивалась от неё, заглядываясь на больных и старых.
 
Нет. Лу никогда не надевала этот наряд с тех пор, как отошла от двора.
Карминно-красное платье, как роза, отцвело и увяло.

Напудренные щеки Лу вопиюще заявляли о том, что красоту не удержать и не купить.
Опущенные уголки губ выставляли свой траур напоказ, будто умоляя зрителей стать соучастниками их заутюженной скорби. Мочки ушей, как старинные канделябры, величаво смотрели на вялую шею и плечи.

Но Лу ещё надеялась. Она накладывала на лицо маску из теста, замешанного на пшеничной муке, желтке и миндальном масле. Смазывала редеющие волосы лосьоном, принимала ванны с молоком и мёдом.
Обмануть или уговорить природу удавалось с трудом, та плела свою паутину на теле Лу с усердием каракурта, способного свалить с ног даже коня.

Лу никогда не доставала из шкатулки драгоценности. Своей нетленностью они оскорбляли  её увядающую жизнь.
Другое дело – платье. Оно было соратником, выгорая, линяя и расползаясь с каждым годом всё больше.
Теперь трудно было представить, с каким фурором Луиза де Лакомб являлась в залах дворца.
Лу гнала прочь от себя воспоминания, заглушая ностальгию настойкою валерианы. Во время приступов растревоженной памяти она обнимала платье, ласково перебирая кружева и бусинки, как волосы дочери, которая могла бы родиться и вот так безмятежно покоиться у неё на руках.

Однажды барон отнял у Луизы девственность, граф – скромность, виконт – стыд, остальные щеголи – благоухания молодости. Сегодня никто из них не вспоминал Лу, за исключением барона, вот уже сорок лет ожидающего её на небесах. Барон отправился на тот свет через два года после свадьбы, оставив юной жене титул и огромное состояние, а также предоставив ей возможность взять от жизни всё, чего она только пожелает.

Лу так и сделала. Положение молодой вдовы придавало её образу величественную печаль. Но, к счастью, трагедия быстро позабылась обществом, и за Луизу взялись охотники до дамских утех и баронского богатства. Так она провела свои лучшие годы.

И вот, наконец, баронесса предстала перед судом Времени, беспощадного сборщика податей. Время отняло у бедняжки последние крохи красоты, пощадив лишь её богатство.

Все это едва ли утешало Лу. Только красное платье, как талисман, напоминало хозяйке о её блеске. Именно в нем она танцевала на балу с виконтом де Жильбером. В его корсете прятала любовные письма от короля. Его она сняла перед герцогом де Бюжо.

«Платье… милое платье… в тебе пусть меня похоронят. Укроешь меня… последуешь за мной… всегда вместе… и в радости, и в скорби…»

Но однажды крик служанки разорвал тишину в комнате Лу. Энн предстала перед госпожой с искаженным от страха лицом. В её трясущихся руках алели лохмотья. Рухнув на колени, Энни поползла с останками платья к застывшей Луизе, непоколебимой и тяжеловесной, как монумент.

– Собаки! Собаки порвали! – ревела Энн. – Проветривалось в саду, а они целой сворой… накинулись…

Лу молча отвернулась и с тех пор не проронила ни слова.
Карминно-красные банты украсили её туалетный столик и кровать. Они призывно напоминали об ускользающем Времени и манили за собой.

Лу не сопротивлялась. Она уже не пудрила лицо и не накладывала на него тесто.
Каракурт Времени с завидным энтузиазмом плел на теле баронессы паутину, бороздя жесткими лапками ее отмирающую кожу.

Час настал. Красный бархатный бант украсил крышку гроба. Энн безудержно рыдала. Она считала, что своей неосмотрительностью укоротила жизнь баронессы и лишила её мечты отправиться к супругу в любимом платье.

Ветер дул, проникая в складки карминного банта. Он искал в нем признаки жизни, но бант, как шляпка огромного гвоздя, был неподвижен. Дождь барабанил по крышке гроба и по банту, который преданно провожал хозяйку в последний путь.
 
Кто кого пережил – баронесса платье или платье баронессу – было не столь важно. Они уходили вдвоём.


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Тереза!
Пишет Ваш скромный молчаливый читатель Дрын Евген. Возникла удивительная ситуация. Я последнее время часто читаю Ваши тексты. Особенно с наступлением осени это заметно обострилось. Чем холоднее и пасмурнее на улице, тем сильнее тянет к Вашей странице. Когда бушевал сильный ветер, развевающий листья по земле, и калитки тревожно качались от его порывов, первое, что мне взбрело в голову - это зайти к Вам в гости и прочитать "Баронессу Унылого платья". Я был полностью загипнотизирован Вашими словами. Они будто сплетены в красивейшие узоры, притягивающие и ужасающие одновременно. Я подумал: вот оно! Тот самый текст, который 100%-но может считаться идеальным. Я даже не смог заснуть в тот день. И литр "чёрного русского" не помог мне обрести желанного спокойствия. Бессонница продолжалась. Я повторял часто Ваше имя: "Тереза, Тереза Пушинская, какое лёгкое по звучанию и какое тяжёлое по содержанию имя". Можно проникнуться желанием неведомого, прочитав всего лишь одно произведение, которое возвысило автора в глазах других на недосягаемые высоты, с которых уже чисто физически невозможно спрыгнуть - можно лишь упасть и разбиться. Именно такое чувство пробудил во мне этот Ваш рассказ. Я хотел было написать, почему голодные псы разодрали красивое платье. Хотел придраться. Такое в реальности разве возможно? Если платье не пропитывать кровью или чем-то аппетитным, мясным, оно вряд ли будет представлять интерес для животных. Но что-то меня остановило от едкого комментария. Внутренний голос подсказывал: "молчи, Евген, это второстепенная мелочь, лучше вдумайся в поразительную глубину текста". И я вдумался. Я представил себе колючий воздух, который оставляет на лице героини страшные отпечатки времени в виде морщин. Их невозможно смыть, как грим или макияж. Я представил эту зловещую паутину, которая окутывает живые тела людей. И гардероб с красивой одеждой, в конечном итоге превратившийся в гроб. Это чудовищно, но это правда. И в тоже время я не оставил Вам отзыва. Постеснялся. Посчитал, что не соответствую Вашему рангу. До Вас мне - как до Луны! У меня совсем другие идеалы, совсем другие ценности. У меня их вообще нет. Так получилось... Извините. И я предпочёл умолчать (не то от зависти к Вашему таланту, не то от незрелости своей, не то от неправильных взглядов на жизнь). Возможно, у меня нет чувства прекрасного, а Вы знаете и цените красоту (чутьё мне подсказывает, что Вы балерина, актриса и неразрывно связаны с высоким театральным миром). Вот я и промолчал, не оставив ни единого комментария. А сегодня внезапно осенило меня, и решил я поведать Вам:

Я БЕЗ УМА ОТ ВАШИХ ПОТРЯСАЮЩИХ РАССКАЗОВ!!!
Они меня окунают в недоступное измерение жестокой роковой красоты. Они подобны колдовским чарам, смертельно ядовитому дурману, что окутывает моё сознание и парализует волю. Я вчитываюсь, и дыхание замедляется, и сердце останавливается. Это Ваша проза. Такая поэтическая, душераздирающая, животрепещущая и гипнотическая.

Вы входите в ТОП-10 авторов, занимая одно из первых мест. Вам я стеснялся написать очень долго. И только сегодня, осмелился это сделать.

С осенним приветом,
Ваш постоянный читатель,
дрянной Дрын Евген.

Дрын Евген   22.10.2017 15:12     Заявить о нарушении
Вы только представьте, в каком эстетическом шоке я от Вашей рецензии, любезный Евгений.
Вы правильно сделали, решив написать. Не потому что мне это льстит, а потому что такие отзывы - это терапия как для автора , так и для рецензента.
Согласитесь, Вы прекрасны в своей рецензии, ведь Вы чувствуете, как бушует Ваша душа? Хуже ветра бушует....
У души, как и у дерева,есть листья... Они зеленеют, шелестят, срываются от ветра и падают.
Мне никто не говорил ничего о Вас, но я знаю, какие осенние сумерки в Вашей душе...

Такие отзывы как Ваш стоят огромных душевных затрат.
И я благодарю Вас не только за прекрасные мысли о моем творчестве и обо мне самой.
Вы отдали мне то, что не купишь ни в какой лавке и не выменяешь ни в каком ломбарде.
Вы отдали мне своё время, свою душевную и интеллектуальную энергию.
Наверняка после такой рецензии Вы откинулись на спинку кресла и сказали:
"Уффф...я это сделал!")
А теперь послушайте...
Я ведь Вас видела в списке читателей, Ваше молчание не удивляло и не обижало,
я замечала Вас в списке избранных у многих авторов и думала:
"Какой популярный этот Евгений")
Читала Вашу переписку с моим знакомым автором Кафковедовым Дэном,
отмечала Ваш стиль и манеру общения, кое-что черпала (абсолютно невольно) о Вашей личности из Ваших же слов.
Всё это происходило ненавязчиво, неспециально, потому что в последнее время я мало бывала здесь, но успевала что-то замечать)

Кстаааати, неужели Ваша интуиция столь сильна и точна, что безошибочно угадала мою причастность к театральному миру?
Это поразительно, любезный мой читатель.
Это слишком поразительно и волшебно, ведь я и в самом деле театральный балетмейстер)

Вы сказали мне много хороших слов. Слишком хороших. Но и свои кртические замечания можете смело озвучивать.
Это меня не напугает и не обидит. Клянусь Терпсихорой)
И Вам до меня не как до Луны, скорее всего - мы просто с разных планет и до Луны нам одинаково далеко)
Я еще не читала Ваши тексты....Но уже обещаю измерить расстояние между нами.
Спасибо Вам большое, Женя. Вы меня поразили. Надрывом души.
Боюсь я таких людей....и люблю...

Тереза Пушинская   23.10.2017 15:53   Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Тереза! Насчет душевных затрат Вы правы. Я почему-то думал, что Вы мне не ответите или напишете так, чтобы я испытал чувство угрызения совести и расстроился окончательно. Но всё оказалось по-другому. Это моя старая привычка - всегда ждать от жизни только худшего, самого плохого и негативного. Я практически с рождения настроен почему-то на пессимистичный лад. Вы угадали, мне стоило немалых душевных затрат написать Вам небольшое письмо. Я опять, как и в тот раз, не смог уснуть. Утро встретил разбитым и опустошённым. День с самого утра выдался очень трудным. Но когда Вы ответили, я испытал такое ощущение, как будто тяжелый груз свалился с моих плеч, и стало легче. Внезапный свет проник в мою тёмную комнату. Я снова вдохнул в себя кислород. Вот сейчас я выпил немного водки, чтобы ответить Вам более спокойно, без излишней нервозности. Мне очень понравилась Ваша фраза о том, что мы на разных планетах и до Луны нам одинаково далеко. Тереза, Вы храните в себе дух редкого аристократизма, невиданной утонченности, недостижимого эстетизма. Мне с Вами неловко немного. Я вынужден подбирать слова, чтобы выразить правильнее свои эмоции. Моя небрежность, грубость отходит на второй план, когда я пишу Вам. Мне даже хочется окнутся в Серебряный или даже в Золотой век, глядя на Вас. Ни один из авторов не пробуждал такого чувства ответственности, как Вы. Это правда! Я ведь придерживаюсь маргинального образа жизни, работаю кем попало, пью тоже всякую гадость, сквернословлю, отпускаю сальные шуточки, общаюсь с такими отталкивающими элементами - вообще страшно представить, с кем я общаюсь в реальной жизни! Я просто вырос в этой среде. Она меня искалечила, отняв надежды чуть ли не с рождения. Но душа по прежнему тянется к прекрасному, к заоблачному, возвышенному, недосягаемому. Иногда так больно становится, что слезы появляются. Вот как сейчас... Плачущие мужчины - это абсурд. Но сейчас на моих глазах проступили слезы. Настолько сильные эмоции появились у меня после прочтения Вашего текста. Кто-то скажет: это водка плачет во мне, но я то знаю, что без водки было бы еще сложнее. Я буду и дальше знакомиться с Вашим творчесивом, оставляющим неизгладимый след в моем внутреннем мире. Вы не пробовали издать Ваши работы? Я бы купил у Вас один экземплярчик. Может, на "ридеро" заказать? Очень хотелось бы прочитать Ваши рассказы и повести в книжном варианте. У Вас очень безупречный слог, непревзойденный стиль повествования. Я, конечно, не специалист и образования литературного у меня нет. Но я умею сравнивать с другими текстами. А по поводу меня могу сказать лишь одно: своя ниша имеется, на большее не рассчитываю, но расти над собой желание присутствует и иногда за горло буквально хватает, и тогда я экспериментирую, используя такие приёмы, о которых раньше даже и не мечтал.
Спасибо Вам за всё, дорогая Тереза!!!
Ваш читатель, Др. Ев.

Дрын Евген   23.10.2017 21:38   Заявить о нарушении
Евгений, я чуть не упала в обморок после Вашего письма, но, придя в себя,
хочу просить разрешения ответить Вам позже.
Не могу написать Вам просто вежливый ответ.
Я напишу Вам ПИСЬМО. Прям здесь. Завтра.
До встречи, Душа Мятежная....

Тереза Пушинская   24.10.2017 20:59   Заявить о нарушении
Я буду ждать, затаив дыхание, дорогая Тереза - Душа Хрустальная!

Дрын Евген   24.10.2017 22:27   Заявить о нарушении
Чувак, осторожнее, не влюбись)
Я вот влюбился год назад, до сих пор не могу отойти. Она как наркотик.
Извините за вклин)

Пономарев Денис   25.10.2017 18:29   Заявить о нарушении
Откуда Евгений знает мое древнее
хрустальное имя?
Чудеса....

Вклин приятный) не удаляйте его, господа хорошие...)
Дайте порадоваться отравленному театральным ядом усталому балетмейстеру...

Тереза Пушинская   25.10.2017 19:33   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Евген. Вот я и добралась до Вас.

Ваш подход к общению завораживает. Мало кто умеет и хочет так говорить. И говорить о таком.
Вы удивились моему ответу, теперь моя очередь удивляться: как может быть иначе? Как отвечать Вам не в той тональности? Это невозможно.
Жалею, что не смогла ответить вовремя, но Вы уже читали мой Дневник и поняли –
я в легком шоке и в тяжелой задумчивости из-за работы. На грани фола ситуация)

Прошу Вас, не пейте водку ради смелости в общении со мной.
Будьте таким как есть – трезвым и грустным.

Знаете, Ваши слова обо мне захотелось вырезать ножницами и приклеить на письменный стол)
Это слишком самовлюбленно, конечно, но мне очень приятно –
совсем незнакомый, далёкий человек так увидел меня, так почувствовал, так понял! Для этого ему не пришлось спать со мной на одной подушке. Ну не чудо ли?

Вы тонкий-тонкий….Поэтому Вам больно жить, Евгений.
Тонкая кожа всегда под угрозой…
А толстошкурые не подозревают, что именно ранит тонкокожих, совсем не подозревают.
Они думают, для тех болезненны лишь ощутимые удары, порезы, ушибы, но не понимают,
как страшно тонкой душе терпеть даже незначительные, но чудовищные по воздействию «прикосновения» с социумом,
с людьми, с ментальностью иного, чУждого рода.
Мне кажется, я знаю вашу беду. И от неё нет спасения.
Вам будет больно даже после смерти, потому что душа продолжит своё существование…

Пессимистичненько звучит, Вы уж простите…

О творчестве. Я уже кое-что из Вашего читала, но бегло, на ходу, идя по дороге.
Потом проникнусь больше. Сейчас голова в другом измерении.

О себе: не издаюсь и не могу предложить Вам бумажный вариант своих произведений.
Раньше хотелось очень, теперь всё равно.
Наши произведения ПОЧТИ никому не нужны. Это я усвоила, советую усвоить и Вам, чтобы потом не разочаровываться.
Мы вообще никому не нужны. Только тем, кто нас любит ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС.

Но Вы продолжайте экспериментировать и творить, Женя.
Наше творчество – это сублимация. А заодно и медитация. В общем – терапия)
Мне помогало. Пусть и Вам поможет. Вы хороший. А хороших людей жизнь почему-то не жалеет…

Я благодарю… благодарю Вас за непревзойденную тонкость и мастерство общения – редкий дар)

До встречи, Евгений)

Тереза Пушинская   28.10.2017 15:59   Заявить о нарушении
И еще: я обожаю длинные волосы у мужчин)

Тереза Пушинская   28.10.2017 16:02   Заявить о нарушении
Прочитала только что Ваше "Обращение к Богу".
Я в творческом и душевном шоке. Буду обдумывать рецензию.
Столь откровенный текст я вижу впервые.

Тереза Пушинская   28.10.2017 17:40   Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Тереза!!! Очень рад, что Вы мне ответили. Когда я увидел Ваш ответ, я просто подпрыгнул до потолка, чуть не разбив люстру своей головой. Несколько минут эйфории, как после внутривенного введения счастья. Как обычно, не знаю, что ответить. По поводу текстов моих. Не напрягайтесь лишний раз. Вас я ни о чем не прошу. Если Вам трудно по эстетическим или каким-то другим причинам написать рецензию - лучше не пишите: просто незаметно оставите свой отзыв здесь, в этой ветке. У Вас много респектабельных солидных поклонников, которых может оттолкнуть Ваше внимание к моей ничтожной персоне. Увидят, прочитают: "Ах, что это происходит? Тереза Пушинская пишет отзыв какому-то маргинальному недоумку, матершиннику, обрыгану и т. д. Мир сошёл с ума окончательно!!!" Мне всё время стыдно из-за моих текстов. Я боялся, что Вы прочитаете что-то из моего скудного арсенала. Наверняка, это Вам покажется возмутительным, оскорбительным дурновкусием или безвкусием вообще. Я по-другому писать не могу. Хочется эпично написать, начинаю - вроде в нужном направлении, а потом - ррраз, и неизбежная осечка: подскальзываюсь и внезапно скатываюсь в грязь, окунаюсь с головой в чернуху, в пошлость и низменность, как в бытовые отходы. Какая-то нечистая сила все время подталкивает меня сделать именно так, наплевав на мнение всех окружающих. Некий голос внушает мне, чтобы я не обходил вниманием темные стороны быта, ущербность, безнравственность, тщедушность простых обывателей, от которых я,всегда пытаюсь откреститься. Если никто не может коснуться какой-то темы - я назло всем пишу об этом. У меня нет границ, которые меня сдерживают. Раньше были, теперь нет. Но мне не хватает знаний, опыта, житейской мудрости. Прошу меня извинить, если я чем-то шокировал Вас. И не обращайте внимания на мою внешнюю грубость, нецензурность, непристойность - это моя маска, за которой я скрываю ранимую душу неудавшегося романтика и мечтателя, "съехавшего с катушек". Я Вам ещё чуть позже отвечу - сейчас я немного занят. С Вами мне хочется говорить до бесконечности, хоть это и очень трудно мне, беспородному дворовому псу, даётся. Про длинные волосы могу ответить так: раз это связь с космосом, патлы свои отстригать не буду до тех пор, пока сами не выпадут. С низким поклоном целую Вашу руку и сердечно прошу простить за доставленные неудобства.
Ваш Дрын Евген, дрянной графоман из трущоб.

Дрын Евген   28.10.2017 18:35   Заявить о нарушении
Тереза, прости, что вклинилась.
Ты так невероятно пишешь о тонкокожих и толстокожих, мне просто хочется тебя цитировать. И тоже вырезать и приклеить к столу :) Ты обострена и особенно чувствительна, как будто светишься :) Наверно, я тебя понимаю. Надеюсь, и сама доживу до такого)
_________

Простите все еще раз за комментарий.

Евдокия Воронина   29.10.2017 09:45   Заявить о нарушении
Алена, спасибо тебе, тонкая натура.
Вклинивайся, сколько душе угодно.
Вчера не успела написать тебе отдельео, прости, я не забыла.

Тереза Пушинская   29.10.2017 14:02   Заявить о нарушении
Меня ваш диалог тронул.
Ничего страшного, потом напишешь, как сможешь. У меня пока ничего нового не произошло. (Я сейчас лежу - опять недоспала. Голова тупая.)

Евдокия Воронина   29.10.2017 14:09   Заявить о нарушении
Жень, а я читаю Вас. И при этом остаюсь живой, в своём уме)
Вы интересный. И у Вас много текстов..Я маленькие читаю пока что..
Извините, что пишу мало. Пишу одной рукой. На второй спит кошка.
Её зовут Нирвана) Как Вам имечко?)

Тереза Пушинская   30.10.2017 14:00   Заявить о нарушении
Здравствуйте. Я Вас тоже читаю. Спасибо огромнейшее. Мне очень приятно и... очень неловко. Там есть нецензурные, непристойные вещи. Будьте осторожны! У меня контент такой, разнообразный. Я пытался писать в стиле "грязный реализм". Я находился в состоянии бешенства и зажатости. Когда писал - раскрепощался. Прошу Вас, сердечно умоляю: извините меня за грубость, вульгарность. Если чем-то расстроил Ваши ожидания. Не хотелось бы мне, ох как не зотелось бы, чтобы наш замечательный диалог с Вами навсегда прервался из-за моих некоторых словоизлияний. Я Вас тоже читаю во время работы. Я прочел несколько Ваших миниатюр. В очередной раз они пробудили во мне неизведанную страсть, желание сделать шаг в пропасть, сойти с ума. Это шедевры! Я, наверное, нахожусь в другом измерении, и меня это очень огорчает. Ваш покорный слуга сейчас под дождем бегает, по улицам, мокнет, зажимается в душном общественном транспорте. Вечером я обязательно отвечу Вам. Я напишу...
Дрянной, погрязший в Хаосе и бытовухе, запутавшийся в своих противоречиях и страдающий от этого,
Ваш Дрын Евген.

Дрын Евген   30.10.2017 15:16   Заявить о нарушении
А имя кошки экстравагантное, имя - символ, соответствует Вашему имени и содержанию Ваших текстов. Все мы хотим попасть в Нирвану, но мало кто знает, как это сделать.

Дрын Евген   30.10.2017 15:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 49 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.