О роли РПЦ 2006

К дискуссии о роли РПЦ и православия в современной России

Отношение россиян к проблемам взаимоотношений Церкви и общества, роли православия в современной России, «особом» пути страны – носит достаточно противоречивый характер. По мнению опрошенных, Церковь и православная вера в целом должны более активно влиять на жизнь всего общества, не ограничиваясь лишь обрядово-ритуальной стороной, но это влияние не должно перерастать в огосударствление православия. Нет единства во мнении об «особых правах» православия в России, учитывая многоконфессиональный характер страны, а также о возможности следования со стороны россиян нравственным нормам, на которых настаивает РПЦ. Большая часть придерживается в этом отношении выборочного подхода, полагая, что некоторые из этих норм должны соблюдаться, а другие – нет. Лишь треть опрошенных выступает за безусловное и неукоснительное следование нравственным традициям РПЦ.
Менее половины россиян согласны и с основными положениями выступления Митрополита Кирилла на Всемирном соборе об «особом» пути России, идеалах жертвенности, служения общему благу и приоритету общенациональных норм и традиций. Напротив, около 60% полагают, что именно концепция прав и свобод личности должна оставаться основой для жизни российского общества и государства. Главным источником  нравственных ценностей и норм, по мнению россиян, в современной России должна являться семья, а не государство и Церковь.

Выступление на Всемирном русском народном соборе Митрополита Кирилла вызвало в обществе и СМИ дискуссию о роли РПЦ и православия в жизни современной России,  об «особом» российском пути в целом. Одним из важных пунктов дискуссии стала возможная роль РПЦ в России как наиболее крупной Церкви, органично связанной с историей и культурой всего русского народа. Должна ли РПЦ пытаться влиять на все общество или даже государство, или же ей следует ограничить свою деятельность духовным «окормлением» своей паствы – верующих прихожан? Как показали результаты исследования, россияне достаточно осторожно относятся к перспективам усиления религиозной компоненты в жизни России, хотя и хотели бы, чтобы Церковь  более активно влияла на духовную жизнь всего общества (так считают 47,4% опрошенных). 29,0% предпочли бы, чтобы РПЦ и другие церкви ограничили свою деятельность религиозными обрядами и ритуалами, а 18,2%, напротив, хотели бы, чтобы Церковь серьезно влияла на основные вопросы жизни не только общества, но и всего государства.
Нет единого мнения в российском обществе и о роли и правах православия, особенно учитывая многоконфессиональный характер страны. Если 40,6% опрошенных придерживаются наиболее «политкорректной» точки зрения, согласно которой «православие – это всего лишь одна из религиозных конфессий, распространенных на территории России, и оно должно иметь такие же права, как т другие, то 52,7%  россиян настаивают на «особой» роли православия. При этом, по мнению 34,8% опрошенных, православие должно иметь «особые права» в российском обществе, так как оно является наиболее традиционной для русского народа конфессией,  а 17,9% придерживаются еще более решительного мнения, согласно которому православие должно не просто иметь «особые права и играть особую роль», но и должно стать стержнем всей российской государственности.
В своем выступлении на Соборе Митрополит Кирилл уделил большое внимание нравственной роли православия. По его мнению, РПЦ должна отстаивать незыблемость основных нравственных принципов, недопустимость проявлений греховности в разных ее аспектах. Как показали исследования ВЦИОМ, проведенные ранее, некоторые из этих проявлений в современной России стали восприниматься скорее как норма, в отношении других общественное мнение проявляет достаточно высокую нетерпимость. 42,9% россиян считают, что к требованиям РПЦ следует относиться скорее выборочно – некоторые из нравственных норм, на которых она настаивает, являются приемлемыми для современных россиян, а другие – нет. Одновременно исследование позволило выявить и носителей двух полярных точек зрения. 33,5% опрошенных склонны согласиться во всем с требованиями РПЦ относительно неприятия безнравственности и греховности. 15,7%, напротив, полагают, что современный человек не может и не должен жить в соответствии с устаревшими нравственными нормами, соблюдение которых продолжает требовать Церковь.
Выступление Митрополита Кирилла не ограничилось лишь проблемами взаимоотношений Церкви и общества. В нем были высказаны по сути более общие мысли, касающиеся «особого» пути России в современном мире, отношении россиян к концепции прав и свобод, принятой на Западе, других столь же «вечных» проблем, уходящих корнями в дискуссию «западников» и «почвенников», длящуюся уже  не одно столетие. Исследование выявило противоречивость общественного мнения в современной России по этим вопросам. С одной стороны, в России, переживающей стадию роста консервативных в целом и антизападнических, в частности, настроений, более 60% россиян относят себя к числу «сторонников особого пути», отличного от того пути, по которому идут страны Запада. С другой стороны, для многих из них, антизападничество, это скорее просто «обида» на Запад, не слишком позитивно относящийся к России, чем сознательное и последовательное отрицание западной системы ценностей. Именно поэтому россияне скорее не готовы согласиться с основными положениями выступления Митрополита Кирилла.
Так лишь 34,7% поддерживают тезис, согласно которому в основу российского общества следует положить общенациональные ценности и традиции, а не концепцию прав и свобод личности, которую Запад считает универсальной. 60,0% придерживаются в этом вопросе скорее прозападной точки зрения о приоритетности прав и свобод личности.
Некоторое численное преимущество имеют в современной России и те, кто придерживается ценностей современного потребительского общества, согласно которым главное для человека – это достижение личного благополучия. Так считают 50,5% опрошенных. Несколько меньше тех (42,5%), кто согласен с более традиционной для России точкой зрения, озвученной Митрополитом Кириллом, о том, что россиянам следует держаться за нравственные традиции и веру, это важнее, чем достижение личного благополучия.
Не готово большинство современных россиян и к тем жертвам во имя общих целях, о которых говорилось на Соборе. По мнению 51,7% опрошенных, нет таких общих целей, ценностей и идей, ради которых стоит пожертвовать жизнью.  В то же время, 33,9% отметили, что есть люди, готовые пожертвовать своей жизнью ради блага других людей или страны – к их числу относится он сам или кто-то из его близкого окружения.

С каким из следующих мнений Вы в большей степени согласны? В основу российского общества следует положить права и свободу личности 60,0
В основу российского общества следует положить общенациональные ценности и традиции 34,7
Затруднились ответить 5,3
С каким из следующих мнений Вы в большей степени согласны? Человеку следует держаться за нравственные традиции и веру 42,5
Главное для человека – это достижение личного благополучия 50,5
Затруднились ответить 7,0
С каким из следующих мнений Вы в большей степени согласны? В моем окружении есть люди, готовые пожертвовать своей жизнь 33,9
Нет таких общих ценностей и идей, ради которых стоит пожертвовать жизнью 51,7
Затруднились ответить 14,5


В современной России, где общество атомизировано, а доверие к государственным и общественным институтам невелико, главным источником нравственных норм и ценностей, по мнению россиян, должна оставаться семья, так полагают 72,4% опрошенных. Гораздо меньшую роль в ретрансляции нравственных норм и ценностей отводят россияне государству в лице школы (15,4%) или тем более армии (0,6%), Церкви (3,8%), литературе и искусству (2,0%), СМИ (2,0%), трудовым коллективам (1,8%) или дружеским компаниям (0,7%).


Рецензии