Исповедь дилетанта или посещение выставки С. Дали

         Когда я узнала, что в Москву привезли выставку картин Сальвадора Дали прямо из Фигераса, то  задумалась. Я далеко не поклонница кубизма, сюрреализма, и прочего абстракционизма.  Порой мне кажется, что некоторые художники просто глумились и потешались, выдавая очередную мазню за шедевр, ну а разве кто осмелится сказать, что «король-то голый!»? А простому народу и вовсе не до этого. Кому-то же  в голову пришло наделить пресловутый «Чёрный квадрат» всеми мыслимыми и немыслимыми философскими умозаключениями. Но ведь квадрат – он и в Африке квадрат, хоть чёрный, хоть зелёный, а хоть в горошек. В общем, все великие (да и не великие тоже) картины  я воспринимаю на уровне дилетанта: «нравится» - «не нравится»,  а если быть более точной, то «цепляет» или « не цепляет». Дали меня однозначно  «не цеплял» никогда. Но пропустить это знаменательное мероприятие и не прикоснуться к мировому искусству (ВПЕРВЫЕ  в МОСКВЕ!) я, конечно, не могла. Пугало только одно: вдруг противная дождливая погода в совокупности с паранойей Сальвадора Дали ещё больше усугубят моё начавшееся «осеннее обострение», и я совсем свихнусь от депрессии и тоски. Одна моя знакомая в «одноклассниках» написала: «Сходи, конечно.  А если боишься паранойи – возьми с собой маленькую фляжечку, тогда всё покажется голубым и зелёным». Я похихикала, ответила, что подумаю, но настроение улучшилось, а страхи показались  глупыми и смешными.

      И вот «в воскресный день» … с подругою мы приехали к музею им. Пушкина за пол часа до открытия и встали в длиннющую очередь, мурлыкающую и воркующую,  предварительно настроившись  стоять долго и терпеливо. Нам повезло – погода была звонкой и солнечной, ранняя Москва – чистой, свежей и красивой. Радовали глаз голубые ели, усыпанные бронзовыми шишками, светившимися в лучах утреннего солнца, тёмно-красные розы, пылавшие на фоне ещё зелёной травы.  А из Храма Христа Спасителя доносился колокольный звон, который празднично-умиротворённо ложился на душу, и сам по себе являлся добрым знаком. Стояли мы не так уж и долго, болтали о том – о сём   и через час благополучно вошли в музей…

       Выставка меня немножко  разочаровала, немножко порадовала, немножко рассмешила, а осеннюю депрессию и вовсе разогнала! Да простят меня ценители  и знатоки искусства! Я ожидала увидеть шедевры -  огромные полотна  с большой – большой «паранойей», которая удручающе подействует на моё подсознание и воспалённое воображение! Но «паранойя» оказалась совсем маленькой, светившейся на небольших картинах, которых было не так уж и много, всего на двух параллельных стенах. И у каждой такой картины, сиявшей на чёрном фоне и манившей своей странностью,   плотной стеной стояла толпа зрителей,  пытающихся увидеть нечто Великое на расстоянии двадцати сантиметров! (Мне казалось, что созерцание картин требует гораздо большего пространства.) Несмотря на «аудиогид», который добросовестно вещал, что же мы должны разглядеть на шедеврах,  и что хотел сказать сам художник, Великое проскользнуло мимо меня,  почти не коснувшись  ни ума, ни сердца. Ничего не могу поделать - моё мироощущение обывателя никак не хотело совпадать с этой незаурядной, выпрыгнувшей за пределы  привычного, разбушевавшейся фантазией.

        Но… всё-таки,  некоторые моменты «зацепили». Оказалось, что жена (а так же муза, любовница, …и проч.) Сальвадора Дали Гала – родом из России, из города Казани, в девичестве - Елена Дьяконова. Ах, вот оно что! Сальвадор Дали – это  заслуга русской женщины! Ну, конечно, только отважная  русская женщина могла так безумно любить и быть преданной подругой и помощницей. Это русская женщина была его поддержкой и опорой, это русская женщина «распиарила» и сделала Кошмар Сальвадора Дали знаменитым при жизни! Теперь всё стало более понятным и естественным.  (Как могло случиться, что я, темнота,  этого не знала раньше – не понимаю.) Счастье, что художник боготворил свою Музу и запечатлел её, где только возможно. Поэтому всё остальное я великодушно прощаю Великому и Ужасному Дали. Даже его высказывание, суть которого в том, КАК ВООБЩЕ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ЖИТЬ НА СВЕТЕ, ЕСЛИ ОН НЕ САЛЬВАДОР ДАЛИ И НЕ ГАЛА … Действительно… почему  люди живут на свете без такой любви? И шут, с ним, с этим странным, однако  безумно притягательным искусством. Любовь выше справедливости, снимаю шляпу.

        Потом были эскизы, рисунки,  фотографии, очень много иллюстраций к «Дон Кихоту», которые, кстати,  мне понравились. Уходя, я  даже решила, что две-три картины Сальвадора Дали  неплохо бы смотрелись у меня дома в холле. Нет, в комнаты я бы их вешать не стала, только  в холле, так, для интерьера…
      А после выставки  дома  за обедом  мы пили испанское вино, и все тосты были «За Любовь».


Репродукция из интернета


Р.S. Когда мои знакомые интересуются,понравилась ли мне выставка, я отвечаю:" Это было потрясающе!" И слегка улыбаюсь, совсем как Мона Лиза...


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.