Истории земли Исраэль - Акива и Рахель

Исраэль – удивительная земля. Мудрость которую готова раскрывать она тем, кто хочет утолить  духовную жажду поистине бесконечна.
Одна из историй подаренных мне Святой Землей - это история о великом мудреце Раби Акиве. Его судьба, его любовь и взаимоотношения с женой Рахель, навсегда изменили мои представления о месте и предназначении женщины в жизни и пути мужчины. История  этих удивительных людей, пройдя сквозь века не утеряла своего света, более того, на мой взгляд, она с каждым столетием сияет все ярче, освящая путь  потомкам.

А изложила я эту историю именно так, как она мне  услышалась и запомнилась. Потому в своем повествовании  я не стремилась к скрупулезной точности исторических фактов. Скорее она  рассказана так, как навсегда поселилась в моей памяти и душе...
 
Итак, Акива, был простым пастухом ,  и он  был  безграмотным, ибо никто и никогда не учил его читать и писать. Родился он в бедной семье около города Лод  примерно в 50-ом году н.э., т. е. примерно за 20 лет до разрушения Второго Иерусалимского Храма. Родители  Акивы  были бедняками - герами (не евреями,которые перешли в  иудаизм).
Акива работал пастухом за поденную плату, жил в ветхой хижине, где постелью ему служила охапка соломы. Питался он водой, хлебом да  редькой, был  беден и  не мог написать даже своего имени, но вместе с тем это был веселый и добрый человек. Он не жаловался на свою участь и не тревожился о будущем  довольствуясь тем, что каждый день выходит в Иудейские горы и наслаждается там солнечным теплом и синевой неба.
В те времена в Иерусалиме  жил  один  богатый  и  уважаемый   человек по прозвищу  Калба Савуа, о нем говорили так: «Каждый, кто входил в его дом голодным как собака, выходил – сытым». Видимо поэтому его так и прозвали: Калба Савуа (т.е. Сытая Собака). К нему-то и   нанялся Акива,  пасти овец и помогать по хозяйству, чтобы заработать на жизнь.
Так в довольстве малым, скорей всего, и прошла бы вся жизнь Акивы, если бы не Рахель- дочь его хозяина. В Торе о создании первой женщины написано так: «Напротив мужчины и в помощь ему создал женщину Творец»…
 Акиве  же Всевышний  послал  одну из  самых удивительных «помощниц». Молодая, невероятно  красивая да еще и образованная девушка(грамотная женщина была редкостью в те  времена) полюбила его и кардинально  изменила всю его жизнь.
Что же нашла Рахель - единственная  дочь богача, красивая и одаренная, в Акиве? Ведь не отличался он внешней красотой, был уже солидного возраста, по тем временам(ему было 40 лет),  а главное – он был невежей. Рахель обладала живым сердцем, чистой  чуткой душой, и даром провидения, она  сумела разглядеть в неграмотном пастухе поразительный  духовный потенциал, редкую душевную силу и способность к огромной любви.
Судьба свела их в период между самыми  большими праздниками  Святой Земли - Песах и Шавуот, они  встретились и сразу же полюбили, словно большие света этих праздников помогли слиться их удивительным душам. Рахель спросила Акиву: «Если я обручусь с тобой и стану твоей женой, пойдешь ли ты изучать Тору? Готов ли ты пообещать мне, что станешь  ради меня первым Мудрецом  Израиля»
 «Да!» - не задумываясь ни на секунду, ответил   Акива,  глядя в глаза своей прекрасной возлюбленной. В преданиях говорится, что такая любовь, какая возникла  между ними, это огромная редкость, которая случается раз в несколько тысячелетий,  на иврите про нее говорят  «зуг мишамаим» - пара с небес.
Конечно, увидев  Рахель  - златовласую юную девушку, неземной красоты и редкого ума,  он влюбился в нее без памяти и был готов на все. Однако он и не представлял,  насколько  был далек он был в  это время от всего того, что она от него хотела. Более того, в некоторых преданиях упоминается , что когда-то он поистине ненавидел тех, кто изучает святые тексты и считал их бездельниками. Через много лет, будучи уже великим Мудрецом Израиля, Раби Акива  вспоминал об этом:
- Когда я был простолюдином, я бывало,  говорил: «Приведите мне изучающего Тору, и я укушу его как осёл ».
А когда ученики  спросили  его:
- Почему «как осел»?  Ведь принято  говорить «как собака»!
 Раби Акива отвечал:
- Собака кусает не повреждая кости, а осел, кусает так, что ломает кость.
Такова была ненависть пастуха Акивы к изучающим.
Только из любви к Рахель  согласился он  пойти учиться. Эта женщина заронила первую искру, которая разожгла  священный  огонь скрытого Величия его огромной души.
 Обряд бракосочетания они провели тайно. Но слух о замужестве дочери вскоре дошел до ушей Калба Савуа и привел богача в ярость: как могла его красавица Рахель стать женой невежественного пастуха?! Отец отказался от единственной своей  дочери,  выгнал ее из дома, и лишил ее права на наследство.
Супруги жили в крайней нищете, Рахель, привыкшая к жизни в богатстве  полностью разделила с Акивой его участь и судьбу.
Акива пошел учиться, но по началу грамота никак не давалась ему, он был вынужден сидеть и учиться вместе с маленькими  детьми, они  всегда смеялись над ним. Однажды он совсем отчаялся и понял,что не сможет больше терпеть унижения, и не в силах выполнить свое обещание данное  любимой жене. Он шел домой понурый и приготовился признать свое поражение. Но тут увидел неподалеку ручей, вода непрерывно лилась на камень и пробила в нем большую дыру. И тогда Акива подумал: « Раз вода проточила  камень, неужели же святые слова Торы не проточат  мою твердую голову». И он яростно  принялся за учебу с новой силой.
Как только ему удалось освоить грамоту, всем сразу стало понятно, что он обладает особым даром постижения святых текстов. Он  учился   много  лет, беспрерывно и страстно. В сказаниях есть упоминание, что Рахель продала свои роскошные золотые  волосы, чтобы ее муж смог пойти учиться у великих Мудрецов. Акива очень любил ее волосы и называл их «золотой короной». И когда она  обрезала и продала их, чтобы он смог пойти учиться, Акива дал себе обет, что  он непременно разбогатеет и подарит своей возлюбленной жене «Золотой Иерусалим» (украшение в виде изображения святого города).  Через двенадцать лет учебы , когда Раби Акива  возвращался домой, уже будучи известным  знатоком Торы, он случайно услышал разговор Рахель с другой женщиной. «Ты так красива и молода, а твой муж бросил тебя одну на столько лет! Как ты можешь терпеть  подобное отношение?!» - спросила она. И Рахель ответила, что готова ждать еще двенадцать лет, чтобы ее муж выполнил свое обещание и стал первым Мудрецом Израиля. И тогда Акива понял, что еще не в полной мере   выполнил свое обещание перед женой, он развернулся и ушел учиться еще на 12 лет…
Чем больше проходило времени, тем сильнее любил раби Акива свою Рахель. Она была в его глазах самим совершенством.Сказание гласит, что  когда он возвратился в родной город великим Мудрецом, его сопровождали  двадцать четыре тысячи учеников. Все жители города вышли ему навстречу: среди них была и его жена. Соседи пристыдили ее: «Одолжи у кого-нибудь нарядную одежду, чтобы выглядеть достойно». Но Рахель ответила: «муж мой знает, как мне живется, и мне не нужно  прихорашиваться перед ним». Рахель стала пробиваться  к Акиве,  а его  ученики, не знавшие, кто она, пытались оттолкнуть оборванку от своего великого Учителя, но Раби Акива сказал им: «Пустите ее. Вся  моя Тора  и вся  ваша Тора, все наши постижения  принадлежат ей,  ибо все наше «изобилие и свет» вызваны ее желанием и молитвой».
Один из посетителей Раби Акивы был отец Рахели. Он не знал, что знаменитый ученый - его зять. Он пришел к раби за советом.
—  Великий Раби, - сказал он, — много лет назад моя дочь вышла замуж за бедного безграмотного пастуха вопреки моей воле. Я дал обет, что никогда не прощу ей этого. Теперь я раскаиваюсь в этом и хочу помириться с дочерью,  быть вместе с нею и моими внуками.
Раби Акива сказал:
— Сначала ответь мне, что послужило причиной твоего обета — бедность этого человека или его невежественность.
— Конечно же его невежественность. Ведь он не знал даже алфавита!
— В таком случае я освобождаю тебя от твоего обета, ибо твой зять стал большим знатоком Торы.
После чего он признался изумленному старику, что он и есть Акива - его зять. На радостях отец Рахели бросился целовать руки Раби Акиве, а затем поспешил  обнять свою дочь.
— Я отдам вам половину своего состояния, чтобы  Великий Раби Акива смог все свое время посвящать учению, — сказал он...

Заветная мечта Рахель осуществилась, а Великий мудрец  Раби Акива возвестил всем женщинам, на все времена, наиважнейшее послание: "Моя Тора и ваша  Тора - ее заслуга!"
И  не удивительно то, что большую часть духовного наследия Мудрецов  Древнего Израиля, которую мы имеем счастье постигать сегодня, дошли до нас сквозь века именно благодаря ученикам Раби Акивы.  А один из них Раби Шимон  написал великую книгу всех времен «ЗОАР».  И все это мы  обрели  благодаря  любви, желанию, воле и чистому  намерению   лишь одной хрупкой  женщины.
Однажды кто-то задал вопрос Раби Акиве:
- Кого по-настоящему можно считать богатым?
Другой ответил:
- Того, у кого есть множество виноградников и  слуг.
Третий сказал:
— Того, кто довольствуется тем, что имеет.
 Раби Акива же сказал так:
— Того, у кого хорошая жена……


Рецензии