Истории земли Исраэль - Акива и Рахель
Одна из историй подаренных мне Святой Землей - это история о великом мудреце Раби Акиве. Его судьба, его любовь и взаимоотношения с женой Рахель, навсегда изменили мои представления о месте и предназначении женщины в жизни и пути мужчины. История этих удивительных людей, пройдя сквозь века не утеряла своего света, более того, на мой взгляд, она с каждым столетием сияет все ярче, освящая путь потомкам.
А изложила я эту историю именно так, как она мне услышалась и запомнилась. Потому в своем повествовании я не стремилась к скрупулезной точности исторических фактов. Скорее она рассказана так, как навсегда поселилась в моей памяти и душе...
Итак, Акива, был простым пастухом , и он был безграмотным, ибо никто и никогда не учил его читать и писать. Родился он в бедной семье около города Лод примерно в 50-ом году н.э., т. е. примерно за 20 лет до разрушения Второго Иерусалимского Храма. Родители Акивы были бедняками - герами (не евреями,которые перешли в иудаизм).
Акива работал пастухом за поденную плату, жил в ветхой хижине, где постелью ему служила охапка соломы. Питался он водой, хлебом да редькой, был беден и не мог написать даже своего имени, но вместе с тем это был веселый и добрый человек. Он не жаловался на свою участь и не тревожился о будущем довольствуясь тем, что каждый день выходит в Иудейские горы и наслаждается там солнечным теплом и синевой неба.
В те времена в Иерусалиме жил один богатый и уважаемый человек по прозвищу Калба Савуа, о нем говорили так: «Каждый, кто входил в его дом голодным как собака, выходил – сытым». Видимо поэтому его так и прозвали: Калба Савуа (т.е. Сытая Собака). К нему-то и нанялся Акива, пасти овец и помогать по хозяйству, чтобы заработать на жизнь.
Так в довольстве малым, скорей всего, и прошла бы вся жизнь Акивы, если бы не Рахель- дочь его хозяина. В Торе о создании первой женщины написано так: «Напротив мужчины и в помощь ему создал женщину Творец»…
Акиве же Всевышний послал одну из самых удивительных «помощниц». Молодая, невероятно красивая да еще и образованная девушка(грамотная женщина была редкостью в те времена) полюбила его и кардинально изменила всю его жизнь.
Что же нашла Рахель - единственная дочь богача, красивая и одаренная, в Акиве? Ведь не отличался он внешней красотой, был уже солидного возраста, по тем временам(ему было 40 лет), а главное – он был невежей. Рахель обладала живым сердцем, чистой чуткой душой, и даром провидения, она сумела разглядеть в неграмотном пастухе поразительный духовный потенциал, редкую душевную силу и способность к огромной любви.
Судьба свела их в период между самыми большими праздниками Святой Земли - Песах и Шавуот, они встретились и сразу же полюбили, словно большие света этих праздников помогли слиться их удивительным душам. Рахель спросила Акиву: «Если я обручусь с тобой и стану твоей женой, пойдешь ли ты изучать Тору? Готов ли ты пообещать мне, что станешь ради меня первым Мудрецом Израиля»
«Да!» - не задумываясь ни на секунду, ответил Акива, глядя в глаза своей прекрасной возлюбленной. В преданиях говорится, что такая любовь, какая возникла между ними, это огромная редкость, которая случается раз в несколько тысячелетий, на иврите про нее говорят «зуг мишамаим» - пара с небес.
Конечно, увидев Рахель - златовласую юную девушку, неземной красоты и редкого ума, он влюбился в нее без памяти и был готов на все. Однако он и не представлял, насколько был далек он был в это время от всего того, что она от него хотела. Более того, в некоторых преданиях упоминается , что когда-то он поистине ненавидел тех, кто изучает святые тексты и считал их бездельниками. Через много лет, будучи уже великим Мудрецом Израиля, Раби Акива вспоминал об этом:
- Когда я был простолюдином, я бывало, говорил: «Приведите мне изучающего Тору, и я укушу его как осёл ».
А когда ученики спросили его:
- Почему «как осел»? Ведь принято говорить «как собака»!
Раби Акива отвечал:
- Собака кусает не повреждая кости, а осел, кусает так, что ломает кость.
Такова была ненависть пастуха Акивы к изучающим.
Только из любви к Рахель согласился он пойти учиться. Эта женщина заронила первую искру, которая разожгла священный огонь скрытого Величия его огромной души.
Обряд бракосочетания они провели тайно. Но слух о замужестве дочери вскоре дошел до ушей Калба Савуа и привел богача в ярость: как могла его красавица Рахель стать женой невежественного пастуха?! Отец отказался от единственной своей дочери, выгнал ее из дома, и лишил ее права на наследство.
Супруги жили в крайней нищете, Рахель, привыкшая к жизни в богатстве полностью разделила с Акивой его участь и судьбу.
Акива пошел учиться, но по началу грамота никак не давалась ему, он был вынужден сидеть и учиться вместе с маленькими детьми, они всегда смеялись над ним. Однажды он совсем отчаялся и понял,что не сможет больше терпеть унижения, и не в силах выполнить свое обещание данное любимой жене. Он шел домой понурый и приготовился признать свое поражение. Но тут увидел неподалеку ручей, вода непрерывно лилась на камень и пробила в нем большую дыру. И тогда Акива подумал: « Раз вода проточила камень, неужели же святые слова Торы не проточат мою твердую голову». И он яростно принялся за учебу с новой силой.
Как только ему удалось освоить грамоту, всем сразу стало понятно, что он обладает особым даром постижения святых текстов. Он учился много лет, беспрерывно и страстно. В сказаниях есть упоминание, что Рахель продала свои роскошные золотые волосы, чтобы ее муж смог пойти учиться у великих Мудрецов. Акива очень любил ее волосы и называл их «золотой короной». И когда она обрезала и продала их, чтобы он смог пойти учиться, Акива дал себе обет, что он непременно разбогатеет и подарит своей возлюбленной жене «Золотой Иерусалим» (украшение в виде изображения святого города). Через двенадцать лет учебы , когда Раби Акива возвращался домой, уже будучи известным знатоком Торы, он случайно услышал разговор Рахель с другой женщиной. «Ты так красива и молода, а твой муж бросил тебя одну на столько лет! Как ты можешь терпеть подобное отношение?!» - спросила она. И Рахель ответила, что готова ждать еще двенадцать лет, чтобы ее муж выполнил свое обещание и стал первым Мудрецом Израиля. И тогда Акива понял, что еще не в полной мере выполнил свое обещание перед женой, он развернулся и ушел учиться еще на 12 лет…
Чем больше проходило времени, тем сильнее любил раби Акива свою Рахель. Она была в его глазах самим совершенством.Сказание гласит, что когда он возвратился в родной город великим Мудрецом, его сопровождали двадцать четыре тысячи учеников. Все жители города вышли ему навстречу: среди них была и его жена. Соседи пристыдили ее: «Одолжи у кого-нибудь нарядную одежду, чтобы выглядеть достойно». Но Рахель ответила: «муж мой знает, как мне живется, и мне не нужно прихорашиваться перед ним». Рахель стала пробиваться к Акиве, а его ученики, не знавшие, кто она, пытались оттолкнуть оборванку от своего великого Учителя, но Раби Акива сказал им: «Пустите ее. Вся моя Тора и вся ваша Тора, все наши постижения принадлежат ей, ибо все наше «изобилие и свет» вызваны ее желанием и молитвой».
Один из посетителей Раби Акивы был отец Рахели. Он не знал, что знаменитый ученый - его зять. Он пришел к раби за советом.
— Великий Раби, - сказал он, — много лет назад моя дочь вышла замуж за бедного безграмотного пастуха вопреки моей воле. Я дал обет, что никогда не прощу ей этого. Теперь я раскаиваюсь в этом и хочу помириться с дочерью, быть вместе с нею и моими внуками.
Раби Акива сказал:
— Сначала ответь мне, что послужило причиной твоего обета — бедность этого человека или его невежественность.
— Конечно же его невежественность. Ведь он не знал даже алфавита!
— В таком случае я освобождаю тебя от твоего обета, ибо твой зять стал большим знатоком Торы.
После чего он признался изумленному старику, что он и есть Акива - его зять. На радостях отец Рахели бросился целовать руки Раби Акиве, а затем поспешил обнять свою дочь.
— Я отдам вам половину своего состояния, чтобы Великий Раби Акива смог все свое время посвящать учению, — сказал он...
Заветная мечта Рахель осуществилась, а Великий мудрец Раби Акива возвестил всем женщинам, на все времена, наиважнейшее послание: "Моя Тора и ваша Тора - ее заслуга!"
И не удивительно то, что большую часть духовного наследия Мудрецов Древнего Израиля, которую мы имеем счастье постигать сегодня, дошли до нас сквозь века именно благодаря ученикам Раби Акивы. А один из них Раби Шимон написал великую книгу всех времен «ЗОАР». И все это мы обрели благодаря любви, желанию, воле и чистому намерению лишь одной хрупкой женщины.
Однажды кто-то задал вопрос Раби Акиве:
- Кого по-настоящему можно считать богатым?
Другой ответил:
- Того, у кого есть множество виноградников и слуг.
Третий сказал:
— Того, кто довольствуется тем, что имеет.
Раби Акива же сказал так:
— Того, у кого хорошая жена……
Свидетельство о публикации №211092000034